Файл: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 787

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология массовой коммуникации

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239

Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41

42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45

Глава 3 Функции и роли смк____________________________47

Глава 3. Функции и роли смк____________________________49

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

Глава 3 Функции и роли смк____________________________57

Глава 3 Функции и роли смк____________________________59

Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел

Глава 3. Функции и роли смк____________________________63

Глава 3 Функции и роли смк____________________________65

Глава 3. Функции и роли смк____________________________67

Глава 3. Функции и роли смю_________________________69

70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 3. Функции и роли смк____________________________л

Глава 3. Функции и роли смк__________________________73

Глава 3. Функции и роли смк____________________________75

Глава 3. Функции и роли смк__________________________77

Глава 3. Функции и роли смк__________________________79

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151

Глава 7. Смк и бизнес________________________________153

Глава 7 смк и бизнес________________________________155

Глава 7 смк и бизнес______________________________щ

Глава 7. Смк и бизнес________________________________159

Глава 7. Смк и бизнес______________________________161

Глава 7. Смк и бизнес________________________________163

Глава 7. Смк и бизнес________________________________165

Глава 7 смк и бизнес______________________________167

Глава 7 смк и бизнес______________________________169

Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189

Часть III

Глава 9 Коммуникатор________________________________193

Глава 9. Коммуникатор________________________________195

Глава 9 Коммуникатор________________________________197

Глава 9 Коммуникатор________________________________199

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

Глава 9 Коммуникатор_____________________________207

Глава 9 Коммуникатор________________________________209

Глава 9 Коммуникатор________________________________211

Глава 9. Коммун и катор________________________________213

Глава 9. Коммуникатор_____________________________215

Глава 9 Коммуникатор________________________________217

Глава 9. Коммуникатор_____________________________219

Глава 9. Коммуникатор_____________________________221

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

Глава 9 Коммуникатор_____________________________231

Глава 9 Коммуникатор_____________________________233

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

Глава 9 Коммуникатор_____________________________237

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255

Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385

Так, по данным социологической службы Союза журналистов, в 1995 г. всероссийский опрос населения показал следующее распределение газет в потреблении населения (% читателей среди опрошенных):

Местная городская газета 36

Местная областная газета 30

«Аргументы и факты» 25

«Комсомольская правда» 16

«Спид-Инфо» 15

Газет не читают 7

Остальные газеты набрали от 6 до 1 %

По данным ВЦИОМ, в 1999 г. «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» сохранили в целом по России свои позиции, набрав 23 и 14 % соответственно.

Фирма «Контекст» с 19 по 21 ноября 1999 г. провела опрос, в ходе которого респондентам было предложено назвать периодическое издание, заинтересовавшее его более других на текущей неделе. В качестве метода использовалось личное интервью по месту жительства респондента. Опрос проводился более чем в 200 городских и сельских населенных пунктах в 52 субъектах Российской Федерации, во всех экономико-географических регионах страны. Объем выборки составил 3 000 человек (результаты опроса представительны по региону, типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию, социальному положению, доходам семьи). Лидирующую позицию в рейтинге заняли «Аргументы и факты» (9%), за ними следовали «Комсомольская правда» (7%) и «Московский комсомолец» (6%); 56% респондентов назвали другие периодические издания; 22 % респондентов затруднились ответить'.

Чтобы представить объемы издаваемых информационных источников для отдельного российского региона, дадим статистику СМК по Тверской области на ноябрь 1997 г.: областные газеты — 56, город-

1 Милехин А., фирма «Контекст», студия А. Лебедева // Интернет, www.mo-nitoring.ru.


Глава 9 Коммуникатор________________________________227

ские — 45, многотиражные (тираж более 1000 экз.) — 8; итого газет 109. Альманах — 1, бюллетени -1, журналы — 5 («Тверская старина», «Домовой», «Радикальная Тверь», «Лекарь», «Тверские епархиальные ведомости»); телеканалы — 29, радиостанции — 32. Всего информационных органов — 177.

Особенности российской инфраструктуры электронных средств массовой информации

Практически та же тенденция — выбор потребителем скорее местного канала, чем общефедерального — характерна для радио и телевидения. Притом что 4 телеканала имеют устойчивый прием телесигнала практически в границах всей страны (по крайней мере, регионы успешно развивают местную телекоммуникационную инфраструктуру). Этому способствовали и конверсионные программы, в результате которых стало возможно создавать структуру местного кабельного телевидения. С обеспечением свободного доступа на общемировой рынок развлекательных телепрограмм регионы снабжают себя и ими, составляя мощную конкуренцию центральным каналам. Как всегда, притягательность последних заключается именно в информационном вещании и дорогих постановочных развлекательных программах, но конкуренция уже существует и за последние годы заметно обостряется.

Приведем забавный анекдот на тему идентификации телеканалов. Учитель географии спрашивает ученика, знает ли он что-нибудь о Панамском канале. «Нет, — отвечает мальчик, — на нашем телевизоре такого канала нет!»1.

Естественно, что массовая аудитория отдает предпочтение Первому каналу. Канал по своей вещательной концепции рассчитан на самые массовые вкусы, на самую широкую палитру передач, разных по тематическому содержанию, по глубине анализа, по степени дис-куссионности, на передачи, изначально ориентированные на разные возрастные группы и т. д. Немаловажно то, что этот канал в основных своих рубриках, блоках, видах передач стабилен на протяжении десятилетий. И это делает союз с ним привычным, необходимым, даже где-то ритуальным, что тоже определяет крепость его отношений с Аудиторией.

Появление остальных каналов шло навстречу существующим в Аудитории стремлениям к удовлетворению более избирательных потребностей: связанных или с тематико-функциональным их характером

228 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса


(образовательная программа), или с появлением спроса на информацию, связанную со сферой бизнеса и принципиально новых хозяйственных структур (коммерческий канал), или с региональным характером информации, необходимой какой-либо части социума, оформленного как стабильная форма среды обитания (местные каналы). В целом эта тенденция совпадает с общемировыми в структуре информационных источников.

Поэтому распределение каналов по предпочтениям Аудитории отнюдь не означает, что ценность того или иного канала — в величине его Аудитории. И с этой точки зрения 6 % Аудитории, заявившие, что они предпочитают канал «Культура» (они при этом остаются и зрителями других каналов), так же самоценны, как и 75 % населения, сказавшие, что они предпочитают Первую программу «Останкино».

Создание канала «Культура» было в свое время попыткой закрыть ту культурную нишу, которая образовалась из-за от четливо выраженной массовизации других каналов, решивших строить свою политику на зависимости от финансовых потоков рекламодателей, рассчитывающих при этом на большую, а значит, и на массовую по своим вкусам Аудиторию. Канал стал заметным явлением в культурной жизни страны, через полгода его работы его принимало уже 36 субъектов Российской Федерации, но отсутствие государственных дотаций сейчас представляет угрозу самому его существованию (М. Швыдкой, бывший тогда главным редактором канала, рассказывал на конференции в МГУ в феврале 1998 г., что за четыре первых месяца своего существования канал истратил столько же, сколько ОРТ на свою новогоднюю передачу «Старые песни о главном — III»),

На январь 1996 г. в России существовало, помимо гигантов теле-и радиоканалов, имеющих общенациональный прием, 100 государственных станций, входящих ныне в холдинг РТР, и 800 частных теле-и радиостанций.

Создание общефедерального холдинга на базе Российского телевидения с включением в эту орбиту местных телевещательных государственных каналов отвечает велению времени — оптимизировать их взаимоотношения. Пока же они носят иногда противоправный характер. Из прессы известно, что местные телестанции несанкционированно перекрывали своими передачами сигнал из Москвы, оплаченный в центре другими рекламодателями.

Относительно реальной включенности населения страны в потребление разных телеканалов есть данные всероссийского опроса городского и сельского населения, осуществленного Фондом «Общественное



Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

мнение» в декабре 1996 г. В ходе опроса были учтены особенности распространения вещания разных каналов по территории России, поэтому отвечавшие были сгруппированы в зависимости от того, какие каналы они в принципе могут принимать:

1) назвавшие ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6 (27 % населения);

2) назвавшие только ОРТ, РТР и НТВ (21 % населения);

3) назвавшие только ОРТ и РТР.

Результаты потребления информации разных каналов представлены в табл. 12.

Обратим внимание, что практически всегда, независимо от набора, имеющегося в распоряжении зрителей, они делают выбор в пользу ОРТ: он опережает все каналы в любую часть дня. И его доля тем больше, чем меньше каналов может принимать человек. Вечером в значительной степени увеличивается доля населения, делающая свой выбор в пользу местных каналов, — и она тем больше, чем меньше каналов может принимать зритель. К 1999 г. первенство ОРТ среди всех других каналов по России сохраняется, даже когда речь заходит о новост-ных программах. Так, на вопрос ВЦИОМ: «Какие программы новостей вы смотрели более или менее регулярно в течение последнего месяца?», — 63% россиян назвали «Время» (ОРТ), 50%— «Вести» (РТР), 26 % - «Сегодня» (НТВ).

Фирма «Контекст» в рамках опроса, проведенного с 19 по 21 ноября 1999 г., предложила россиянам назвать телеканал, которому они «отдавали предпочтение на текущей неделе». ОРТ в этом рейтинге занимает лидирующую позицию — 40 % опрошенных. За ним следует НТВ - 24 %. РТР смотрят 13 % опрошенных, 5 % - ТВ-6,12 % отдают предпочтение другим телеканалам, 6% затруднились с ответом.

У жителей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов-миллионеров, городов с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек, а также у предпринимателей, руководителей, специалистов, людей с высоким уровнем образования и дохода чаще, чем в среднем по России, пользуется популярностью НТВ. С ростом уровня образования и дохода увеличивается доля телезрителей, составляющих Аудиторию данного телеканала1.

К чисто российской специфике нужно отнести следующее обстоятельство: централизованная система ретрансляции теле- и радиосигнала

Таблица 12

«Какие программы новостей вы смотрели более или менее регулярно

в течение последнего месяца?» 1