Файл: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 823

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология массовой коммуникации

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239

Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41

42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45

Глава 3 Функции и роли смк____________________________47

Глава 3. Функции и роли смк____________________________49

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

Глава 3 Функции и роли смк____________________________57

Глава 3 Функции и роли смк____________________________59

Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел

Глава 3. Функции и роли смк____________________________63

Глава 3 Функции и роли смк____________________________65

Глава 3. Функции и роли смк____________________________67

Глава 3. Функции и роли смю_________________________69

70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 3. Функции и роли смк____________________________л

Глава 3. Функции и роли смк__________________________73

Глава 3. Функции и роли смк____________________________75

Глава 3. Функции и роли смк__________________________77

Глава 3. Функции и роли смк__________________________79

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151

Глава 7. Смк и бизнес________________________________153

Глава 7 смк и бизнес________________________________155

Глава 7 смк и бизнес______________________________щ

Глава 7. Смк и бизнес________________________________159

Глава 7. Смк и бизнес______________________________161

Глава 7. Смк и бизнес________________________________163

Глава 7. Смк и бизнес________________________________165

Глава 7 смк и бизнес______________________________167

Глава 7 смк и бизнес______________________________169

Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189

Часть III

Глава 9 Коммуникатор________________________________193

Глава 9. Коммуникатор________________________________195

Глава 9 Коммуникатор________________________________197

Глава 9 Коммуникатор________________________________199

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

Глава 9 Коммуникатор_____________________________207

Глава 9 Коммуникатор________________________________209

Глава 9 Коммуникатор________________________________211

Глава 9. Коммун и катор________________________________213

Глава 9. Коммуникатор_____________________________215

Глава 9 Коммуникатор________________________________217

Глава 9. Коммуникатор_____________________________219

Глава 9. Коммуникатор_____________________________221

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

Глава 9 Коммуникатор_____________________________231

Глава 9 Коммуникатор_____________________________233

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

Глава 9 Коммуникатор_____________________________237

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255

Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385


Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

ных формализованных процедур выйти на закономерности, тенденции информационного потока, выяснить намерения Коммуникатора при тиражировании информации и спрогнозировать возможные реакции на нее Аудитории.

Текст при таком подходе рассматривается в качестве объективированного (но опосредованного) отражения интересов, запросов сторон, участвующих в процессе коммуникации. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной долей уверенности судить о поведении участников общения, о проводимой ими политике.

Начиная с самых ранних попыток тематической классификации и количественного измерения параметров содержания газеты, текстме социаривается в системе социального функционирования прессы. Так, в исследовании Г. Спида ставилась задача зафиксировать изменения в тематическом содержимом воскресных нью-йоркских газет в период в 1881 по 1893 гг., когда крупнейшая газета «Нью-Йорк Тайме» резко подняла свои тиражи, снизив цену за номер с трех до двух центов и увеличив его размеры. Изменения были не просто формальными, но, как показал исследователь, газеты больше места теперь отдавали сообщениям о сплетнях и скандалах в ущерб политической тематике, сфере искусства1.

В том разрезе содержания, который предложил Д. Уилкокс в своей книге «Американская газета в свете социальной психологии», мы также находим выход на функции газеты в американском обществе (исследователь проанализировал 240 выпусков ежедневных газет): новости, иллюстрации, литература, мнения, реклама2.

В одной из самых ранних работ, использующих метод контент-ана-лиза в исследовании местной печати, ее автор, М. Уилли, в гипотетическом плане усматривал влияние прессы на процесс социализации J.

Исследование Уилли покоилось на таких теоретических посылках, о которых можно было говорить лишь с гипотетической долей уверенности. Однако они были очень плодотворными для более поздних исследований содержания СМК, которые строили свои программы,

248 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

а значит, и принципы рассмотрения текста, на тех или иных зависимостях между СМК и Аудиторией. В работе С. Кингсбери, X. Харта и А. Кларк спектр новостей в газете раскладывается по степени социального интереса для читателя, к которому эти новости апеллируют. С этой точки зрения все новости делятся на три группы: новости, затрагивающие чисто потребительские интересы читателя; новости, затрагивающие читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности, нации; сенсационные новости. Авторы ставили задачу, взвесив долю каждой группы новостей, определить социальную ценность конкретной газеты1.


Тематическую классификацию газет, предложенную в работе Уилли, использовал советский исследователь общественного мнения и прессы В. Кузьмичев в своем анализе двенадцати советских ежедневных газет2.

Исследование выявило резкую разницу между содержанием советских и американских газет, о чем говорит таблица, приведенная Кузь-мичевым в книге (табл. 14).

Исследование новостей в американских утренних газетах, предпринятое Дж. Вудвордом, ставило аналогичную задачу: исходя из объема определенных тематических пластов, сделать выводы о том общественном мнении, которое формируется той или иной газетой. С точки зрения автора, это возможно, потому что пресса влияет на изменения во мнениях скорее с помощью искажения, пропусков, концентрации или окрашивания фактов, чем прямыми редакционными «проповедями». Таким образом, новости, поступающие к Аудитории с полос ежедневной газеты, формируют представления личности о мире и происходящих в нем событиях, а эти стереотипи-зированные представления в свою очередь становятся базой, определяющей последующее отношение человека к миру3. Вудворд ввел в научный оборот многие из терминов и методических принципов анализа содержания.

Разделение всей газетной площади на определенные тематические пласты, выяснение доли, которая приходится на каждый пласт, позво-

Таблица 14

Тематика газет СССР и США (в % ко всему объему проанализированных газет)

США

СССР

Политика

6

29

Экономика

5

36

Культура

13

11

Сенсации

5

3

Спорт

3

1

Персоналки

24

2

Мнения

7

5

Развлекательный материал

1

3

«Журнальный» материал (рассказы, мода, кулинария, фотографии)

33

9

Смесь

3

1


лили авторам сделать выводы относительно газетной политики, т. е. попросту говоря, прокомментировать преобладание одних тематических пластов в ущерб другим.

Социологический анализ содержания как процедура измерения

Так исследования текстов, которые всегда были в ведении гуманитарных наук (истории, источниковедения, фольклористики, литературоведения), получали возможность стать точными, объективными. Добиться этого можно было с помощью применения процедуры измерения, приема, который прежде был свойствен только точным наукам.

Действительно, особенность этого анализа в том, что определенные языковые единицы — в вышеприведенных примерах таковыми будут фрагменты текста, соответствующие определенным темам, — подвергаются количественному описанию.

250 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

Не вдаваясь пока в методику контент-анализа, в процедуру его осуществления (эта проблематика будет обсуждаться позднее), укажем, тем не менее, основные условия, которых такой анализ требует.

1. При интересе исследователя к тем или иным характеристикам текстов, эти характеристики должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа. Объективность же дополняется тем, что эти характеристики определяются программой столь ясно и однозначно, что два исследователя, работающие по одной методике с одним и тем же массивом текстов, приходят к одинаковому результату (иными словами, если вы принимаете мою методику и работаете с ней, мы закодируем текст совершенно одинаково, а значит, получим на выходе одинаковый результат).

2. Как и при получении любого научного знания, здесь требуется систематичность анализа объекта исследования; выбор сообщений для анализа должен основываться на формальных, обусловленных, беспристрастных признаках. Исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу и отвергают другие. Это требование позволяет избежать аргументированной подтасовки фактов.

3. Как и в любом другом социологическом исследовании, в кон-тент-анализе нужна научная строгость, которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них.


4. Для распространения выводов, полученных на основании анализа ряда материалов, на всю реальную деятельность источника этих материалов, этот ряд должен отвечать требованиям репрезентативности — он должен быть характерен для всей реальной деятельности источника.

5. В этот ряд характеристик входит и само понятие количественного анализа: подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных его элементов, случайность этих употреблений; могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также процентные и удельные весовые соотношения различных характеристик текста. Правильность или неправильность процедур проверяется достаточно разработанным для этих целей языком математики.

Если говорить о рубеже XIX-XX вв. как о времени рождения этого метода, необходимо вспомнить, что, помимо тенденции к социологиза-ции, существующей к этому времени в науке об обществе, о социаль-