Файл: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 1053

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология массовой коммуникации

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239

Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41

42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45

Глава 3 Функции и роли смк____________________________47

Глава 3. Функции и роли смк____________________________49

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

Глава 3 Функции и роли смк____________________________57

Глава 3 Функции и роли смк____________________________59

Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел

Глава 3. Функции и роли смк____________________________63

Глава 3 Функции и роли смк____________________________65

Глава 3. Функции и роли смк____________________________67

Глава 3. Функции и роли смю_________________________69

70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 3. Функции и роли смк____________________________л

Глава 3. Функции и роли смк__________________________73

Глава 3. Функции и роли смк____________________________75

Глава 3. Функции и роли смк__________________________77

Глава 3. Функции и роли смк__________________________79

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151

Глава 7. Смк и бизнес________________________________153

Глава 7 смк и бизнес________________________________155

Глава 7 смк и бизнес______________________________щ

Глава 7. Смк и бизнес________________________________159

Глава 7. Смк и бизнес______________________________161

Глава 7. Смк и бизнес________________________________163

Глава 7. Смк и бизнес________________________________165

Глава 7 смк и бизнес______________________________167

Глава 7 смк и бизнес______________________________169

Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189

Часть III

Глава 9 Коммуникатор________________________________193

Глава 9. Коммуникатор________________________________195

Глава 9 Коммуникатор________________________________197

Глава 9 Коммуникатор________________________________199

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

Глава 9 Коммуникатор_____________________________207

Глава 9 Коммуникатор________________________________209

Глава 9 Коммуникатор________________________________211

Глава 9. Коммун и катор________________________________213

Глава 9. Коммуникатор_____________________________215

Глава 9 Коммуникатор________________________________217

Глава 9. Коммуникатор_____________________________219

Глава 9. Коммуникатор_____________________________221

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

Глава 9 Коммуникатор_____________________________231

Глава 9 Коммуникатор_____________________________233

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

Глава 9 Коммуникатор_____________________________237

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255

Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385

Аналогичную пищу для размышлений мы получим, если сравним анализируемый источник информации с другими средствами коммуникации. Ведь известно, что природные характеристики каждого средства накладывают определенные ограничения на форму сообщения. Сравним общие объемы вещания по разным типам информации в рамках радио и телевидения в январе—феврале 1990 г. (табл.19).

Таким образом, благодаря проведенным вовремя контент-аналити-ческим исследованиям советского радио и телевидения (группа анализа эффективности телевидения, факультет журналистики МГУ), мы располагаем сегодня информацией, какими они были в последнее ( десятилетие XX в.; при необходимых финансовых затратах эти исследования могли бы быть воспроизведены для сравнения с российскими радио и телевидением начала XXI в.

Таблица 19

Доля передач разных типов в целом

на Всесоюзном радио и Центральном телевидении

(в % к общему объему вещания)

Всесоюзное радио

Центральное телевидение

Информативные передачи

28

41

в т. ч. новости

5

5

Художественно-культурологические передачи

56

30

в т. ч. кинофильмы

-

16

радиоспектакли

5

-

Развлекательные передачи

8

6

Спортивные передачи (помимо спорта в новостях)

-

6

Учебные передачи

-

10

Передачи для детей

8

7

Религиозные передачи

-

-

Реклама (в т. ч. анонс передач)

1

1


Пожалуй, наиболее яркая примета времени — это отсутствие в тот период рекламы и религиозных передач. Сегодняшний исследователь должен будет решить для себя непростой вопрос, куда относить телесериалы. В любом случае, сравнение тут сделать легко, потому что тогда и их на телевидении не было.

В принципе эта проблема обращает нас к очень важной постановке вопроса: когда чего-то нет в информационном канале, означает ли это, что и в реальной социальной жизни этого нет? Пример с сериалами — самый простой.

На этот счет не может быть двух мнений: мы не можем считать свидетельством отсутствия чего-либо в реальности, если это не отражено в СМК.

314 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

Сравнение характеристик текста с установками Издателя

Мы уже говорили, что для ряда задач наличие представления об идеальном типе газеты, радио- или телеканала, выраженного количественно, сняло бы для контент-аналитика массу проблем, К сожалению, такое представление возможно лишь на теоретическом уровне.

Но для ряда задач можно получить фундаментальную основу — в некотором роде аналог рекомендациям, системе требований на этот счет Издателя. Ничем иным, кстати, не являются каноны американской журналистики, которые считаются набором чисто профессио-.нальных требований к информационному процессу и которые, по сути дела, подвигли цитируемых нами американских исследователей проверить, в какой мере американские газеты различают редакционные ориентации и чисто фактографические материалы.

И это было достаточно выигрышным моментом в процессе интерпретации данных, полученных конгент-аналитиками в том исследовании.

Но такая ситуация — достаточно редкая. Однажды, в далекие «застойные» времена, когда деятельность прессы в нашей стране была под пристальным вниманием партийных органов и на этот счет существовали тексты специальных постановлений, группе анализа эффективности телевидения факультета журналистики МГУ (1984 г.) удалось сопоставить количественное распределение внимания информационной телевизионной программы «Время» к актуальным народнохозяйственным проблемам с тем же набором проблем, обозначенным в партийных документах, в речах руководителей государства и т. д. В частности, предварительно был проведен контент-анализ речей руководителей государства, членов ЦК КПСС на встречах с избирателями в период предвыборной кампании по выборам депутатов Верховного Совета СССР с 18 февраля по 2 марта 1984 г., с тем, чтобы иметь своеобразный рейтинг актуальных проблем, как он выстраивается в программных документах руководства страны. Это отражено в табл. 20.


В ходе контент-анализа программы «Время» в период с 22 марта по 20 июня 1984 г. (т. е. 90 телевыпусков программы) фиксировалась частота упоминания этих проблем в материалах программы, а также характер соотнесения их с действительностью (подавались ли эти проблемы как уже решаемые на конкретном предприятии, в отрасли, в области, в регионе и т. п.; сообщались ли факты о реальном воплощении проблемы в жизнь, или проблемы упоминались только как настоятельные, требующие своего решения в ходе дальнейшего развития хозяйства страны). Итоговая картина отражена в табл. 21.

Таблица 20

Рейтинг актуальных проблем в программных документах

(в % к общему числу проблем)

1

Проблемы интенсификации производства, более эффективного использования уже имеющегося производственного потенциала

35

2

Проблемы совершенствования планирования и системы управления, хозяйственного механизма

26

3

Проблемы, связанные с результатами производства

22

4

Проблемы ускорения научно-технического прогресса

17

Таблица 21

Распределение внимания Коммуникатора к группам проблем

(в % к числу упоминаний проблем)

Ин генсификация производства

46

1

в т. ч факты реального воплощения проблемы в жизнь

30

высказывания о желательности решения проблемы

16

Совершенствование хозяйственного механизма

21

2

в т. ч факты

12

высказывания о желаемом

9 -

Результативность производства

16

3

в т. ч. факты

6

высказывания о желаемом

10

Ускорение научно-технического прогресса

17

4

в т ч. факты

12

высказывания о желаемом

5


Распределение внимания Коммуникатора к отдельным группам проблем практически соответствует распределению по группам проблем-эталонов. Тем не менее, можно заметить, что доля проблем, связанных с интенсификацией производства, приближается к половине всех упомянутых проблем. Очевидно, что информационный процесс идет в данном случае за реальностью, где заведомо труднее решить, например, проблемы результативности.

Сравнение деятельности источника в динамике

Количественные результаты исследований наиболее наглядны в исторической перспективе. Так, если удается проанализировать деятель-

316 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

ность какого-либо источника через несколько лет, несколько десятилетий, можно себе представить, какую бесценную информацию мы получаем об изменившемся времени, о постоянных и переменных величинах в журналистском деле. Чтобы это утверждение не прозвучало слишком голословно, сошлемся на более широкую социологическую практику. Сравнение, например, данных об опросах общественного мнения по какой-то проблематике в динамике (т.е. когда в качестве вопроса фигурирует одна и та же проблема) всегда является весомым аргументом в констатации изменений в общественных настроениях.

Социологи широко используют и так называемые «панельные» опросы, исследование, когда у одной и той же группы людей выясняют, например, отношение к радиопрограммам несколько раз за определенный временной отрезок. В этом смысле справедливо мнение, распространенное среди социологов, что социологическая информация не стареет. Более того, ценность ее с годами возрастает многократно. Существенное ограничение, о котором мы уже говорили, — это совпадение типологий анализа, вплоть до мельчайших характеристик анализируемого объекта, иначе можно будет сравнивать только общее направление изменений, тенденции или, наоборот, степень сходства.

Укажем контент-аналитический пример такого рода: исследование программы «Время» в группе анализа эффективности телевидения (на результаты исследований которой мы неоднократно ссылались) проходило в режиме мониторинга — в течение 1984-1987 гг. (табл. 21а).

Поскольку информационная телепрограмма «Время» была в те годы официальной государственной программой, можно сделать выводы и о приоритетах во внешнеполитических устремлениях страны, по крайней мере, о том, как они актуализировались в СМК — а ведь это была актуализация и для всего внешнего мира, не только для нашей Аудитории.


Недаром в отделе анализа международных массовых коммуникаций Картеровского центра социальных исследований при университете Эмори (г. Атланта, штат Джорджия) в США с конца 70-х годов осуществляется мониторинг этой телевизионной программы, как, впрочем, и ведущих телевизионных сетей Америки.

В ходе перестройки, на волне улучшения взаимоотношений между нашими странами, руководитель этого мониторинга, профессор Э. Мицкевич, предложила своему советскому коллеге — автору данного учебника — своеобразный научный эксперимент: совместный комментарий к количественному распределению данных, полученных этим

Таблица 21 а

Частота появления информации

с различной локальностью в общем количестве сюжетов

(в % к общему числу сюжетов)

1987

1986

1984

Союзная информация

55

53

61

Информация о событиях в капиталистических странах

24

27

21

в т. ч. о событиях в США

7

7

7

Информация о социалистических странах

9

6

10

Информация о развивающихся странах

7

5

11

в т ч. о странах социалистической ориентации

2

1

3

Информация о деятельности международных организаций

5

8

6