Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Рис. 49. Детали прерывателя-распределителя
В корпусе прерывателя закреплен неподвижный диск, на котором через шариковый подшипник_установлеи подвижный диск 16 с контак
тами. Подвижный контакт изолирован от массы и прижимается к не подвижному контакту пластинчатой пружиной. Неподвижный контакт установлен на регулировочной пластине, соединенной с поворотным диском стопорным и эксцентриковым винтами. Контакты прерывате ля изготовлены из вольфрама. Контакты размыкает кулачок 17, ко торый через центробежный регулятор соединен с валиком привода 1.
Рабочая смесь в цилиндре сгорает-не мгновенно, а в течение некото
рого промежутка времени. Наибольшая мощность двигателя и эконо мичность его работы достигаются тогда, когда полное воспламенение смеси совпадает с положением поршня в в. м. т. Поэтому искру в ци
линдр необходимо подавать с некоторым опережением до прихода поршня в в. м. т. Это опережение измеряют в градусах поворота колен чатого вала и называют углом опережения зажигания. Для изменения
угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов колен чатого вала двигателя служит центробежный регулятор.
3 Зак. 1272 |
65 |
При увеличении числа оборотов грузики 3 и 9, установленные на штифтах 4 и 10, под действием центробежных сил расходятся и через траверсу 8, в прорези которой входят пальцы 2 двух грузиков 3 и 9,
поворачивают втулку 6 с кулачком 7 по направлению вращения кулач
ка на некоторый угол. При этом размыкание контактов происходит
раньше, угол опережения зажигания увеличивается.
При уменьшении числа оборотов грузики под действием пружин
5 возвращаются в исходное положение и угол опережения уменьшается. Кроме того, угол опережения зажигания зависит от нагрузки на
двигатель, т. е. от степени открытия дросселя.
Для изменения угла опережения зажигания в зависимости от на грузки на двигатель служит вакуумный регулятор опережения зажи
гания. При незначительном открытии дросселя (немного больше, чем на холостых оборотах) ухудшается наполнение цилиндров горючей
смесью и в цилиндрах остается большое количество отработавших га зов. Смесь на данном режиме, как мы знаем по работе карбюратора, приготовляется обедненная, горит медленнее обогащенной, а наличие остаточных газов еще более замедляет горение. Поэтому необходимо
подать искру раньше. Опережение зажигания на данном режиме вы полняет вакуумный регулятор, который состоит из корпуса 14 с крыш кой 11, диафрагмы 13, соединенной тягой 15 с подвижным диском 16 прерывателя, и пружины 12. Полость крышки 11 соединена со смеси
тельной камерой карбюратора, а полость корпуса — с атмосферой.
В нижнем патрубке карбюратора выполнено отверстие, куда ввер тывается штуцер соединительной трубки вакуумного регулятора.
Когда коленчатый вал двигателя работает на минимальных оборо
тах холостого хода, это отверстие оказывается выше кромки дросселя. Вакуумный регулятор не работает, так как на данном режиме приго товляется обогащенная смесь, которая горит быстрее.
При незначительном нажатии на педаль управления дросселей
(при малых нагрузках) дроссели открываются чуть больше, чем при холостых оборотах коленчатого вала двигателя. В этот момент верхняя
кромка дросселях поднимается выше отверстия15 |
в патрубке под ним |
создается разряжение, которое передается по |
трубке на диафраг |
му. Диафрагма прогибается и через тягу |
поворачивает диск |
вместе с контактами навстречу грани кулачка. Зажигание становится
ранним. При увеличении открытия дросселей условия очистки цилинд ров улучшаются, разрежение под дросселями снижается, вакуумный регулятор выключается под действием пружины 12 и зажигание ста новится поздним.
Если при этом увеличится число оборотов, в работу вступает цент
робежный регулятор.
На автомобилях Урал-375 и ЗИЛ-131 вакуумный регулятор отсут
ствует и смесь на данном режиме несколько обогащается.
Для изменения угла опережения зажигания в зависимости от сорта топлива и для уточнения правильности установки зажигания на ходу служит октан-корректор. Применяя топливо с повышенным октановым числом, угол опережения зажигания следует увеличивать, а применяя топливо с пониженным октановым числом, — уменьшать.
66
К распределителю зажи
гания относится ротор 19, который установлен на лыске
в |
верхней |
части |
кулачка |
|
и |
крышка |
18 |
с |
17, |
клеммами. |
||||
Крышка |
удерживается за |
щелками. Ток высокого на
пряжения подводится через центральный электрод 21 к
пластине ротора 19 через кон тактный уголек 20 с пружи ной и через вращающийся ротор поступает к боковым электродам крышки распре делителя, а по проводам —
к свечам. |
|
|
Контактно-транзисто р н ая |
|
|
система зажигания. Достоин |
|
|
ством транзисторной системы |
рис. tʒθ схема контактно-транзисторной си- |
|
зажигания является то, что |
||
напряжение во |
вторичной |
стемы зажигания |
цепи повышается |
на 30% по |
|
сравнению с обычной систе мой зажигания, что позволяет конструировать многооборотные и мно
гоцилиндровые двигатели с большей степенью сжатия, повышать эко номичность работы двигателя, облегчать пуск двигателя.
Схема транзисторного зажигания приведена на рис. 50.
В реальной схеме транзисторного зажигания установлены допол нительные приборы, которые служат для улучшения работы транзисто ра и предохранения его от пробоя.
Приборы, входящие в контактно-транзисторную систему зажигания двигателя ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375, следующие:
распределитель Р13-Д. Распределитель отличается от стандартного тем, что не имеет конденсатора;
катушка зажигания Б114. Особенностью катушки Б114
по сравнению с катушкой Б13 является то, что первичная обмотка ка тушки имеет меньше витков (180), но больше диаметр провода (1,25 мм),
что позволяет увеличить ток в цепи. Вторичная же обмотка катушки Б114 имеет гораздо большее число витков (41500), чем вторичная об мотка катушки Б13;
добавочные сопротивления СЭ107 (R4, R3). Сопро
тивление R4 при пуске двигателя стартером закорачивается, что поз воляет увеличить ток в первичной цепи катушки зажигания; сопро тивление R3 постоянно ограничивает силу тока, поступающего в пер вичную обмотку катушки зажигания;
транзисторный коммутатор ТК102, который со стоит из транзистора (T), диода (Д), стабилитрона (СТ), сопротивле ний (RI, R2), конденсаторов (Cl, С2) и импульсного трансформатора
3* |
67 |
При включении зажигания включателем ВЗ и при сомкнутых кон тактах прерывателя П в цепи управления транзистора T появится ток,
равный 0,3—0,6 а. Путь тока: плюсовая клемма аккумуляторной ба тареи— включатель зажигания ВЗ —сопротивления R4, R3, первич ная обмотка / катушки зажигания КЗ — электроды Э и Б транзисто
ра — первичная обмотка / импульсного трансформатора ИТ — кон такты прерывателя — масса — отрицательная клемма аккумулятор ной батареи.
При прохождении тока с эмиттера на базу происходит резкое сни
жение сопротивления перехода эмиттер — коллектор, транзистор открывается и включает цепь рабочего тока низкого напряжения. Ми нуя контакты прерывателя, через первичную обмотку катушки пойдет ток, равный от 3 до 8 <7.
Путь рабочего тока: плюс аккумуляторной батери — включатель
зажигания ВЗ — сопротивления R4 и R3 — первичная обмотка / ка тушки зажигания КЗ — электроды Э и К транзистора — масса — от рицательная клемма аккумуляторной батареи. При прохождении тока (равного 8—3 а) по первичной обмотке катушки зажигания создается сильный магнитный поток. При размыкании контактов прерывателя ток управления прерывается, транзистор запирается.
Резкое падение магнитного поля вокруг первичной обмотки вызы вает индукцию тока во вторичной обмотке напряжением около 30 тыс. в, одновременно возникает и ток самоиндукции в первичной обмотке на пряжением около 100—80 в.
Ток высокого напряжения со вторичной обмотки // катушки зажи гания КЗ подводится к ротору распределителя, распределяется по све-
MH P
Рис. 51. Приборы коммутатора TR102:
а — вид сверху; б — вид снизу со стороны крышки;
7 —корпус; 2 —зажимы; |
3 — |
ребра; |
4 — |
теплоотвод транзистора; S — конденсатор 50MK,4>, |
|||||
6 |
— |
транзистор; |
7—импульсный |
трансформатор; |
3 |
— |
теплоотвод диодов |
||
|
|
|
|
|
|
68
чам и возвращается во
вторичную обмотку катуш ки зажигания, так как один конец вторичной об мотки выведен на массу. Э. д. с. самоиндукции пер
вичной обмотки ' идет на заряд конденсатора Cl и
на |
нагрев |
сопротивле |
ния |
/?/. |
|
При отсоединении про вода высокого напряжения
κ
Рис. 52. Схема пускового зажигания двигателя автобуса 11карус-«Люкс»
от свечи или от крышки распределителя напряжение тока самоиндук ции в первичной обмотке может повыситься более 100 в. Это напря
жение может пробить транзистор. Для предохранения транзистора от
пробоя в схему включены диод Д и стабилитрон СТ.
При увеличении напряжения тока самоиндукции в первичной об мотке катушки зажигания более 100 в стабилитрон пробивает и пропус кает через себя ток самоиндукции, предотвращая пробой транзистора.
Для отсечки запирания транзистора служит импульсный трансфор
матор. Ток самоиндукции вторичной обмотки II трансформатора (ИТ)
направлен против тока, идущего на эмиттер от аккумуляторной бата
реи, и этим отсекающее напряжение запирает транзистор. Ток самоин дукции обмотки I импульсного трансформатора ИТ расходуется на
нагрев сопротивления R2. Электролитический конденсатор С2= 50 мкф включен параллельно генератору и аккумуляторной батарее и защи
щает транзистор от импульсных перенапряжений в случае выклю чения аккумуляторной батареи, обрыве одной из фаз обмотки статора
генератора переменного тока, обрыве проводника, соединяющего кор пусы генератора и реле-регулятора. .
При возникновении импульса напряжения в цепи источников тока конденсатор С2 будет заряжаться, что уменьшит напряжение в цепи приборов.
Все приборы коммутатора установлены в оребренном алюминиевом корпусе для лучшего охлаждения (рис. 51).
Для включения коммутатора в цепь необходимо клемму Μ. надеж но соединить с массой, клемму К соединить с одноименной клеммой катушки, средний зажим — с безымянной клеммой катушки, а зажим P— с изолированным зажимом прерывателя.
, Система зажигания автобусов Икарус. На автобусах Икарус-55 «Люкс» для облегчения пуска (рис. 52) двигателя применяют свечи на каливания. Свечи предназначены для разогрева воздуха в предкамере. Спираль накаливания свечи при пуске двигателя нагревается до тем пературы 800—950o С.
Интенсивность разогрева свечей 5 определяют визуально по разо греву контрольной спирали 2, установленной на щитке приборов в ка бине водителя. Свечи рассчитаны на кратковременное включение 40— 50 сек. Включение и-выключение свечей накаливания осуществляется
двухпозиционным переключателем пуска 1. Для удобства и быстроты.
69