Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
схеме, т. е. в течение другого полупериода ток проходит через вторую пластину, развернутую в противоположную сторону к первой. Посто
янный ток поступает на латунные шинки И и по сборным проводам 12— на зажимы плюс и минус выпрямителя.
Предельная сила тока нагрузки зависит от конструкции и интен
сивности охлаждения, выпрямителя, от количества параллельно вклю ченных пластин и их площади.
Так, выпрямитель РС300-А рассчитан иа выпрямление тока напряже
нием 14—17 в и силой тока 60 а.
Выпрямитель В150, установленный на автобусе ЛиАЗ-677, имеет размер алюминиевых пластин 100 × 200 мм и рассчитан на выпрямле
ние тока силой 80 а и напряжением 14,5 в.
Допустимая температура нагрева селенового выпрямителя 75° С.
При увеличении температуры происходит пробой запирающего слоя. Поэтому для лучшего охлаждения выпрямитель устанавливают перед
Рис. 42. Селеновый выпрямитель РС300-А:
а — общий вид; б —разрез шайбы выпрямителя; в — условное обозначение шай бы выпрямителя на схемах
-54
Рис. 43. Схема включения реле-регулятора РР5 в цепь генераторной установки
радиатором на автобусе ЛиАЗ-677 или в заборнике воздуха на автобусе
ЛАЗ-695Е.
Реле-регулятор РР5 генератора переменного тока Г2-В состоит из
четырех приборов, смонтированных на общей панели (рис. 43):
реле включения (PB), ограничителя тока (ОТ) и двух регуляторов напряжения (PH).
Каждый из перечисленных приборов имеет ярмо с сердечником и обмоткой (одной или двумя), якорек с подвижным контактом и пружи
ной (у реле включения три контакта, покрытые серебром) и изоли
рованную стойку с неподвижным контактом.
Параллельно контактам ограничителя тока и регуляторов напряже ния установлены дополнительные сопротивления. Пружина реле вклю
чения удерживает контакты в разомкнутом состоянии, а пружины огра
ничителя тока и регуляторов напряжения — в сомкнутом состоянии. На панель реле-регулятора выведено пять зажимов Б, З, Ф, Ш1, Ш2. Реле-регулятор присоединен в цепь генераторной установки по
схеме, указанной на рис. 43.
Реле-регулятор работает следующим образом.
При выключенном зажигании генератор отключен от аккумулятор ной батареи 14 через реле включения PB и включатель 13.
55
При включении зажигания ток от плюса аккумуляторной батареи Ï4 поступает через зажимы 3 на обмотку реле включения, -намагничи вает сердечник PB п через массу возвращается в аккумуляторную ба
тарею 14. При этом контакты PB замыкаются и ток от аккумуляторной
батареи поступает в катушку возбуждения ротора.
Рассмотрим путь тока от батареи на ветвь 7(1.
Плюс аккумуляторной батареи — амперметр — зажим Б реле-ре
гулятора — контакты PB включения — соединительный провод ОТ —
второй соединительный провод, контакты РН2—якорек—ярмо
РН2—выравнивающая обмотка 9 PHi реле-регулятора-—щетка IUl ротора •— катушка 7(1 — минусовая щетка 77/3— масса — минус ак кумуляторной батареи.
Параллельно ток поступает и в катушку 7(2. Происходит намагни чивание сердечника ротора.
После пуска двига'теля ротор начинает вращаться. Магнитное поле
ротора, пересекая витки'катушек 77 статора, индуктирует в них пере менный ток. Этот ток снимается на три зажима статора Ф1, Ф2, ФЗ и
flпоступает к трем клеммам выпрямителя РС300, где выпрямляется, |
а |
||
с плюсовой клеммы выпрямителя постоянный ток поступает на зажим |
|||
реле-регулятора. |
PB |
|
|
От зажима 77 ток разветвляется. По основной ветви ток поступает |
|||
через замкнутые контакты |
|
на зарядку аккумуляторной батареи |
и |
питание потребителей. Параллельно ток поступает на катушки воз буждения ротора и на обмотки 3, 5, 8 и 7 сердечников ограничителя тока и регуляторов напряжения.
При прохождении тока по основной и ускоряющей 3 обмоткам ОТ намагничивает сердечник ОТ и стремится разомкнуть контакты ОТ,
но этому препятствует пружина якорька.
Когда сила зарядного тока превысит 60 а, сердечник намагничива ется настолько,'что преодолевает сопротивление пружины и притяги вает якорек. Контакты ОТ размыкаются. При размыкании контактов ОТ в обе ветви возбуждения генератора включаются две группы сопро тивлений 15 -г 80 ом. При этом уменьшается величина тока, поступа ющего на катушки ротора, снижается насыщенность магнитного поля,
а следовательно, и сила тока в катушках статоров. Ограничитель тока предохраняет катушки статора от перегорания и пластины выпря мителя от пробоя при включении большого количества потребителей пли при коротком замыкании в цепи.
При больших оборотах вала двигателя, когда выключены многие потребители и установлена заряженная аккумуляторная батарея, на
пряжение генератора может возрасти до 50 в, что может привести к про
бою пластин выпрямителя, перегоранию потребителей и обмоток рото ра. Для предотвращения такого явления служат два регулятора на
пряжения PHi и РН2, работающие согласованно между собой, так как они соединены взаимно выравнивающими обмотками 9 и 8, которые обеспечивают одновременное замыкание и размыкание контактов обо их регуляторов.
При напряжении генератора, равном’ 14—15 в, контакты регуля торов напряжения размыкаются, в цепь катушек ротора включаются
добавочные сопротивления 80 + 15 ом, что снижает силу тока обмоток возбуждения генератора, насыщенность магнитного поля падает, и сни
жается напряжение, вырабатываемое генератором.
На автобусе Икарус-556 устанавливают генераторы постоянного
тока напряжением 24 в, по устройству аналогичные генераторам, уста навливаемым на автомобиле МАЗ-500, которые будут рассмотрены во втором разделе.
*
§ 15. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ТОКА
Основные неисправности источников тока
Основные неисправности аккумуляторных батарей. Сульфата ция пластин. При разрядке аккумуляторной батареи двуокись' свинца PbO2 и губчатый свинец Pb переходят в сернокислыйхсвинец (сульфат) PbSO4, который в виде микроскопических кристалликов на сыщает поры поверхностных слоев активной массы пластин. При заряд
ке эти кристаллики разлагаются и снова образуют двуокись свинца и чистый свинец. Но если сульфат покрыл пластины в виде крупных крис таллов, образуется сплошной слой белого цвета, который изолирует активную массу пластин от электролита, и пластина, покрытая суль фатом, в химической реакции не участвует, т. е. не принимает заряд.
Поэтому признаком сульфатации является быстрая зарядка ак кумулятора (электролит кипит) и быстрая зарядка. Причинами суль фатации являются:
пониженный .уровень электролита;
длительная эксплуатация батарей с недозарядом; высокая температура и плотность электролита; саморазряд пластин местными токами;
короткое замыкание.
Ускоренный саморазряд а к к у м у л я т о р но и батареи. Нормальный (естественный) саморазряд аккумуляторных батарей не должен превышать 2% в сутки. В практике бывают случаи, когда полностью заряженные батареи разряжаются до предела за одни сутки.
Причинами ускоренного саморазряда являются:
замыкание выводных штырей аккумуляторов грязью или электроли том, разлитых на поверхности крышек баков;
замыкание разноименных пластин остающейся активной массой или
при разрушении сепараторов;
недоброкачественный состав электролита (применение недистилли рованной воды или нечистой кислоты).
Короткое з а м ы к а н и е. При коротком замыкании акку
муляторная батарея быстро разряжается и пластины его сульфатиру ются. При полном коротком замыкании аккумуляторную батарею за
рядить не удается, вольтметр показывает нуль, а при частичном замы кании показания вольтметра, одного аккумулятора значительно ниже Других. .
57
Причинами короткого замыкания являются разрушение сепарато ров или выпадение из пластин большого количества активной массы (шлама) на дно бака.
Основные неисправности генератора переменного тока. Генера
тор дает малый зарядный ток. Признак: на средних и больших обо ротах амперметр показывает разряд или малый зарядный ток. Причины:
обрыв, плохой контакт или замыкание на массу цепей от генератора до аккумуляторной батареи; сгорели предохранители цепей обмоток возбуждения ротора; загрязнены пли замаслены контактные кольца,
слабое давление щеток 10 (см. рис. 43), обрыв в обмотках ротора или в катушкЖ статора; пробой селенового выпрямителя.
Изменение величины зарядного тока. При
знак: стрелка амперметра колеблется при постоянно включенных по
требителях тока. Причины: загрязнение или замасливание контактных колец, слабое давление щеток или их зависание в щеткодержателях,
ослабление приводного ремня, неисправность регулятора напряжения. Большой зарядный ток. Признак: амперметр пока
зывает большой зарядный ток. Причины: спекание контактов регуля
тора напряжения, обрыв его шунтовой обмотки, нарушение соединения реле-регулятора или выпрямителя с массой.
Шум и перегрев генератора. Причины: ослабле ние и чрезмерное натяжение ремня генератора, срабатывание или за грязнение подшипников, межвитковое замыкание в катушках статора.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании источников тока
Проверка аккумуляторных батарей. При эксплуатации в аккумуляторных батареях проверяют: уровень и плот
ность электролита, напряжение.аккумуляторной батареи.
Уровень электролита в каждом аккумуляторе батареи должен быть на 10—15 мм выше верхней кромки пластин. Уровень проверяют сте
клянной трубочкой 0 4—5 мм. Ее погружают вертикально через от верстие под пробку до упора в предохранительный щиток, закрывают верхнее отверстие трубки пальцем и затем вынимают из аккумулятора.
По высоте электролита в трубке определяют уровень его в аккумулято ре. При пониженном уровне доливают дистиллированную воду,
Плотность электролита проверяют после
зарядки аккумуляторных батарей 1 (рис. 44) при температуре элек тролита 15° С. При необходимости доводят плотность до нормы
(см. ,табл. 3). Если плотность электролита выше нормы, то добавляют дистиллированную воду. При пониженной плотности добавляют элек
тролит плотностью 1,4, предварительно отобрав электролит из аккуму
лятора.
После такой проверки при эксплуатации по плотности электролита можно определить степень заряженности аккумуляторной батареи. При понижении плотности электролита на 0,04 от плотности полностью заряженного аккумулятора разрядка составляет 25% емкости, - при понижении плотности на 0,08 разрядка составляет 50% емкости.
58
Плотность электролита
проверяют ареометром 2. Для проверки необходимо погру
зить кислотомер 3 (см. 'рис. 44, «) в каждый аккумулятор батареи/. При помощи гру ши 4 набрать в кислотомер
электролит. Когда ареометр 2 всплывет, то по делению шкалы, совпадающему с уров нем, определить плотность
электролита.
Для определения состоя
ния пластин аккумуляторной батареи, способности ее вос принимать и сохранять за
рядку при получении акку
муляторной батареи из заряд ного цеха необходимо прове
рить ее нагрузочной вилкой (рис. 44, б).
Рис. 44. Измерение плотности электролита: а кислотомером; б — нагрузочной вилкой
При испытании аккумуляторной батареи емкостью 40—65 а!ч необ ходимо затянуть клемму 7, при этом параллельно вольтметру 9 вклю чается проводник 6. При проверке батарей емкостью 70—100 аіч отвер нуть клемму 7, а клемму 5 затянуть, при этом включается проводник
8. При испытании батарей емкостью свыше 100 а!ч затянуть обе гайки 5 и 7. Перед проверкой во избежание взрыва газов в аккумуляторе за вернуть пробки батареи.
Если напряжение каждого аккумулятора в батарее не падает ниже
1,7 в в течение 5 сек под нагрузкой, значит батарея заряжена на100%
и состояние пластин |
хорошее. При |
напряжении 1,6 |
в аккумулятор |
|||
разряжен на |
25% |
ив, |
при |
напряжении 1,5е — на |
50%. Разница |
|
в показаниях нагрузочной |
вилки |
в разных аккумуляторах бата |
||||
реи, превышающая 0,1 |
свидетельствует о неисправности аккумулято |
|||||
ра. Батарея в целом неисправна, ее необходимо сдать в ремонт. |
||||||
На автобусе |
при эксплуатации |
проверять аккумуляторные бата |
реи-нагрузочной вилкой не рекомендуется, так как при таком испыта
нии создается большая нагрузка на батареи.
Срок службы аккумуляторных батарей по ГОСТ 959—51 определен:
длядля батарей с сепараторами из мипласта или мипора, комбинированны |
||||
ми со стекловойлоком, •— минимально 24 мес. при пробеге 60 тыс. |
||||
батарей с сепараторами'из мипласта |
или мипора “ 18 |
км; |
||
мес. при |
||||
40 тыс. |
км |
пробега. |
|
сепарато |
При малоинтенсивной эксплуатации независимо от вида |
||||
ров — не менее трех лет при годовом пробеге автомобиля |
не более |
|||
2 тыс. |
|
|
установки |
пере- |
км. |
|
|||
Проверка генераторной |
м енного то к.а. Для проверки исправности всей цепи генератор ной установки на автобусе необходимо пустить двигатель и устано-
59