Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
собой планетарный механизм, состоящий из ведущей шестерни 25, трех сателлитов 32 и коронной шестерни 35. Ведущая шестерня соединяется с полуосью шлицами и фиксируется двумя стопорными кольцйми. Каждый сателлит вращается на оси 31 на двух роликовых подшипни ках 36. Пустотелые оси установлены в водило 33. Оси сателлитов фик сируются от осевых перемещений шариками 30 и бобышками крышек колесной передачи.
Коронная шестерня 35 неподвижна и закреплена на опоре 38. Опо ра через шлицы распорной втулки 42 соединяется с цапфой 43. Дета ли, расположенные на цапфе заднего моста, стягиваются гайкой (мо мент затяжки 90—120 кГм).
Водило 33 крепится к ступице 41 заднего колеса при помощи шпи лек 37. Ступица 41 колеса установлена на шариковом 40 и цилиндри
ческом роликовом 44 подшипниках.
Шариковый подшипник и наружное кольцо роликового подшипни ка фиксируются стопорными кольцами 39 и 45.
Вращаясь, ведущая шестерня передает крутящий момент сателли там, они, в* свою очередь, обкатываясь по коронной шестерне 37, пере
дают крутящий момент на водило 33, которое соединено со ступицей задних колес. В картер главной передачи по уровень отверстия залий-
ной пробки и в каждую колесную передачу по 3,5 л заливают дизель ное масло ДП-14 летомиДП-11—зимой или ТАп-15 для всех сезонов.
При вращении шестерен масло разбрызгивается и смазывает все детали. Для предотвращения утечки масла из колесной передачи в кар тер центрального редуктора и обратно установлен сальник. Снаружи колесная передача закрыта крышкой 28, которая имеет две пробки:
одна пробка23 — |
26 служит для кон |
|||||
троля и заливки масла, а дру |
||||||
гая |
28для |
слива |
масла. |
|||
Крышка33. |
болтами крепится к |
|||||
■ водилу |
|
|
|
|
|
|
На внутренней стороне крыш |
||||||
ки |
имеется |
|
27упор — полуоси. |
|||
Зазор между |
|
упором |
и |
штиф |
||
том |
полуоси |
|
ммдолжен. |
быть |
||
равен 0,5— 1 |
|
Этот |
зазор |
|||
регулируют при помощи регу |
||||||
лировочных прокладок,располо |
||||||
женных между упором и крыш |
||||||
кой. |
Компоновка колесного ре |
|||||
дуктора выполнена таким обра |
||||||
зом, что при снятой крышке |
||||||
можно вынуть полуось в сборе C |
||||||
ведущей шестерней, затем оси |
||||||
сателлитов |
и |
|
сами сателлиты. |
I |
Такая простая разборка и |
|
сборка передачи позволяет очень |
Рис. 83. Промежуточная опора |
быстро осуществлять необходи |
|
мую замену ее деталей, |
ПО
Ill
§ 30. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ И ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧ
Основные неисправности карданной и главной передач
Основные неисправности карданной передачи. Рывки при трогании автобуса с места или стуки во время его движения при резком изменении числа
оборотов. Причины: износ подшипников и крестовины кардана, шлицев валов и вилов; ослабление крепления фланцев карданов с флан цами ведомого вала коробки передач и ведущей шестерни главной
передачи.
C и л ь н ы è ■ с т у к и при движении автомобиля
накатом с большой скоростью. Причины: ослабление крепления или износ подшипника промежуточной опоры карданной передачи.
Сильная вибрация при движении автомо биля с большой скоростью. Причина: нарушение ба
лансировки карданного вала.
Любая из перечисленных неисправностей может вызвать обрыв карданного вала. При обрыве карданного вала в переднем конце он
может упереться в покрытие дороги и вызовет опрокидывание авто буса.
При обрыве карданного вала в заднем конце может произойти об рыв шлангов трубопроводов привода тормозов и водитель не сможет
своевременно остановить автобус. -
Основные неисправности главной передачи. Повышенны й нагрев масла в редукторе заднего моста (темпе ратура масла не должна превышать 70—75° С). Причины: длительная работа заднего моста под большими нагрузками при недостаточном уровне масла; тугая затяжка подшипников, отсутствие зазоров в за цеплении конических шестерен; загрязнение трущихся деталей.
Повышенный шум в центральном редукто ре или в колесных передачах. Причины: износ шесте рен; плохое качество масла или мал уровень масла; образование за
боин и выкрашивание зубьев шестерен.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании карданной и главной передач
Техническое состояние карданной и главной передач определяют осмотром или по внешнему проявлению одной из перечисленных не исправностей.
Техническое обслуживание карданной и главной передач в усло виях эксплуатации сводится к постоянному контролю за состоянием подшипников, сальников, прокладок, болтовых и шлицевых соедине ний, периодической смазке подшипников и шлицев карданной пере дачи, проверке и смене масла в картерах колесной и главной передач.
Проверка уровня и смена масла в главно’й передаче. Для проверки уроеня масла в картерах главной и ко-
112
лесных передачах необходимо отвернуть контрольную пробку залив ного отверстия главной передачи и контрольные пробки 26 (см. рис. 84)
колесных передач. Уровень масла должен быть по нижнюю кромку
.каждого отверстия контрольных пробок.
Для смены масла необходимо при возвращении автомобиля (авто буса) с линии отвернуть все контрольные пробки. Подготовив тару под масло, отвернуть сливную пробку главной передачи и пробки
22 (см. рис. 84) в каждой колесной передаче. После слива масла завер нуть сливные пробки и залить масло через контрольные пробки колес ных передач до уровня нижней кромки каждого заливного отверстия.
После чего завернуть пробки.
Глава V. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
К ходовой части автомобиля относятся: рама или несущий кузов,
передние и задние оси, подвеска, амортизаторы, колеса и шины. Со временные автобусы, как правило, не имеют самостоятельной рамы, - назначение рамы выполняет несущий кузов с жестким основанием.
§ 31. КАРКАС НЕСУЩЕГО КУЗОВА АВТОБУСА
Несущий кузов автобуса состоит из каркаса основания и каркаса кузова (рис. 85).
Каркас основания автобуса состоит из двух про дольных балок 1, девяти левых 7 и правых ферм и других элементов
каркаса.
I
Рис. 85. Каркас кузова с основанием
113
Продольные балки выполнены из прямоугольных труб 3, располо женных в два ряда внизу и вверху основания. Эти трубы соединены стойками 2, системой подкосов и сварены электродуговой сваркой.
Для усиления каркаса к трубам приварены стальные накладки 9 тол щиной 3 и 6 мм. В местах установки заднего моста обе балки изогнуты вверх, над передним мостом изогнуты нижние трубы балок.
К каркасу основания кузова приварены кронштейны для крепле
ния двигателя, рулевой колонки, теплообменника радиатора, коробки
передач и других агрегатов.
Поперечины связывают продольные балки в единую пространствен ную конструкцию. Аналогично продольным балкам они выполнены из прямоугольных стальных труб.
К каркасу основания крепятся вертикальные стойки 6 к а р к а с а
кузова. На автобусах ЛАЗ они приварены, а на автобусах ЛиАЗ—
прикреплены болтами. Вертикальные стойки соединены с горизонталь
ными поясами 8, подоконными и надоконными брусьями электрокон-
тактной сваркой.
Вверху вертикальные стойки соединены с боковыми и централь ными дугами 4 основания крыши. Дуги соединены с продольными про
филями 5. Система сварных стоек, дуг п брусьев образует каркас кузова.
§ 3Ï. ПЕРЕДНИЙ МОСТ
На всех изучаемых автобусах передние мосты аналогичны по уст ройству.
Передний мост автобуса ЛиАЗ-677 (рис. 86) состоит из цельной кованой балки 1 двутаврового сечения, на которой имеются четыре
площадки с отверстиями для крепления пневматических баллонов и на правляющего устройства подвески. В концевых бобышках оси выпол
нены отверстия под шкворни 4 и приливы, служащие ограничителями поворотных цапф. В отверстиях цапфы 9 запрессованы втулки 6 из том
пака, которые смазывают через две пресс-масленки.
Передняя балка опирается на подшипник 5 и бобышками соединяется с поворотными цапфами через шкворень 4. Шкворень разгружен от вертикальных нагрузок и закрывается сверху крышкой 28 с прокладкой 29. От проворачивания шкворень удерживается клином
31 и гайкой. Для регулировки зазора между цапфой и бобышкой балки установлены регулировочные шайбы 30. При появлении зазора более
0,3 мм необходимо увеличить количество прокладок.
На оси цапфы расположены два конических роликовых под
шипника 15 и 17, на которые установлена ступица переднего колеса.
Подшипники ступицы регулируют при помощи гайки 10, которая сто порится замочным кольцом 11, контргайкой 13 и замочной шайбой 14. Подшипники ступиц передних колес смазывают смазкой 1-13.
Чтобы предотвратить вытекание смазки, ступица закрывается крыш кой 12 с прокладкой. Для предотвращения попадания смазки на тор мозные колодки установлено стопорное кольцо 27 и сальник 26.
114
|
|
|
|
|
|
8 |
7 |
⅛TTj |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Рис. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
2 — |
|
|
86. |
Передний мостз |
4 |
|
|
|
|
|||||
/ — балка |
переднего |
моста; |
поперечная |
рулевая тяга; 3 |
—масленка; |
— |
шкворень |
по« |
|||||||||||
поворотной |
цапфы; |
5 — подшипник поворотной цапфы; |
б |
— втулка поворотной |
цапфы;, |
7 — |
|||||||||||||
оттяжная пружина тормозных колодок; |
3 — опора |
оттяжной |
пружины; 9— поворотная |
цап |
|||||||||||||||
фа; |
10 — |
гайка; // — замочное кольцо; |
/2 |
— крышка |
ступицы; |
/3 — контргайка; |
14 — |
замочная |
|||||||||||
шайба; |
/5 — наружный подшипник; |
16 — |
ступица; |
/7 — внутренний подшипник; /8 —гайка |
прижима; 19— прижим; 20 — тормозной барабан; 2/— обод; 22 — маслоотражатель; 23 — на кладка колодок переднего тормоза; 24 — суппорт; 25 — защитный щиток; 26 — сальник сту пицы; 27 — стопорное кольцо; 28 —крышка поворотной цапфы; 29 —прокладка крышки; 30 — шайбы поворотной цапфы; 31 — клин шкворня
§ 33. ЗАДНИЙ МОСТ
Задние мосты (см. рис. 84) автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695М анало гичны по устройству. Задний мост является ведущим мостом, в нем
расположена главная передача. Картер заднего моста отлит из стали. На его концах имеются приливы, в которые запрессованы ко-
ж у X и п о л у о с е й. |
От |
проворачивания кожухи полуосей зак |
||
реплены штифтами. |
|
|
18, |
|
К картеру заднего моста |
приварены с обеих сторон стальные ко |
|||
ваные суппорты, в |
которых запрессованы оси |
|
служащие опо |
рами тормозных колодок. Оси колодок застопорены болтами. К кар теру заднего моста также приварены площадки крепления элементов задней подвески и опор 46 разжимных кулаков тормозных колодок.
115