Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

собой планетарный механизм, состоящий из ведущей шестерни 25, трех сателлитов 32 и коронной шестерни 35. Ведущая шестерня соединяется с полуосью шлицами и фиксируется двумя стопорными кольцйми. Каждый сателлит вращается на оси 31 на двух роликовых подшипни­ ках 36. Пустотелые оси установлены в водило 33. Оси сателлитов фик­ сируются от осевых перемещений шариками 30 и бобышками крышек колесной передачи.

Коронная шестерня 35 неподвижна и закреплена на опоре 38. Опо­ ра через шлицы распорной втулки 42 соединяется с цапфой 43. Дета­ ли, расположенные на цапфе заднего моста, стягиваются гайкой (мо­ мент затяжки 90—120 кГм).

Водило 33 крепится к ступице 41 заднего колеса при помощи шпи­ лек 37. Ступица 41 колеса установлена на шариковом 40 и цилиндри­

ческом роликовом 44 подшипниках.

Шариковый подшипник и наружное кольцо роликового подшипни­ ка фиксируются стопорными кольцами 39 и 45.

Вращаясь, ведущая шестерня передает крутящий момент сателли­ там, они, в* свою очередь, обкатываясь по коронной шестерне 37, пере­

дают крутящий момент на водило 33, которое соединено со ступицей задних колес. В картер главной передачи по уровень отверстия залий-

ной пробки и в каждую колесную передачу по 3,5 л заливают дизель­ ное масло ДП-14 летомиДП-11—зимой или ТАп-15 для всех сезонов.

При вращении шестерен масло разбрызгивается и смазывает все детали. Для предотвращения утечки масла из колесной передачи в кар­ тер центрального редуктора и обратно установлен сальник. Снаружи колесная передача закрыта крышкой 28, которая имеет две пробки:

одна пробка23 —

26 служит для кон­

троля и заливки масла, а дру­

гая

28для

слива

масла.

Крышка33.

болтами крепится к

■ водилу

 

 

 

 

 

На внутренней стороне крыш­

ки

имеется

 

27упор — полуоси.

Зазор между

 

упором

и

штиф­

том

полуоси

 

ммдолжен.

быть

равен 0,5— 1

 

Этот

зазор

регулируют при помощи регу­

лировочных прокладок,располо­

женных между упором и крыш­

кой.

Компоновка колесного ре­

дуктора выполнена таким обра­

зом, что при снятой крышке

можно вынуть полуось в сборе C

ведущей шестерней, затем оси

сателлитов

и

 

сами сателлиты.

I

Такая простая разборка и

 

сборка передачи позволяет очень

Рис. 83. Промежуточная опора

быстро осуществлять необходи­

 

мую замену ее деталей,

ПО



Ill

§ 30. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРДАННОЙ И ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧ

Основные неисправности карданной и главной передач

Основные неисправности карданной передачи. Рывки при трогании автобуса с места или стуки во время его движения при резком изменении числа

оборотов. Причины: износ подшипников и крестовины кардана, шлицев валов и вилов; ослабление крепления фланцев карданов с флан­ цами ведомого вала коробки передач и ведущей шестерни главной

передачи.

C и л ь н ы è ■ с т у к и при движении автомобиля

накатом с большой скоростью. Причины: ослабление крепления или износ подшипника промежуточной опоры карданной передачи.

Сильная вибрация при движении автомо­ биля с большой скоростью. Причина: нарушение ба­

лансировки карданного вала.

Любая из перечисленных неисправностей может вызвать обрыв карданного вала. При обрыве карданного вала в переднем конце он

может упереться в покрытие дороги и вызовет опрокидывание авто­ буса.

При обрыве карданного вала в заднем конце может произойти об­ рыв шлангов трубопроводов привода тормозов и водитель не сможет

своевременно остановить автобус. -

Основные неисправности главной передачи. Повышенны й нагрев масла в редукторе заднего моста (темпе­ ратура масла не должна превышать 70—75° С). Причины: длительная работа заднего моста под большими нагрузками при недостаточном уровне масла; тугая затяжка подшипников, отсутствие зазоров в за­ цеплении конических шестерен; загрязнение трущихся деталей.

Повышенный шум в центральном редукто­ ре или в колесных передачах. Причины: износ шесте­ рен; плохое качество масла или мал уровень масла; образование за­

боин и выкрашивание зубьев шестерен.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании карданной и главной передач

Техническое состояние карданной и главной передач определяют осмотром или по внешнему проявлению одной из перечисленных не­ исправностей.

Техническое обслуживание карданной и главной передач в усло­ виях эксплуатации сводится к постоянному контролю за состоянием подшипников, сальников, прокладок, болтовых и шлицевых соедине­ ний, периодической смазке подшипников и шлицев карданной пере­ дачи, проверке и смене масла в картерах колесной и главной передач.

Проверка уровня и смена масла в главно’й передаче. Для проверки уроеня масла в картерах главной и ко-

112


лесных передачах необходимо отвернуть контрольную пробку залив­ ного отверстия главной передачи и контрольные пробки 26 (см. рис. 84)

колесных передач. Уровень масла должен быть по нижнюю кромку

.каждого отверстия контрольных пробок.

Для смены масла необходимо при возвращении автомобиля (авто­ буса) с линии отвернуть все контрольные пробки. Подготовив тару под масло, отвернуть сливную пробку главной передачи и пробки

22 (см. рис. 84) в каждой колесной передаче. После слива масла завер­ нуть сливные пробки и залить масло через контрольные пробки колес­ ных передач до уровня нижней кромки каждого заливного отверстия.

После чего завернуть пробки.

Глава V. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

К ходовой части автомобиля относятся: рама или несущий кузов,

передние и задние оси, подвеска, амортизаторы, колеса и шины. Со­ временные автобусы, как правило, не имеют самостоятельной рамы, - назначение рамы выполняет несущий кузов с жестким основанием.

§ 31. КАРКАС НЕСУЩЕГО КУЗОВА АВТОБУСА

Несущий кузов автобуса состоит из каркаса основания и каркаса кузова (рис. 85).

Каркас основания автобуса состоит из двух про­ дольных балок 1, девяти левых 7 и правых ферм и других элементов

каркаса.

I

Рис. 85. Каркас кузова с основанием

113

Продольные балки выполнены из прямоугольных труб 3, располо­ женных в два ряда внизу и вверху основания. Эти трубы соединены стойками 2, системой подкосов и сварены электродуговой сваркой.

Для усиления каркаса к трубам приварены стальные накладки 9 тол­ щиной 3 и 6 мм. В местах установки заднего моста обе балки изогнуты вверх, над передним мостом изогнуты нижние трубы балок.

К каркасу основания кузова приварены кронштейны для крепле­

ния двигателя, рулевой колонки, теплообменника радиатора, коробки

передач и других агрегатов.

Поперечины связывают продольные балки в единую пространствен­ ную конструкцию. Аналогично продольным балкам они выполнены из прямоугольных стальных труб.

К каркасу основания крепятся вертикальные стойки 6 к а р к а с а

кузова. На автобусах ЛАЗ они приварены, а на автобусах ЛиАЗ—

прикреплены болтами. Вертикальные стойки соединены с горизонталь­

ными поясами 8, подоконными и надоконными брусьями электрокон-

тактной сваркой.

Вверху вертикальные стойки соединены с боковыми и централь­ ными дугами 4 основания крыши. Дуги соединены с продольными про­

филями 5. Система сварных стоек, дуг п брусьев образует каркас кузова.

§ 3Ï. ПЕРЕДНИЙ МОСТ

На всех изучаемых автобусах передние мосты аналогичны по уст­ ройству.

Передний мост автобуса ЛиАЗ-677 (рис. 86) состоит из цельной кованой балки 1 двутаврового сечения, на которой имеются четыре

площадки с отверстиями для крепления пневматических баллонов и на­ правляющего устройства подвески. В концевых бобышках оси выпол­

нены отверстия под шкворни 4 и приливы, служащие ограничителями поворотных цапф. В отверстиях цапфы 9 запрессованы втулки 6 из том­

пака, которые смазывают через две пресс-масленки.

Передняя балка опирается на подшипник 5 и бобышками соединяется с поворотными цапфами через шкворень 4. Шкворень разгружен от вертикальных нагрузок и закрывается сверху крышкой 28 с прокладкой 29. От проворачивания шкворень удерживается клином

31 и гайкой. Для регулировки зазора между цапфой и бобышкой балки установлены регулировочные шайбы 30. При появлении зазора более

0,3 мм необходимо увеличить количество прокладок.

На оси цапфы расположены два конических роликовых под­

шипника 15 и 17, на которые установлена ступица переднего колеса.

Подшипники ступицы регулируют при помощи гайки 10, которая сто­ порится замочным кольцом 11, контргайкой 13 и замочной шайбой 14. Подшипники ступиц передних колес смазывают смазкой 1-13.

Чтобы предотвратить вытекание смазки, ступица закрывается крыш­ кой 12 с прокладкой. Для предотвращения попадания смазки на тор­ мозные колодки установлено стопорное кольцо 27 и сальник 26.

114


 

 

 

 

 

 

8

7

⅛TTj

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 —

 

 

86.

Передний мостз

4

 

 

 

 

/ — балка

переднего

моста;

поперечная

рулевая тяга; 3

—масленка;

шкворень

по«

поворотной

цапфы;

5 — подшипник поворотной цапфы;

б

— втулка поворотной

цапфы;,

7 —

оттяжная пружина тормозных колодок;

3 — опора

оттяжной

пружины; 9— поворотная

цап­

фа;

10 —

гайка; // — замочное кольцо;

/2

— крышка

ступицы;

/3 — контргайка;

14 —

замочная

шайба;

/5 — наружный подшипник;

16 —

ступица;

/7 — внутренний подшипник; /8 —гайка

прижима; 19— прижим; 20 — тормозной барабан; 2/— обод; 22 — маслоотражатель; 23 — на­ кладка колодок переднего тормоза; 24 — суппорт; 25 — защитный щиток; 26 — сальник сту­ пицы; 27 — стопорное кольцо; 28 —крышка поворотной цапфы; 29 —прокладка крышки; 30 — шайбы поворотной цапфы; 31 — клин шкворня

§ 33. ЗАДНИЙ МОСТ

Задние мосты (см. рис. 84) автобусов ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695М анало­ гичны по устройству. Задний мост является ведущим мостом, в нем

расположена главная передача. Картер заднего моста отлит из стали. На его концах имеются приливы, в которые запрессованы ко-

ж у X и п о л у о с е й.

От

проворачивания кожухи полуосей зак­

реплены штифтами.

 

 

18,

 

К картеру заднего моста

приварены с обеих сторон стальные ко­

ваные суппорты, в

которых запрессованы оси

 

служащие опо­

рами тормозных колодок. Оси колодок застопорены болтами. К кар­ теру заднего моста также приварены площадки крепления элементов задней подвески и опор 46 разжимных кулаков тормозных колодок.

115