Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На приварной крышке картера имеются отверстия для заливки, контроля и слива масла, которые закрыты пробками. Для сообщения внутренней полости картера с атмосферой имеются два сапуна.

На шейку кожуха полуоси установлена цапфа 43 с шариковым

40 и роликовым 44 подшипниками, являющимися опорой ступицы колеса.

§ 34. ПОДВЕСКА

Подвеска автобуса ЛиАЗ-677 осуществлена на полуэллипіических листовых полурессорах и пневматических баллонах.

Листы полурессор изготовлены нз полосовой рессорной

стали и подвергнуты термической обработке.

Пневматическая подвеска автобуса ЛиАЗ-677 (рис. 87) зависимая.

Для фиксирования переднего и заднего моста установлены листовые полурессоры <5, воспринимающие реакции от тяговых и тормозных

моментов, и поперечные штанги 8, воспринимающие боковые усилия.

Передние концы полурессор прикреплены к основанию при помощи

шарниров.. Шарниры смазывают через пресс-масленки. Рессорные

пальцы 1 вращаются в бронзовых втулках и фиксируются в кронштей­ нах основания стопорными клиньями 2. Задние концы лолурессор же­

стко крепятся к балке 4 переднего моста стремянками.

Поперечная штанга 8 через резино-металлические шарниры, не требующие смазки, крепится одним концом к продольной балке осно­ вания кузова, а другим — соответственно к переднему или заднему мосту. Упругим элементом подвески являются пневматические двух­

секционные баллоны 7 (два баллона в передней подвеске и четыре —

в задней).

Рас, 87, Передняя подвеска автобуса ЛиАЗ 677

116

Двухсекционный пневматический баллон 7 состоит из двух-четырех слоев прорезиненной кордовой ткани, внут­ реннего слоя резины, который обеспечивает герметичность оболочки и защиту нитей корда от масла и влаги, и наружного слоя, который защищает нити корда от механических повреждений и атмосферных воздействий.

Нити корда изготавливают из нейлона или капрона. Оболочка бал­

лона сверху и снизу имеет борта со стальными кольцами и завернутыми

вокруг них нитями корда. Герметизация баллона обеспечивается при

помощи прижимных колец. Профиль прижимного

кольца совпадает

с профилем бортовой оболочки, чем обеспечивается

герметизация по

всей внутренней поверхности кольца.

Прижимное кольцо притягивается к верхнему и нижнему фланцу при помощи двенадцати болтов. Между секциями баллона установлено стальное стягивающее кольцо 12, которое предотвращает радиальное расширение баллона при повышенном давлении. Рабочее давление в баллонах при статической нагрузке составляет 6—7 kΠcmz.

Нижний фланец баллона болтами прикреплен к опоре, а верхний —

ккронштейну 6. Пневматическая подвеска в сборе крепится внизу

кбалке 4 передней оси и вверху к кронштейну основания автобуса.

Взадней подвеске баллоны крепят попарно на каждую сторону. Нижние фланцы баллонов крепят к кронштейнам-траверсам, установ­

ленным на заднем мосту, верхние — к кронштейнам, приваренным

к продольным балкам основания автобуса. Эти кронштейны одновре­

менно выполняют функции дополнительных5

объемов по 10 каждый.

Для гашения колебаний подвески применены телескопиче­

л

ские амортизаторы автомобиля МАЗ-500•— два амор­ тизатора в передней и четыре в задней подвеске. Устройство аморти­

заторов рассмотрено во втором разделе. Для ограничения хода перед2 ней оси вверх на ней установлены ограничители хода сжатия (буфера);

для ограничения хода вниз — ограничителя отбоя,

представляющие

собой петлю троса.

9

 

высоты кузова автобуса над дорогой

Для поддержания постоянной

установлены три регулятора

 

положения кузова с

разобщительным

•краном

10

и вертикальной тягой

11.

 

 

 

Регулятор положения кузова (рис. 88). Два.ре­

гулятора, установленные под задней осью, регулируют высоту и боко­

вой крен; регулятор, установленный под передней осью, устраняет продольный .наклон кузова.

На автобусах Икарус-556 и ЛиАЗ-677 установлены регуляторы, которые обеспечивают статическое выравнивание положения кузова относительно проезжей части. Для того чтобы регулятор не реагиро­ вал на динамические нагрузки, он имеет гидравлический замедлитель.

Регулятор прикреплен к кузову. Рычаг 2 регулятора через регули­

руемую тягу 3 и пружину 4 соединен с неподрессоренными частями автобуса и прикреплен к регулятору со стороны передней крышки 7

на шлицах оси 5 гайкой 6. На оси 5 рычага в корпусе регулятора 1

установлен ролик 17, имеющий два диаметрально расположенных паза.

Верхним пазом ролик соединен со штоком 16 пневматических клапанов

117


15 и 19, нижним — с поршнем 10 золотникового гидравлического за­ медлителя. Внутренняя полость регулятора закрыта боковыми крыш­

ками 13.

Впускной 15 и выпускной 19 клапаны прижаты к седлам пружина­

ми 14.

Работа регулятора. Когда кузов находится в среднем,

отрегулированном положении, рычаг регулятора занимает горизон­

тальное положение, клапаны

15

и

19

закрыты и

2выпуск воздуха из бал­

лонов невозможен17 . При увеличении нагрузки на автобус баллоны16

сжи­

маются и кузов опускается. При этом рычаг

регулятора,

а вместе

с ним и ролик поворачиваются по часовой стрелке. Шток

переме­

щается вправо и открывает впускной клапан 15. Воздух из пневмати­ ческой системы поступает в баллон подвески. Кузов поднимается,

и рычаг, удерживаемый тягой, возвращается в горизонтальное поло­

жение. Поступление воздуха в баллон прекращается.

При уменьшении нагрузки давление воздуха поднимает кузов ав­

тобуса. Рычаг поворачивается влево, а вместе с осью рычага поворачи­ вается и ролик, который перемещает шток 16 влево. Выпускной кла-

гіан 19 открывается, воздух выходит из баллона в атмосферу, давление

Рис. 88. Регулятор положения кузова

118

S

в баллонах снижается и ку­

зов

становится

в

 

исходное

 

 

положение.

ту

Поворачиванию

 

 

ролика

в

 

или

иную сто­

 

 

рону

препятствует

 

гидроза­

 

 

медлитель,

так

17как ролик

 

 

соединен

 

с

его поршнем. При

 

 

повороте

ролика

 

 

поршень

 

 

10

с двумя

обратными клапа­

 

 

нами

11

 

гидрозамедлителя

 

 

давит

на

жидкость,

которая

 

 

перегоняется

по

каналам

12 %

 

 

из

 

одной

 

полости

в

другую

 

 

и этим замедляет срабатыва­

 

 

ние регулятора. Проходное9

 

 

сечение

каналов

регулирует­

 

Рис. 89. Изолирующий клапан

ся

 

регулировочным

винтом8.

 

 

с уплотнительным кольцом

 

 

 

 

При езде

по неровной до­

 

 

роге от динамических толчков

 

 

спиральная пружина

4

рыча­

 

 

га прогибается, .жидкость

 

 

гидрозамедлителя не успевает

 

 

перетечь из одной полости в

 

 

другую, ролик стоит непод­

 

 

вижно и регулятор не сраба­

 

 

тывает.

 

 

 

 

 

 

3,положе-

 

 

 

Первоначальное

Рис.

90. Передняя подвеска автобуса Ика-

ние кузова регулируется изме­

 

рус-556

нением длины тяги

 

 

соеди4.­

 

/

няющей рычаг регулятора с

 

 

разобщительной пружиной

На передней пневматической подвеске автобуса ЛиАЗ-677 уста­ новлен один кран положения кузова, регулирующий через трубопро­

воды наполнение правого и левого баллонов. Это приводит к тому, что при крене автобуса (движение на поворотах, уклоны дороги) воздух

свободно перетекает из более сжатого баллона в менее сжатый, что уве­ личивает крен автобуса. Для уменьшения крена автобуса установлен изолирующий клапан 1 (рис. 89), который через штуцер 5 трубопрово­

дом 6 соединен с регулятором положения кузова.

При увеличении статической нагрузки воздух отжимает клапаны 2 и 4 и, преодолевая сопротивление пружин 3, проходит в правый и ле­ вый баллоны подвески. При уменьшении статической нагрузки в том

или ином баллоне (5 или 10) воздух отжимает клапаны 7 и 8 и через ре­ гулятор выходит в атмосферу. При крене автобуса клапаны 2 и 7 не

допускают перетекания воздуха из левого баллона в правый, а клапаны 4 и 8 — перетекания воздуха из правого баллона в левый.

Пневматическая подвеска автобуса Икарус-556 (рис. 90) по принци­

пиальному устройству аналогична подвеске автобуса ЛиАЗ-677 с не-

119


Рис. 91. Передняя подвеска автобусов ЛАЗ

которыми конструктивными особенностями. Так, например, под воз­ душными баллонами 3 установлены полные рессоры 1. Передние кон­

цы коренных листов рессор 1 изогнуты в ушки, в которые впрессованы металлические втулки. Концы вторых листов рессор загнуты вокруг концов коренных листов, что обеспечивает стабильность движения при поломке коренного листа рессоры. Заднее ушко рессоры соединяют с основанием через серьгу 2. Между рессорой и основанием устанавли­ вают амортизатор 4.

Подвеска автобусов ЛАЗ (рис. 91). На автобусе ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-

697Е полуэллиптические стальные рессоры работают совместно с кор­ ректирующими пружинами переменной жесткости.

Длинные рессоры 6 с малым числом листов обеспечивают мягкость подвески при небольших нагрузках. При увеличении нагрузки пру­ жины 9 увеличивают жесткость.

Передняя подвеска имеет гидравлические амортизаторы.

Каждая рессора имеет по два коренных листа, концы листов ото­ гнуты. К концам рессор приклепаны штампованные чашки и надеты резиновые подушки 7. В ненагруженном состоянии рессору вставляют в кронштейны и закрепляют крышками. Передний конец рессоры с за­ крытыми чашками фиксируется в резиновой подушке, а задний имеет

свободное продольное перемещение в подушке. Рессоры крепятся к

балкам 3 стремянками 4 через прокладки 5 и 2. На балке 3 установлена накладка с проушиной 1, с которой шарнирно соединены две пластины уравнительной серьги 10 в виде треугольника, обращенного вершиной вниз. Верхними углами уравнительная серьга 10 шарнирно соединена с корректирующими пружинами 9.

Другие концы пружин на осях 8 шарнирно прикреплены к про­ дольным балкам основания.

Все шарнирные соединения выполнены на резиновых втулках, со­

стоящих из двух половин.

Втулки зажаты пальцами с гайкой и не должны проворачиваться.

Применение резиновых втулок и подушек исключает жесткий кон­ такт с кузовом, уменьшает шум и вибрацию.

Резиновые буфера предотвращают удары рессор по продольным балкам основания.

120



§ 3$. КОЛЕСА И ШИНЫ

Установка передних колес. Для облегчения управления автобусами и предотвращения усиленного износа шин передние колеса имеют углы установки колес. Колеса автомобиля при его стоянке на месте стоят с предварительным развалом, т. е. расстояние между колесами вв'ерху больше расстояния внизу. Развал колес измеряют в градусах.

Установка шкворня выполнена не строго вертикально, а с некото­

рым продольным и поперечным наклоном. Углы развала и наклона шкворня автобусов с зависимой передней подвеской при эксплуатации

не регулируют. Эти углы выполнены конструктивно направлением от­ верстий в кулаке балки передней оси и в проушинах цапфы.

Эти углы могут нарушиться при прогибе передней балки, при изно­ се подшипников шкворня или подшипников ступиц колес.

При движении автомобиля направляющие колеса стараются разой­ тись в стороны, что может вызвать их проскальзывание по поверхности дороги, поэтому их устанавливают с предварительным схождением,

т. е. расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Эту вели­ чину измеряют в миллиметрах и регулируют при эксплуатации из­ менением длины поперечной тяги.

В табл.

4 приведены данные установки передних колес автобусов.

 

 

 

 

Таблица 4

Автобусы

Угол развала,

Схождение колес,

Угол продольного Угол поперечного

наклона шкворня, наклона шкворня,

 

град

MM

рад

град

 

 

 

ЛиАЗ.677

1

4—6

2

8

ЛАЗ-695М

1

5—8

l°30,

8

ЛАЗ-697Е

1

4—8

lo30,

8

Икарус-556

На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М устанавливают дисковые колеса со съемными бортовыми кольцами, которые по устройству ана-

логичны

колесам

автомоби­

 

ля ЗИЛ-130. На автобусе

 

ЛиАЗ-677 и ЛАЗ3 -695М уста­

 

новлены однотипные2

бездис­

 

ковые 1 колеса

(рис. 92)

со

 

съемным бортовым

 

и замоч­

 

ным

кольцами.

Передние

 

колеса, автобуса одинарные,

 

задние — двойные.

 

Между

 

ободами двойных задних ко­

 

лес

устанавливают

 

проста-

 

ЕОЧНОЄ кольцо.

 

 

 

на

 

Колеса

устанавливают2

Рис, 92. Бездисковое колесо автобуса

конические посадочные

по­

ЛиАЗ-677

верхности

ступицы

(см.

 

121