Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
На приварной крышке картера имеются отверстия для заливки, контроля и слива масла, которые закрыты пробками. Для сообщения внутренней полости картера с атмосферой имеются два сапуна.
На шейку кожуха полуоси установлена цапфа 43 с шариковым
40 и роликовым 44 подшипниками, являющимися опорой ступицы колеса.
§ 34. ПОДВЕСКА
Подвеска автобуса ЛиАЗ-677 осуществлена на полуэллипіических листовых полурессорах и пневматических баллонах.
Листы полурессор изготовлены нз полосовой рессорной
стали и подвергнуты термической обработке.
Пневматическая подвеска автобуса ЛиАЗ-677 (рис. 87) зависимая.
Для фиксирования переднего и заднего моста установлены листовые полурессоры <5, воспринимающие реакции от тяговых и тормозных
моментов, и поперечные штанги 8, воспринимающие боковые усилия.
Передние концы полурессор прикреплены к основанию при помощи
шарниров.. Шарниры смазывают через пресс-масленки. Рессорные
пальцы 1 вращаются в бронзовых втулках и фиксируются в кронштей нах основания стопорными клиньями 2. Задние концы лолурессор же
стко крепятся к балке 4 переднего моста стремянками.
Поперечная штанга 8 через резино-металлические шарниры, не требующие смазки, крепится одним концом к продольной балке осно вания кузова, а другим — соответственно к переднему или заднему мосту. Упругим элементом подвески являются пневматические двух
секционные баллоны 7 (два баллона в передней подвеске и четыре —
в задней).
Рас, 87, Передняя подвеска автобуса ЛиАЗ 677
116
Двухсекционный пневматический баллон 7 состоит из двух-четырех слоев прорезиненной кордовой ткани, внут реннего слоя резины, который обеспечивает герметичность оболочки и защиту нитей корда от масла и влаги, и наружного слоя, который защищает нити корда от механических повреждений и атмосферных воздействий.
Нити корда изготавливают из нейлона или капрона. Оболочка бал |
|
лона сверху и снизу имеет борта со стальными кольцами и завернутыми |
|
вокруг них нитями корда. Герметизация баллона обеспечивается при |
|
помощи прижимных колец. Профиль прижимного |
кольца совпадает |
с профилем бортовой оболочки, чем обеспечивается |
герметизация по |
всей внутренней поверхности кольца.
Прижимное кольцо притягивается к верхнему и нижнему фланцу при помощи двенадцати болтов. Между секциями баллона установлено стальное стягивающее кольцо 12, которое предотвращает радиальное расширение баллона при повышенном давлении. Рабочее давление в баллонах при статической нагрузке составляет 6—7 kΠcmz.
Нижний фланец баллона болтами прикреплен к опоре, а верхний —
ккронштейну 6. Пневматическая подвеска в сборе крепится внизу
кбалке 4 передней оси и вверху к кронштейну основания автобуса.
Взадней подвеске баллоны крепят попарно на каждую сторону. Нижние фланцы баллонов крепят к кронштейнам-траверсам, установ
ленным на заднем мосту, верхние — к кронштейнам, приваренным
к продольным балкам основания автобуса. Эти кронштейны одновре
менно выполняют функции дополнительных5 |
объемов по 10 каждый. |
Для гашения колебаний подвески применены телескопиче |
л
ские амортизаторы автомобиля МАЗ-500•— два амор тизатора в передней и четыре в задней подвеске. Устройство аморти
заторов рассмотрено во втором разделе. Для ограничения хода перед2 ней оси вверх на ней установлены ограничители хода сжатия (буфера);
для ограничения хода вниз — ограничителя отбоя, |
представляющие |
|||||
собой петлю троса. |
9 |
|
высоты кузова автобуса над дорогой |
|||
Для поддержания постоянной |
||||||
установлены три регулятора |
|
положения кузова с |
разобщительным |
|||
•краном |
10 |
и вертикальной тягой |
11. |
’ |
||
|
|
|
Регулятор положения кузова (рис. 88). Два.ре
гулятора, установленные под задней осью, регулируют высоту и боко
вой крен; регулятор, установленный под передней осью, устраняет продольный .наклон кузова.
На автобусах Икарус-556 и ЛиАЗ-677 установлены регуляторы, которые обеспечивают статическое выравнивание положения кузова относительно проезжей части. Для того чтобы регулятор не реагиро вал на динамические нагрузки, он имеет гидравлический замедлитель.
Регулятор прикреплен к кузову. Рычаг 2 регулятора через регули
руемую тягу 3 и пружину 4 соединен с неподрессоренными частями автобуса и прикреплен к регулятору со стороны передней крышки 7
на шлицах оси 5 гайкой 6. На оси 5 рычага в корпусе регулятора 1
установлен ролик 17, имеющий два диаметрально расположенных паза.
Верхним пазом ролик соединен со штоком 16 пневматических клапанов
117
15 и 19, нижним — с поршнем 10 золотникового гидравлического за медлителя. Внутренняя полость регулятора закрыта боковыми крыш
ками 13.
Впускной 15 и выпускной 19 клапаны прижаты к седлам пружина
ми 14.
Работа регулятора. Когда кузов находится в среднем,
отрегулированном положении, рычаг регулятора занимает горизон
тальное положение, клапаны |
15 |
и |
19 |
закрыты и |
2выпуск воздуха из бал |
||
лонов невозможен17 . При увеличении нагрузки на автобус баллоны16 |
сжи |
||||||
маются и кузов опускается. При этом рычаг |
регулятора, |
а вместе |
|||||
с ним и ролик поворачиваются по часовой стрелке. Шток |
переме |
щается вправо и открывает впускной клапан 15. Воздух из пневмати ческой системы поступает в баллон подвески. Кузов поднимается,
и рычаг, удерживаемый тягой, возвращается в горизонтальное поло
жение. Поступление воздуха в баллон прекращается.
При уменьшении нагрузки давление воздуха поднимает кузов ав
тобуса. Рычаг поворачивается влево, а вместе с осью рычага поворачи вается и ролик, который перемещает шток 16 влево. Выпускной кла-
гіан 19 открывается, воздух выходит из баллона в атмосферу, давление
Рис. 88. Регулятор положения кузова
118
S
в баллонах снижается и ку
зов |
становится |
в |
|
исходное |
|
|
||||||||
положение. |
ту |
Поворачиванию |
|
|
||||||||||
ролика |
в |
|
или |
иную сто |
|
|
||||||||
рону |
препятствует |
|
гидроза |
|
|
|||||||||
медлитель, |
так |
17как ролик |
|
|
||||||||||
соединен |
|
с |
его поршнем. При |
|
|
|||||||||
повороте |
ролика |
|
|
поршень |
|
|
||||||||
10 |
с двумя |
обратными клапа |
|
|
||||||||||
нами |
11 |
|
гидрозамедлителя |
|
|
|||||||||
давит |
на |
жидкость, |
которая |
|
|
|||||||||
перегоняется |
по |
каналам |
12 % |
|
|
|||||||||
из |
|
одной |
|
полости |
в |
другую |
|
|
||||||
и этим замедляет срабатыва |
|
|
||||||||||||
ние регулятора. Проходное9 |
|
|
||||||||||||
сечение |
каналов |
регулирует |
|
Рис. 89. Изолирующий клапан |
||||||||||
ся |
|
регулировочным |
винтом8. |
|
|
|||||||||
с уплотнительным кольцом |
|
|
|
|||||||||||
|
При езде |
по неровной до |
|
|
||||||||||
роге от динамических толчков |
|
|
||||||||||||
спиральная пружина |
4 |
рыча |
|
|
||||||||||
га прогибается, .жидкость |
|
|
||||||||||||
гидрозамедлителя не успевает |
|
|
||||||||||||
перетечь из одной полости в |
|
|
||||||||||||
другую, ролик стоит непод |
|
|
||||||||||||
вижно и регулятор не сраба |
|
|
||||||||||||
тывает. |
|
|
|
|
|
|
3,положе- |
|
|
|||||
|
Первоначальное |
Рис. |
90. Передняя подвеска автобуса Ика- |
|||||||||||
ние кузова регулируется изме |
|
рус-556 |
||||||||||||
нением длины тяги |
|
|
соеди4. |
|
/ |
|||||||||
няющей рычаг регулятора с |
|
|
разобщительной пружиной
На передней пневматической подвеске автобуса ЛиАЗ-677 уста новлен один кран положения кузова, регулирующий через трубопро
воды наполнение правого и левого баллонов. Это приводит к тому, что при крене автобуса (движение на поворотах, уклоны дороги) воздух
свободно перетекает из более сжатого баллона в менее сжатый, что уве личивает крен автобуса. Для уменьшения крена автобуса установлен изолирующий клапан 1 (рис. 89), который через штуцер 5 трубопрово
дом 6 соединен с регулятором положения кузова.
При увеличении статической нагрузки воздух отжимает клапаны 2 и 4 и, преодолевая сопротивление пружин 3, проходит в правый и ле вый баллоны подвески. При уменьшении статической нагрузки в том
или ином баллоне (5 или 10) воздух отжимает клапаны 7 и 8 и через ре гулятор выходит в атмосферу. При крене автобуса клапаны 2 и 7 не
допускают перетекания воздуха из левого баллона в правый, а клапаны 4 и 8 — перетекания воздуха из правого баллона в левый.
Пневматическая подвеска автобуса Икарус-556 (рис. 90) по принци
пиальному устройству аналогична подвеске автобуса ЛиАЗ-677 с не-
119
Рис. 91. Передняя подвеска автобусов ЛАЗ
которыми конструктивными особенностями. Так, например, под воз душными баллонами 3 установлены полные рессоры 1. Передние кон
цы коренных листов рессор 1 изогнуты в ушки, в которые впрессованы металлические втулки. Концы вторых листов рессор загнуты вокруг концов коренных листов, что обеспечивает стабильность движения при поломке коренного листа рессоры. Заднее ушко рессоры соединяют с основанием через серьгу 2. Между рессорой и основанием устанавли вают амортизатор 4.
Подвеска автобусов ЛАЗ (рис. 91). На автобусе ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-
697Е полуэллиптические стальные рессоры работают совместно с кор ректирующими пружинами переменной жесткости.
Длинные рессоры 6 с малым числом листов обеспечивают мягкость подвески при небольших нагрузках. При увеличении нагрузки пру жины 9 увеличивают жесткость.
Передняя подвеска имеет гидравлические амортизаторы.
Каждая рессора имеет по два коренных листа, концы листов ото гнуты. К концам рессор приклепаны штампованные чашки и надеты резиновые подушки 7. В ненагруженном состоянии рессору вставляют в кронштейны и закрепляют крышками. Передний конец рессоры с за крытыми чашками фиксируется в резиновой подушке, а задний имеет
свободное продольное перемещение в подушке. Рессоры крепятся к
балкам 3 стремянками 4 через прокладки 5 и 2. На балке 3 установлена накладка с проушиной 1, с которой шарнирно соединены две пластины уравнительной серьги 10 в виде треугольника, обращенного вершиной вниз. Верхними углами уравнительная серьга 10 шарнирно соединена с корректирующими пружинами 9.
Другие концы пружин на осях 8 шарнирно прикреплены к про дольным балкам основания.
Все шарнирные соединения выполнены на резиновых втулках, со
стоящих из двух половин.
Втулки зажаты пальцами с гайкой и не должны проворачиваться.
Применение резиновых втулок и подушек исключает жесткий кон такт с кузовом, уменьшает шум и вибрацию.
Резиновые буфера предотвращают удары рессор по продольным балкам основания.
120
§ 3$. КОЛЕСА И ШИНЫ
Установка передних колес. Для облегчения управления автобусами и предотвращения усиленного износа шин передние колеса имеют углы установки колес. Колеса автомобиля при его стоянке на месте стоят с предварительным развалом, т. е. расстояние между колесами вв'ерху больше расстояния внизу. Развал колес измеряют в градусах.
Установка шкворня выполнена не строго вертикально, а с некото
рым продольным и поперечным наклоном. Углы развала и наклона шкворня автобусов с зависимой передней подвеской при эксплуатации
не регулируют. Эти углы выполнены конструктивно направлением от верстий в кулаке балки передней оси и в проушинах цапфы.
Эти углы могут нарушиться при прогибе передней балки, при изно се подшипников шкворня или подшипников ступиц колес.
При движении автомобиля направляющие колеса стараются разой тись в стороны, что может вызвать их проскальзывание по поверхности дороги, поэтому их устанавливают с предварительным схождением,
т. е. расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади. Эту вели чину измеряют в миллиметрах и регулируют при эксплуатации из менением длины поперечной тяги.
В табл. |
4 приведены данные установки передних колес автобусов. |
|||
|
|
|
|
Таблица 4 |
Автобусы |
Угол развала, |
Схождение колес, |
Угол продольного Угол поперечного |
|
наклона шкворня, наклона шкворня, |
||||
|
град |
MM |
рад |
град |
|
|
|
||
ЛиАЗ.677 |
1 |
4—6 |
2 |
8 |
ЛАЗ-695М |
1 |
5—8 |
l°30, |
8 |
ЛАЗ-697Е |
1 |
4—8 |
lo30, |
8 |
Икарус-556 |
На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М устанавливают дисковые колеса со съемными бортовыми кольцами, которые по устройству ана-
логичны |
колесам |
автомоби |
|
||||
ля ЗИЛ-130. На автобусе |
|
||||||
ЛиАЗ-677 и ЛАЗ3 -695М уста |
|
||||||
новлены однотипные2 |
бездис |
|
|||||
ковые 1 колеса |
(рис. 92) |
со |
|
||||
съемным бортовым |
|
и замоч |
|
||||
ным |
кольцами. |
Передние |
|
||||
колеса, автобуса одинарные, |
|
||||||
задние — двойные. |
|
Между |
|
||||
ободами двойных задних ко |
|
||||||
лес |
устанавливают |
|
проста- |
|
|||
ЕОЧНОЄ кольцо. |
|
|
|
на |
|
||
Колеса |
устанавливают2 |
Рис, 92. Бездисковое колесо автобуса |
|||||
конические посадочные |
по |
ЛиАЗ-677 |
|||||
верхности |
ступицы |
(см. |
|
121