Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Рис. 93. Бездисковое колесо с разборным ободом автобуса Икарус-556
рис. 93, а) передних колес с последующим поджимом специальными
прижимами 1. Прижимы задних колес своим наружным скосом центрируют и прижимают обод наружного колеса. Болты и гайки крепления колес имеют правую резьбу для правой и левой сторон.
Кольцо задних колес крепят к ступице заднего колеса гайками на
двенадцати шпильках.
Шпильки правой ступицы имеют правую, а шпильки левой сту пицы — левую резьбу.
Передние тормозные барабаны окончательно обрабатывают вместе со ступицами, поэтому отвертывать гайки, крепящие тормозной бара бан к ступице, категорически воспрещается. Монтаж и демонтаж шин с бездисковым ободом выполняют аналогично монтажу колес с диско вым ободом.
На автобусе Икарус-556 устанавливают бездисковые колеса с по
перечно-разборным ободом (рис. 93). Обод колеса состоит из одной бо лее длинной детали 5 (рис. 93, б) с двумя проушинами и двух более ко ротких деталей 3 и 4.
На спаренных колесах между ободами устанавливают дистанцион
ное кольцо, обеспечивающее необходимое расстояние между шинами. Срок службы шин зависит от правильного и внимательного ухода за ними, от поддержания нормального давления. Нормы давления в ши
нах указаны в табл. 5.
Таблица 5
Марка |
Обозначение |
|
Внутреннее |
давление |
Диаметр |
воздуха в |
шинах, |
||
|
|
k∏cm, |
||
автобуса |
шина |
обода, |
передних |
вадних |
(дюймы) |
||||
ЛиАЗ-677 |
208—508Р |
8,08—20 |
колее |
колес |
7,25 |
6,75 |
|||
ЛАЗ-695М |
10,00—20 |
280×508 змі |
5,25 |
5,25 |
Икарус-556 |
11,00-20 |
(7,33—20) |
6,75 |
6,00 |
11,00 |
122
Категорически запрещается движение с пониженным' внутренним давлением в шинах даже на небольшое расстояние, так как это приведет
к преждевременному отказу шин в работе. • Гарантийный пробег обычных шин установлен для легковых авто
мобилей 33 тыс. км, для грузовых — 45 тыс. км, для автобусов —
60 тыс. км.
Эксплуатационная норма пробега шин для автобусов ЛиАЗ, Ика рус — 90 тыс. км, для автобуса ЛАЗ-695 — 70 тьіс. км и автомобиля
МАЗ-500 — 65 тыс. км.
§ 36. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОБУСОВ
Основные неисправности ходовой части
Основными неисправностями ходовой части, с которыми запрещает ся выезд автомобиля на линию, являются следующие:
|
ммпротектор, |
шины автобуса имеет глубинумм, |
|
рисунка по |
центру беговой дорожки |
менее |
|
1 |
агрузового автомобиля — менее 0,5 |
что |
резко енижает коэффициент сцепления шины с поверхностью дороги
и прочность покрышки;
шина имеет сквозное повреждение или раз
рыв нитей корда. Шина по размеру или допустимой нагрузке
не соответствует модели транспортного средства;
колесо закреплено ненадежно на ступице; на передние колеса междугородного а.вто-
буса установлены шины, восстановленные по
первой группе ремонта, а на задние колеса —
по второй. На передние колеса н е м е жд у г о р о д-
ного автобуса установлены шины, восста новленные по второй группе ремонта.
Наличие люфта в подшипниках колес или
в подшипниках шкворней нарушает углы установки ко
лес, увеличивает износ покрышек, затрудняет управление автомоби лем и может привести к отрыву колеса при движении или к заклини ванию подшипника.
Кроме перечисленных неисправностей, в ходовой части возникают неисправности, вызывающие биение или виляние колес, быстрый износ шин. Причинами биения могут быть: нару шение балансировки колес; неодинаковое давление в левой или правой
передней шине; увеличенный люфт подшипников передних колес;
износ втулок шкворней.
Причиной усиленного износа шин передних колес является нару шение сходимости или углов установки передних колес. Ослабление
крепления стремянок увеличивает люфт рулевого управления и может вызвать перекос моста. Износ рессорных пальцев и втулок^вызывает увеличение люфта рулевого управления и может привести к поломке
коренного листа рессоры.
123
Приемы выполнения работ при техническом ' обслуживании ходовой части
Балансировка колес. В результате . неравномерного
износа протектора шины, наложения заплат при ремонте покрышки
или камеры, деформации диска или обода колеса — появляется неурав
новешенность (дисбаланс) колеса.
При движении автомобиля (особенно на большой скорости) при вращении такого колеса возникают значительные центробежные силы, вызывающие вибрацию колеса и усиленный износ шины. Поэтому в на стоящее время введена балансировка передних колес автомобилей й aLTθ6ycoB.
Для балансировки колес следует вывесить переднюю ось и, ослабив затяжку подшипников, привести колесо во вращение толчком руки и отметить нижнюю точку остановки колеса; после остановки вторично провернуть колесо. Если оно вторично остановится в той же точке, значит колесо имеет дисбаланс, который устраняется установкой грузов 4 (рис. 94), прикрепляемых к бортовому кольцу 2 или к ободу 6
при помощи пластинчатой пружины 3. Конец пластины прижимается бортом покрышки 1 к замочному кольцу 5. Для удобства установки грузиков снижают давление воздуха в шинах. Грузик прикрепляют на диаметрально противоположном участке к более тяжелому участку колеса.
Установка бездисковых колес на ступицы.
Перед установкой колес на ступицы необходимо убедиться, что сопря
гаемые поверхности колес и ступицы, а также прижимы не имеют за
боин и погнутостей.
Убедившись в наличии ограничителя на ободе, предотвращающего проворачивание обода, следует надеть колесо в сборе с шиной на сту
пицу, для чего приподнять его монтажной лопаткой и постепенно тол кать на ступицу. Следить, чтобы вентиль камеры и ограничители,
приваренные на ободе по обеим сторонам вентильного паза, располага лись между спицами ступицы.
Поддерживая колесо на ступице, поставить диаметрально противо положно два прижима (см. рис. 93) и от руки навернуть гайки. После этого повернуть колесо так, чтобы эти два прижима находились в вер тикальной плоскости, и, начиная с
верхней гайки, начать их затяжку равномерно. Таким же образом поста
вить все последующие пары гаек.
Установку задних колес выпол
няют аналогично вышеизложенному
способу. После установки внутренней шины ее необходимо закрепить до
упора, установить дистанционное
кольцо, а потом.наружную шину, и
Рис. 94. Установка на ободе ба- прикрепить прижимными клиньями
ланснровочного грузика и гайками, При установке шин зад-
124.
них колес необходимо совмещать вентили камер на одной линии? После первого рейса автобуса необходимо подтянуть гайки спиц.
Регулировка высоты пола кузова. Нарушение установленной высоты пола кузова приводит к преждевременному изно су шин, затрудняет управление автобусом и приводит к разрушению баллонов подвески. Перед регулировкой высоты пола автобуса необ
ходимо убедиться, что все регуляторы уровня пола исправны, пнев
матическая система автобуса герметична и баллоны не имеют повреж дений.
Для регулировки автобус устанавливают на осмотровую канаву или на ровную горизонтальную площадку и создают давление в пнев
матической системе б—7 κΓ!cMi. Начиная с задних регуляторов, вра щением резьбовой муфты регулируют тягу 3 (см. рис. 88), добиваясь
расстояния между фланцами крепления баллонов 206 ± 5 мм для автобуса ЛиАЗ-677. Правильное положение кузова автобуса Ика
рус-556 измеряют расстоянием от покрытия до нижней кромки кузо
ва, которое должно быть 350 ÷ 5 мм.
Проверка исправности регулятора поло жения кузова. Ежедневно перед выездом на линию необхо димо проверить на осмотровой канаве исправность регулятора поло жения кузова.
Для этого необходимо приложить усилие от руки к шарниру, со единяющему тягу 3 (см. рис. 88) с разобщительной пружиной 4, оття гивая ее вверх в течение 3—5 сек. При этом должно прослушиваться
легкое шипение, что свидетельствует о прохождении сжатого воздуха из пневматической системы автобуса в баллоны подвески. Затем сле дует оттянуть шарнир вниз. При этом должен быть слышен выход воз духа в атмосферу. Если при любой из этих проверок регулятор не сра
батывает, это свидетельствует о его неисправности, он должен быть снят с автобуса и сдан на проверку.
Снятие и установка регулятора. Перед снятием регулятора необходимо подставить под кузов автобуса козлы, открыть краники в ресиверах (воздушных баллонах), выпустить воздух и снять регулятор.
Для снятия необходимо: разъединить разобщающую пружину 4
от кронштейна, расположенного на-заднем или переднем мосту авто буса; повернуть рычаг 2 регулятора вниз и выпустить воздух из бал
лона подвески; отсоединить от регулятора воздухопроводы, отвернуть
два болта, крепящих регулятор к кузову автобуса, и снять регу
лятор.
Устанавливают регулятор в обратном порядке.
После присоединения всех трубопроводов необходимо создать дав
ление в ресиверах не ниже 5 кПсм2 и проверить плотность соединений при помощи мыльного раствора.
Разборка и сборка регулятора. При эксплуата
ции автобуса в регулятор попадает влага и другие примеси воздуха,
что вызывает его отказ в работе. Поэтому регулятор через каждые 20—25 тыс. км пробега необходимо снимать, тщательно промывать и разбирать.
J26
Для разборки регулятора необходимо: отвернуть пробку 18 (см. рис. 88) и слить жидкость из гидрозамедлителя; снять сапун, закры
вающий отверстие над выпускным клапаном 19, и, отвернув гайку 6,
снять рычаг 2; вывернуть регулировочные винты 9 и снять переднюю крышку; вынуть валик с роликом /7; снять боковые крышки 13 и вы нуть из них впускной 15 и выпускной 19 клапаны с пружинами;
вынуть из корпуса шток 16 и поршень гидрозамедлителя 10.
Разбирать регулятор необходимо на чистом рабочем месте, а после разборки все металлические детали следует промыть в чистом керо
сине и просушить струей сжатого воздуха. Негодные детали заменить.
Обязательной замене после каждой разборки подлежат уплотни тельные резиновые кольца, прокладки, резиновые детали клапанов. Сборку регулятора выполняют в порядке, обратном разборке.
После сборки регулятора следует залить через отверстие под
пробку 18 полисиликсоновой жидкости в объеме 85 см3 до уровня
верхней кромки штока 16. При заливке жидкости рычаг 2 нужно не сколько раз перевести в крайнее верхнее и нижнее положение для уда
ления воздуха из гидрозамедлителя.
Глава VI. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
§37. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСОВ
Кмеханизмам управления автомобиля или автобуса относят ру
левое управление и тормозную систему.
Рулевое управление предназначено для изменения направления
движения автомобиля или автобуса. Оно состоит из рулевого меха низма и рулевого привода.
C увеличением грузоподъемности автомобиля или пассажировме
стимости автобуса возрастают усилия, необходимые для поворота направляющих колес. Поэтому на автобусах ПАЗ-672, ЛАЗ-698А, ЛАЗ-699А и ЛиАЗ-677 рулевые управления имеют гидроусилители, которые облегчают управление автобусом, поглощают удары, пере
даваемые на рулевое колесо, и повышают безопасность движения, т. е. позволяют легче сохранить первоначальное направление движения при
проколе 'шин переднего колеса.
Распространено несколько типов рулевых механизмов: червяч ные с сектором (на автобусах ЛИАЗ-677 и ЛАЗ-698), червячные с po-^
ликом (на автобусах ЗИЛ-158В, ПАЗ-672, |
|
ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697Е), |
с сектором-рейкой (на автобусе ЛАЗ-699А), |
с винтом и гайкой-рейкой |
|
(на автомобиле МАЗ-500). |
|
Автобус ЛиАЗ-677 обо |
Рулевое управление автобуса ЛиАЗ-677. |
|
рудован рулевым управлением с гидроусилителем, действующим на привод.
) Рулевое управление (рис. 95) состоит из рулевой колонки с рулевым колесом 17, углового редуктора /,карданной передачи 16, рулевого
126