Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

гибкой диафрагмы установлен перемещающийся поршень с уплотни­ тельной манжетой, имеющий большую площадь. Поэтому при мень­ шем давлении на поршень сила давлёния на шток увеличивается.

Ручной тормоз автобуса Икарус (рис. 119)‘механический, действует на задние колеса тягача. Дистанционное управление осу­

ществляется системой тяг и рычагов. Тормозной эффект увеличивается

тем, чтотяга, присоединенная к тормозному рычагу при помощи ролика, может перемещаться по наклонной плоскости. \

Моторный (выхлопной) тормоз дает возможность получить пониженное, но продолжительное торможение автобуса с использованием отработавших газов.

' Сущность устройства моторного тормоза состоит в том, что поток газов, выходящих по выпускной трубе, перекрывается заслонкой и отработавшие газы не-могут выходить в атмосферу. Создавшееся

давление газов перед заслонкой создает упругую систему, развивая тормозной эффект двигателя.

Моторный тормоз управляется электропневматическим клапаном. При нажатии на ножной включатель срабатывает клапан и приво­

дит в действие рабочий цилиндр заслонки. Заслонка, закрываясь, пе­ рекрывает путь отработавшим газам и одновременно стопорит тяги от педали подачи топлива в положении малых оборотов вала двигателя. При опускании ножного включателя торможение автоматически

прекращается.

§ 39. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ

Основные неисправности механизмов управления

Основные неисправности рулевого управления. Рулевое управление

должно обеспечивать легкое и надежное управление автомобилем по любым дорогам с различными скоростями.

Безопасность движения автобусов в значительной степени зависит от конструкции технического состояния рулевого управления. На со­ временных автобусах применяют разнообразные, сложные по устрой­ ству, но надежно действующие при систематическом и качественном

обслуживании механизмы. Только хорошие знания и выполнение пра­ вил технического обслуживания рулевого управления обеспечивают безаварийную работу.

Основные неисправности рулевого управления, с которыми авто­ бус не допускается к эксплуатации, следующие.

Люфт рулевого управления, измеряемый на руле­

вом.колесе, превышает 25°. Причины: ослабление крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого механизма; изношены или

• не отрегулированы подшипники червяка, большой зазор между червяч­ ной парой рулевого механизма; износ втулки вала рулевой сошки z или сошка не закреплена на валу; изношены или не закреплены детали

шарнирных соединений тяг; люфт в шкворнях или в подшипниках сту-

. пиц передних колес. Затруднено вращение рулев о-

152

.


го колеса. Причины: отсутствует смазка в^картере рулевой пере­ дачи; неправильная (слишком тугая) регулировка рулевого механизма;

заедание шкворней поворотных цапф или рассыпался опорный под­ шипник поворотной цапфы; погнутость тяг; пришли в негодность под­

шипники рулевого механизма; туго затянуты шарнирные соединения

рулевых тяг; погнут вал рулевого колеса; имеются изгибы, вмятины рулевой колонки; в картер рулевого механизма попали посторонние предметы; неисправен гидроусилитель.

Основные неисправности гидроусилителя рулевого управления.

Недостаточное или неравномерное усиление при повороте в обе стороны. Причины: слабое натя­

жение ремней привода насоса; мал уровень масла в бачке насоса; на­ личие воздуха в системе (пена в бачке); неисправность насоса; заеда­ ние золотника клапана управления; поврежден силовой цилиндр.

Полное отсутствие усиления при различ­ ных оборотах вала двигателя. Причины: отвертыва­ ние седла предохранительного клапана насоса; заедание перепуск­

ного клапана насоса. • Повышенный шум при работе насоса. Причи­

ны: недостаточный уровень масла в бачке; слабое натяжение ремней привода насоса; засорение или неправильная установка фильтра;

наличие воздуха ‘в системе.

При неработающем гидроусилителе рулевого управления необхо­ димо отключить насос, сняв приводные ремни, а для уменьшения уси­

лия на рулевом колесе слить масло из системы гидроусилителя и до­ ехать до гаража.

Основные неисправности ножного тормоза. Слабое дейст­

вие тормозов. Причины: увеличенный зазор между накладка­

ми колодок и тормозными барабанами; попадание масла или воды на

фрикционные накладки; большой свободный ход педали тормоза;

нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры пнев­

матического привода тормозов, тормозного крана, тормозных камер

или цилиндров; неисправность регулятора давления или компрессора.

Автомобиль при торможении уводит в сто­ рону, торможение сопровождается закли­ ниванием одного или нескольких колес. Причи­

ны: малая величина или отсутствие зазора между колодками и бараба­

ном на одном из колес; поломка стягивающей пружины колесного тормоза; разрегулирование тормозного крана.

Автомобиль заносит при торможении, за­ клинивания колес не наблюдается. Причины:

увеличенный зазор между накладками колодок и тормозным барабаном

одного из колес; попадание масла на поверхность фрикционных на­ кладок одного колеса.

Основные неисправности ручного тормоза. Ручной тормоз

действует недостаточно эффективно, рычаг ручного тормоза имеет большой свободный

ход и не удерживает автобус на уклоне 16%. Причины: увеличенйый износ накладок колодок ручного тормоза; разрегулировался дистан­

153


ционный привод ручного тормоза, действующего на .задние колеса

автобусов ЛиАЗ-677.

Рычаг ручного тормоза не фиксируется

в положении т о р м о ж е н и я. Эта неисправность возникает при износе гребенки или защелки рычага.

Заедание тяг или тросов привода ручного

тормоза (рычаг перемещается с большим усилием или совсем

не перемещается). Причины: отсутствие смазки в оболочке тросов или в шарнирах тяг; замерзание тросов в оболочках в зимнее время.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов управления

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании рулево­ го управления. Проверку люфта рулевого управ­

ления выполняют люфтомером. Для проверки необходимо:

установить передние колёса автобуса для движения прямо; шкалу люфтомера установить при помощи захватов на рулевую

колонку под рулевым колесом; рулевое колесо повернуть влево до начала поворота передних ко­

лес, а стрелку люфтомера закрепить на ободе рулевого колеса так, что­ бы ее конец совместился с нулевым делением на шкале;

повернуть рулевое колесо вправо до начала поворота передних колес вправо. На шкале против указателя стрелки прочитать цифру, определяющую люфт рулевого колеса в градусах.

Проверка и устранение люфта в шарнир­ ных соединениях рулевых тяг. Проверку люфта в шарнирных соединениях рулевого привода выполняют вдвоем.

Один из водителей рукой поворачивает рулевое колесо влево и вправо, а второй зрительно или на ощупь оценивает состояние каждого узла по взаимным перемещениям его деталей.

Люфт в шарнирах продольной тяги устраняют регулировочными пробками 13 (см. рис. 100), ввернутыми в торцы тяги.

Для регулировки необходимо снять шплинт 14, а пробку 13 за­

вернуть до отказа и отпустить до возможной шплинтовки. Шарнирные соединения поперечной тяги не нуждаются в эксплуа­

тационной регулировке. При появлении люфта в шарнирном соедине­

нии поперечной тяги необходимо заменить изношенные детали.

Проверка и регулировка подшипников чер­ вяка рулевого механизма автобусов ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М и ЛАЗ-697Е. Для проверки люфта подшипников червяка необходимо: поднять домкратом передний мост и поставить колеса в положение для движения прямо; повернуть рулевое колесо влево

на один оборот и закрепить, привязав его крепким шнуром за спицы

к стойке ветрового стекла; охватить левой рукой рулевую колонку,

подвести большой палец к нижнему торцу ступицы колеса (а в это

время помощник должен раскачивать передние колеса в обе сторо­ ны) и по перемещению рулевого колеса вдоль колонки, ощущае­ мому на палец, определить люфт подшипников червяка.

154


Для устранения люфта необходимо: отсоединить рулевую сошку

и провод сигнала; снять рулевой механизм с автобуса; снять нижнюю крышку картера и слить масло; снять вал рулевой сошки через боко­ вую крышку.

Изменением количества регулировочных прокладок под крышкой

устранить люфт.

При правильно отрегулированных подшипниках усилие на ободе

при повороте

рулевого колеса без зацепления червяка с роликом

должно быть

для

автобусов ЛАЗ-695Е

и ЛАЗ-697Е

равно 0,3 —

кГ.

 

и

устранение

люфта в

зацепле­

0,8 Проверка

нии червяка

с

рол и к о м. На тех автобусах,

где применена

рулевая передача типа червяк — ролик люфт в зацеплении рабочей

пары проверяют покачиванием сошки в ее ңижнем конце.

Для проверки нужно поставить управляемые колеса для движения автомобиля прямо, отсоединить продольную тягу от рулевой сошки и, покачивая сошку, замерить ее перемещение, которое должно быть не более 0,3 мм, а рулевое колесо должно без заедания поворачивать­ ся в обе стороны.

Если перемещение рулевой сошки больше допустимого предел а — произвести регулировку зацепле­ ния червяка с роликом в следующем порядке:

поставить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля прямо, и снять продольную рулевую тягу с шарового

пальца рулевой сошки;

снять колпачковую гайку, на боковой крышке картера рулевого механизма;

на автобусах ЛАЗ (червячной передачей) снять упорную скобу и удалить одну-две прокладки; уменьшить зазор до устранения люфта рулевой сошки;

после устранения люфта поставить колпачковую гайку и проверить'

усилие на рулевом колесе при его вращении: оно должно быть на авто­ бусе ЛАЗ 1,5-2,5 кГ. Усилие проверяют динамометром.

ра

Регулировка

за це п л е н и я бокового3, И 23 секто­

с

червяком.

На автобусах ЛиАЗ-677 осевое перемещение ва­

ла

обеспечивается

конструкцией подшипников

и

вала

(см.

рис. 96)38,.

 

 

 

 

 

 

 

44

Прогибы вала червяка и сектора ограничены упорными штифтами

 

и

установленными в картере рулевого механизма

на крышке

картера. ,

38

 

 

мм.

 

6

и

 

На

новом рулевом

механизме зазор между торцом сектора

 

упорным штифтом

 

должен быть в пределах 0,38—0,67

В процессе

эксплуатации этот зазор уменьшается из-за износа пары червяк-сек­ тор и прогиба вала червяка и сектора. Полное отсутствие зазора недо­ пустимо. `

Величину зазора определяют при сборке по следующим призна­ кам:

плоскость сектора должна быть ниже плоскости фланца картера

• на 1,02—1,12 мм;

155


торец штифта 38 должен выступать над плоскостью крышки па

1,15—1,35 мм, при этом толщина прокладки должна.быть 0,8 мм.

Зацепление червяка с сектором регулируют после сборки золотни­

кового устройства подбором шайбы 40. Осевой люфт вала сектора

в- крайних положениях должен быть в пределах 0,25—0,6 m¿u, а в про­ межуточном — 0,3 л/.ií. Осевой люфт проверяют индикатором.

Для регулировки зацепления необходимо снять боковую крышку

картера и заменить регулировочную шайбу 40 большей толщины. Пос­ тавить на место боковую крышку. При правильном зацеплении вал должен вращаться свободно, без заедания.

Доливка масла и проверка давления в гид­

роусилителе рулевого управления. Снижение давления масла в системе гидроусилителя приводит к затруднению по­ ворота рулевого колеса.

Перед проверкой давления масла проверяют уровень масла, при необходимости доливают его до «уровня» при работающем двигателе на малых оборотах, когда передние колеса находятся в положении для движения прямо.

Для проверки исправности насоса и гидроусилителя (рис. 120)

рулевого управления необходимо убедиться в надежности соединений шлангов 6' и 8\ открыть крышку 4 бачка 3 и проверить уровень масла.

Установить между насосом 2 и шлангом 8 высокого давления тройник 9 с манометром 5 и вентилем 7, затем пустить двигатель, установить малое число оборотов холостого хода коленчатого вала дви­ гателя, открыть вентиль и повернуть колеса до упора в любую сто­

рону. При этом давление масла должно быть не менее 60 кПсмг. Если давление масла будет меньше этой величины, значит неисправен

насос 2 или рулевой механизм 1. Для выяснения, что именно неисправ­ но, медленно завернуть вен­ тиль и наблюдать за изменени­

ем давления. При исправном насосе оно подымется не менее чем до 65 кПсм2, что укажет на неисправность гидроуси­

лителя 11. Если при закрытом вентиле давление несколько

повысится,' но будет меньше

50 κ∏0Mi-, значит, неисправ­ ны оба узла: насос и руле­ вой механизм.

 

Смена

масла

в г и д-

 

роусилителе рулевого ме­

 

ханизма автобуса

ЛиАЗ-677.

 

При смене масла в гидро­

 

усилителе необходимо:

 

поднять

передние

колеса

Pue. 120. Схема проверки насоса гидро

автобуса

и

открыть

крышку

усилителя

бачка

насоса

гидроусили­

 

теля;

 

 

 

 

156