Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отсоединить нагнетательный и сливной шланги от корпуса клапана

управления и слить через них масло из насоса;

отсоединить шланги от штуцеров силового цилиндра и слить масло пз них и клапана управления;

слить масло из силового цилиндра, медленно поворачивая рулевое колесо вправо и влево до упора.

Для заливки масла необходимо: присоединить все шланги на свои места.

При работающем двигателе на малых'оборотах холостого хода ко­ ленчатого ва^а двигателя через двойную сетку заливать масло в ба­

чок, одновременно вращая рулевое колесо от упора до упора. Вращать рулевое колесо до прекращения выхода пузырьков воздуха в бачок;

долить масло по метки «уровень масла» и установить крышку бачка насоса.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании тор­

мозов. Регулировка зазора между тормозными

колодками и барабаном бывает полная и частичная.

На автобусах с пневматическим приводом частичную регулировку

выполняют при износе тормозных накладок, когда выход штока тор­ мозной камеры при нажатии на педаль тормоза превышает на. перед­ них колесах 35 мм, на задних — 40 мм.

Для регулировки необходимо:

поднять домкратом колесо регулируемого тормоза и, вращая ось червяка (см. рис. 106) регулировочного рычага 4, подвести колодки

вплотную к барабану, а затем отпустить на два-три щелчка до свобод­ ного вращения барабана.

После регулировки проверить выход штока 5 тормозной камеры 7

при торможении. Он должен быть одинаковым для правой и левой сторон; у передних тормозов — 15—20 мм, у задних — 20—25 мм.

При смене тормозных накладок, колодок и тормозных, барабанов и других деталей необходимо выполнить полную регулировку в сле­ дующем порядке:

ослабить гайки крепления осей колодок (см. рис. 103) и сблизить эксцентрики, повернув оси метками внутрь одну к другой;

подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1,0— 1,5 кПсм2 или развернуть кулак вручную до прижатия колодок к ба­

рабану вверху; поворачивая эксцентриковые пальцы в разные стороны, сцентри­

ровать колодки и подвести их вплотную к барабану внизу; не прекращая подачи сжатого воздуха, надежнозакрепить гайки

эксцентриковых пальцев; прекратив подачу воздуха, произвести частичную регулировку

зазора.

Регулировка пневматического привода тормозов автобусов. Регулировка пневматического при­ вода тормозов автобусов состоит в том, чтобы при полном ходе педали тормоза с зазором от пола 20—30 мм и при давлении в воздушных бал­ лонах 7,0-7,4 кГІсм2 давление в тормозных камерах было не менее

4,5—5 .кПсм*

157


Для регулировки давления .в пневматической системе необходимо.:

подсоединить вместо одной из тормозных камер манометр;

при работе двигателя на холостых оборотах коленчатого вала дви­ гателя создать давление 7,0—7,4 kΠcmz (по показанию манометра на щитке приборов), при этом показание манометра, подсоединенного

вместо

ммкамеры.

, должно быть равно 0;

 

нажать на педаль тормоза до отказа, чтобы она не доходила до пола

на 20

 

Показание подсоединенного манометра должно быть 4,5—

5

κΓ!cMi.

Если показание этого манометра меньше указанного, то надо

 

 

 

укоротить тягу привода тормозного крана; если показание манометра больше—удлинить тягу вращением вилки, навернутой на резьбовой

конец тяги.

Регулировка привода ручного тормоза ав­

тобуса ЛиАЗ-677 (см. рис. ПО). Для регулировки необходимо: установить рычаг 2 ручного тормоза вниз до упора, сектор 7 троса установить так, чтобы хомуты его крепления были направлены вниз; отсоединить резьбовые вилки от рычагов и установить промежу­ точный рычаг 10 с наклоном 5° по отношению к вертикали, а рычаг 16

снаклоном назад под углом 18°, после чего присоединить тяги;

вконце регулировки проверить зазор между осью пальца регули­ ровочного рычага 21 и внутренней стенкой задней вилки 22, который должен быть не менее 21 мм.

Ручной тормоз автобуса ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М следует

регулировать тягой 7 (см. рис. 112) и регулировочным рычагом 12 (см. рис. 111) тормозного механизма в следующем порядке:

отсоединить резьбовую вилку 8 тяги 7 (см. рис. 112) привода от

рычага;

отвести рычаг / в крайнее переднее положение до упора;

изменяя длину тяги 7 резьбовой вилкой 8, добиться такого поло­ жения, чтобы полное затормаживание происходило при перемещении собачки 2 не более чем на четыре зуба сектора. Если тяга укорочена до предела, то переставить палец 9 в следующее отверстие рычага 12

(см. рис. 111) тормозного механизма.

Порядок регулировки ручного тормоза автобуса Икарус анало­ гичен регулировке ручного тормоза на автобусе ЛАЗ-695.

Эту регулировку осуществляют изменением.длины тяги дистанцион­ ного привода. При регулировке следует обращать внимание, чтобы, ко­ ромысло, находящееся в системе тяг перед задним мостом, находилось

в вертикальном положении.

Проверка исправности пневматического

привода тормозов. Проверку - пневматического привода начинают с крепления компрессора и натяжения ремня компрессора.

Натяжение ремня считается нормальным, если его прогиб посередине

между шкивами равен 10—15 л/л/ под усилием 3—4 кГ. Натяжение рем­ ня регулируют перемещением компрессора.

Для проверки работы компрессора необходимо пустить двигатель и создать давление в ресиверах, равное 6—7 кПсм?.

Если в течение 5—6 мин на средних оборотах коленчатого вала дви­

гателя давление поднимается отО до 6—7 кПсм2, компрессор исправен.

•158


Более медленное возрастание давления свидетельствует об износе поршневой группы компрессора или клапанов. При накачивании

необходимо проверить по

манометру работу регулятора давления.

При давлении 7,0—7,35

кПсм2

регулятор должен включить разгрузоч­

ное

устройство (определяется по характерному шуму

компрес­

сора),

а при давлении

6,5

кПсмй

выключить разгрузочное

устрой­

 

 

ство. После проверки исправности компрессора проверить герметич­

ность системы на участке компрессор—тормозной кран, для чего необходимо остановить двигатель и наблюдать за падением давления

воздуха по манометру. Давление может падать не более 1 кГ/см2 в час или около 0,2 кПсм2 в течение 10—12 мин.

Более интенсивное падение давления свидетельствует об утечке воздуха из-за неплотного прилегания клапанов компрессора, впуск­ ного клапана тормозного крана или вследствие неисправности соеди­ нений воздушной магистрали.

Место утечки определяют на слух или при помощи мыльного раство­ ра, которым следует смочить места, вызывающие подозрение.

После этого проверяют герметичность системы на участке тормоз­

ной кран — тормозныекамеры, для чего, нажав на педаль тормоза до отказа при неработающем двигателе, наблюдают за падением дав­ ления по манометру. Оно должно упасть не более чем на 1,5 кПсм2. Снижение давления выше нормы свидетельствует об утечке давления на участке кран — тормозные камеры.

Глава VII. КУЗОВ АВТОБУСА

§ 40. ОБОРУДОВАНИЕ КУЗОВА АВТОБУСА

Кузов автобуса представляет собой цельнометаллическую простран­

ственную конструкцию, состоящую из каркаса основания, каркаса кузова, внутренней и наружной облицовки, пола, окон, дверей, уст­

ройств вентиляции, отопления и специального оборудования. Устрой­

ство каркаса основания и каркаса кузова рассмотрено в главе VI. Хо­

довая часть.

К каркасу кузова крепятся наружная и внутренняя облицовка, двери и окна. Боковины кузова снаружи обшивают дюралюминиевым листом при помощи заклепок. Заднюю и переднюю части, крышу и за­

кругления кузова снаружи обшивают стальными листами. Наружное

крепление выполнено контактной сваркой, внутреннее—специальны­ ми пустотелыми заклепками. Для внутренней облицовки боковин до уровня окон применяют картон, специальную декоративную фанеру

и слоистый пластик. Потолок пассажирского помещения облицован слоистым пластиком, который крепится самонарезающимися винтами. Стыки панелей внутренней облицовки закрыты алюминиевыми штапи:

ками с декоративными хлорвиниловыми вкладышами. Пол кузова автобусов ЛиАЗ и ПАЗ выполнен из бакелизированной фанеры тол­

щиной 12—10 мм. Сверху пол закрыт резиновым ковром, в средней части —дорожкой с глубоким рисунком. На автобусах ЛАЗ пол выпол-

159


кен из дюралюминиевого листа толщиной 3 мм. Для тепла и шуме, изоляции такой пол покрывают мастикой, на которую наклеивается

ріелин.

автобуса

 

Устройство и оборудование рабочего места водителя

и

сидений пассажиров. От удобства положения водителя при

работе,

 

 

от обзорности проезжей части дороги во многом зависит работоспособ­ ность водителя, его стойкость против утомляемости и в конечном счете безопасность движения. C учетом этих условий и выполнено рабочее место водителя на современных отечественных автобусах. Онодтделено от пассажирского салона. Широкое, обтекаемой формы лобовое стек­

ло позволяет не только хорошо просматривать проезжую часть прямо, но н наблюдать за обстановкой справа и слева на достаточный угол зрения. Для защиты глаз водителя от лучей солнца имеется противо­ солнечный козырек, который может поворачиваться и фиксироваться в установленном положении зажимным винтом.

Дня наблюдения водителем за посадкой и высадкой пассажиров и за дорогой установлены зеркала заднего вида. Одно из них установ­ лено в кузове, два других снаружи, справа — перед передним окном

кузова, слева — перед окном двери водителя. Положение зеркал регу­

лируется.

На всех изучаемых автобусах установлено сиденье водителя, регу­ лируемое по высоте. Оно имеет продольное перемещение и регулировку угла наклона спинки.

Сиденье водителя состоит из остова 1, подушки 3 и спинки 2

(рис. 121).

Верхняя часть остова сиденья может иметь три различных положе­ ния угла наклона.. Для этого служат стопор 7 и стопорная пластинка с вырезами. Нажимом вниз на ручки стопорной пластины последняя освобождается от стопора и получает возможность изменить угол накло­ на стенки. Продольное перемещение сиденья фиксируется стопором 4 продольного перемещения.

Регулировка сиденья водителя по высоте-осуществляется при по­

мощи подставки 5. Подставка состоит из внутренней подвижной трубы и наружной неподвижной. Перемещением вниз или вверх внутренней трубы регулируется высота сиденья. Фиксация и перемещение внутрен­ ней трубы осуществляются стопором 6.

В зависимости от целевого назначения автобуса — для городских или междугородных перевозок салон автобуса оборудуют различны­ ми сиденьями для пассажиров. Так, автобусы, предназначенные для туристских перевозок, оборудованы мягкими сиденьями-креслами с от­

кидными спинками, багажными сетками, вешалками для верхней одежды пассажиров. На автобусах городского сообщения имеются накопительные площадки для пассажиров, в салоне установлены

двухместные нерегулируемые сиденья.

* Каркас сиденья выполнен из стальных труб, в верхней части имеет­

ся нерегулируемый поручень. Спинки сидений привернуты к карка­ сам. В спинке установлены плоские упругие пружины, покрытые губ­ чатой резиной и сверху обшитые облицовочным материалом. Подуш­

ка сиденья имеет аналогичную конструкцию.

160

«