Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ствием давления воздуха, преодолевая сопротивление пружин 8 и 6,
прогибается, перемещая шток 5 из корпуса камеры.
Шток 5 поворачивает регулировочный рычаг 4, а вместе с ним пово рачивает разжимный кулак 3. При атом тормозные колодки 2 прижи маются к барабану 1 — происходит торможение автобуса. При опу
скании педали камера 7 через тормозной кран (см. рис. 108) соеди няется с атмосферой. Воздух выходит в атмосферу—происходит рас
тормаживание.
На одном из воздушных баллонов 20 установлен предохранительный клапан 23, который предохраняет пневматическую систему от чрез
мерного давления при отказе в работе регулятора давления. Кроме того, на нижнем баллоне установлены кран.2/ для слива конденсата
н кран 22 для отбора воздуха при накачке шин. Для сохранения воз духа в баллонах при обрыве трубки в подводящей магистрали установ лен обратный клапан на входе в первый воздушный баллон. Все бал лоны воздушной системы соединены между собой.
Воздух, нагнетаемый компрессором, содержит в себе влагу и пары масла. Масло оказывает вредное влияние на резиновые детали, а влага, конденсируясь в узлах системы, в холодное время может замерзнуть
и нарушить работу узла.
Для очистки воздуха, поступающего в воздушные баллоны, перед ними устанавливают влагомаслоотделители (см. рис. 114).
Для повышения надежности работы пневматической системы и для
предотвращения замерзания конденсата на автобусе ЛиАЗ-677 преду смотрена установка спиртового испарителя (рис. 107), который при
низких |
температурах |
подает |
|
||||||
пары |
спирта в |
воздушную |
|
||||||
систему. |
|
|
5 |
|
испарителя11 |
|
|||
Крышка |
6 |
|
|
|
|||||
соединена через |
уплотнитель |
|
|||||||
ное |
кольцо |
|
со |
стаканом- |
|
||||
болтами. |
В крышке выполне |
|
|||||||
ны резьбовые отверстия -ДЛЯ |
|
||||||||
подвода и отвода сжатого5 |
|
||||||||
воздуха. Через центральное4 |
|
||||||||
отверстие |
в |
крышке |
через |
|
|||||
уплотнительное1 |
|
кольцо |
|
||||||
пропущен |
пустотелый |
шток |
|
||||||
с каналом 7, на конце што |
|
||||||||
ка выполнены три радиаль |
|
||||||||
ных |
канавки для |
установки |
|
||||||
штока |
в |
три |
положенияI—в |
|
|||||
зависимости |
|
от |
температуры |
|
|||||
окружающей атмосферыII —: |
|
||||||||
положение |
при |
температуре |
|
||||||
IIIниже— |
.— 4o С, |
|
|
при |
Pnc. 107. Cnnpτonoii испаритель автобуса |
||||
температуре |
|
выше — 4° С, |
|||||||
|
|
при |
температуре вы |
ЛиАЗ-677 |
|||||
ше 0° С. |
|
|
|
|
|
|
|
141
В гайке 3 установлен фиксатор 2 для фиксации необходимого по ложения штока. В гнезде крышки установлено уплотнительное кольцо
9 |
с уплотнением |
8, |
фиксируемое13, |
стопорным кольцом |
10. |
В отверстие |
|||||
кольца |
9 |
входит пружина |
12, |
которая вверху упирается в поршень |
14 |
||||||
с уплотнительным кольцом |
а |
внизу — в днище стакана. Для за |
ливки спирта в крышке имеется наливное отверстие с пробкойκΠCM. i. |
||||||||
Регулятор давления (см. рис. |
106) служит для поддер |
|||||||
жания максимального давления в системе не более 7,0—7,4 |
|
|||||||
Регуляторы бывают с диафрагменными и |
шариковыми |
клапанами. |
||||||
В корпусе |
регулятора |
17 |
размещены два |
шариковых |
клапана |
16. |
||
Регулятор |
каналом связан с подплунжерным пространством компрес |
|||||||
сора. |
|
|
|
|
14 |
|
|
|
Работа регулятора протекает следующим образом. Придавлений воз |
||||||||
духа в баллонах ниже максимального пружина |
|
штока удерживает |
||||||
впускной клапан в закрытом состоянии. |
Когда |
давление воздуха |
в системе превысит максимальное, воздух, поступающий к регулятору по трубопроводу от воздушного баллона, преодолеет сопротивление пружины и поднимет вверх шариковые клапаны. При этом атмосфер ный клапан закроется, а впускной откроется. Воздух через отрытый впускной клапан регулятора будёт поступать по каналу в разгрузочное устройство компрессора. Плунжеры 18 разгрузочного устройства од новременно будут подниматься вверх и откроют впускные клапаны компрессора. Воздух из одного цилиндра компрессора будет перека чиваться в другой. Компрессор будет работать вхолостую.
При падении давления ниже 6,0—5,6 *кПсм шариковые клапаны опускаются вниз; открывается атмосферный клапан регулятора и воз
дух из-под плунжеров разгрузочного устройства выходит в атмосферу, плунжеры, опускаясь, освобождают впускные клапаны компрессора
и компрессор снова создает давление в ресиверах.
Тормозной кран служит для пропуска воздуха из воздуш
ного баллона к тормозным камерам при торможении, для выпуска воздуха из тормозных камер при оттормаживании, для обеспечения соответствия давления в тормозных камерах усилию, прилагаемому водителем к педали тормоза.
На всех изучаемых автобусах устанавливают двухсекционные тормозные краны с раздельным торможением передних и задних колес. Тормозной кран состоит из двух частей. Верхний кран 1 (рис. IOft) управляет задними тормозами, а нижний 6 — передними. К головке 4
каждого крана присоединен трубопровод от воздушного баллона.
Полость А справа от диафрагмы крана сообщается с тормозными ка мерами. Полость В слева от диафрагмы 7 сообщена с атмосферой.
Включение кранов осуществляется от педали тормоза рычагом 12 с коромыслом 11.
При отпущенной педали рычаг 12 не давит на толкатели 10 кранов, и диафрагмы 7 под действием пружин отжаты влево вместе с полыми
штоками <3. При этом внутренний конический клапан 2 (атмосферный)
открыт, а наружный клапан 3 (впускной) закрыт. Тормозные камеры тормозов через полости А и В и полые штоки 8 сообщены с атмосфе рой, и тормоза колес выключены.
142
Рис. 108. Двухсекционный тормозной кран
При нажатии на педаль рычаг /2 давит на толкатели 10, и они пере мещаются вместе со штоками 8 и диафрагмами 7 вправо. При этом в каждом кране шток 8, надвигаясь на внутренний конический клапан 2, разъединяет полость А с полостью В и атмосферой, открывает наруж ный клапан 3 и сообщает полость А с полостью Б, обеспечивая подачу сжатого воздуха к тормозным камерам, и приводит колесные тормоза в действие.
Еслй давление воздуха в полости А превышает допустимое значение для данной силы нажатия на педаль тормоза, диафрагма 7 крана
под давлением воздуха будет перемещаться налево вместе со штоком 8, преодолевая сопротивление пружины 9 j p момента, когда воздушный
клапан 3 закроется и доступ сжатого воздуха к тормозным камерам прекратится.
Этим устройством достигается пропорциональность силы действия пневматического привода тормозов усилию, приложенному к педали
тормоза.
Тормозные камеры (рис. 109) передних и задних колес,
а также разных автобусов принципиально одинаковы и отличаются только по размерам. Задние камеры по размерам больше.
Между штампованным корпусом 4 и крышкой 1 при помощи хому та 3 и болтов зажимается резиновая диафрагма 9 с тканевой прослой кой. При помощи пружины 5 диафрагма 9-прижимается к крышке 1
тормозной камеры. Шток тормозной камеры через вилку 8 и палец 7
соединен с регулировочным рычагом. Для удаления конденсата
вкрышке камеры установлена пробка-заглушка. Камера 6 крепится
ккронштейну двумя гайками с пружинными шайбами.
При торможении сжатый воздух поступает в полость между крыш кой и диафрагмой, перемещая шток, поворачивает регулировочный
143
рычаг разжимного кулака.
На кронштейне рамы воздуш ных баллонов автобуса уста новлены два разобщительных
крана 8 (см. рис. 105), ко
торые позволяют доехать до
гаража при отказе в работе пневматического привода на
одну ось. При разрыве диаф рагмы тормозной камеры или шланга необходимо закрыть
один из кранов и продолжать движение в гараж, пользуясь тормозами одной оси.
Для питания пневмати
ческой системы автобуса ЛиАЗ-677 при буксировке автобуса с неисправным дви
гателем в передней части автобуса установлен буксир ный клапан 1. Для обеспече ния подачи воздуха в пневма тическую систему автобуса нужно резиновый шланг с накидной гайкой навернуть
на штуцер буксирного кла пана.
Ручной тормоз автобуса ЛиАЗ-677 (рис. 110) имеет, ди
станционный двухступенчатый механический привод иа тормозные ме ханизмы задних колес.
Передний вал 6 установлен в подшипниках скольжения на левой Продольной балке рамы. C одной стороны он соединен с системой тяг,
а с другой на него насажен зубчатый сектор, на который свободно по сажен рычаг 2 тормоза.
Привод работает следующим образом. При повороте рычага 2
вместе с ним поворачивается и зубчатый сектор, так как он сблоки рован с рычагом при помощи собачки с пружиной <3. Вместе с зубчатым сектором поворачивается передний вал 6 и сектор 7 троса; далее уси
лие передается через трос 8, систему рычагов и тяг на разжимные ку
лаки 20 заднего тормоза.
. Для полного затормаживания ручного тормоза необходимо дважды Повернуть рычаг 2. на себя.
При возвращении рычага в исходное положение после первого по порота зубчатый сектор остается в положении притормаживания ко лес, при повороте рычага 2 второй раз зубчатый сектор еще раз пово рачивается в сторону увеличения натяжения троса 8. Этим увеличи вается эффективность торможения.
Для растормаживания рычаг ручного тормоза необходимо подать Вперед до отказа и нажать на рычаг 5 тяги.
На автобусах ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-695М установлен ручной тормоз автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 111) с дистанционным приводом, действую щий на. карданный вал.
3 10
Внутри барабана |
|
|
9 |
|
И, |
расположены две симметричные колодки |
|
||||
с приклепанными к ним фрикционными накладками 16,с сухарями |
|
||||
Г |
|
15, |
|
закрепленную |
|
Колодки шарнирно-опираются на одну опорную ось |
|||||
в кронштейне тормоза |
стопорным кольцом |
|
Кронштейн одновре |
менно служит корпусом привода спидометра. 0т боковых смещений колодки удерживаются шайбами 7 и болтами 6.
Оттяжные пружины 17 и 8 возвращают колодки в отторможенное положение, прижимая к кулаку 13 и оси 16. На разжимном кулаке установлен регулировочный рычаг 12, к которому присоединена тяга
привода ручного тормоза.
Барабан 3 фланцем 4 насажен на шлицевой конец ведомого вала коробки передач и закреплен гайкой 14. К фланцу 4 барабан крепится винтами 5.
Для предохранения тормоза от попадания в него грязи и масла
установлен щиток |
18 |
и |
сальник |
2. |
|
|
1 |
(рис. |
4 |
||
Привод5,ручного8. |
тормоза состоит6,из1 рычага7. |
|
112) вала3 |
||||||||
с рычагом2. |
промежуточного рычага |
двух тяг |
Тяги имеют регули9. |
||||||||
ровочные вилки |
|
Положение рычага |
фиксируется в |
секторе со |
|||||||
бачкой |
C тормозным |
механизмом привод соединяется пальцем |
|||||||||
Тормозная система автобуса Икарус-556 |
принципиально аналогич |
||||||||||
|
|
|
|
на тормозной системе автобуса ЛиАЗ-677, но устройство приборов,
Рис. ПО. Схема привода ручного тормоза ЛиАЗ-677?
|
/ — тяга: |
2 — |
|
рычаг; |
3 |
— пружина тяги; |
4 |
— |
рукоятка; |
5 |
— |
рычаг тяги; 5—передний |
|
вал; |
|||||||||||||||
7 — сектор троса;. |
8 |
— трос; |
9 — |
вилка; |
10 |
— |
промежуточный |
рычаг; |
11— |
передняя, |
тяга; |
||||||||||||||||||
/2 — балансир; |
13 — |
тяга' |
балансира; |
14 — |
качающийся |
|
рычаг; |
15 — |
задний вал; |
16 — |
рычаг |
||||||||||||||||||
»аднего вала; |
|
17 — |
задняя |
тяга; |
¡8 — |
маятниковый рычаг; |
/9 —тормозная |
камера; |
20 — |
раз- |
|||||||||||||||||||
, |
жнмный |
кулак;, |
21— |
регулировочный |
|
рычаг; |
.22— |
задняя |
вилка; |
23 — |
крайняя тяга |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
145