Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 111. Тормозной механизм ручного тормоза автобуса J1A3-G95M

входящих в систему, имеет существенные отличия, а их техническое обслуживание требует необходимых конкретных знаний конструкции зтих приборов. В систему привода ножных, тормозов Икарус-556 (рііс. ИЗ) входят: воздушный компрессор 3, влагомаслоотделитель 9 для отделения масла и накачивания шин, клапан 10 регулирования

давления, антифризный насос И, обратный клапан 14, воздушные баллоны 4 и 15, двухконтурный тормозной кран 1, тормозные цилинд­ ры 6 и 13, пневматические рессоры 7, клапаны 2 и 8 регулирования тысоты пола кузова, перепускной клапан 12 и быстродействующий клапан 5.

146

Рис. 113. Схема пневматического привода тормозов автобуса Икарус-556

Рассмотрим устройство приборов пневматического привода тормо­

зов автобуса Икарус-556.

по устройству и назначению

Воздушный компрессор-

аналогичен компрессору автобуса ЛиАЗ-677.

В л а г о м а с л оотд е л и те л ь

(рис. 114) служит для отде­

ления масла и накачивания шин. Он состоит из корпуса 7 и отстой-. ника 6. В отстойнике смонтирован

фильтрующий элемент 5. Воздух из компрессора поступает через отверстие А, проходит через фильтр и далее по­ ступает в воздушные баллоны. Выделив­ шееся масло остается в фильтрующем

элементе и частично оседает в отстойни­ ке. Для слива масла отстойник имеет сливное отверстие, закрываемое проб­

кой.

Ж

- -J-

тт~

^∙K ^

Кроме

функций

 

очистки

воздуха, `

7

 

влагомаслоотделитель4 используется для

 

 

накачки шин. 3Для этого следует отвер­

 

 

нуть гайку-барашек

 

и на конец стяж­

 

 

ного стержня

навернуть гайку шланга

5^

 

отбора воздуха. При

1этом

клапан

2

под

 

 

действием пружины

 

опустится

вниз,

 

 

перекрывая

выход

воздуха в

баллоны,

 

 

и через пустотелый

 

стержень

<3 воздух

 

 

будет поступать в шланг.

 

 

вла-

 

 

Аналогичное устройство имеют

 

 

гомаслоотделители автобусов ЛиАЗ-677

 

 

и ЛАЗ-695М. Отличие состоит в том,

 

 

что на автобусе ЛАЗ-695М фильтр сов­

 

 

мещен с конденсационным' бачком, а на

Рис_

тель

автобусе

ЛиАЗ-677

 

не

приспособлен

для накачки

шин.

 

 

 

 

 

 

 

Влагомаслоотдели-

 

 

 

 

 

 

 

 

147


Регулятор давления (рис. 115). В корпусе регулятора установлены распределительный клапан 3, клапан 1 холостого хода,

обратный клапан 5, распределительный поршень 2 и сопло 4. Работа регулятора протекает следующим образом. От компрессора

воздух

поступает через открытый

обратный

клапан

5

к баллонам.

Когда

давление в

баллонах3.достигнет 2,4,8—5,3

кПсм2,

открывается

распределительный

клапан

Воздух

через открытый

клапан

3

по­

ступает к распределительному поршню

 

поршень под действием дав­

ления

воздуха опускается 1вниз и открывает клапан

1

 

холостого хода.

Через

открытый клапан

холостого

хода компрессор

соединяется

с атмосферой и одновременно подкПсмдействием\

пружины закрывается

обратный клапан, предотвращая утечку

воздуха из баллонов.

 

 

Когда давление снизится до 4,8

 

 

распределительный клапан

закрывается4.

, а воздух, находящийся между распределительным порш­

нем

2

и распределительным

краном

3,

выходит в

 

атмосферу

через

сопло

Для регулировки регулятора служит регулировочный болт,

ввернутый в головку распределительного клапана.

 

 

 

 

 

 

 

Антифризный насос.

Для предотвращения замерзания

конденсата в пневматической системе на автобусе Икарус-556

7установ­

лен антифризный насос (рис. 116). Он состоит из

корпуса

и

при-

*481 '


крепленного к нему жидкостного бака 4. В Kopnycfe 7 установлен ре­ зиновый клапан 9, который прижимается к седлу пружиной. Корпус с бачком соединены пустотелым стяжным болтом 5, внутри которого помещается резиновый поршень 6 штока 2. В пустотелом болте 5 выпол­

нены отверстия, через которые жидкость, заливаемая в бачок, поступа­ ет в пространство ниже поршня 6. Для заправки бачка необходимо снять крышку 1 и залить около 300 г антифриза или спирта.

Антифризный ручной насос работает следующим образом: при за­ крытом клапане 9 воздух от регулятора давления поступает в корпус

7, через отверстие А и через другое отверстие выходит к воздушному баллону.

Для ввода паров незамерзающей жидкости в воздушную систему необходимо несколько раз нажать на рукоятку штока 10. При этом давлением жидкости, находящейся под поршеньком 6 штока 2, откры­ вается клапан 9 и в корпус впрыскивается за каждый ход штока около 1,5 см3 жидкости. Под действием пружин 3 и 8 шток 2 и клапан 9

возвращаются в исходное положение.

Перепускной клапан (рис. 117) позволяет наполнять воздушные баллоны пневматических рессор и запасной водушный баллон компрессора только после достижения нормального давления в воздушных баллонах. Если в воздушных баллонах давление воз­

духа понижается, перепускной клапан пропускает воздух из других баллонов в баллоны тормозов. В корпусе клапана выполнены два от-

верстия. Через отверстие А воздух по­

ступает от компрессора, а через отвер­

стие В — к воздушному баллону.

Мембрана

3

сверху

нагружена пру­

 

 

жиной

2

с регулировочным

болтом

/.

 

IO

 

 

Поддиафрагменное5

 

пространство клапа­

 

 

на

через

шариковый клапан

4

с пружи­

 

 

ной

соединяется

с трубопроводом бал­

 

 

лона тормоза, а вторым

каналом — с

 

 

трубопроводом запасного баллона.

 

 

 

 

Когда

давление в

тормозных балло3 ­

 

 

нах достигает установленной величины,

 

 

сжатый воздух поднимает мембрану

и

 

 

поступает через отверстие

В

 

в другие

 

 

баллоны пневматической системы. При

 

 

понижении давления

в баллонах тормо­

 

 

зов

давлением

воздухаА

 

из отверстия

В

 

 

отжимается шариковый клапан и воз­

 

 

дух

через отверстие

 

поступает в

тор­

 

 

мозную систему.

 

 

 

1

 

 

(рис.

118)

 

 

Тормозной

 

кран

 

 

управляется от педали

 

тормоза через

 

 

рычажную систему3.

2.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В корпусе,

крана

 

установлен раз­

 

Рис. 116. Антифризный насос

жимный

кулак

 

 

По

обе

стороны

от

автобуса Икарус-556

разжимного кулака смонтированы неза-

 

14 j


2

Рис. 117. Работа перепускного клапана

автобуса' 1 Iκapvc-Γ>.r∙∏:

а — при повышении давлення; б — при

пони/Кспин данленпя


виснмые друг от друга две секции. Левая секция соединена с тор­

мозами передней оси, а правая — с тормозами задней оси.

Каждая секция состоит из направляющего стакана 4 с уравновеши­ вающей пружиной 5. Между корпусом клапана и крышкой зажата про­ резиненная диафрагма 7, внутри которой закреплен пустотелый шток с пружиной 8, отжимающей диафрагму в сторону разжимного кула­ ка 3. Напротив штока 9 установлен впускной пластинчатый клапан

10

 

с пружиной

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

на

 

При нажатии на педаль тормоза разжимный7,

кулак тормозного кра­

 

поворачивается и

5отжимает направляющие

стаканы

Уравнове­

шивающая пружина

давит

на диафрагму

пустотелый

стержень

9,

упираясьА

во впускной

Бклапан

10,

открывает

его.

 

 

 

 

 

 

При открытом клапане

10

воздух из воздушного баллона через ка­

нал

поступает в канал

 

и далее к тормозным цилиндрам.

Происхо­

дит торможение.

При опусканий педали тормоза все подвижные детали

под действием пружин возвращаются в

исходное положение. Клапан

10

закрывается, и воздух изВтормозных цилиндров через канал

Б —

пустотелый

шток — канал

 

выходит10

в атмосферу. Происходит

растормаживание. При увеличении силы нажатия на педаль увеличи­

вается величина открытия клапана

и происходит более эффективное

торможение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-,

 

 

 

Одновременность действия тормозов

обеспечивается

регулировкой

зазоров между

пустотелым

стержнем и клапаном

 

регулировку

выполняют в мастерской при наличии чувствительных манометров.

Вместо тормозных камер у каждого колесного механизма автобу­ сов Икарус установлены тормозные цилиндры, которые по устройству аналогичны тормбзным камерам. Отличие состоит в том, что вместо

Рис. 119. Привод ручного тормоза автобуса Икарус-556:

/ — рычаг ручного

тормоза;

2 —кронштейн

 

ручного тормоза;

3

тяга; / — передняя

передаточная ось;

5 — уравновешивающее

коромысло;

о — тяга;

7 — задняя

передаточ­

ная ось; S—тяга; S-вилка

с кулисой;

IO

коромысло; // — одноконтурный

тормозной

кран;

/2 — тяга

привода одноконтурного

тормозного крана

 

151