Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
Рис. 111. Тормозной механизм ручного тормоза автобуса J1A3-G95M
входящих в систему, имеет существенные отличия, а их техническое обслуживание требует необходимых конкретных знаний конструкции зтих приборов. В систему привода ножных, тормозов Икарус-556 (рііс. ИЗ) входят: воздушный компрессор 3, влагомаслоотделитель 9 для отделения масла и накачивания шин, клапан 10 регулирования
давления, антифризный насос И, обратный клапан 14, воздушные баллоны 4 и 15, двухконтурный тормозной кран 1, тормозные цилинд ры 6 и 13, пневматические рессоры 7, клапаны 2 и 8 регулирования тысоты пола кузова, перепускной клапан 12 и быстродействующий клапан 5.
146
Рис. 113. Схема пневматического привода тормозов автобуса Икарус-556
Рассмотрим устройство приборов пневматического привода тормо
зов автобуса Икарус-556. |
по устройству и назначению |
Воздушный компрессор- |
|
аналогичен компрессору автобуса ЛиАЗ-677. |
|
В л а г о м а с л оотд е л и те л ь |
(рис. 114) служит для отде |
ления масла и накачивания шин. Он состоит из корпуса 7 и отстой-. ника 6. В отстойнике смонтирован
фильтрующий элемент 5. Воздух из компрессора поступает через отверстие А, проходит через фильтр и далее по ступает в воздушные баллоны. Выделив шееся масло остается в фильтрующем
элементе и частично оседает в отстойни ке. Для слива масла отстойник имеет сливное отверстие, закрываемое проб
кой.
Ж
- -J-
тт~
^∙K ^
Кроме |
функций |
|
очистки |
воздуха, ` |
7 |
|
||||
влагомаслоотделитель4 используется для |
|
|
||||||||
накачки шин. 3Для этого следует отвер |
|
|
||||||||
нуть гайку-барашек |
|
и на конец стяж |
|
|
||||||
ного стержня |
навернуть гайку шланга |
5^ |
|
|||||||
отбора воздуха. При |
1этом |
клапан |
2 |
под |
|
|
||||
действием пружины |
|
опустится |
вниз, |
|
|
|||||
перекрывая |
выход |
воздуха в |
баллоны, |
|
|
|||||
и через пустотелый |
|
стержень |
<3 воздух |
|
|
|||||
будет поступать в шланг. |
|
|
вла- |
|
|
|||||
Аналогичное устройство имеют |
|
|
||||||||
гомаслоотделители автобусов ЛиАЗ-677 |
|
|
||||||||
и ЛАЗ-695М. Отличие состоит в том, |
|
|
||||||||
что на автобусе ЛАЗ-695М фильтр сов |
|
|
||||||||
мещен с конденсационным' бачком, а на |
Рис_ |
• тель |
||||||||
автобусе |
ЛиАЗ-677 |
|
не |
приспособлен |
||||||
для накачки |
шин. |
|
|
|
|
|
|
|
Влагомаслоотдели- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
147
Регулятор давления (рис. 115). В корпусе регулятора установлены распределительный клапан 3, клапан 1 холостого хода,
обратный клапан 5, распределительный поршень 2 и сопло 4. Работа регулятора протекает следующим образом. От компрессора
воздух |
поступает через открытый |
обратный |
клапан |
5 |
к баллонам. |
||||||||||||
Когда |
давление в |
баллонах3.достигнет 2,4,8—5,3 |
кПсм2, |
открывается |
|||||||||||||
распределительный |
клапан |
Воздух |
через открытый |
клапан |
3 |
по |
|||||||||||
ступает к распределительному поршню |
|
поршень под действием дав |
|||||||||||||||
ления |
воздуха опускается 1вниз и открывает клапан |
1 |
|
холостого хода. |
|||||||||||||
Через |
открытый клапан |
холостого |
хода компрессор |
соединяется |
|||||||||||||
с атмосферой и одновременно подкПсмдействием\ |
пружины закрывается |
||||||||||||||||
обратный клапан, предотвращая утечку |
воздуха из баллонов. |
|
|
||||||||||||||
Когда давление снизится до 4,8 |
|
|
распределительный клапан |
||||||||||||||
закрывается4. |
, а воздух, находящийся между распределительным порш |
||||||||||||||||
нем |
2 |
и распределительным |
краном |
3, |
выходит в |
|
атмосферу |
через |
|||||||||
сопло |
Для регулировки регулятора служит регулировочный болт, |
||||||||||||||||
ввернутый в головку распределительного клапана. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Антифризный насос. |
Для предотвращения замерзания |
||||||||||||||||
конденсата в пневматической системе на автобусе Икарус-556 |
7установ |
||||||||||||||||
лен антифризный насос (рис. 116). Он состоит из |
корпуса |
и |
при- |
*481 '
крепленного к нему жидкостного бака 4. В Kopnycfe 7 установлен ре зиновый клапан 9, который прижимается к седлу пружиной. Корпус с бачком соединены пустотелым стяжным болтом 5, внутри которого помещается резиновый поршень 6 штока 2. В пустотелом болте 5 выпол
нены отверстия, через которые жидкость, заливаемая в бачок, поступа ет в пространство ниже поршня 6. Для заправки бачка необходимо снять крышку 1 и залить около 300 г антифриза или спирта.
Антифризный ручной насос работает следующим образом: при за крытом клапане 9 воздух от регулятора давления поступает в корпус
7, через отверстие А и через другое отверстие выходит к воздушному баллону.
Для ввода паров незамерзающей жидкости в воздушную систему необходимо несколько раз нажать на рукоятку штока 10. При этом давлением жидкости, находящейся под поршеньком 6 штока 2, откры вается клапан 9 и в корпус впрыскивается за каждый ход штока около 1,5 см3 жидкости. Под действием пружин 3 и 8 шток 2 и клапан 9
возвращаются в исходное положение.
Перепускной клапан (рис. 117) позволяет наполнять воздушные баллоны пневматических рессор и запасной водушный баллон компрессора только после достижения нормального давления в воздушных баллонах. Если в воздушных баллонах давление воз
духа понижается, перепускной клапан пропускает воздух из других баллонов в баллоны тормозов. В корпусе клапана выполнены два от-
верстия. Через отверстие А воздух по
ступает от компрессора, а через отвер
стие В — к воздушному баллону.
Мембрана |
3 |
сверху |
нагружена пру |
|
|
||||||||||||
жиной |
2 |
с регулировочным |
болтом |
/. |
|
IO |
|||||||||||
|
|
||||||||||||||||
Поддиафрагменное5 |
|
пространство клапа |
|
|
|||||||||||||
на |
через |
шариковый клапан |
4 |
с пружи |
|
|
|||||||||||
ной |
соединяется |
с трубопроводом бал |
|
|
|||||||||||||
лона тормоза, а вторым |
каналом — с |
|
|
||||||||||||||
трубопроводом запасного баллона. |
|
|
|
|
|||||||||||||
Когда |
давление в |
тормозных балло3 |
|
|
|||||||||||||
нах достигает установленной величины, |
|
|
|||||||||||||||
сжатый воздух поднимает мембрану |
и |
|
|
||||||||||||||
поступает через отверстие |
В |
|
в другие |
|
|
||||||||||||
баллоны пневматической системы. При |
|
|
|||||||||||||||
понижении давления |
в баллонах тормо |
|
|
||||||||||||||
зов |
давлением |
воздухаА |
|
из отверстия |
В |
|
|
||||||||||
отжимается шариковый клапан и воз |
|
|
|||||||||||||||
дух |
через отверстие |
|
поступает в |
тор |
|
|
|||||||||||
мозную систему. |
|
|
|
1 |
|
|
(рис. |
118) |
|
|
|||||||
Тормозной |
|
кран |
|
|
|||||||||||||
управляется от педали |
|
тормоза через |
|
|
|||||||||||||
рычажную систему3. |
2. |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
В корпусе, |
крана |
|
установлен раз |
|
Рис. 116. Антифризный насос |
||||||||||||
жимный |
кулак |
|
|
По |
обе |
стороны |
от |
■ |
автобуса Икарус-556 |
||||||||
разжимного кулака смонтированы неза- |
|
14 j
2
Рис. 117. Работа перепускного клапана |
автобуса' 1 Iκapvc-Γ>.r∙∏: |
а — при повышении давлення; б — при |
пони/Кспин данленпя |
виснмые друг от друга две секции. Левая секция соединена с тор
мозами передней оси, а правая — с тормозами задней оси.
Каждая секция состоит из направляющего стакана 4 с уравновеши вающей пружиной 5. Между корпусом клапана и крышкой зажата про резиненная диафрагма 7, внутри которой закреплен пустотелый шток с пружиной 8, отжимающей диафрагму в сторону разжимного кула ка 3. Напротив штока 9 установлен впускной пластинчатый клапан
10 |
|
с пружиной |
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
на |
|
При нажатии на педаль тормоза разжимный7, |
кулак тормозного кра |
|||||||||||||
|
поворачивается и |
5отжимает направляющие |
стаканы |
Уравнове |
||||||||||||
шивающая пружина |
давит |
на диафрагму |
пустотелый |
стержень |
||||||||||||
9, |
упираясьА |
во впускной |
Бклапан |
10, |
открывает |
его. |
|
|
|
|
||||||
|
|
При открытом клапане |
10 |
воздух из воздушного баллона через ка |
||||||||||||
нал |
поступает в канал |
|
и далее к тормозным цилиндрам. |
Происхо |
||||||||||||
дит торможение. |
При опусканий педали тормоза все подвижные детали |
|||||||||||||||
под действием пружин возвращаются в |
исходное положение. Клапан |
|||||||||||||||
10 |
закрывается, и воздух изВтормозных цилиндров через канал |
Б — |
||||||||||||||
пустотелый |
шток — канал |
|
выходит10 |
в атмосферу. Происходит |
||||||||||||
растормаживание. При увеличении силы нажатия на педаль увеличи |
||||||||||||||||
вается величина открытия клапана |
и происходит более эффективное |
|||||||||||||||
торможение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-, |
|
|
|||
|
Одновременность действия тормозов |
обеспечивается |
регулировкой |
|||||||||||||
зазоров между |
пустотелым |
стержнем и клапаном |
|
регулировку |
выполняют в мастерской при наличии чувствительных манометров.
Вместо тормозных камер у каждого колесного механизма автобу сов Икарус установлены тормозные цилиндры, которые по устройству аналогичны тормбзным камерам. Отличие состоит в том, что вместо
Рис. 119. Привод ручного тормоза автобуса Икарус-556:
/ — рычаг ручного |
тормоза; |
2 —кронштейн |
|
ручного тормоза; |
3 |
— |
тяга; / — передняя |
|||
передаточная ось; |
5 — уравновешивающее |
коромысло; |
о — тяга; |
7 — задняя |
передаточ |
|||||
ная ось; S—тяга; S-вилка |
с кулисой; |
IO |
— |
коромысло; // — одноконтурный |
тормозной |
|||||
кран; |
/2 — тяга |
привода одноконтурного |
тормозного крана |
|
151