Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нарушение герметичности воздухопрово­ дов и шлангов, заедание заслонок отопителя кузова, неисправность вентиляторов обдува

ветрового стекла или электродвигателя вен­ тилятора дополнительного радиатора приводят к запотеванию или обмораживанию лобового стекла, к отказу в ра­ боте дверных механизмов. Для устранения этого предварительно необходимо снять дверные механизмы, разобрать и очистить от старой

смазки.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании кузова автобуса

Проверка вентиляции кузова производится ос­ мотром действия рычажных механизмов вентиляционных люков 1

(см. рис. 126) в крыше кузова, включением вентиляторов 2 салона и ка­ бины водителя и вентиляторов ІЗ обдува ветровых стекол.

Проверка исправности отопителей автобусов производится на различных режимах работы изменением положения

заслонок.

Работу отопителя автобуса ЛАЗ необходимо проверять на трех ре­

жимах.

В неотопительный период необходимо заслонку 8 и 9 открыть, чтобы воздух выбрасывался вниз, а часть воздуха шла для обдува двигателя.

При температуре наружного воздуха выше —IO0 C нижнюю заслон­ ку 8 следует закрыть, а боковую 9 чуть приоткрыть. Основной поток воздуха пойдет в салон, а часть его на обогрев двигателя.

В сильные

морозы

закрыть

жалюзи 5, вентиляционные, люки

1

и заслонку

9,

крышку

3

кожуха

4

рециркуляции.

 

 

 

 

 

После проверки работы заслонок жалюзи вкліочить вентиляторы и проверить поступление воздуха к соплам обдува ветрового стекла.

На автобусах ЛиАЗ отопитель кабины проверяют перемещением рукоятки заслонок в различные положения тросикового привода жалюзи.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

C ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Глава VIII. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДИЗЕЛЬНОГО

ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236

§ 42. РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

Рабочий процесс дизельных двигателей отличается от рабочего про­ цесса карбюраторных двигателей:

если в цилиндры карбюраторных двигателей поступает горючая смесь, состоящая из паров топлива с воздухом, то в цилиндры дизель­

ных двигателей поступает только воздух, который при высокой степени сжатия (16,5) приобретает температуру выше температуры самовос­ пламенения топлива;

топливо вспрыскивается в цилиндры под высоким давлением и само­

воспламеняется без подачи искры.

Чередование тактов дизельных четырехтактных двигателей проте­

кает в такой же последовательности, как и в карбюраторных, но пока­ затели давления и температуры другие. В этом можно убедиться при рассмотрении рабочего процесса дизельного четырехтактного двига­ теля.

Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного дизельного дви­ гателя включает следующие такты.

Впуск — поршень перемещается вниз. Впускной клапан от­ крыт. Из впускного трубопровода поступает чистый воздух. Давле­

ние в цилиндре в конце впуска 0,85—0,95 кПсм2, температура 40—

60° С.

Сжатие. Поршень перемещается вверх. Оба клапана закрыты.

Происходит сжатие воздуха в 16—17 раз, давление возрастает до 40— 42 κ∏CMt, температура до 740—800° С.

Рабочий ход. В конце такта сжатия через форсунку под вы­ соким давлением впрыскивается в мелкораспыленном состоянии тяже­

лое дизельное'топливо. Под действием высокой температуры оно вос­ пламеняется, выделяя большое количество тепла, й~ создает высокое давление. Температура достигает 1800—2000° С, а давление 80—

90кПсм2.

Под действием давления газов поршень перемещается вниз и при­

водит во вращение коленчатый вал. В конце такта расширения давле­ ние газов снижается до 2—4 кПсм2, температура до 800—1100oC.

Выпуск. При такте выпуска выпускной клапан открыт, пор­ шень поднимается вверх и выталкивает газы из цилиндра. Давление к концу выпуска падает до 1,05—1,15 кПсм2, а температура — до

.200—300r C

168


При дальнейшем вращении коленчатого вала рабочий никл повто­ ряемся.

Работа- Ѵ-образного шестицилиндрового дизельного двигателя.

В Ѵ-образном двигателе цилиндры расположены в два ряда/гГо три цилиндра в каждом ряду под углом 90° друг к другу. Кривошипы ко­ ленчатого вала расположены в трех плоскостях под углом 120° один

к другому.

Порядок номеров цилиндров начинается с 1-го правого по ходу дви­

гателя.

Для двигателя ЯМЗ-236 принят порядок работы 1—4—2—5—3—6.

Кривошипы коленчатого вала и кулачки распределительного вала кон­ структивно расположены таким образом, чтобы при работе двигателя коленчатый вал по возможности испытывал равномерную нагрузку

по всей длине и рабочие ходы в отдельных цилиндрах чередовались через равные углы поворота коленчатого вала.

Угловой интервал между рабочими ходами по углу поворота колен­

чатого вала равен 90°— 150°—90°—150°—90°—150°, т. е. коленчатый

вал воспринимает пульсирующее давление газов через неодинаковые промежутки времени. Это вызывает некоторую вибрацию двигателя, особенно на малых оборотах коленчатого вала.

Характеристика двигателя, Преимущества дизельного двигателя перед карбюраторным заключаются в том, что доля тепла, превра­ щенного в механическую работу, составляет у дизельного двигателя 27—35% против 20—24% у карбюраторного двигателя, поэтому рас­

ход топлива у дизельного двигателя на 25—35% ниже.

Для дизельного двигателя используют более тяжелое дешевое топ­

ливо. -

Недостатками дизельного двигателя являются: повышенный шум

при работе, необходимая высокая точность приборов питания и. увели­

ченныйліс

вес.

обімин

 

максимальную мощность, ммравную,

Двигатель

ЯМЗ-236 развиваетл,

180

при мм2100.

коленчатого вала и степени сжатия

16,5;

рабочий

объем

цилиндров

11,15

диаметр цилиндров 130

ход

поршня

140

Ѵ-образнып дизельный двигатель ЯМЗ-236 устанав­

ливают на новые грузовые автомобили большой грузоподъемности —

автомобили МАЗ-500 (рис. 127). На автобусе Икарус установлен ди­ зельный двигатель MAH-PABA. Устройство двигателя ЯМЗ показано

на рис.

128.

§ 43.

МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЯ

Кривошипно-шатунный

механизм.

Блок цилиндров 5 —

моноблочная Ѵ-образная

конструкция

с точно обработанными поса­

дочными1.

местами, для гильз

4

цилиндров. Блок цилиндров отлит из

низколегированного

5серого чугуна заодно с верхней частью картера

Оребрение блока

придает ему достаточную прочность.

Цилиндры

двигателя расположены в два ряда под углом •

90°. Правый ряд цилиндров

смещен относительно левого вперед на

35 мм.

169


Это смещение вызвано расположением двух шатунов 3 на одной шей­ ке 2 коленчатого вала. В нижней части блока расположены постели,

образующие вместе с крышками опоры коленчатого вала. Каждая крышка коренного подшипника крепится четырьмя болтами.

При установке крышек нужно следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке цилиндров, и нельзя переставлять крышку с одной опоры на другую.

В средней части блока цилиндров между рядами цилиндров рас­

положены четыре опоры 6 распределительного вала, куда запрессованы

бронзовые втулки.

Над распределительным валом расположена ось 8 качающихся

толкателей 7 привода коромысел 13, куда запрессованы чугунные втулки. Еще выше выполнены отверстия для подшипников вала 10

привода топливного насоса высокого давления.

Г и л ь з ы 4 цилиндров мокрого типа отлиты из чугуна. Рабочую по­

верхность цилиндров подвергают закалке т. в. ч. и тщательно шлифуют.

Гильзу устанавливают в блок цилиндров под небольшим давлени­ ем и центрируют двумя поясами. Для предотвращения попадания воды в картер внизу гильзы установлены резиновые уплотнительные коль­ ца. Кольцевой поясок на верхнем торце гильзы выступает над пло­ скостью головки на 0,065—0,165 мм, чем обеспечивается хорошее уплотнение, исключающее попадание воды в цилиндры из рубашки охлаждения.

Коленчатый вал / (рис. 129) изготовлен из высокоугле­

родистой стали. Он имеет четыре коренных и три шатунных шейки.

Шейки коленчатого вала подвергают закалке т. в. ч.

Шатунные шейки расположены под углом 120°. Для разгрузки

коренных подшипников от инерционных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы 18. Кроме того, противовесы 19 и 2 установлены на маховике и носке коленчатого вала. На носок вала насажены шестерня 6 коленчатого вала и шкив 3 привода водяного насоса, который крепится болтом 4 под ключ для проворачивания ко­ ленчатого вала. Задняя часть вала имеет фланец, к которому крепится

маховик 18.

170


Рис. 129, Подвижные детали кривошипно-шатунного механизма ЯM3-236

F1

Для облегчения коленчатого вала шатунные шейки выполнены пустотелыми, и эта пустотелость 14, закрытая заглушками 7, исполь­ зуется для центробежной очистки масла.

От осевых смещений вал фиксируется четырьмя бронзовыми полу­

кольцами 22, установленными в выточках задней коренной опоры.

Носок и хвостовик вала уплотнены резиновыми самоподжимными сальниками с маслоотражателями 5 и 17.

Махов и к 18 отлит из серого чугуна и болтами крепится к флан-

Vцу коленчатого вала. От самоотворачивания болты крепят стопорными

пластинками. На цилиндрическую поверхность маховика надет зуб­ чатый стальной венец для пуска двигателя стартером.

Шатун 8 кованый, двутаврового сечения, стальной.

Плоскость разъема крышки 23 нижней головки шатуна выполнена под углом 55°. Такой разъем необходим для монтажа шатуна через гильзу.

Крышки нижней головки шатуна крепят к шатуну болтами. Крыш­ ки 23 шатунов не взаимозаменяемы. На каждой крышке в стыке со

стороны длинного болта выбиты метки спаренностн. В верхнюю го­

ловку шатуна запрессованы две бронзовые втулки 11.

Поршни 9 и 15 отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава. В головке поршня имеется камера сгорания. На боковой по­

верхности поршня выполнено

пять канавок для поршневых колец,

В трех верхних помещаются компрессионные кольца

12,

а в нижних —

маслосъемные кольца

13.

10

плавающего12

типа выполнен из хро­

Поршневой палец

 

моникелевой стали, наружная поверхность пальца цементирована.'

Поршневые кольца

изготовлены из

легированного

чугуна. Зазор в замке равен

0,45—0,65 льи.

 

 

 

Коренные и шатунные подшипники коленчатого

вала изготовлены из малоуглеродистой стали и покрыты внутри слоем свинцовистой бронзы. Верхние вкладыши отличаются от нижних

наличием отверстий для подвода масла, они не взаимозаменяемы с ниж­

ними.

6

8 9

5-

 

 

Рис. 130. Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ-236

172