Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
Нарушение герметичности воздухопрово дов и шлангов, заедание заслонок отопителя кузова, неисправность вентиляторов обдува
ветрового стекла или электродвигателя вен тилятора дополнительного радиатора приводят к запотеванию или обмораживанию лобового стекла, к отказу в ра боте дверных механизмов. Для устранения этого предварительно необходимо снять дверные механизмы, разобрать и очистить от старой
смазки.
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании кузова автобуса
Проверка вентиляции кузова производится ос мотром действия рычажных механизмов вентиляционных люков 1
(см. рис. 126) в крыше кузова, включением вентиляторов 2 салона и ка бины водителя и вентиляторов ІЗ обдува ветровых стекол.
Проверка исправности отопителей автобусов производится на различных режимах работы изменением положения
заслонок.
Работу отопителя автобуса ЛАЗ необходимо проверять на трех ре
жимах.
В неотопительный период необходимо заслонку 8 и 9 открыть, чтобы воздух выбрасывался вниз, а часть воздуха шла для обдува двигателя.
При температуре наружного воздуха выше —IO0 C нижнюю заслон ку 8 следует закрыть, а боковую 9 чуть приоткрыть. Основной поток воздуха пойдет в салон, а часть его на обогрев двигателя.
В сильные |
морозы |
закрыть |
жалюзи 5, вентиляционные, люки |
1 |
||||
и заслонку |
9, |
крышку |
3 |
кожуха |
4 |
рециркуляции. |
||
|
||||||||
|
|
|
|
После проверки работы заслонок жалюзи вкліочить вентиляторы и проверить поступление воздуха к соплам обдува ветрового стекла.
На автобусах ЛиАЗ отопитель кабины проверяют перемещением рукоятки заслонок в различные положения тросикового привода жалюзи.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
C ДИЗЕЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Глава VIII. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДИЗЕЛЬНОГО
ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236
§ 42. РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ
Рабочий процесс дизельных двигателей отличается от рабочего про цесса карбюраторных двигателей:
если в цилиндры карбюраторных двигателей поступает горючая смесь, состоящая из паров топлива с воздухом, то в цилиндры дизель
ных двигателей поступает только воздух, который при высокой степени сжатия (16,5) приобретает температуру выше температуры самовос пламенения топлива;
топливо вспрыскивается в цилиндры под высоким давлением и само
воспламеняется без подачи искры.
Чередование тактов дизельных четырехтактных двигателей проте
кает в такой же последовательности, как и в карбюраторных, но пока затели давления и температуры другие. В этом можно убедиться при рассмотрении рабочего процесса дизельного четырехтактного двига теля.
Рабочий цикл одноцилиндрового четырехтактного дизельного дви гателя включает следующие такты.
Впуск — поршень перемещается вниз. Впускной клапан от крыт. Из впускного трубопровода поступает чистый воздух. Давле
ние в цилиндре в конце впуска 0,85—0,95 кПсм2, температура 40—
60° С.
Сжатие. Поршень перемещается вверх. Оба клапана закрыты.
Происходит сжатие воздуха в 16—17 раз, давление возрастает до 40— 42 κ∏CMt, температура до 740—800° С.
Рабочий ход. В конце такта сжатия через форсунку под вы соким давлением впрыскивается в мелкораспыленном состоянии тяже
лое дизельное'топливо. Под действием высокой температуры оно вос пламеняется, выделяя большое количество тепла, й~ создает высокое давление. Температура достигает 1800—2000° С, а давление 80—
90кПсм2.
Под действием давления газов поршень перемещается вниз и при
водит во вращение коленчатый вал. В конце такта расширения давле ние газов снижается до 2—4 кПсм2, температура до 800—1100oC.
Выпуск. При такте выпуска выпускной клапан открыт, пор шень поднимается вверх и выталкивает газы из цилиндра. Давление к концу выпуска падает до 1,05—1,15 кПсм2, а температура — до
.200—300r C
168
При дальнейшем вращении коленчатого вала рабочий никл повто ряемся.
Работа- Ѵ-образного шестицилиндрового дизельного двигателя.
В Ѵ-образном двигателе цилиндры расположены в два ряда/гГо три цилиндра в каждом ряду под углом 90° друг к другу. Кривошипы ко ленчатого вала расположены в трех плоскостях под углом 120° один
к другому.
Порядок номеров цилиндров начинается с 1-го правого по ходу дви
гателя.
Для двигателя ЯМЗ-236 принят порядок работы 1—4—2—5—3—6.
Кривошипы коленчатого вала и кулачки распределительного вала кон структивно расположены таким образом, чтобы при работе двигателя коленчатый вал по возможности испытывал равномерную нагрузку
по всей длине и рабочие ходы в отдельных цилиндрах чередовались через равные углы поворота коленчатого вала.
Угловой интервал между рабочими ходами по углу поворота колен
чатого вала равен 90°— 150°—90°—150°—90°—150°, т. е. коленчатый
вал воспринимает пульсирующее давление газов через неодинаковые промежутки времени. Это вызывает некоторую вибрацию двигателя, особенно на малых оборотах коленчатого вала.
Характеристика двигателя, Преимущества дизельного двигателя перед карбюраторным заключаются в том, что доля тепла, превра щенного в механическую работу, составляет у дизельного двигателя 27—35% против 20—24% у карбюраторного двигателя, поэтому рас
ход топлива у дизельного двигателя на 25—35% ниже.
Для дизельного двигателя используют более тяжелое дешевое топ
ливо. -
Недостатками дизельного двигателя являются: повышенный шум
при работе, необходимая высокая точность приборов питания и. увели
ченныйліс |
вес. |
обімин |
|
максимальную мощность, ммравную, |
|
Двигатель |
ЯМЗ-236 развиваетл, |
||||
180 |
при мм2100. |
коленчатого вала и степени сжатия |
16,5; |
||
рабочий |
объем |
цилиндров |
11,15 |
диаметр цилиндров 130 |
ход |
поршня |
140 |
Ѵ-образнып дизельный двигатель ЯМЗ-236 устанав |
ливают на новые грузовые автомобили большой грузоподъемности —
автомобили МАЗ-500 (рис. 127). На автобусе Икарус установлен ди зельный двигатель MAH-PABA. Устройство двигателя ЯМЗ показано
на рис. |
128. |
§ 43. |
МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЯ |
|||
Кривошипно-шатунный |
механизм. |
Блок цилиндров 5 — |
||||
моноблочная Ѵ-образная |
конструкция |
с точно обработанными поса |
||||
дочными1. |
местами, для гильз |
4 |
цилиндров. Блок цилиндров отлит из |
|||
низколегированного |
5серого чугуна заодно с верхней частью картера |
|||||
Оребрение блока |
придает ему достаточную прочность. |
|||||
Цилиндры |
двигателя расположены в два ряда под углом • |
|||||
90°. Правый ряд цилиндров |
смещен относительно левого вперед на |
35 мм.
169
Это смещение вызвано расположением двух шатунов 3 на одной шей ке 2 коленчатого вала. В нижней части блока расположены постели,
образующие вместе с крышками опоры коленчатого вала. Каждая крышка коренного подшипника крепится четырьмя болтами.
При установке крышек нужно следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке цилиндров, и нельзя переставлять крышку с одной опоры на другую.
В средней части блока цилиндров между рядами цилиндров рас
положены четыре опоры 6 распределительного вала, куда запрессованы
бронзовые втулки.
Над распределительным валом расположена ось 8 качающихся
толкателей 7 привода коромысел 13, куда запрессованы чугунные втулки. Еще выше выполнены отверстия для подшипников вала 10
привода топливного насоса высокого давления.
Г и л ь з ы 4 цилиндров мокрого типа отлиты из чугуна. Рабочую по
верхность цилиндров подвергают закалке т. в. ч. и тщательно шлифуют.
Гильзу устанавливают в блок цилиндров под небольшим давлени ем и центрируют двумя поясами. Для предотвращения попадания воды в картер внизу гильзы установлены резиновые уплотнительные коль ца. Кольцевой поясок на верхнем торце гильзы выступает над пло скостью головки на 0,065—0,165 мм, чем обеспечивается хорошее уплотнение, исключающее попадание воды в цилиндры из рубашки охлаждения.
Коленчатый вал / (рис. 129) изготовлен из высокоугле
родистой стали. Он имеет четыре коренных и три шатунных шейки.
Шейки коленчатого вала подвергают закалке т. в. ч.
Шатунные шейки расположены под углом 120°. Для разгрузки
коренных подшипников от инерционных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы 18. Кроме того, противовесы 19 и 2 установлены на маховике и носке коленчатого вала. На носок вала насажены шестерня 6 коленчатого вала и шкив 3 привода водяного насоса, который крепится болтом 4 под ключ для проворачивания ко ленчатого вала. Задняя часть вала имеет фланец, к которому крепится
маховик 18.
170
Рис. 129, Подвижные детали кривошипно-шатунного механизма ЯM3-236
F1
Для облегчения коленчатого вала шатунные шейки выполнены пустотелыми, и эта пустотелость 14, закрытая заглушками 7, исполь зуется для центробежной очистки масла.
От осевых смещений вал фиксируется четырьмя бронзовыми полу
кольцами 22, установленными в выточках задней коренной опоры.
Носок и хвостовик вала уплотнены резиновыми самоподжимными сальниками с маслоотражателями 5 и 17.
Махов и к 18 отлит из серого чугуна и болтами крепится к флан-
Vцу коленчатого вала. От самоотворачивания болты крепят стопорными
пластинками. На цилиндрическую поверхность маховика надет зуб чатый стальной венец для пуска двигателя стартером.
Шатун 8 кованый, двутаврового сечения, стальной.
Плоскость разъема крышки 23 нижней головки шатуна выполнена под углом 55°. Такой разъем необходим для монтажа шатуна через гильзу.
Крышки нижней головки шатуна крепят к шатуну болтами. Крыш ки 23 шатунов не взаимозаменяемы. На каждой крышке в стыке со
стороны длинного болта выбиты метки спаренностн. В верхнюю го
ловку шатуна запрессованы две бронзовые втулки 11.
Поршни 9 и 15 отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава. В головке поршня имеется камера сгорания. На боковой по
верхности поршня выполнено |
пять канавок для поршневых колец, |
|||||
В трех верхних помещаются компрессионные кольца |
12, |
а в нижних — |
||||
маслосъемные кольца |
13. |
10 |
плавающего12 |
типа выполнен из хро |
||
Поршневой палец |
|
|||||
моникелевой стали, наружная поверхность пальца цементирована.' |
||||||
Поршневые кольца |
изготовлены из |
легированного |
||||
чугуна. Зазор в замке равен |
0,45—0,65 льи. |
|
|
|
Коренные и шатунные подшипники коленчатого
вала изготовлены из малоуглеродистой стали и покрыты внутри слоем свинцовистой бронзы. Верхние вкладыши отличаются от нижних
наличием отверстий для подвода масла, они не взаимозаменяемы с ниж
ними. |
6 |
8 9 |
5- |
|
|
Рис. 130. Механизм газораспределения двигателя ЯМЗ-236
172