Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
Верхние и нижние вкла
дыши шатунных подшипников взаимозаменяемы. На вкла дышах сделаны усы, которые входят в выточки постелей,
головок шатунов |
и крышек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Такое |
крепление |
предохра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
няет |
их |
от проворачивания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Головки |
цилин д- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
р о в |
|
выполнены |
из низко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
легированного серого чугуна, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
они взаимозаменяемы. Голов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ки крепят |
к |
блоку шпилька |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ми, ввернутыми в блок ци |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
линдров., Между головкой и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
блоком |
цилиндров |
установ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
лена |
металлоасбестовая |
про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
кладка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В головке цилиндров (см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
рис. 128) размещены клапаны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
15 |
и |
14 |
|
|
|
|
коро12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
13с пружинами, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
мысла |
|
клапанов, |
стойки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
коромысел и |
форсунки |
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
деталями крепления. В гнезда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
выпускных клапанов запрес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
сованы |
сменные седла из жа |
РИС. |
131. |
Привод |
|
механизмов |
двигателя |
||||||||||||||||||||||
роупорного |
чугуна. |
В |
тело |
1 |
|
|
|
|
|
|
ЯМЗ-236: |
|
|
|
|
||||||||||||||
головкиГазораспределизапрессованытельныйметал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
— |
|
3 — |
|
|
|
|
|||||||||||
локерамические втулки. |
|
|
|
— масляный |
насос; |
|
4 |
|
|
|
(28 зубьев) |
||||||||||||||||||
механизм. |
Отличительной осо |
|
|
|
— шестерня |
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
привода |
масляного |
|
насоса; |
|
6 — |
|
промежуточная |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
гателя; ¿ — коленчатый |
|
вал; |
8 — шестерня (42 |
зу |
|||||||||||||||||||||
бенностью |
газораспредели |
шестерня |
(28 |
зубьев); |
|
|
|
|
блок |
цилиндров |
дви |
||||||||||||||||||
ба) коленчатого вала; 7 — шестерня (84 зуба) |
|||||||||||||||||||||||||||||
тельного |
механизма |
двигате |
распределительного |
|
вала; |
(70 |
|
распределитель |
|||||||||||||||||||||
ный |
|
вал; |
9 |
— шестерня |
зубьев) |
на распре |
|||||||||||||||||||||||
ля |
ЯМЗ-236 |
является |
нали |
са; |
|
|
|
|
|
|
шестерня (70 зубьев) привода |
||||||||||||||||||
|
|
ведомая |
|
||||||||||||||||||||||||||
чие качающихся толкателей |
|
делительном |
|
валу |
для |
|
привода топливного насо |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
10 — |
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
шестерня |
|
|
|
|||||||||||||
2 |
топливного |
|
|
|
11 |
|
— |
вала.привода |
|||||||||||||||||||||
(рис. |
130) |
с роликами. |
|
|
|
|
,13 |
— |
насоса; |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
вентилятора; |
12 |
— |
вал |
привода |
топливного |
на |
|||||||||||||||||||||
|
|
соса; |
|
|
топливный |
|
|
насос |
высокого |
давления - |
|||||||||||||||||||
4 |
Привод клапанов |
|
|
• |
(ТНВД); |
|
|
— метки |
на |
шестернях |
|
||||||||||||||||||
|
осуществляется |
кулачками |
общего |
для |
обоих |
рядов |
|
цилиндров, |
|||||||||||||||||||||
распределительного |
вала |
1, |
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
через толкатели 2, штанги <3 и коромысла 5 с регулировочными винтази & для установки теплового зазора.
Распределительный вал 1 изготовлен из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками. Он вращается на четырех бронзовых втулках., запрессованных в отверстие блока. Привод вала'
осуществляется.парой косозубых шестерен от коленчатого вала. Взаим ное расположение шестерен определяется по меткам. Продольное смещение распределительного вала ограничивается упорным фланцем.
Сверху над распределительным валом расположена разрезная
ось '7 качающихся роликовых толкателей.
173
Толкатели опираются роликами на кулачки. Ролик толкателя 2 уста новлен на игольчатых подшипниках. На пяту толкателя опирается
пустотелая штанга 3. Верхний конец штанги упирается в сферическое углубление регулировочного винта 6, завернутого в коромысло 5.
Коромысла устанавливают на индивидуальные оси, имею щие опоры 8, прикрепленные к головке цилиндров болтами 9. Для нормальной работы газораспределительного механизма необходим за зор между-носком коромысла и торцом стержня клапана, равный
0,25—0,30 |
мм |
при холодном двигателе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Клапаны изготовлены |
из жаропрочной стали и помещаются в ме |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
таллокерамических |
втулках. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Привод механизмов двига |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
теля ЯМЗ-236. Привод меха |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
низмов (рис. 131) — это слож |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ная |
|
система |
шестеренчатых |
|||||||
|
|
|
|
|
|
передач, получающих враще |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
ние от шестерни |
коленчатого |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
вала двигателя, через кото |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
рые |
приводятся |
в |
действие |
|||||||
|
|
|
|
|
|
различные |
механизмы |
и |
аг |
|||||||
б) |
|
|
|
|
|
регаты, |
|
установленные |
на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
двигателе. |
|
|
|
валу |
5 |
за |
||||
|
|
|
|
|
|
|
На коленчатом |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
креплена шестерня |
6. |
От шес |
||||||||
|
|
|
|
|
|
терни коленчатого вала вра |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
щение передается2 |
через про |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
межуточную |
шестерню |
3 |
на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
шестерню |
|
привода |
масля |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ного насоса |
/. |
Сверху |
над |
|||||||
|
|
|
|
|
|
8,коленчатым валом установ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
лен |
|
распределительный |
вал |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
котором |
закреплена |
||||||
|
|
|
|
|
|
шестерня |
7, |
находящаяся |
в |
|||||||
|
|
|
|
|
; зацеплении с шестерней ко |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ленчатого |
вала. |
Кроме |
того, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
на |
|
распределительном |
валу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
установлена |
вторая шестерня |
|||||||||
|
|
|
|
|
- |
9, |
меньшего10 |
12диаметра, |
кото- |
|||||||
|
|
|
|
|
рая |
через |
ведомую |
шестер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ню |
|
|
и вал |
|
осуществляет7 |
|||||
|
|
|
|
|
|
привод топливного насоса |
13. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
От большой шестерни |
рас |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
пределительного |
вала |
через |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ведомую |
шестерню |
11 |
осу |
|||||||
Рис. 132. Крепление двигателя к раме: |
ществляется |
привод |
венти |
|||||||||||||
а —передняя |
точка |
Ьпоры; |
б — армиро |
лятора. |
Для |
правильной |
||||||||||
ванная резиновая подушка средней опоры; |
установки |
14.шестерен |
при |
их |
||||||||||||
в — задние |
точки опоры |
замене |
на |
шестернях |
имеют |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ся |
|
метки |
|
|
|
|
|
|
|
174
Крепление двигателя и а раме автомобиля.
Двигатель ЯМЗ-236 устанавливают на раме автомобиля. МАЗ-500
так, чтобы на раму и кузов не передавались вибрации, возникающие
при работе кривошипно-шатунного механизма двигателя.
Чтобы гасить колебания, вызванные неуравновешенностью момен та сил инерции, у двигателя ЯМЗ-236 устанавливают специальную ре зино-металлическую подвеску (рис. 132).
Спереди двигатель крепится к поперечной балке 1 на раме автомо
биля посредством кронштейна |
2 |
(рис. 132, о) с резиновой подушкой |
||
3, |
армированной тонкой листовой2, |
сталью. Так как двигатель жестко |
||
|
|
|
|
соединен с коробкой передач2 , то его заднее крепление осуществляется |
||||||
3при помощи кронштейна4 |
установленного на картере6 |
коробки5 |
пере |
|||
дач. |
Этот кронштейн |
при помощи армированной резиновой подушки |
||||
с усилителем (рис. |
132, |
в) соединяют болтами и гайкой |
с бал |
|||
кой |
1, |
поддерживающей коробку передач. Две боковые опоры двига |
||||
|
|
|
|
|
|
теля выполнены в виде кронштейнов, установленных с обеих сторон картера маховика. Эти кронштейны опираются на резиновые подушки
(рис. 132, б), закрепленные на раме автомобиля и воспринимающие продольные усилия.
Подушки состоят из стального сердечника, закрепленного на кронштейне. Между основанием и сердечником помещен толстый
слой резины.
§ 44. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
Основные неисправности механизмов двигателей
Недостаточная компрессия. Признак! черный
дым из глушителя на малых и средних оборотах коленчатого вала двигателя.
Причины: неплотное прилегание клапанов к седлам; износ или залегание поршневых колец; значительный износ гильз цилиндров.
Стуки при работе двигателя могут иметь следу ющие признаки и причины:
сильные металлические стуки, усиливающиеся при увеличении оборотов вала двигателя, — признак поломки пружин клапанов или заедания клапанов;
ровный металлический стук, ■ выделяющийся на фоне спокойного глухого шума остальных клапанов при любых оборотах коленчатого вала двигателя, указывает на большой зазор между коромыслом ¿
стержнем клапана;
стуки холодного двигателя в первое время после пуска свидетель
ствуют об износе поршней и поршневых колец; стуки, появляющиеся при резком нажатии на педаль подачи топ
лива, указывают на износ подшипников верхней головки шатуна,
на люфт крепления поршневого пальца;
стуки при увеличении нагрузки на двигатель, сопровождающиеся падением давления маса, указывают на износ коренных и шатунных подшипников.
' 175 .
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов двигателей
Проверка компрессии вцилиндрах.
Компрессию в цилиндрах проверяют компрессометром со шкалой до 60 кГ/см2 на прогретом до температуры 80o C двигателе в следу
ющем порядке:
устанавливают компрессометр поочередно па каждый цилиндр вместо форсунки и закрепляют его при помощи скобы этой форсунки;
на штуцер проверяемой секции топливного насоса высокого давления
(ТНВД) надевают |
шланг из топливостойкой резины и опускают его |
||||||
в сосуд для отбора топливаобімин;) |
|
|
|||||
|
пускают двигатель и на малых оборотах холостого хода коленча |
||||||
того вала (450—500 |
записывают показания манометра. |
||||||
30 |
При 500 |
обімин |
давление в каждом цилиндре дожно быть не менее |
||||
|
|
кГа разница давлений между цилиндрами не должна превы |
|||||
|
κΓ!cMi, |
|
|
|
|
||
шать |
2 |
/см2-. |
и регулировка тепловых зазо |
||||
|
П p-о верка |
||||||
ров |
клапанов. Тепловые зазоры необходимо регулировать на |
||||||
холодном двигателе. |
|
|
|||||
|
Для регулировки зазоров двигателя ЯМЗ-236 необходимо: |
|
|||||
|
выключить подачу топлива скобой регулятора; снять крышки го |
||||||
ловок |
|
цилиндров, |
проверить |
динамометрическим ключомкГм. |
затяжку |
болтов крепления осей коромысел и, если необходимо, отрегулировать момент затяжки, который должен быть равен 12—15
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шки
ва, наблюдать за движением впускного клапана первого цилиндра.
После полного закрытия клапана коленчатый вал повернуть еще на 1∕4 оборота. В это время в цилиндре происходит такт сжатия.
Установить щуп между торцом клапана и носком коромысла
впускного и выпускного клапанов толщиной 0,25—0,30 мм.
Освободить контргайку регулировочного винта, вращая регу
лировочный винт, установить необходимый зазор.
Придерживая отверткой регулировочный винт, затянуть контр гайку и вновь проверить зазор.
Затем отрегулировать зазоры в порядке работы цилиндров двига теля: 1—4—2—5—3—6.
§ 45. СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Система охлаждения. На двигателе ЯМЗ-236 применена жидкост ная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуля
цией (рис. 133).
Циркуляцию жидкости осуществляет водяной насос 1 центро бежного типа, который приводится в действие клиновидным ремнем ot шкива коленчатого .вала.
Трубчатоленточный радиатор 3 установлен на раме в кожухе на резиновых подушках, в этом же кожухе установлен шестилопастный вентилятор 17\ перед радиатором установлены створ-
176
Рис. 133. Схема системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236
чатые жалюзи. РадиаторИ |
имеет |
|
|
|
|
|
|||||||
пробку с двумя клапанами. Паро |
|
|
|
|
|
||||||||
вой |
клапан12 |
пробкикПсм1открывает, |
|
|
|
|
|
|
|||||
ся |
|
при |
избыточном |
давлении в |
|
|
|
|
|
||||
бачке |
0,7—1,0 |
что поз |
|
|
|
|
|
||||||
воляет повысить температуру ки |
|
|
|
|
|
||||||||
пения жидкости до 119° С. |
Атмос |
|
|
|
|
|
|||||||
ферный |
клапан открывается при |
0,1 — 0,13 |
.кПСм* |
15В |
отводящих |
||||||||
падении давления в радиаторе па |
|
|
|||||||||||
патрубках полублоков установлены два термостата |
|
|
с жидкост |
||||||||||
ным наполнителем. |
|
|
1 |
подает из радиатора |
3 |
через шланг |
|||||||
2 |
|
Крыльчатка водяного насоса |
|
|
|||||||||
|
охлажденную жидкость |
в водораспределительный |
канал передней |
крышки блока цилиндров 7 и далее" через жидкостные каналы 5, про
ходящие с двух сторон блока вдоль его гильз цилиндров, — в нижнюю часть рубашки охлаждения блока цилиндров. Из рубашки охлаждения
177