Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жидкость по

каналам

8

в верхней

части блока цилиндров поступает

в

рубашку

10

головки цилиндров.

Эти каналы в первую очередь на­

 

 

правляют поток жидкости к наиболее нагреваемым и ответственным деталям — к седлам выпускных клапанов 9 и стаканам форсунок 19.

Из головок жидкость поступает по сборным водораспределительным патрубкам 14, через клапаны термостатов 15 по шлангам 13 в верхний бачок радиатора 3.

В том случае, когда клапаны термостатов закрыты (при температу­ ре ниже 70° С), охлаждающая жидкость поступает по боковым 16 и центральной 6 перепускным трубам к водяному насосу /, минуя ра­ диатор 3. Охлаждающую жидкость из системы сливают через кран 21,

установленный на нижнем патрубке шланга 2, водяного насоса.

Воздушный поток для охлаждения двигателя направляется шести­

лопастным вентилятором 17 осевого типа. Вентилятор приво­ дится в действие от шестерни (42 зуба) коленчатого вала через проме­

жуточную шестерню (84 зуба) распределительного вала и шестерню

18 (32 зуба) вала привода вентилятора.

Для подключения подогревателя система охлаждения имеет сое­ динительные патрубки 4 и 20.

Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаж­ дающей жидкостью. Если жидкости недостает 5—7⅜ емкости, то прекращается циркуляция, что может привести к образованию ледя­

ных пробок и размораживанию в холодное время или к перегреву дви­

гателя в летнее время. Заправочная емкость системы охлаждения

двигателя ЯМЗ-236 равна 28 л.

Пусковой подогреватель двигателя. Для об­

легчения пуска двигателя ЯМЗ-236 в холодное время установлен по­ догреватель.

Пусковой подогреватель дизельных двигателей (рис. 134) имеет насосный агрегат. Топливо к насосу поступает из системы питания че­

рез фильтр

1

топливопровода

2,

3,

14,

кран

5

к

насосу

15,

а

от насоса

к форсунке

 

24

через электромагнитный клапан

21.

Подогревателем

 

 

 

управляют с пульта 29, расположенного в кабине водителя. Включа­ телем 30 открывается клапан 21, включателем 31 (положения «Работа» и «Пуск») включается электродвигатель 16, включателем 33 — свеча накаливания 25.

После подготовки двигателя к пуску открывают кран 5 и включают

электродвигатель на

10—15

сек

(включатель

31

в положение «Пуск»,

включатель32

 

30

в положение «Продув30

»).

Затем

включают свечу

 

25,

повернув31

рычажок включателя

33

влево, и при ярко-красном11

цвете

спирали

 

переводят31включатель

в положение «Работа», а включа­

тель

— в положение «Пуск». При появлении11 8 л

шума в котле

необ­

ходимо

включатель19 27

перевести

в положениеа

«Работа», выключить

свечу и

9,немедленно залить

в котел

 

 

воды через горловину 7

(краны

 

 

 

и

должны быть закрыты,

кран на водосборном6, 22, 23

пат28.- '

рубке должен быть открыт). При прогреве двигателя теплая вода

циркулирует в системе обогрева по трубопроводам

и

 

261

Для контроля

исправности

уплотнения

между

камерой сгорания

 

и котлом

11

установлена дренажная трубка

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

178


12 3

5

 

Рис. 134. Схема пускового подогревателя

двигателя ЯМЗ-236

 

 

17

Одновременно вентилятор

18

нагнетает

воздух по трубопроводу

 

в камеру сгорания

26

и горячий воздух из котла подогрева

И

по

 

 

 

 

 

 

 

трубопроводу 12 поступает в лоток 10 для подогрева масла в картере 8

двигателя. После разогрева котла до температуры 80—100q C заливают через горловину дополнительно 7 л воды и закрывают ее пробкой. При появлении пара из горловины радиатора заполняют через нее

179

систему охлаждения 4 водой, закрывают горловину пробкой, закры­ вают кран на водосборном патрубке и запускают двигатель. Выклю­ чают подогреватель, установив включатель 30 в положение «Продув», а через 1—2 лит ставят включатель 31 в среднее положение.

Система смазки. Система смазки двигателя комбинированная: к смазываемым поверхностям масло подается под давлением и раз­ брызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные

подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки толкателей, наконечники штанг, втулки коромысел, а также-подшипник промежуточной шестерни привода масляного на­ соса.

К остальным деталям масло подается разбрызгиванием или самоте-

ком.Стенки цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала. Это масло

разбивается движущимися шатунами и кривошипами на мельчайшие капли, которые оседают на стенках цилиндров и кулачках распредели­ тельного вала. Шестерни привода агрегатов и подшипники качения смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров по каналам 21 (рис. 135) в головке и блоке цилиндров.

Масло из поддона 37 засасывается через сетчатый фильтр масло-

приемника Зв масляный насос 4. Из масляного насоса масло направляется двумя потоками по каналам 35 и 34. Радиаторная сек­ ция 2 насоса подает масло в трубчатый воздушно-масляный радиатор 27, установленный внизу перед радиатором системы, охлаждения. Охлажденное в радиаторе масло сливается обратно в поддон картера.

Радиаторная секция насоса подает в радиатор для охлаждения примерно 20% масла от общего количества, подаваемого насосом. Этого количества достаточно, чтобы поддерживать в масляном поддоне требуемую температуру масла.

Основная секция 4 насоса подает масло к трущимся де­ талям двигателя. Масло из насоса по каналу 18 в блоке цилиндров поступает в фильтр 24 предварительной очистки масла, который вклю­ чен в масляную систему последовательно, т. е. через него проходит все масло, поступающее для смазки деталей двигателя. После фильтра ос­ новное количество масла поступает по каналу 19 в центральный масля­ ный канал 33, а оттуда по каналам 36 в блоке цилиндров — к подшип­ никам 7 коленчатого 9 и распределительного И валов.

Шатунные шейки коленчатого вала имеют внутренние полости 6,

закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной центро­ бежной очистке.

Для смазки трущихся поверхностей верхней головки шатуна и поршневого пальца вдоль тела шатуна имеется канал 8, по которому

масло из нижней головки шатуна под давлением поступает к верхней головке и поршневому пальцу 14. Через дозирующее отверстие 13 масло поступает к внутренней поверхности днища поршня для его

охлаждения.

От передней шейки распределительного вала И масло пульсирую­ щим потоком направляется в ось 16 толкателей. По просверленному

вдоль оси каналу масло подается к втулкам толкателей 15, откуда оно

180



3

2

I

38 37 36 35 34 33 32

Рис.

135,

Схема системысмазки двигателя ЯМЗ-236

- 181

по каналам толкателей поступает в их пяты. Отсюда масло по полым штангам 12 подается к коромыслам и далее по отверстиям в их теле поступает к втулкам коромысел. Из втулок масло стекает в углубление головки цилиндров, откуда оио через отверстия в головке и далее по

каналѵ в блоке цилиндров сливается в поддон картера.

Центробежный фильтр 23 тонкой очистки масла вклю­ чен параллельно основной масляной магистрали после фильтра пред­ варительной очистки и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло из фильтра непрерывно сливается

в поддон картера по каналу 20, вследствие чего поддерживается необ­ ходимая чистота всего масла.

Давление масла в масляной магистрали контролируется по ма­

нометр у с датчиком 26. Нормальное давление масла при номи­ нальной скорости вращения коленчатого вала, равной 2100 обімин,

находится в пределах 4—7 кПсм2, а при минимальной оно должно бЫТЬ Iie Менее 1 K∏CMi.

Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней имеются клапаны: предохранительный 38 и редукционный’ 5 основной секции масляного насоса, сливной 31 системы смазки и перепускной 25 фильтра предварительной очистки масла.

Предохранительный клапан 38 установлен в кор­ пусе радиаторной секции насоса. Он открывается при давлении на выходе из насоса, равном 0,8—1,2 kcm2, и защищает маслопровод­ ные трубки и воздушно-масляный радиатор от повреждения при засо­ рении трубок или при пуске двигателя в холодное время года.

Редукционный клапан 5 установлен в корпусе основ­ ной секции насоса и открывается при давлении на выходе из насоса

более 7,0—7,5 кПсм2. Это необходимо для предотвращения чрезмерно высокого давления в системе, если сопротивление ее высоко (в первую очередь в период пуска двигателя в холодное время года, когда масло имеет большую вязкость).

Сливной клапан 31, включенный в канал подачи масла к коленчатому валу, установлен на нижней плоскости блока цилиндров и отрегулирован на открытие при давлении 4,7—5,5 кПсм2. Клапан

предназначен для разгрузки системы в случае повышения в ней давле­ ния масла более указанной величины, т. е. для стабилизации давления масла в системе. Излишки масла при этом сливаются в поддон картера.

Перепускной клапан 25 установлен в корпусе фильтра предварительной очистки масла. Перепускной клапан включен парал­ лельно фильтру. При разности давлений до и после фильтра, равной 2,0—2,5 kcm2 (вследствие загрязненности масла, большой вязкости

его при пуске двигателя, а также при больших числах оборотов колен­ чатого вала, когда пропускная способность фильтра становится недо­ статочной), клапан открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает непосредственно в масляную магистраль.

Таким образом, высокая производительность основной секции масляного насоса в совокупности с системой регулирующих клапанов обеспечивают стабильность давления масда при различных режимах работы двигателя. — —

162


Поддон картера штампуется из листовой стали и при­

креплен к нижней части блока цилиндров болтами через пробковую прокладку. Поддон разделен перегородкой на два отсека, сообщаю­ щихся между собой через отверстия в перегородке. В каждом отсеке имеется пробка I для слива отработавшего масла.

В поддон картера масло заливают через маслозаливную горловину 22, вваренную в крышку головки цилиндров.

Для определения уровня масла в поддоне с левой стороны блока цилиндров в передней его части установлен маслоизмерительный стер­

жень 32, заключенный в трубку, приваренную к блоку. Метки В и H

на указателе означают допустимые пределы уровня масла в двигателе.

Емкость системы смазки двигателя 24 л.

Масляный насос двухсекционный, шестеренчатого типа,

установлен горизонтально на крышке переднего коренного подшип­

ника. По устройству насос аналогичен насосу двигателя ЗИЛ-130, но отличается производительностью (см. учебник водителя 3-го класса).

Производительность нагнетающей секции насоса не менее 140 л/мин

при 3100 об/мин ведущего валика насоса, давление 6 кПсмъ.

Фильтр предварительной очистки масла

(рис. 136) щелевого типа, состоит из корпуса 1, закрываемого сталь­ ным колпаком 3, и двух фильтрующих элементов: наружного 4 и внут­ реннего 5. Колпак через уплотняющую прокладку прижимается к кор­ пусу гайкой 6, навернутой на стержень 2. Одновременно гайка 6 через шайбу при помощи пружины прижимает элементы фильтра к корпусу.

Каждый фильтрующий элемент представляет собой цилиндри­

ческий гофрированный металлический каркас, на котором установлены,

две сетки: внутренняя

4стальная

5

с размером

ячеек 1,4 × 1,4

мм3

и наружная латунная

с

размером ячеек 0,14

× 0, 14-л/лі2.

 

 

 

 

 

 

 

Поступающее в фильтр масло очищается, проходя через оба фильт­ рующих элемента. Благодаря наличию двух элементов масло очища­ ется значительно лучше.

В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя

масла и перепускной клапан 7.

Фильтр предварительной очистки масла установлен в передней части двигателя с левой стороны.

Центробежный фильтр тонкой очистки Mac­ fl а — центрифуга, по устройству аналогична фильтру автомобиля ЗИЛ-130.

Масляный радиатор трубчатый, воздушного охлажде­ ния, расположен впереди радиатора водяного охлаждения. Qh включа­

ется при температуре28

воздуха 15o C и выше при помощи краника, уста29­

новленного на левой

стороне блока цилиндров. При30.

включении радиа­

тора краником

масло поступает в радиатор по

трубопроводу

и после охлаждения стекает в картер по каналу

При более низких

температурах и нормальных условиях эксплуатации масляный радиа­ тор должен быть выключен.

Во время работы автомобиля в тяжелых условиях с большой на­ грузкой и малыми скоростями движения радиатор следует включить и при более низких температурах воздуха.

183