Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
жидкость по |
каналам |
8 |
в верхней |
части блока цилиндров поступает |
|||
в |
рубашку |
10 |
головки цилиндров. |
Эти каналы в первую очередь на |
|||
|
|
правляют поток жидкости к наиболее нагреваемым и ответственным деталям — к седлам выпускных клапанов 9 и стаканам форсунок 19.
Из головок жидкость поступает по сборным водораспределительным патрубкам 14, через клапаны термостатов 15 по шлангам 13 в верхний бачок радиатора 3.
В том случае, когда клапаны термостатов закрыты (при температу ре ниже 70° С), охлаждающая жидкость поступает по боковым 16 и центральной 6 перепускным трубам к водяному насосу /, минуя ра диатор 3. Охлаждающую жидкость из системы сливают через кран 21,
установленный на нижнем патрубке шланга 2, водяного насоса.
Воздушный поток для охлаждения двигателя направляется шести
лопастным вентилятором 17 осевого типа. Вентилятор приво дится в действие от шестерни (42 зуба) коленчатого вала через проме
жуточную шестерню (84 зуба) распределительного вала и шестерню
18 (32 зуба) вала привода вентилятора.
Для подключения подогревателя система охлаждения имеет сое динительные патрубки 4 и 20.
Система охлаждения должна быть полностью заполнена охлаж дающей жидкостью. Если жидкости недостает 5—7⅜ емкости, то прекращается циркуляция, что может привести к образованию ледя
ных пробок и размораживанию в холодное время или к перегреву дви
гателя в летнее время. Заправочная емкость системы охлаждения
двигателя ЯМЗ-236 равна 28 л.
Пусковой подогреватель двигателя. Для об
легчения пуска двигателя ЯМЗ-236 в холодное время установлен по догреватель.
Пусковой подогреватель дизельных двигателей (рис. 134) имеет насосный агрегат. Топливо к насосу поступает из системы питания че
рез фильтр |
1 |
топливопровода |
2, |
3, |
14, |
кран |
5 |
к |
насосу |
15, |
а |
от насоса |
||
к форсунке |
|
24 |
через электромагнитный клапан |
21. |
Подогревателем |
|||||||||
|
|
|
управляют с пульта 29, расположенного в кабине водителя. Включа телем 30 открывается клапан 21, включателем 31 (положения «Работа» и «Пуск») включается электродвигатель 16, включателем 33 — свеча накаливания 25.
После подготовки двигателя к пуску открывают кран 5 и включают
электродвигатель на |
10—15 |
сек |
(включатель |
31 |
в положение «Пуск», |
|||||||||||
включатель32 |
|
30 |
в положение «Продув30 |
»). |
Затем |
включают свечу |
|
25, |
||||||||
повернув31 |
рычажок включателя |
33 |
влево, и при ярко-красном11 |
цвете |
||||||||||||
спирали |
|
переводят31включатель |
в положение «Работа», а включа |
|||||||||||||
тель |
— в положение «Пуск». При появлении11 8 л |
шума в котле |
необ |
|||||||||||||
ходимо |
включатель19 27 |
перевести |
в положениеа |
«Работа», выключить |
||||||||||||
свечу и |
9,немедленно залить |
в котел |
|
|
воды через горловину 7 |
|||||||||||
(краны |
|
|
|
и |
должны быть закрыты, |
кран на водосборном6, 22, 23 |
пат28.- ' |
|||||||||
рубке должен быть открыт). При прогреве двигателя теплая вода |
||||||||||||||||
циркулирует в системе обогрева по трубопроводам |
и |
|
261 |
|||||||||||||
Для контроля |
исправности |
уплотнения |
между |
камерой сгорания |
|
|||||||||||
и котлом |
11 |
установлена дренажная трубка |
13. |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
178
12 3 |
5 |
|
Рис. 134. Схема пускового подогревателя |
двигателя ЯМЗ-236 |
|
|
||||
17 |
Одновременно вентилятор |
18 |
нагнетает |
воздух по трубопроводу |
||||
|
в камеру сгорания |
26 |
и горячий воздух из котла подогрева |
И |
по |
|||
|
|
|
|
|
|
|
трубопроводу 12 поступает в лоток 10 для подогрева масла в картере 8
двигателя. После разогрева котла до температуры 80—100q C заливают через горловину дополнительно 7 л воды и закрывают ее пробкой. При появлении пара из горловины радиатора заполняют через нее
179
систему охлаждения 4 водой, закрывают горловину пробкой, закры вают кран на водосборном патрубке и запускают двигатель. Выклю чают подогреватель, установив включатель 30 в положение «Продув», а через 1—2 лит ставят включатель 31 в среднее положение.
Система смазки. Система смазки двигателя комбинированная: к смазываемым поверхностям масло подается под давлением и раз брызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные
подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки толкателей, наконечники штанг, втулки коромысел, а также-подшипник промежуточной шестерни привода масляного на соса.
К остальным деталям масло подается разбрызгиванием или самоте-
ком.Стенки цилиндров и кулачки распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из подшипников коленчатого вала. Это масло
разбивается движущимися шатунами и кривошипами на мельчайшие капли, которые оседают на стенках цилиндров и кулачках распредели тельного вала. Шестерни привода агрегатов и подшипники качения смазываются маслом, стекающим из головки цилиндров по каналам 21 (рис. 135) в головке и блоке цилиндров.
Масло из поддона 37 засасывается через сетчатый фильтр масло-
приемника Зв масляный насос 4. Из масляного насоса масло направляется двумя потоками по каналам 35 и 34. Радиаторная сек ция 2 насоса подает масло в трубчатый воздушно-масляный радиатор 27, установленный внизу перед радиатором системы, охлаждения. Охлажденное в радиаторе масло сливается обратно в поддон картера.
Радиаторная секция насоса подает в радиатор для охлаждения примерно 20% масла от общего количества, подаваемого насосом. Этого количества достаточно, чтобы поддерживать в масляном поддоне требуемую температуру масла.
Основная секция 4 насоса подает масло к трущимся де талям двигателя. Масло из насоса по каналу 18 в блоке цилиндров поступает в фильтр 24 предварительной очистки масла, который вклю чен в масляную систему последовательно, т. е. через него проходит все масло, поступающее для смазки деталей двигателя. После фильтра ос новное количество масла поступает по каналу 19 в центральный масля ный канал 33, а оттуда по каналам 36 в блоке цилиндров — к подшип никам 7 коленчатого 9 и распределительного И валов.
Шатунные шейки коленчатого вала имеют внутренние полости 6,
закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной центро бежной очистке.
Для смазки трущихся поверхностей верхней головки шатуна и поршневого пальца вдоль тела шатуна имеется канал 8, по которому
масло из нижней головки шатуна под давлением поступает к верхней головке и поршневому пальцу 14. Через дозирующее отверстие 13 масло поступает к внутренней поверхности днища поршня для его
охлаждения.
От передней шейки распределительного вала И масло пульсирую щим потоком направляется в ось 16 толкателей. По просверленному
вдоль оси каналу масло подается к втулкам толкателей 15, откуда оно
180
3 |
2 |
I |
38 37 36 35 34 33 32 |
Рис. |
135, |
Схема системысмазки двигателя ЯМЗ-236 |
- 181
по каналам толкателей поступает в их пяты. Отсюда масло по полым штангам 12 подается к коромыслам и далее по отверстиям в их теле поступает к втулкам коромысел. Из втулок масло стекает в углубление головки цилиндров, откуда оио через отверстия в головке и далее по
каналѵ в блоке цилиндров сливается в поддон картера.
Центробежный фильтр 23 тонкой очистки масла вклю чен параллельно основной масляной магистрали после фильтра пред варительной очистки и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло из фильтра непрерывно сливается
в поддон картера по каналу 20, вследствие чего поддерживается необ ходимая чистота всего масла.
Давление масла в масляной магистрали контролируется по ма
нометр у с датчиком 26. Нормальное давление масла при номи нальной скорости вращения коленчатого вала, равной 2100 обімин,
находится в пределах 4—7 кПсм2, а при минимальной оно должно бЫТЬ Iie Менее 1 K∏CMi.
Для обеспечения нормальной работы системы смазки в ней имеются клапаны: предохранительный 38 и редукционный’ 5 основной секции масляного насоса, сливной 31 системы смазки и перепускной 25 фильтра предварительной очистки масла.
Предохранительный клапан 38 установлен в кор пусе радиаторной секции насоса. Он открывается при давлении на выходе из насоса, равном 0,8—1,2 k∏cm2, и защищает маслопровод ные трубки и воздушно-масляный радиатор от повреждения при засо рении трубок или при пуске двигателя в холодное время года.
Редукционный клапан 5 установлен в корпусе основ ной секции насоса и открывается при давлении на выходе из насоса
более 7,0—7,5 кПсм2. Это необходимо для предотвращения чрезмерно высокого давления в системе, если сопротивление ее высоко (в первую очередь в период пуска двигателя в холодное время года, когда масло имеет большую вязкость).
Сливной клапан 31, включенный в канал подачи масла к коленчатому валу, установлен на нижней плоскости блока цилиндров и отрегулирован на открытие при давлении 4,7—5,5 кПсм2. Клапан
предназначен для разгрузки системы в случае повышения в ней давле ния масла более указанной величины, т. е. для стабилизации давления масла в системе. Излишки масла при этом сливаются в поддон картера.
Перепускной клапан 25 установлен в корпусе фильтра предварительной очистки масла. Перепускной клапан включен парал лельно фильтру. При разности давлений до и после фильтра, равной 2,0—2,5 k∏cm2 (вследствие загрязненности масла, большой вязкости
его при пуске двигателя, а также при больших числах оборотов колен чатого вала, когда пропускная способность фильтра становится недо статочной), клапан открывается и часть неочищенного масла, минуя фильтр, поступает непосредственно в масляную магистраль.
Таким образом, высокая производительность основной секции масляного насоса в совокупности с системой регулирующих клапанов обеспечивают стабильность давления масда при различных режимах работы двигателя. — —
162
Поддон картера штампуется из листовой стали и при
креплен к нижней части блока цилиндров болтами через пробковую прокладку. Поддон разделен перегородкой на два отсека, сообщаю щихся между собой через отверстия в перегородке. В каждом отсеке имеется пробка I для слива отработавшего масла.
В поддон картера масло заливают через маслозаливную горловину 22, вваренную в крышку головки цилиндров.
Для определения уровня масла в поддоне с левой стороны блока цилиндров в передней его части установлен маслоизмерительный стер
жень 32, заключенный в трубку, приваренную к блоку. Метки В и H
на указателе означают допустимые пределы уровня масла в двигателе.
Емкость системы смазки двигателя 24 л.
Масляный насос двухсекционный, шестеренчатого типа,
установлен горизонтально на крышке переднего коренного подшип
ника. По устройству насос аналогичен насосу двигателя ЗИЛ-130, но отличается производительностью (см. учебник водителя 3-го класса).
Производительность нагнетающей секции насоса не менее 140 л/мин
при 3100 об/мин ведущего валика насоса, давление 6 кПсмъ.
Фильтр предварительной очистки масла
(рис. 136) щелевого типа, состоит из корпуса 1, закрываемого сталь ным колпаком 3, и двух фильтрующих элементов: наружного 4 и внут реннего 5. Колпак через уплотняющую прокладку прижимается к кор пусу гайкой 6, навернутой на стержень 2. Одновременно гайка 6 через шайбу при помощи пружины прижимает элементы фильтра к корпусу.
Каждый фильтрующий элемент представляет собой цилиндри
ческий гофрированный металлический каркас, на котором установлены,
две сетки: внутренняя |
4стальная |
5 |
с размером |
ячеек 1,4 × 1,4 |
мм3 |
|
и наружная латунная |
с |
размером ячеек 0,14 |
× 0, 14-л/лі2. |
|
||
|
|
|
|
|
|
Поступающее в фильтр масло очищается, проходя через оба фильт рующих элемента. Благодаря наличию двух элементов масло очища ется значительно лучше.
В нижней части корпуса фильтра имеется пробка для спуска отстоя
масла и перепускной клапан 7.
Фильтр предварительной очистки масла установлен в передней части двигателя с левой стороны.
Центробежный фильтр тонкой очистки Mac fl а — центрифуга, по устройству аналогична фильтру автомобиля ЗИЛ-130.
Масляный радиатор трубчатый, воздушного охлажде ния, расположен впереди радиатора водяного охлаждения. Qh включа
ется при температуре28 |
воздуха 15o C и выше при помощи краника, уста29 |
||
новленного на левой |
стороне блока цилиндров. При30. |
включении радиа |
|
тора краником |
масло поступает в радиатор по |
трубопроводу |
|
и после охлаждения стекает в картер по каналу |
При более низких |
температурах и нормальных условиях эксплуатации масляный радиа тор должен быть выключен.
Во время работы автомобиля в тяжелых условиях с большой на грузкой и малыми скоростями движения радиатор следует включить и при более низких температурах воздуха.
183