Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 136. Фильтр предварительной очистки масла ЯМЗ-236

«

Вентиляция картера проточная, свежий воздух посту­ пает через неплотности соединений двигателя. Картерные газы от­ сасываются по вытяжной трубе, расположенной с левой стороны дви­ гателя в задней его части и выведенной вниз.

Верхний конец трубы соединен через .маслоуловитель с внутренней полостью штанг двигателя."

§ 46. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ

Основные неисправности систем охлаждения и смазки

Неисправности системы охлаждения дизельных двигателей анало­ гичны неисправностям карбюраторных двигателей.

Неисправностями системы смазки являются следующие. Отсутствие давления масла. Причины: мал уро­

вень масла в системе смазки; повреждение привода масляного насоса

184

или заедание плунжера редукционного клапана в положении, -соот­

ветствующем перепуску.

Понижено давление масла. Причины: разжижение масла; ослабление или заедание пружины редукционного, сливного или предохранительного клапана; износ деталей масляного насоса пли износ коренных и шатунных подшипников.

Высокое да в л е н и е' м а с л а. Причины: высокая вязкость масла; заедание редукционного или предохранительного клапана

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки

Удаление накйпи из системы охлаждения.

При подготовке автомобиля к зимним и летним условиям эксплуатации

систему охлаждения промывают чистой водой для удаления из нее накипи, ржавчины и осадков аналогично промывке карбюраторных

двигателей.

Когда отложения накипи велики и накипь прочна — применяют химический раствор, в состав которого входят: 100 л воды, 5 л соля­

ной кислоты, 2,5

л

уротропина,

0,1

л

пеногасителя (сивушное масло)

и

0,1

кГ

ингибитора

ПБ-5.

в течение 10—15

мин,

предваритель­

 

Систему промывают раствором

 

но сняв термостат.

 

количества

накипи систему

промывают 3 или

4

В зависимости

от

раза.

. .

 

 

 

 

 

мин

 

 

 

 

Для нейтрализации остатков кислоты после промывания раствором

систему промывают 2—3 раза по 3—5

 

горячей водой.

 

Натяжение

 

ремня водяного насоса

осуществляют про­

кладками, расположенными под крышками боковин шкива. Нормаль­ но натянутый ремень должен иметь прогиб посередине ветви 10—

15.мм при усилии 3—4 кГ.

Для натяжения ремня необходимо отвернуть три гайки крепления

боковины шкива, снять одну-две прокладки, переставив их на наруж­ ную сторону боковины, и завернуть три гайки.

При постановке нового ремня все регулировочные прокладки по­

ставить между ступицей и съемной боковиной шкива.

Порядок слива воды из системы охлажде­

ния при наличии подогревателя двигателя. Для слива воды необходимо открыть: пробки заливной горловины

радиатора и Горловины подогревателя; четыре сливных крана (кран па всасывающей трубе, кран на котле подогревателя, кран на водя­

ном насосе, кран на. трубопроводе, идущий от котла подогрева к блоку двигателя).

Для слива воды из отопителя кабины необходимо от­ крыть краники на подводящем и отводящем трубопроводах отопителя.

Промывка фильтра грубой очистки масла.

Для промывки необходимо:

подготовить тару и при возвращении с линии выверуть сливную пробку фильтра и слить масло; отвернуть гайку колпака фильтра,

185


снять колпак и оба фильтрующих элемента; поместить элементы на 3 ч в ванну с бензином, после чего промыть элементы мягкой волосяной щеткой; вторично поместить элементы в ванну с чистым неэтилиро­ ванным бензином и прополоскать каждый элемент, а затем продуть его сжатым воздухом; промыть в дизельном топливе колпак фильтра и собрать фильтр грубой очистки ійасла.

Элементы

фильтра

 

можно также очистить,

поместив их

в вампу

с кипящим 10-процентным водным раствором

каустической

соды на

время от 30

мин

до 6

ч

(в зависимости от степени загрязнения).

 

 

 

 

 

Для промывки центробежного фильтра не­ обходимо: отвернуть гайку колпака и снять колпак; снять упорную шайбу и ротор; удалить скребком всю грязь с колпака и с ротора, промыть их в дизельном топливе; прочистить сопла ротора и собрать фильтр.

При сборке обратить внимание на состояние прокладки, при неис­ правности прокладки заменить ее.

Систему

с м а з к и

необходимо промывать

в следующем

порядке: слить масло с

прогретого двигателя; снять и промыть

фильтры трубой

и тонкой

очистки

масла и

установить

их на

место;

залить смесь

из

10

л

дизельного

топлива

 

и 6

л

дизельного

масла;

пустить двигатель и,

дав ему проработать 5

мин,

слить смесь из карте­

ра и из фильтров; залить свежее масло до метки В.

 

 

§ 47. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

Смесеобразование в дизельных двигателяхсек. В.

дизельных двигате­

лях приготовление горючей смеси происходит внутри цилиндра за ко­

роткий промежуток времени от 0,003 до 0,005

 

За это время долж­

но быть достигнутохорошее распыливание, испарение, перемешива­

ние и равномерное распределение топлива по всему объему камеры сгорания.

Процесс образования горючей смеси и горение происходят почти одновременно. По способу смесеобразования автомобильные дизель­ ные быстроходные двигатели делятся на несколько типов:

снепосредственным впрыском топлива;

сраздельными камерами предкамерного и вихревого типов. Способ смесеобразования определяет устройство камеры сгорания.

Удвигателей с непосредственным впры­ ском топлива весь объем камеры сгорания сосредоточен в над­ поршневом пространстве (см. рис. 129) в чашевидной выемке днища поршня. Конфигурация днища камеры обеспечивает завихрение топ­ лива и его хорошее испарение. Для наиболее равномерного распреде­ ления топлива по всему объему камеры сгорания применяют многоды­ рочные форсунки, образующие общий факел распыливания. Неболь­ шая поверхность камеры сгорания у двигателей с непосредственным впрыском топлива способствует снижению тепловых, потерь, а значит

йувеличению тепла, превращаемого в полезную работу. Поэтому дви­

гатели с непосредственным впрыском топлива имеют наилучшую эко- j

186


номнчность и хорошие пусковые качества. Недостатками двигателей такого типа является более жесткая работа и высокие требования к качеству топлива.

Быстрое протекание смесеобразования таких двигателей повышает

литровую мощность быстроходных двигателей. Поэтому они получили широкое применение на современных автомобилях.

У предкамерных дизельных двигателей ка­

мера сгорания разделена на две части, большая находится над порш­ нем, а меньшая (30%) в предкамере.

Особенностью рабочего процесса таких двигателей является то, что топливо впрыскивается не в основное пространство камеры сго­ рания, а в предкамеру. В предкамере оно частично сгорает и повышает давление в ней. Под действием этого давления остальное топливо по­ ступает в основную камеру. При этом оно хорошо распыливается и интенсивно перемешивается с воздухом в надпоршневом пространстве. При таком смесеобразовании давление в цилиндре нарастает плавно, поэтому предкамерный дизельный двигатель работает более мягко,

чем дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива.

Дизельные двигатели предкамерного впрыска работают без дымле­

ния в широком диапазоне числа оборотов коленчатого вала, допускают меньшее давление впрыска, весьма нетребовательны к сорту приме­ няемого топлива. К недостаткам таких двигателей относятся затруд­

ненный пуск в холодном состоянии и повышенный расход топлива. Двигатели с вихревыми камерами имеют наи­ большее завихрение воздуха в процессе сжатия. Вихревая камера

'двигателя MAH, установленного на автобусе Икарус (рис. 137), сое­ диняется с надпоршневой полостью горловиной, направленной танген­ циально по отношению к днищу поршня. При всасывании воздух, поступающий в цилиндр, совершает энергичное вращение, чем обеспе­ чивает распределение поступившего из однодырочной форсунки топ­ лива на всю поверхность камеры сгорания и его испарения. -

Поскольку смесеобразование осуществляется в основном за счет интенсивности завихрения воздуха, уменьшаются требования к тон­ кости распыливаңия топлива форсункой и повышается устойчивость работы двигателя в больших диапазонах оборотов коленчатого вала двигателя.'

В результате Целесообразно выбранной длины впускного патрубка,

идущего от уравнительной всасывающей трубы, на двигателе MAH

достигнут высокий коэффициент наполнения воздухом и достигнута большая мощность при меньшем давлении; двигатель работает более мягко.

Основные свойства дизельного топлива. Для автомобилей с ди­ зельными двигателями в качестве горючего применяют специальное дизельное топливо, в состав которого входят нефтяные фракции, более тяжелые, чем бензиновые.

Дизельное топливо должно обладать следующими свойствами: обеспечивать мягкую и плавную работу двигателя, иметь определен­

ную вязкость, температуру застывания и не содержать механических примесей.


Рис. 137. Вихревая камера сгорания двигателя MAH

Для обеспечения мягкой работы дизельного двигателя необходимо,

чтобы при сгорании топлива давление в цилиндрах нарастало плавно. Следовательно, топливо должно самовоспламеняться сразу же после поступления в цилиндр первых его частиц и сгорать равномерно по мере впрыска топлива.

При запаздывании самовоспламенения в цилиндре накапливается

значительное количество топлива, и одновременное сгорание большой порции топлива приводит к резкому возрастанию давления и жесткой работе двигателя.

Способность дизельного топлива к быстрому самовоспламенению определяется ц е т а н о в ы м числом. Это число (40—45) соот­ ветствует процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнаф­ талином при условии, что эта смесь равноценна по воспламеняемости испытываемому дизельному топливу.

Для обеспечения надежной подачи топлива в цилиндры двигателя

зимой дизельное топливо должно иметь температуру застывания ,ниже

температуры окружающего воздуха на

10мин)15° С.

 

 

пробирку^

Топливо считается застывшим, если

оно, налитое в

теряет свою подвижность (в течение 1

 

при

наклоне

пробирки

под углом 45°.

застывания топлива

зависит от

его

фракционного

Температура

состава. Более тяжелое топливо обладает более высокой

температурой

застывания. `

.

 

 

 

 

 

. Вязкость дизельного-топлива должна быть строго определенной.

При высокой вязкости затрудняется подача топлива и его распылпванпе.

Малая вязкость не обеспечивает достаточной, смазки деталей топ­ ливного насоса и форсунок.

Содержание кислот и

серы в топливе строго

ограничивается

 

ГОСТом.

 

 

Для автомобильных двигателей выпускают следующие марки

топлив:,

.

`

188 u


дизельное летнее (ДЛ), предназначенное для эксплуа­ тации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше Oc С. Температура застывания топлива — минус IO0 С.

дизельное зимнее (ДЗ), применяемое при температуре окружающего воздуха от 0 до—30° С. Температура застывания минус

45° С. Его можно заменить смесью 60-процентногб дизельного летне­ го топлива и 40-процентного тракторного керосина; ~ •

дизельное арктическое (ДА), характеризуемое об­ легченным фракционным составом, пониженной вязкостью и темпера­ турой застывания, равной —65° С. Применяется это топливо при тем­ пературе ниже —30° С. Оно может быть заменено смесью 50-процент­ ного дизельного зимнего топлива и 50-процентного тракторного керо­

сина.

Из сернистых нефтей восточных месторождений выпускают ди­ зельные топлива марок Л, 3, А, которые имеют повышенное содержа­ ние серы в своем составе, что приводит к увеличению износа гильз цилиндров двигателя.

Топливная аппаратура дизельных двигателей (секции насоса вы­ сокого давления, форсунки) изготовлена с высоким классом точности,

поэтомуУстройствоне допускается попадание воды и механических примесей

в топливо.

системы питания дизельного двигателя. Основные

требования,

предъявляемые к дизельной топливной аппаратуре.

подача топлива под высоким давлением при равномерном распре­ делении его по объему камеры сгорания;

дозирование необходимого количества топлива в соответствии с на­ грузкой;

подача топлива в камеру сгорания в строго определенный момент в соответствии со скоростным режимом работы двигателя;

подача топлива в камеру сгорания в течение короткого времени

водинаковых пропорциях во все цилиндры.

Всоответствии с этими требованиями сконструирована система питания дизельного двигателя.

Система питания работает следующим образом (рис. 138).

*Топливо из топливного бака 1 засасывается топливоподкачиваю-

щпм насосом

4

через фильтр

2

предварительной очистки. Из насоса

4

топливо поступает в фильтр

тонкой13

очистки топлива

8,

в котором оно13

окончательно очищается от мельчайших загрязнений и зат’ем посту­

пает в насос высокого давления

 

по трубопроводу 7. Из насоса

дозированные

порции топлива под высоким давлением подаются по

топливопроводам 11 высокого давления в форсунки 12 в соответствии с порядком работы двигателя для впрыска топлива в цилиндры.

4

Излишки топлива, подаваемого топливоподкачивающим насосом

 

к насосу высокого10

давления15.

, отводятся через перепускной клапан

5

 

 

 

 

топливного насоса высокого давления обратно в топливный бак по трубопроводам и Перепускной клапан отрегулирован на дав­ ление 1,5—1,7 кПсм2 и обеспечивает постоянное давление в каналах, насоса высокого давления независимо от оборотов коленчатого вала двигателя. • -

189