Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Рис. 136. Фильтр предварительной очистки масла ЯМЗ-236
«
Вентиляция картера проточная, свежий воздух посту пает через неплотности соединений двигателя. Картерные газы от сасываются по вытяжной трубе, расположенной с левой стороны дви гателя в задней его части и выведенной вниз.
Верхний конец трубы соединен через .маслоуловитель с внутренней полостью штанг двигателя."
§ 46. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗКИ
Основные неисправности систем охлаждения и смазки
Неисправности системы охлаждения дизельных двигателей анало гичны неисправностям карбюраторных двигателей.
Неисправностями системы смазки являются следующие. Отсутствие давления масла. Причины: мал уро
вень масла в системе смазки; повреждение привода масляного насоса
184
или заедание плунжера редукционного клапана в положении, -соот
ветствующем перепуску.
Понижено давление масла. Причины: разжижение масла; ослабление или заедание пружины редукционного, сливного или предохранительного клапана; износ деталей масляного насоса пли износ коренных и шатунных подшипников.
Высокое да в л е н и е' м а с л а. Причины: высокая вязкость масла; заедание редукционного или предохранительного клапана
Приемы выполнения работ при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки
Удаление накйпи из системы охлаждения.
При подготовке автомобиля к зимним и летним условиям эксплуатации
систему охлаждения промывают чистой водой для удаления из нее накипи, ржавчины и осадков аналогично промывке карбюраторных
двигателей.
Когда отложения накипи велики и накипь прочна — применяют химический раствор, в состав которого входят: 100 л воды, 5 л соля
ной кислоты, 2,5 |
л |
уротропина, |
0,1 |
л |
пеногасителя (сивушное масло) |
|||||||
и |
0,1 |
кГ |
ингибитора |
ПБ-5. |
в течение 10—15 |
мин, |
предваритель |
|||||
|
Систему промывают раствором |
|
||||||||||
но сняв термостат. |
|
количества |
накипи систему |
промывают 3 или |
||||||||
4 |
В зависимости |
от |
||||||||||
раза. |
. . |
|
|
|
|
|
мин |
|
|
|
||
|
Для нейтрализации остатков кислоты после промывания раствором |
|||||||||||
систему промывают 2—3 раза по 3—5 |
|
горячей водой. |
||||||||||
|
Натяжение |
|
ремня водяного насоса |
осуществляют про |
кладками, расположенными под крышками боковин шкива. Нормаль но натянутый ремень должен иметь прогиб посередине ветви 10—
15.мм при усилии 3—4 кГ.
Для натяжения ремня необходимо отвернуть три гайки крепления
боковины шкива, снять одну-две прокладки, переставив их на наруж ную сторону боковины, и завернуть три гайки.
При постановке нового ремня все регулировочные прокладки по
ставить между ступицей и съемной боковиной шкива.
Порядок слива воды из системы охлажде
ния при наличии подогревателя двигателя. Для слива воды необходимо открыть: пробки заливной горловины
радиатора и Горловины подогревателя; четыре сливных крана (кран па всасывающей трубе, кран на котле подогревателя, кран на водя
ном насосе, кран на. трубопроводе, идущий от котла подогрева к блоку двигателя).
Для слива воды из отопителя кабины необходимо от крыть краники на подводящем и отводящем трубопроводах отопителя.
Промывка фильтра грубой очистки масла.
Для промывки необходимо:
подготовить тару и при возвращении с линии выверуть сливную пробку фильтра и слить масло; отвернуть гайку колпака фильтра,
185
снять колпак и оба фильтрующих элемента; поместить элементы на 3 ч в ванну с бензином, после чего промыть элементы мягкой волосяной щеткой; вторично поместить элементы в ванну с чистым неэтилиро ванным бензином и прополоскать каждый элемент, а затем продуть его сжатым воздухом; промыть в дизельном топливе колпак фильтра и собрать фильтр грубой очистки ійасла.
Элементы |
фильтра |
|
можно также очистить, |
поместив их |
в вампу |
||
с кипящим 10-процентным водным раствором |
каустической |
соды на |
|||||
время от 30 |
мин |
до 6 |
ч |
(в зависимости от степени загрязнения). |
|||
|
|
|
|
|
Для промывки центробежного фильтра не обходимо: отвернуть гайку колпака и снять колпак; снять упорную шайбу и ротор; удалить скребком всю грязь с колпака и с ротора, промыть их в дизельном топливе; прочистить сопла ротора и собрать фильтр.
При сборке обратить внимание на состояние прокладки, при неис правности прокладки заменить ее.
Систему |
с м а з к и |
необходимо промывать |
в следующем |
|||||||||
порядке: слить масло с |
прогретого двигателя; снять и промыть |
|||||||||||
фильтры трубой |
и тонкой |
очистки |
масла и |
установить |
их на |
место; |
||||||
залить смесь |
из |
10 |
л |
дизельного |
топлива |
|
и 6 |
л |
дизельного |
масла; |
||
пустить двигатель и, |
дав ему проработать 5 |
мин, |
слить смесь из карте |
|||||||||
ра и из фильтров; залить свежее масло до метки В. |
|
|
||||||||||
§ 47. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ |
|
|||||||||||
Смесеобразование в дизельных двигателяхсек. В. |
дизельных двигате |
|||||||||||
лях приготовление горючей смеси происходит внутри цилиндра за ко |
||||||||||||
роткий промежуток времени от 0,003 до 0,005 |
|
За это время долж |
но быть достигнутохорошее распыливание, испарение, перемешива
ние и равномерное распределение топлива по всему объему камеры сгорания.
Процесс образования горючей смеси и горение происходят почти одновременно. По способу смесеобразования автомобильные дизель ные быстроходные двигатели делятся на несколько типов:
снепосредственным впрыском топлива;
сраздельными камерами предкамерного и вихревого типов. Способ смесеобразования определяет устройство камеры сгорания.
Удвигателей с непосредственным впры ском топлива весь объем камеры сгорания сосредоточен в над поршневом пространстве (см. рис. 129) в чашевидной выемке днища поршня. Конфигурация днища камеры обеспечивает завихрение топ лива и его хорошее испарение. Для наиболее равномерного распреде ления топлива по всему объему камеры сгорания применяют многоды рочные форсунки, образующие общий факел распыливания. Неболь шая поверхность камеры сгорания у двигателей с непосредственным впрыском топлива способствует снижению тепловых, потерь, а значит
йувеличению тепла, превращаемого в полезную работу. Поэтому дви
гатели с непосредственным впрыском топлива имеют наилучшую эко- j
186
номнчность и хорошие пусковые качества. Недостатками двигателей такого типа является более жесткая работа и высокие требования к качеству топлива.
Быстрое протекание смесеобразования таких двигателей повышает
литровую мощность быстроходных двигателей. Поэтому они получили широкое применение на современных автомобилях.
У предкамерных дизельных двигателей ка
мера сгорания разделена на две части, большая находится над порш нем, а меньшая (30%) в предкамере.
Особенностью рабочего процесса таких двигателей является то, что топливо впрыскивается не в основное пространство камеры сго рания, а в предкамеру. В предкамере оно частично сгорает и повышает давление в ней. Под действием этого давления остальное топливо по ступает в основную камеру. При этом оно хорошо распыливается и интенсивно перемешивается с воздухом в надпоршневом пространстве. При таком смесеобразовании давление в цилиндре нарастает плавно, поэтому предкамерный дизельный двигатель работает более мягко,
чем дизельный двигатель с непосредственным впрыском топлива.
Дизельные двигатели предкамерного впрыска работают без дымле
ния в широком диапазоне числа оборотов коленчатого вала, допускают меньшее давление впрыска, весьма нетребовательны к сорту приме няемого топлива. К недостаткам таких двигателей относятся затруд
ненный пуск в холодном состоянии и повышенный расход топлива. Двигатели с вихревыми камерами имеют наи большее завихрение воздуха в процессе сжатия. Вихревая камера
'двигателя MAH, установленного на автобусе Икарус (рис. 137), сое диняется с надпоршневой полостью горловиной, направленной танген циально по отношению к днищу поршня. При всасывании воздух, поступающий в цилиндр, совершает энергичное вращение, чем обеспе чивает распределение поступившего из однодырочной форсунки топ лива на всю поверхность камеры сгорания и его испарения. -
Поскольку смесеобразование осуществляется в основном за счет интенсивности завихрения воздуха, уменьшаются требования к тон кости распыливаңия топлива форсункой и повышается устойчивость работы двигателя в больших диапазонах оборотов коленчатого вала двигателя.'
В результате Целесообразно выбранной длины впускного патрубка,
идущего от уравнительной всасывающей трубы, на двигателе MAH
достигнут высокий коэффициент наполнения воздухом и достигнута большая мощность при меньшем давлении; двигатель работает более мягко.
Основные свойства дизельного топлива. Для автомобилей с ди зельными двигателями в качестве горючего применяют специальное дизельное топливо, в состав которого входят нефтяные фракции, более тяжелые, чем бензиновые.
Дизельное топливо должно обладать следующими свойствами: обеспечивать мягкую и плавную работу двигателя, иметь определен
ную вязкость, температуру застывания и не содержать механических примесей.
Рис. 137. Вихревая камера сгорания двигателя MAH
Для обеспечения мягкой работы дизельного двигателя необходимо,
чтобы при сгорании топлива давление в цилиндрах нарастало плавно. Следовательно, топливо должно самовоспламеняться сразу же после поступления в цилиндр первых его частиц и сгорать равномерно по мере впрыска топлива.
При запаздывании самовоспламенения в цилиндре накапливается
значительное количество топлива, и одновременное сгорание большой порции топлива приводит к резкому возрастанию давления и жесткой работе двигателя.
Способность дизельного топлива к быстрому самовоспламенению определяется ц е т а н о в ы м числом. Это число (40—45) соот ветствует процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнаф талином при условии, что эта смесь равноценна по воспламеняемости испытываемому дизельному топливу.
Для обеспечения надежной подачи топлива в цилиндры двигателя
зимой дизельное топливо должно иметь температуру застывания ,ниже
температуры окружающего воздуха на |
10мин—)15° С. |
|
|
пробирку^ |
||
Топливо считается застывшим, если |
оно, налитое в |
|||||
теряет свою подвижность (в течение 1 |
|
при |
наклоне |
пробирки |
||
под углом 45°. |
застывания топлива |
зависит от |
его |
фракционного |
||
Температура |
||||||
состава. Более тяжелое топливо обладает более высокой |
температурой |
|||||
застывания. ` |
. |
|
|
|
|
|
. Вязкость дизельного-топлива должна быть строго определенной.
При высокой вязкости затрудняется подача топлива и его распылпванпе.
Малая вязкость не обеспечивает достаточной, смазки деталей топ ливного насоса и форсунок.
Содержание кислот и |
серы в топливе строго |
ограничивается |
|
ГОСТом. |
■ |
|
|
Для автомобильных двигателей выпускают следующие марки |
• |
||
топлив:, |
. |
` |
188 u
дизельное летнее (ДЛ), предназначенное для эксплуа тации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше Oc С. Температура застывания топлива — минус IO0 С.
дизельное зимнее (ДЗ), применяемое при температуре окружающего воздуха от 0 до—30° С. Температура застывания минус
45° С. Его можно заменить смесью 60-процентногб дизельного летне го топлива и 40-процентного тракторного керосина; ~ •
дизельное арктическое (ДА), характеризуемое об легченным фракционным составом, пониженной вязкостью и темпера турой застывания, равной —65° С. Применяется это топливо при тем пературе ниже —30° С. Оно может быть заменено смесью 50-процент ного дизельного зимнего топлива и 50-процентного тракторного керо
сина.
Из сернистых нефтей восточных месторождений выпускают ди зельные топлива марок Л, 3, А, которые имеют повышенное содержа ние серы в своем составе, что приводит к увеличению износа гильз цилиндров двигателя.
Топливная аппаратура дизельных двигателей (секции насоса вы сокого давления, форсунки) изготовлена с высоким классом точности,
поэтомуУстройствоне допускается попадание воды и механических примесей |
|
в топливо. |
системы питания дизельного двигателя. Основные |
требования, |
предъявляемые к дизельной топливной аппаратуре. |
подача топлива под высоким давлением при равномерном распре делении его по объему камеры сгорания;
дозирование необходимого количества топлива в соответствии с на грузкой;
подача топлива в камеру сгорания в строго определенный момент в соответствии со скоростным режимом работы двигателя;
подача топлива в камеру сгорания в течение короткого времени
водинаковых пропорциях во все цилиндры.
Всоответствии с этими требованиями сконструирована система питания дизельного двигателя.
Система питания работает следующим образом (рис. 138).
*Топливо из топливного бака 1 засасывается топливоподкачиваю-
щпм насосом |
4 |
через фильтр |
2 |
предварительной очистки. Из насоса |
||||
4 |
топливо поступает в фильтр |
тонкой13 |
очистки топлива |
8, |
в котором оно13 |
|||
окончательно очищается от мельчайших загрязнений и зат’ем посту |
||||||||
пает в насос высокого давления |
|
по трубопроводу 7. Из насоса |
||||||
дозированные |
порции топлива под высоким давлением подаются по |
топливопроводам 11 высокого давления в форсунки 12 в соответствии с порядком работы двигателя для впрыска топлива в цилиндры.
4 |
Излишки топлива, подаваемого топливоподкачивающим насосом |
|||
|
к насосу высокого10 |
давления15. |
, отводятся через перепускной клапан |
5 |
|
|
|
|
топливного насоса высокого давления обратно в топливный бак по трубопроводам и Перепускной клапан отрегулирован на дав ление 1,5—1,7 кПсм2 и обеспечивает постоянное давление в каналах, насоса высокого давления независимо от оборотов коленчатого вала двигателя. • -
189