Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав может осуществляться путем предъявления требования о признании права; пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещении убытков; изъятии материального носителя;  публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Также в ГК закреплена такая мера ответственности за нарушения исключительных прав, как взыскание с нарушителя суммы компенсации, в том числе за нарушение исключительного права на товарный знак и за незаконное использование наименования места происхождения товара. Введена также ответственность за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. Новой и весьма существенной санкцией за такие нарушения является возможность ликвидации по решению суда юридического лица и прекращение регистрации индивидуального предпринимателя, совершающего подобные нарушения (ст. 1254-1255).

Как следует из разъяснений, данных в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», с заявлением в суд о ликвидации юридического лица, допустившего такие нарушения, может обратиться прокурор.

При этом в случае применения к лицу, использующему объекты интеллектуальной собственности, предусмотренных законом мер гражданско-правовой ответственности при отсутствии его вины, оно вправе предъявить регрессное требование о возмещении понесенных убытков.

Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (п.1 ст.11, ч.1 ст.1248 ГК РФ).

Функции контроля в данной сфере осуществляют (объекты прок.надзора) органы внутренних дел, ФТС России, ФНС России, Роспатент, ФАС России, Минобрнауки России, Росимущество и др.

К типичным нарушениям в рассматриваемой сфере относятся:

1) нарушения в сфере учета и распоряжения объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет средств федерального бюджета, в том числе: отсутствие в государственных контрактах законодательно установленных положений, включение которых является обязательным и направлено на должное закрепление прав России на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств; несообщение исполнителями заказчику о фактах создания при реализации государственного контракта объектов интеллектуальной собственности, несмотря на наличие такого условия в государственном контракте; расходование бюджетных
средств на нецелесообразные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

2) нарушения, допускаемые органами, осуществляющими функции контроля в сфере защиты интеллектуальной собственности:

а) МВД России. Органами внутренних дел практически не проводятся целенаправленные и регулярные проверки объектов, распространяющих печатные средства, видеоносители, компьютерные программы, а также предприятий, занятых реализацией алкогольной продукции, не принимаются достаточные меры по выявлению организаций и предприятий, изготавливающих и реализующих контрафактную продукцию и скрывающих полученные доходы от налогообложения. Допускаются многочисленные нарушения в процессе изъятия контрафактной продукции;

б) ФТС России. Сотрудниками таможенных органов допускаются многочисленные нарушения при таможенном контроле и оформлении объектов интеллектуальной собственности. Не принимается должных мер по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Допускаются нарушения требований таможенного законодательства (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") при оформлении необходимых документов в случае приостановления выпуска товаров. Решения о приостановлении выпуска товаров принимаются таможенными органами без соответствующего заявления правообладателя соответствующих товарных знаков, принимаются не в письменной форме, декларанты о приостановлении выпуска товаров не уведомляются и др.;

в) ФАС России. Изучение материалов проверок, проведенных территориальными антимонопольными органами по обращениям, связанным с нарушением законодательства о конкуренции, в связи с неправомерным использованием средств индивидуализации, свидетельствует о явной недостаточности принимаемых управлениями в данной области мер. В частности, отсутствует информационное взаимодействие с иными контролирующими органами и органами внутренних дел; по выявленным нарушениям не инициируется возбуждение дел об административных правонарушениях; допускается необоснованная волокита при рассмотрении заявлений о неправомерном использовании товарных знаков.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и

управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, важными специфическими источниками информации являются: договоры на разработку объекта интеллектуальной собственности в рамках выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и результатов; охранные документы на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет бюджетных средств; научно-технические отчеты о целесообразности создания нового объекта интеллектуальной собственности; технические задания и технические проекты, конструкторская документация, акты сдачи и приемки результатов научно-технической деятельности.

Принимая во внимание тот факт, что возможности прокурора в сфере защиты интеллектуальной собственности изначально ограничены действующим законодательством, при проведении проверки следует обращать особое внимание на деятельность уполномоченных органов в области охраны интеллектуальной собственности – контролирующих и правоохранительных органов, в том числе по выявлению и пресечению деятельности незаконных производств, перекрытию каналов поставок контрафактной продукции. В связи с этим при проведении проверок:

1) необходимо выяснить, проводились ли в отчетный период контролирующими и правоохранительными органами плановые проверки исполнения законодательства об интеллектуальной собственности; какие нарушения выявлялись в ходе проверок; какие меры принимались по выявленным нарушениям, являлись ли они достаточными и обоснованными;

2) следует оценить эффективность противодействия обороту контрафактной продукции со стороны органов внутренних дел. Решение задач борьбы с нарушениями авторских и смежных прав возложено на отдельные структурные подразделения МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Одной из основных форм оперативной работы является проведение целевых оперативно-профилактических операций, позволяющих одновременно сконцентрировать силы на выявлении и пресечении посягательств на ограниченный круг объектов интеллектуальной собственности.


В условиях преодоления последствий экономического кризиса, когда ввиду снижения покупательской способности граждан уменьшаются масштабы потребляемой продукции в нашей стране и странах, граничащих с Россией (государства СНГ, Китай), возможен рост производства и реализации дешевой контрафактной продукции, в том числе предметов первой необходимости. Поэтому компетентным органам нужно отслеживать динамику производства и распространения контрафактной продукции, принимать предупредительные меры для снижения ее оборота.

В связи с этим прокурорам необходимо проверять: проводились ли органами внутренних дел проверки в целях выявления контрафактной продукции; выявлялись ли случаи реализации контрафактной продукции; какие меры принимались к устранению выявленных нарушений; являлись ли принятые меры достаточными и законными; сколько изъято из незаконного оборота контрафактной продукции за указанный период; каким образом происходит уничтожение контрафактной продукции; допускались ли факты нарушения законодательства об административных правонарушениях (ст. 27.8, 27.10, 27.14 КоАП) при изъятии продукции с признаками контрафактности; выявлялись ли факты возврата судами продукции, ранее изъятой правоохранительными и контролирующими органами, нарушителям (контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда подлежат обязательной конфискации и уничтожению, кроме случаев их передачи автору);

3) в территориальных органах ФАС России выясняется: - поступали ли к ним заявления, связанные с нарушением законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности в связи с использованием средств индивидуализации (товарные знаки, наименование места происхождения товара и др.); - каковы результаты рассмотрения подобного рода заявлений, какие меры приняты, являются ли они полными и обоснованными; - проводились ли территориальными органами ФАС проверки по вопросу защиты интеллектуальной собственности при использовании средств индивидуализации; какие нарушения выявлялись в ходе проверок; - какие меры принимались к нарушителям, являлись ли они достаточными и обоснованными; - возбуждались ли дела о нарушениях антимонопольного законодательства; - возбуждались ли дела об административных правонарушениях;

4) при осуществлении надзора за исполнением законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, необходимо проверить законность принятых решений об охраноспособности объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет бюджетных средств; провести анализ размеров вреда, причиненного государству при нарушении его прав на объекты интеллектуальной собственности.


Если занижение патентоспособности указывает на неправомерное сокрытие от заказчика (государства) объектов интеллектуальной собственности, то ненадлежащая оценка стоимости, доходности результатов интеллектуальной деятельности указывает на сокрытие вреда, причиненного государству при нарушении законодательства. Важно определить размер ущерба, причиненного государству в результате ненадлежащего выполнения работ, прежде всего по государственному контракту на создание объектов промышленной собственности. При проведении оценки важно использовать возможность как профессиональных оценщиков, так и контролирующих органов РФ и субъектов РФ в рамках проводимого ими аудита.

Кроме того, в рамках проверки исполнения законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, необходимо проверять: - законность передачи товарных знаков, принадлежащих России, частным предприятиям; - какие меры принимались органами Росимущества по защите имущественных интересов государства (в том числе в судебном порядке) в случае выявления нарушений законодательства; - являлись ли принятые меры достаточными и обоснованными.