Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рейдерство вышло за границы корпоративных конфликтов в форме слияний и поглощений и охватило сферу земельных отношений, интеллектуальной собственности, государственных (муниципальных) закупок.
Наибольшее количество сообщений о захвате имущества, имущественных прав, денежных средств предприятий регистрируется в г. Москве, Московской области, что обусловлено «экономической составляющей» – высокой доходностью и высокой стоимостью объектов недвижимости.
Результаты проверок свидетельствуют о том, что посягательства на имущество юридических лиц, в том числе носящие криминальный характер, распространены на всей территории Российской Федерации и осуществляются разными способами, включая неправомерное завладение акциями, долями хозяйственных обществ, внесение недостоверных записей в ЕГРЮЛ, заключение экономически невыгодных для юридических лиц сделок по переводу активов в иные хозяйственные субъекты, неправомерное банкротство предприятий.
Практически во всех случаях рейдерские захваты имеют коррупционную составляющую, т.е. осуществляются при содействии представителей органов публичной власти, контролирующих и правоохранительных органов.
Классификация рейдерских захватов по объектам посягательств (государственное, муниципальное имущество и частное имущество):
захваты государственного и муниципального имущества, имущественных прав (преимущественно захваты государственных и муниципальных унитарных предприятий);
захваты имущества (имущественных прав) хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов.
Классификация по нарушениям правовых институтов:
захваты имущественных прав путем нарушений института корпоративного права;
захваты имущества через институт приватизации;
захваты имущества (имущественных прав) с использованием института банкротства юридических лиц;
захваты имущества (имущественных прав) через институт регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Данные классификации по видам рейдерских захватов далеко не исчерпывающие и могут быть дополнены иными критериями и основаниями, включающими в числе прочих и «конкурсное» рейдерство, т.е. захват прав на заключение государственных (муниципальных) контрактов, осуществляемый в процессе проведения конкурсов на закупку товаров
, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд; захваты прав интеллектуальной собственности.
Анализ состояния законности в сфере управления государственной и муниципальной собственностью, в сфере предпринимательской деятельности, исполнения законодательства о банкротстве и рынке ценных бумаг диктует также ряд задач, решение которых также имеет приоритетное значение при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие рейдерским захватам, к основным из них можно отнести:
обеспечение сохранности государственного имущества и противодействие коррупции при его отчуждении;
обеспечение защиты прав легитимного собственника;
пресечение случаев создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.
Меры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности: выявлять и пресекать сложные схемы недружественного поглощения хозяйствующих субъектов путем скупки акций, банкротства предприятий и др.
При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие рейдерским захватам, необходимо не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконное приостановление либо прекращение их деятельности, а также вовлечение органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами.
Основаниями для проверок являются: поступившая информация (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.); другие материалы о правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов.
В качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, обращения, другие материалы, содержащие данные о нарушениях закона.
Информационное обеспечение надзорной деятельности прокурора состоит в налаживании систематического предоставления в органы прокуратуры следующих сведений из органов представительной и исполнительной власти и местного самоуправления, судов, следственных и иных правоохранительных органов, в том числе адвокатуры и нотариата, органов контроля, саморегулируемых организаций, общественных объединений и правозащитных организаций предпринимателей, кредитных организаций, из службы судебных приставов: об акционерных обществах, не зарегистрировавших выпуски акций; о сомнительных сделках между юридическими лицами; о предъявлении участниками гражданского оборота в целях совершения юридически значимых действий ненадлежащих документов: поддельных свидетельств о праве собственности, договоров (изменений и дополнений к ним), актов приема-передачи имущества,
актов оценки имущества, доверенностей, оттисков печатей нотариусов, платежных поручений и др., утраченных паспортов либо паспортов умерших граждан; о наличии корпоративных конфликтов между участниками гражданского оборота; о предъявляемых к исполнению «сомнительных» судебных решениях, влекущих отчуждение имущества (имущественных комплексов); о появлении на рынке организаций (конкретных лиц), специализирующихся на корпоративных захватах.
Информация, представляемая в прокуратуру, может содержать как сведения о нарушении законов, подлежащие проверке, так и статистические данные, используемые при анализе состояния законности в сфере имущественных отношений юридических лиц.
Так, например, прокурору целесообразно иметь официальные данные от органов власти о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, подлежащих приватизации, находящихся в стадии приватизации, находящихся в стадии банкротства либо в стадии ликвидации.
К основным объектам прокурорской проверки можно отнести:
1) органы управления и руководителей государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;
органы управления и руководителей юридических лиц иных организационно- правовых форм, в отношении которых имеются сведения о наличии признаков рейдерских атак и захватов;
профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
иные организации: средства массовой информации и коммуникаций, юридические лица, осуществляющие оценочную деятельность;
2) органы государственного контроля, такие как территориальные органы ФСФР России, ФНС России, ФССП, Росимущества, управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации, управления муниципальным имуществом, созданные на уровне муниципальных образований; органы государственного и муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и др.);
3) органы управления саморегулируемых организаций: органы управления саморегулируемых организации арбитражных управляющих (СРОАУ), саморегулируемых организаций оценщиков.
К органам контроля, взаимодействие с которыми органам прокуратуры следует осуществлять при противодействии рейдерским захватам имущественных прав юридических лиц, можно отнести:
органы ФНС России;
территориальные органы Росреестра;
Центральный банк РФ, потому как ему переданы функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка.
В целях укрепления законности и правопорядка Генеральная прокуратура РФ постоянно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой РФ. Достигнуто Соглашение, согласно которому Генеральная прокуратура России в установленном законом порядке рассматривает материалы торгово-промышленных палат о наличии признаков проявления коррупции, незаконного перераспределения собственности, производства и распространения контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о рейдерских захватах. Аналогичное соглашение действует с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Прокуратурами субъектов Федерации подписаны соглашения о взаимодействии с региональными торгово-промышленными палатами и общественными организациями предпринимателей.
С учетом исключительной важности обеспечения защиты имущества, имущественных прав (в том числе прав собственности) хозяйствующих субъектов в любом государстве необходимо организовать действенные механизмы противодействия рейдерским посягательствам на них. Одним из рычагов противодействия рейдерским захватам имущества, имущественных прав юридических лиц является прокурорский надзор.
Грамотная организация прокурорско-надзорных мероприятий за исполнением законов, направленных на противодействие рейдерским захватам имущества (имущественных прав), профилактика правонарушений и преступлений в указанной сфере правоотношений, своевременность внесения мер реагирования позволит не только повысить эффективность прокурорского надзора, но и обеспечить нормальное функционирование субъектов предпринимательской деятельности в гражданском обороте.
Представленные организационные, тактические основы прокурорского надзора, как средства противодействия рейдерским захватам, методики проведения проверок исполнения законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о хозяйственных обществах, законодательства о ценных бумагах и банкротстве в части противодействия рейдерским захватам чужого имущества призваны сориентировать прокуроров при осуществлении деятельности по противодействию криминальному рейдерству.