Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Рейдерство вышло за границы корпоративных конфликтов в форме слияний и поглощений и охватило сферу земельных отношений, интеллектуальной собственности, государственных (муниципальных) закупок.

Наибольшее количество сообщений о захвате имущества, имущественных прав, денежных средств предприятий регистрируется в г. Москве, Московской области, что обусловлено «экономической составляющей» – высокой доходностью и высокой стоимостью объектов недвижимости.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что посягательства на имущество юридических лиц, в том числе носящие криминальный характер, распространены на всей территории Российской Федерации и осуществляются разными способами, включая неправомерное завладение акциями, долями хозяйственных обществ, внесение недостоверных записей в ЕГРЮЛ, заключение экономически невыгодных для юридических лиц сделок по переводу активов в иные хозяйственные субъекты, неправомерное банкротство предприятий.

Практически во всех случаях рейдерские захваты имеют коррупционную составляющую, т.е. осуществляются при содействии представителей органов публичной власти, контролирующих и правоохранительных органов.

Классификация рейдерских захватов по объектам посягательств (государственное, муниципальное имущество и частное имущество):

захваты государственного и муниципального имущества, имущественных прав (преимущественно захваты государственных и муниципальных унитарных предприятий);

захваты имущества (имущественных прав) хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов.

Классификация по нарушениям правовых институтов:

захваты имущественных прав путем нарушений института корпоративного права;

захваты имущества через институт приватизации;

захваты имущества (имущественных прав) с использованием института банкротства юридических лиц;

захваты имущества (имущественных прав) через институт регистрации юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Данные классификации по видам рейдерских захватов далеко не исчерпывающие и могут быть дополнены иными критериями и основаниями, включающими в числе прочих и «конкурсное» рейдерство, т.е. захват прав на заключение государственных (муниципальных) контрактов, осуществляемый в процессе проведения конкурсов на закупку товаров
, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд; захваты прав интеллектуальной собственности.

Анализ состояния законности в сфере управления государственной и муниципальной собственностью, в сфере предпринимательской деятельности, исполнения законодательства о банкротстве и рынке ценных бумаг диктует также ряд задач, решение которых также имеет приоритетное значение при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие рейдерским захватам, к основным из них можно отнести:

обеспечение сохранности государственного имущества и противодействие коррупции при его отчуждении;

обеспечение защиты прав легитимного собственника;

пресечение случаев создания препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности.

Меры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности: выявлять и пресекать сложные схемы недружественного поглощения хозяйствующих субъектов путем скупки акций, банкротства предприятий и др.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие рейдерским захватам, необходимо не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий, незаконное приостановление либо прекращение их деятельности, а также вовлечение органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами.

Основаниями для проверок являются: поступившая информация (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.); другие материалы о правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов.

В качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, обращения, другие материалы, содержащие данные о нарушениях закона.

Информационное обеспечение надзорной деятельности прокурора состоит в налаживании систематического предоставления в органы прокуратуры следующих сведений из органов представительной и исполнительной власти и местного самоуправления, судов, следственных и иных правоохранительных органов, в том числе адвокатуры и нотариата, органов контроля, саморегулируемых организаций, общественных объединений и правозащитных организаций предпринимателей, кредитных организаций, из службы судебных приставов: об акционерных обществах, не зарегистрировавших выпуски акций; о сомнительных сделках между юридическими лицами; о предъявлении участниками гражданского оборота в целях совершения юридически значимых действий ненадлежащих документов: поддельных свидетельств о праве собственности, договоров (изменений и дополнений к ним), актов приема-передачи имущества,

актов оценки имущества, доверенностей, оттисков печатей нотариусов, платежных поручений и др., утраченных паспортов либо паспортов умерших граждан; о наличии корпоративных конфликтов между участниками гражданского оборота; о предъявляемых к исполнению «сомнительных» судебных решениях, влекущих отчуждение имущества (имущественных комплексов); о появлении на рынке организаций (конкретных лиц), специализирующихся на корпоративных захватах.

Информация, представляемая в прокуратуру, может содержать как сведения о нарушении законов, подлежащие проверке, так и статистические данные, используемые при анализе состояния законности в сфере имущественных отношений юридических лиц.

Так, например, прокурору целесообразно иметь официальные данные от органов власти о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, подлежащих приватизации, находящихся в стадии приватизации, находящихся в стадии банкротства либо в стадии ликвидации.

К основным объектам прокурорской проверки можно отнести:

1) органы управления и руководителей государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности;

органы управления и руководителей юридических лиц иных организационно- правовых форм, в отношении которых имеются сведения о наличии признаков рейдерских атак и захватов;

профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

иные организации: средства массовой информации и коммуникаций, юридические лица, осуществляющие оценочную деятельность;

2) органы государственного контроля, такие как территориальные органы ФСФР России, ФНС России, ФССП, Росимущества, управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации, управления муниципальным имуществом, созданные на уровне муниципальных образований; органы государственного и муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и др.);

3) органы управления саморегулируемых организаций: органы управления саморегулируемых организации арбитражных управляющих (СРОАУ), саморегулируемых организаций оценщиков.


К органам контроля, взаимодействие с которыми органам прокуратуры следует осуществлять при противодействии рейдерским захватам имущественных прав юридических лиц, можно отнести:

органы ФНС России;

территориальные органы Росреестра;

Центральный банк РФ, потому как ему переданы функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка.

В целях укрепления законности и правопорядка Генеральная прокуратура РФ постоянно взаимодействует с Торгово-промышленной палатой РФ. Достигнуто Соглашение, согласно которому Генеральная прокуратура России в установленном законом порядке рассматривает материалы торгово-промышленных палат о наличии признаков проявления коррупции, незаконного перераспределения собственности, производства и распространения контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о рейдерских захватах. Аналогичное соглашение действует с Российским союзом промышленников и предпринимателей. Прокуратурами субъектов Федерации подписаны соглашения о взаимодействии с региональными торгово-промышленными палатами и общественными организациями предпринимателей.

С учетом исключительной важности обеспечения защиты имущества, имущественных прав (в том числе прав собственности) хозяйствующих субъектов в любом государстве необходимо организовать действенные механизмы противодействия рейдерским посягательствам на них. Одним из рычагов противодействия рейдерским захватам имущества, имущественных прав юридических лиц является прокурорский надзор.

Грамотная организация прокурорско-надзорных мероприятий за исполнением законов, направленных на противодействие рейдерским захватам имущества (имущественных прав), профилактика правонарушений и преступлений в указанной сфере правоотношений, своевременность внесения мер реагирования позволит не только повысить эффективность прокурорского надзора, но и обеспечить нормальное функционирование субъектов предпринимательской деятельности в гражданском обороте.

Представленные организационные, тактические основы прокурорского надзора, как средства противодействия рейдерским захватам, методики проведения проверок исполнения законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, о хозяйственных обществах, законодательства о ценных бумагах и банкротстве в части противодействия рейдерским захватам чужого имущества призваны сориентировать прокуроров при осуществлении деятельности по противодействию криминальному рейдерству.