Файл: Корочкина, Л. С. Технология и оборудование рыбообрабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
бы размягчаются, ослабевает связь между мышцами и костями, жирсодержащие клетки частично разрушаются и жир перерас пределяется в тканях.
В результате частичного гидролиза белка и жира в тканях рыбы происходит накопление продуктов распада — аминокислот, альдегидов и др. Характерным химическим показателем созре вания соленой рыбы является уменьшение количества белкового азота и нарастание некоторых форм небелкового1 азота в мыш цах, а также увеличение количества белкового и небелкового азота в тузлуке. Появление продуктов распада белка в тузлуке объясняют диффузией из рыбы в соляной раствор водораствори мых и солерастворимых белков и продуктов их распада.
Созревание соленой рыбы следует проводить при 0—5° С. Созревание на холоде дает продукт более высоких вкусовых ка честв, чем при относительно высокой температуре.
МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ЛИНИИ
Механизированная линия для бочкового посола мелкой ры бы, показанная на рис. 39, работает следующим образом.
Водорыбная смесь, выгруженная из трюмов судов, рыбона сосной установкой по напорному рыбопроводу подается в прием-
Рис. 39. Линия для бочкового посола мелкой рыбы
1 — рыбонасосная |
установка; 2 — напорный рыбопровод; |
3 — водоотделитель; |
|||
4 — сетчатый транспортер; 5 — весовой бункер; |
6 — платформа весов; |
7 — лен |
|||
точный питатель; |
8 — транспортер; |
9 — дозатор |
соли; |
10 — каскадный |
смеси |
|
тель; |
11 — бочки. |
|
|
|
1 Под небелковым азотом подразумевают азот веществ, не осаждаемых трихлоруксусной кислотой.
112
ный водоотделитель узла приемки и посола рыбы. Отсюда смесь поступает на двухметровый сетчатый транспортер, где происхо дит отделение воды. Вода стекает в канализацию, а рыба по лот ку поступает в весовой бункер.
При скапливании в весовом бункере определенного количест ва рыбы платформа весов, опускаясь, действует на систему рыча гов, которые передвигают заслонку бункера, открывая один из его отсеков и одновременно перекрывая другой. Из весового бункера рыба ровным слоем поступает на ленточный питатель, куда одновременно подается порция соли. Соль подается по транспортеру из приемного бункера. В приемном бункере уста новлен вал с набором дисковых пил, которые предназначены для измельчения соли. Узел взвешивания рыбы и дозатор соли рабо тают синхронно.
С ленточного питателя слой рыбы, посыпанный слоем соли, поступает в каскадный смеситель и затем через распределитель подается в бочки.
Бочки по три в ряд устанавливают на 2 ч на тросовый транс портер для отстоя, после чего их дополняют рыбой. Производи тельность линии 10 т/ч.
Линия смешанного посола в циркулирующем тузлуке пред назначена для выгрузки рыбы из судов и выработки на берего вых предприятиях соленой и пряной продукции из мелких видов рыб с автоматической ее расфасовкой в бочки. Линия включает рыбонасосную установку РБУ-100, транспортер-водоотделитель, весовое устройство, приемную емкость, устройство для посола рыбы в циркулирующем тузлуке, транспортер-тузлукротделитель
сдозатором соли и специй, смеситель, бочконаполнитель БН-50 и тузлучную станцию. Применение линии смешанного посола мелкой рыбы гарантирует высокое качество продукции благодаря предварительному посолу рыбы в предельно насыщенных туз луках, исключает тяжелый ручной труд, сокращает потребность
впроизводственных площадях, повышает производительность труда в б раз и в 6—7 раз сокращает технологический цикл об работки— от выгрузки рыбы из судна до отгрузки готовой про дукции потребителю. Производительность линии 12 т/ч.
Схема посола сельди в циркулирующих тузлуках приведена
на рис. 40. При посоле в циркулирующих тузлуках через рыбу, уложенную в посольную емкость, непрерывно прогоняют тузлук насосом по рядам рыбы. Концентрация тузлука доводится до насыщенной в солеконцентраторе.
Преимущество этого способа состоит в том, что создаются благоприятные условия для успешной механизации процесса по сола рыбьг.
Широкого распространения этот способ не получил, так как скорость просаливания рыбы не увеличивается, а рыба в случае посола в циркулирующих тузлуках теряет значительное количе ство азотистых веществ.
113
Рис. 40. Схема посола сельди в циркулирующих тузлуках
1 — посольные |
чаны; |
2 — желоб внутрицехового гидротранспортера; 3 —гидротранспортер; 4 — поддон для |
отделе |
|||||||
ния рыбы |
от |
тузлука; 5 — насосная |
станция; 6 — разгрузочный |
желоб; |
7 — разгрузочные |
окна; |
8 — тузлучная |
|||
магистраль; |
9 |
— распределительные |
трубы; 10 — приямок для |
ослабленного |
тузлука; |
11 — солеконцентратор; |
||||
12 — приямок |
для крепкого тузлука; |
13 — передвижные насосы; 14— сетчатый |
наклонный |
транспортер; |
15 — лен |
|||||
точный транспортер; |
16 — сортировочный бункер; 17 — уборочный |
транспортер; |
18 — рольганг; 19 — пресс; |
20 — ве |
||||||
|
|
|
сы; 21 — водоотделители; 22 — рыбонасосная |
установка. |
|
|
|
ПОСОЛ РЫБЫ НА ТРАУЛЕРАХ
Рыболовные траулеры, используемые на промысле сельди, приспособлены для лова сельди, временного ее хранения и обра ботки бочковым сухим или смешанным посолом. Выловленную сельдь выдерживают на палубе около 1 ч для отделения слизи, затем промывают морской водой. Экземпляры, желудки которых наполнены пищей, или имеющие механические повреждения, разделывают (зябрят или обезглавливают). Обезглавливанию
Рис. 41. Солеконцентратор:
1 — крышка |
подвижная; |
2 — конические |
зубчатые колеса; |
3 — крышка |
не |
подвижная; |
4 — рабочий |
вал с крыльями; |
5 — ложное дно; |
6 — вентиль; |
7 — |
электродвигатель; 8 — муфта полужесткая; 9 — редуктор РЧН-120.
подвергают экземпляры с механическими повреждениями головы или ярко выраженным покраснением жаберных крышек. Раз делка сельди является самой трудоемкой операцией и пока еще выполняется вручную.
Для посола сельди используют новые или бывшие в употреб лении отремонтированные, подвергнутые санитарной обработке заливные бочки емкостью 50, 100 или 120 л. За сутки до посола бочки замачивают, проверяют на водотечность.
Тузлук приготовляют путем растворения 25—30 кг соли в бочке с морской водой или с помощью механического солерастворителя, значительно ускоряющего и облегчающего этот про цесс. Хорошо зарекомендовал себя солерастворитель конструк ции КБ Рижской базы рефрижераторного рыболовного флота.
Солеконцентратор (рис. 41) представляет собой металличес кую емкость, внутри которой вращаются лопасти мешалки. Мор ская вода в солеконцентратор поступает по судовой магистрали, а приготовленный тузлук отбирается посредством крана и рези-
115
нового шланга. Солеконцентратор обеспечивает приготовление тузлука плотностью 1,18—1,20 г/см3. Подача соли в солерастворитель ручная. На 100 л морской воды расходуется 32 кг соли. Производительность солеконцентратора 1600 л/ч. Для посола используется соль помолов № 2 и № 3.
В зависимости от содержания жира в сырье и температурных условий общая дозировка соли для посола сельди устанавливает
|
5 |
ся в следующих пределах |
||||||
|
|
(% к |
массе |
сырья): в пе |
||||
|
|
риод с 15/IX по 1/Ш -18— |
||||||
|
|
20, |
в |
период |
с |
1/III по |
||
|
|
15/IX-22—24. Повышен |
||||||
|
|
ная дозировка соли увели |
||||||
|
|
чивает |
стойкость продук |
|||||
|
|
та, однако при этом ухуд |
||||||
|
|
шаются вкусовые свойства |
||||||
|
|
и пищевая ценность |
про |
|||||
|
|
дукта, а также возраста |
||||||
|
|
ют |
технологические |
по |
||||
3 |
2 |
тери. |
|
|
|
|
||
Слабосоленую сельдь |
||||||||
Рис. 42. |
Рыбопосольный аг |
|||||||
вырабатывают на трауле |
||||||||
регат РПА-2Б. |
рах, |
имеющих |
рефриже |
|||||
|
|
раторные трюмы. Дозировка соли в этом случае составляет 10— 12% к массе сырья.
Для ускорения операций по посолу |
сельди и облегчения тру |
||
да засольщиков на судах используют |
рыбопосольные |
машины |
|
РПА в нескольких модификациях. Технологические |
испыта |
||
ния |
в условиях промысла показали, |
что эти агрегаты мо |
|
гут |
быть использованы на судах для |
приготовления среднесо |
леной и крепкосоленой продукции. Наиболее пригодным для ра боты на СРТ является рыбопосольный агрегат РПА-2Б конструк ции ВНИРО производительностью по рыбе 5,5 т/ч. Масса агре гата 900 кг (рис. 42). Он снабжен вращающимся барабанным смесителем, состоит из наклонного ленточного транспортера 1 со скребками, барабанного смесителя 5 с разгрузочным устрой ством 4 типа беличьего колеса, бункера 3 и шнека для соли 2. Приемный конец транспортера расположен в приямке, куда са мотеком поступает сельдь, вытряхиваемая из сетей. Внутри ба рабанного смесителя имеется винтовая направляющая, обеспе чивающая перемещение рыбы и соли вдоль аппарата- К разгру зочной части смесителя приварен барабан большего диаметра с неподвижным лотком для отвода рыбы, смешанной с солью.
Шнековый питатель соли представляет собой открытый бун кер, в днище которого расположен вал с лопастями, подающими соль в наклонный шнек. Подачу сельди регулируют, изменяя скорость транспортера, а подачу соли — заслонкой. Подача соли составляет 870 кг/ч.
116
Благодаря использованию агрегата РПА-2Б количество лю дей, занятых на операции посола рельди, сокращается на одного человека и значительно облегчается труд рыбаков.
Применение сельдепосолочных машин известных конструкций не решает полностью проблемы механизации посола, так как в них не достигается точная дозировка соли, агрегаты слишком громоздки и мешают вести грузовые операции с правого борта при стоянке у плавбаз.
Палуба 8 районе трюме N -5
.Рис. 43. Судовая |
механизированная |
линия для дообработки и уборки |
||||||||
|
|
|
сельди в бочки |
(вид |
сбоку) |
|
|
|||
1 —• трубопровод для |
слива |
тузлука |
из ванны в |
|
тузлукосборник; 2 — бочкоопро- |
|||||
кидыватель; |
3 — ванна для |
сбора |
тузлука; 4 — ковшовый сетчатый транспортер; |
|||||||
-5 — моечная |
ванна; 6 — скребковый |
транспортер; |
7 — редуктор |
РЧН-120; 8 — элект |
||||||
родвигатель; |
9, 14 — ленточные транспортеры; |
10 — спускной |
лоток; |
И — бункер |
||||||
для рыбы; |
12 — сортировочно-укладочные |
столы; |
13 — заслонки-отсекатели; 15 — |
|||||||
редуктор |
РМ-250; |
16, 19 — электродвигатели; |
|
17 — вибрационный |
уплотнитель |
|||||
«ИПУР-2; |
18 — цепной транспортер; |
20 — редуктор |
РЧН-180; 21 — весы; |
22 — чан- |
||||||
|
|
|
|
тузлукосборник. |
|
|
|
|
Для безрядовой укладки сельди в бочки применяют вибраци онно-уплотнительную машину ИПУР.
На траулерах проводится первичный посол сельди в бочках. Дообработку сельди осуществляют на плавучих базах, рабо тающих вместе с траулерами в районе промысла. Дообработка сельди состоит из следующих операций. Бочки с полуфабрикатом сортируют по солености сельди. Бочки вскрывают, освобождают от сельди, моют и транспортируют на участок дообработки для повторного использования. Сельдь моют, сортируют, взвешивают, укладывают в бочки и заливают тузлуком. Укупоренные бочки транспортируют в трюм для хранения.
Схема механизированной линии дообработки и уборки сельди в бочки представлена на рис. 43. Обслуживают линию 20 чело век. Производительность линии по готовой сельди 6,6 т/ч. Наи лучшие экономические результаты достигаются при выработке на судах слабосоленой жирной сельди.
ПОСОЛ МЯСА И ПЕЧЕНИ КИТОВ
Мясо усатых китов, снятое в основном со спинной части, кон сервируют замораживанием, посолом и в дальнейшем использу ют для пищевых целей.
117
Технологическая схема производста соленого мяса включа ет операции подготовки мяса, резки его на куски, отмочки, посо ла, укладки в бочки, заливки тузлуком, укупорки, хранения.
Снятые с туши пласты мяса режут на куски и отмачивают в проточной морской воде в течение 6—12 ч для осветления. Освет ленное мясо консервируют чановым, стоповым или бочковым посолом, расходуя при этом соль в количестве 10—15% к массе сырья. Соленые куски мяса укладывают в бочки и пересыпают солью по рядам. Для ароматизации мяса в бочку кладут прянос ти— лавровый лист, душистый перец и гвоздику. Бочки заливают тузлуком и укупоривают.
Печень, предназначенную для посола, тщательно моют за бортной водой, режут на куски массой 4—5 кг, толщиной 5—6 см и укладывают в чаны или бочки, пересыпая сухой солью. Расход, соли составляет 30—40% к массе печени, потери при посоле 30— 35%, соленость готовой печени 12—14%.
ПОСОЛ ЛАСТОВ, ХОРОВИН И ШКУР ТЮЛЕНЯ
Ласты. Ласты ластоногих содержат значительное количество коллагена и являются ценным сырьем для производства клея. Консервируют ласты сухим посолом.
Хоровины. Ластоногих добывают отстрелом из нарезного ору жия. Хоровины (сало на шкуре) снимают вручную, разрезая брюхо от нижней челюсти до основания хвостовых ластов, ох лаждают, промывают морской водой для удаления крови и кон сервируют стоповым или смешанным посолом в бочках с исполь зованием антиокислителей. Затем хоровины доставляют на бере говые заводы для переработки их на жир, меховое и кожевенное сырье.
Меховые шкуры. Под шкурой подразумевается кожа с шерст ным покровом. В качестве мехового сырья используют шкуры всех видов ластоногих — молодых морских котиков и др. Высокое содержание жира (17—34%) делает шкуры ластоногих неустой чивыми при хранении (в результате окисления жира шкуры те ряют естественную окраску, желтеют). Меховой полуфабрикат, выделанный из несвежего сырья, не представляет ценности и не может быть направлен на крашение в цвета, имитирующие мех дорогих пушных зверей, поэтому хорошо отмездренные шкуры обрабатывают тузлучным посолом в бочках с использованием антиокислителей жира. Шкуры можно консервировать и стопо вым посолом с применением касторового масла. В этом случае волосяной покров сохраняет красивую натуральную окраску, блеск, характерный для волоса живого зверя. Консервирование стоповым посолом не требует сложного оборудования и осуще ствляется при небольшом количестве погрузочно-разгрузочных операций.
118