Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
певческого диапазона выровнено.
Средний уровень - интонация устойчивая, индивидуальность тембра выра- жена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля, певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, ча- стично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.
Низкий уровень - интонация неустойчивая, индивидуальность тембра вы- ражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса, пев- ческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, арти- куляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
Тест 5. «Двигательная импровизация под музыку»- умение ритмично дви- гаться в соответствии с характером музыки.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музы- кой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребёнком пред- мета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет со- ответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков, и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соот-
ветствующие предметы. После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме- тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимаю- щий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста по развитию музыкального кругозора
Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками раздела по музыкальному воспитанию на начало учебного года 2019 года – 2020 гг.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялась с помощью анализа проведенного мониторинга, который проводился путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей проводился по следующим направлениям:
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музы- кального руководителя, воспитателя и родителей, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
За основу развития детей мы брали следующие критерии:
Высокий уровень (2) – творческая активность ребенка, его самостоятель- ность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности. Средний уровень (1) – эмоциональная отзыв- чивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ре- бенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, допол-
нительные объяснения, показ, повтор и др. Низкий уровень (0) – мало эмоциона- лен, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
Обследование в старшей группе дошкольного возраста показало, что к началу года уровень детей понизился.
Низкий уровень развития показало 6 детей
В ходе непрерывной работы по развитию музыкального кругозора детей, с применением различных форм работы (беседа, анкетирование, слушание му- зыки, работа в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде с различным дидактическим материалом, в непосредственной образовательной де- ятельности, в ходе режимных моментов, на праздниках, развлечениях, в ходе вза- имодействия с семьями воспитанников) нами была проведена диагностика в конце учебного года, и она показала положительный результат. Обследование в старшей группе на конец учебного года – 7 человек – 70% показали высокий уро- вень развития музыкального кругозора, 3 человека – 30% средний уровень раз- вития и к концу учебного года не было выявлено ребят с низким уровнем разви- тия музыкального кругозора.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музы- кальном воспитании детей. Они выражаются в том, что:
Выводы:
Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных спо- собностей детей,
свидетельствует об успешном освоении детьми требований ос- новной музыкальной программы дошкольного образования.
Основной формой организации музыкальной деятельности являются фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия. Эти формы работы спо- собствуют повышению интереса детей к музыкальным занятиям, создают эмо- циональный комфорт, что способствует повышенной активности детей и обеспе- чивает решение поставленных задач.
Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музы- кальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий, используемых педагогом в практической деятельности:
Предложения и рекомендации на 2020 - 2021 учебный год: продолжать ра- боту по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей до- школьного возраста современных, инновационных технологий; больше предо-
ставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и само- выражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.)
Средний уровень - интонация устойчивая, индивидуальность тембра выра- жена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля, певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, ча- стично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено.
Низкий уровень - интонация неустойчивая, индивидуальность тембра вы- ражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса, пев- ческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, арти- куляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения.
Тест 5. «Двигательная импровизация под музыку»- умение ритмично дви- гаться в соответствии с характером музыки.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музы- кой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребёнком пред- мета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет со- ответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков, и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соот-
ветствующие предметы. После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме- тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимаю- щий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста по развитию музыкального кругозора
п\п | Имя и фами- лия ребенка | Различает жанры му- зыкальных произведе- ний, эмоцио- нально вос- принимает музыку, спо- собен приду- мать сюжет к музыкаль- ному произ- ведению, различает двух и трех- частные формы. | Умеет ритмично двигаться в соот- ветствии с ха- рактером му- зыки, самостоя- тельно инсцени- рует песни, хо- роводы. | Умеет играть на детских музыкальных инструмен- тах, сольно или в ансам- бле неслож- ные песни и мелодии. | Эмоционально и выразительно исполняет песни, придумы- вает движения для обыгрыва- ния песен, узнает песни по любому фраг- менту, проявляет желание солиро- вать. | Итоговый пока- затель (среднее значение) | |||||||||
| | сен- тябрь | май | сен- тябрь | май | сен- тябрь | май | сен- тябрь | май | сен- тябрь | май | ||||
1 | Андрей М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
2 | Милана Б. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
3 | Федор К. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||||
4 | Таня Г. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
5 | Кирилл С. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||||
6 | Даниил К. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | ||||
7 | Анжелика И. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | ||||
8 | Варвара Т. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||||
9 | София К. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | ||||
10 | Артем С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||
Итоговый показа- тель по группе | 5 б | 7 б | 5 б | 7 б | 5 б | 7 б | 5 б | 7 б | 5 б | 7 б |
Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками раздела по музыкальному воспитанию на начало учебного года 2019 года – 2020 гг.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялась с помощью анализа проведенного мониторинга, который проводился путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Мониторинг уровня развития музыкальных способностей проводился по следующим направлениям:
-
слушание, -
пение,
-
музыкально-ритмические движения,
-
танец.
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музы- кального руководителя, воспитателя и родителей, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
За основу развития детей мы брали следующие критерии:
Высокий уровень (2) – творческая активность ребенка, его самостоятель- ность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности. Средний уровень (1) – эмоциональная отзыв- чивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ре- бенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, допол-
нительные объяснения, показ, повтор и др. Низкий уровень (0) – мало эмоциона- лен, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.
Обследование в старшей группе дошкольного возраста показало, что к началу года уровень детей понизился.
Низкий уровень развития показало 6 детей
-
70%, средний уровень развития показало 3 человека – 30%, с низким уровнем 1 ребенок – 10%.
В ходе непрерывной работы по развитию музыкального кругозора детей, с применением различных форм работы (беседа, анкетирование, слушание му- зыки, работа в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде с различным дидактическим материалом, в непосредственной образовательной де- ятельности, в ходе режимных моментов, на праздниках, развлечениях, в ходе вза- имодействия с семьями воспитанников) нами была проведена диагностика в конце учебного года, и она показала положительный результат. Обследование в старшей группе на конец учебного года – 7 человек – 70% показали высокий уро- вень развития музыкального кругозора, 3 человека – 30% средний уровень раз- вития и к концу учебного года не было выявлено ребят с низким уровнем разви- тия музыкального кругозора.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музы- кальном воспитании детей. Они выражаются в том, что:
-
дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. -
высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими; -
дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танце- вальные композиции; -
находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Выводы:
Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных спо- собностей детей,
свидетельствует об успешном освоении детьми требований ос- новной музыкальной программы дошкольного образования.
Основной формой организации музыкальной деятельности являются фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия. Эти формы работы спо- собствуют повышению интереса детей к музыкальным занятиям, создают эмо- циональный комфорт, что способствует повышенной активности детей и обеспе- чивает решение поставленных задач.
Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музы- кальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий, используемых педагогом в практической деятельности:
-
Традиционные, которые включают упражнения на развитие музыкально- ритмических навыков, навыков выразительного движения; слушание музыки; упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, разучивание песни, зада- ние на песенное творчество; разучивание танца и музыкальная игра, творческие задания. -
Тематические занятия, темы которых посвящены явлениям обществен- ной жизни, природе, творчеству композиторов. -
Комплексные занятия, на которых решаются задачи с помощью различ- ных видов искусств и видов художественной деятельности.
Предложения и рекомендации на 2020 - 2021 учебный год: продолжать ра- боту по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей до- школьного возраста современных, инновационных технологий; больше предо-
ставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и само- выражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.)