Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
прослушиванием музыкальных произведений, детям дается задание обратить внимание при прослушивании:
Для более удобного подсчета результатов, нами была выведена бальная си- стема оценивания:
Практические диагностические тесты
Тест 1. Диагностика чувства темпа и метроритма. Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование в по- вседневной жизни.
Игра «Наш оркестр», творческая игра «Музыка везде!»
Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно играть в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпане- мент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпане- мент из подручных средств)
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музы-
кант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все зада-
ния предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных ин- струментах, например, на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой ме- лодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Да- вай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд про- стых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему про- изведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя ру- ками равномерно чередует исполнение
звуков ми третьей и ми четвёртой ок-
тавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а за- тем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80- 90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 уда- ров).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
-адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быст- ром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
-адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (напри- мер, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует сред- нему, нормативному уровню развития чувства темпа;
-ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в уме- ренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают сла- бый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
-сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень. Тест 2. Эмоциональное восприятие музыки.
Восприятие музыки (наблюдение за процессом слушания музыки) эмоци- онально воспринимает музыку (радость, удовольствие, заинтересованность, рав- нодушие), мимическое выражение эмоций (сосредоточен, улыбается, смеётся, сопереживает, фантазирует, хмурится, злится, вздыхает) реакция на му- зыку (сразу, в процессе слушания, после
прослушивания)
Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома.
Вопросы после прослушивания:
Критерии оценки:
Высокий уровень - дети при прослушивании музыки ярко выражают эмо- ции, передавая характер музыки движениями, жестами. Ребёнок музыкально эрудирован, знает музыкальные средства выразительности, хорошо развито представление о жанрах классической музыки. Дети точно чувствуют противо- положный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмо- циональной отзывчивости на музыку.
Средний уровень - дети при прослушивании музыки сосредоточены, но остаются равнодушными, могут покачиваться в такт музыки. Ребёнок затрудня- ется дать оценку музыкальному произведению самостоятельно, а также объяс- нить, почему понравилось произведение. Но с помощью педагога может соста- вить несколько предложений о прослушанной музыке. В целом внешне ребёнок ярко откликается на музыку.
Низкий уровень - дети при прослушивании музыки отвлекаются на другие виды деятельности. Дети чувствуют характер произведений, могут повторить за педагогом музыкальные фразы с затруднением.
Тест 3. Эмоциональное и выразительное исполнение песен.
Песенная деятельность (наблюдение) - дети поют песни по своему жела- нию; сочиняют песни по собственному желанию; проявляют самостоятельность и активность в
процессе сочинительства; привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства;(беседа к песенному исполнительству)
Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следу- ющие вопросы.
Беседа направлена на выявление отношения ребёнка к песенному испол- нительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребёнком. Форма беседы, позволит ребёнку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, со- здаётся атмосфера доверия на музыкальных занятиях.
Тест 4. Певческие данные
Предлагается ребёнку исполнить ранее известное или разученное вокаль- ное произведение. Выполнение вокальных упражнений:
-звукообразование;
-чистота интонации;
-артикуляция;
-певческое дыхание;
-певучесть и плавность звука;
-диапазон;
-динамические возможности;
-техническая выносливость.
Критерии оценки
Высокий уровень - устойчивая интонация, яркая выраженность индивиду- альности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса, ди- намические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость поз- воляет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т. к. присут- ствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на про- тяжении
-
Какой характер и настроение у данного произведения? -
Какие чувства, передал композитор в своем произведении? -
Какой образ возникает при прослушивании музыкального произве- дения?
Для более удобного подсчета результатов, нами была выведена бальная си- стема оценивания:
-
балл давался за отсутствие ответов на поставленные вопросы; -
балла давалось за неточные и нечеткие ответы на поставленные вопросы; 3 балла ставилось за четкие ответы на поставленные вопросы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Практические диагностические тесты
Тест 1. Диагностика чувства темпа и метроритма. Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование в по- вседневной жизни.
Игра «Наш оркестр», творческая игра «Музыка везде!»
Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно играть в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпане- мент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпане- мент из подручных средств)
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музы-
кант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все зада-
ния предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных ин- струментах, например, на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой ме- лодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Да- вай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд про- стых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему про- изведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя ру- ками равномерно чередует исполнение
звуков ми третьей и ми четвёртой ок-
тавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а за- тем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80- 90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 уда- ров).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
-адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быст- ром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
-адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (напри- мер, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует сред- нему, нормативному уровню развития чувства темпа;
-ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в уме- ренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают сла- бый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
-сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень. Тест 2. Эмоциональное восприятие музыки.
Восприятие музыки (наблюдение за процессом слушания музыки) эмоци- онально воспринимает музыку (радость, удовольствие, заинтересованность, рав- нодушие), мимическое выражение эмоций (сосредоточен, улыбается, смеётся, сопереживает, фантазирует, хмурится, злится, вздыхает) реакция на му- зыку (сразу, в процессе слушания, после
прослушивания)
Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома.
Вопросы после прослушивания:
-
Какие чувства выражает музыка? -
Какая музыка понравилась больше? -
Какой характер музыки каждого музыкального произведения? -
Какой жанр в каждом музыкальном произведении? (песня, та- нец, марш) -
Какие движения можно передать?
Критерии оценки:
Высокий уровень - дети при прослушивании музыки ярко выражают эмо- ции, передавая характер музыки движениями, жестами. Ребёнок музыкально эрудирован, знает музыкальные средства выразительности, хорошо развито представление о жанрах классической музыки. Дети точно чувствуют противо- положный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмо- циональной отзывчивости на музыку.
Средний уровень - дети при прослушивании музыки сосредоточены, но остаются равнодушными, могут покачиваться в такт музыки. Ребёнок затрудня- ется дать оценку музыкальному произведению самостоятельно, а также объяс- нить, почему понравилось произведение. Но с помощью педагога может соста- вить несколько предложений о прослушанной музыке. В целом внешне ребёнок ярко откликается на музыку.
Низкий уровень - дети при прослушивании музыки отвлекаются на другие виды деятельности. Дети чувствуют характер произведений, могут повторить за педагогом музыкальные фразы с затруднением.
Тест 3. Эмоциональное и выразительное исполнение песен.
Песенная деятельность (наблюдение) - дети поют песни по своему жела- нию; сочиняют песни по собственному желанию; проявляют самостоятельность и активность в
процессе сочинительства; привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства;(беседа к песенному исполнительству)
Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следу- ющие вопросы.
-
У тебя есть любимые песни?
-
Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
-
Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
-
Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
-
Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
Беседа направлена на выявление отношения ребёнка к песенному испол- нительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребёнком. Форма беседы, позволит ребёнку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, со- здаётся атмосфера доверия на музыкальных занятиях.
Тест 4. Певческие данные
Предлагается ребёнку исполнить ранее известное или разученное вокаль- ное произведение. Выполнение вокальных упражнений:
-звукообразование;
-чистота интонации;
-артикуляция;
-певческое дыхание;
-певучесть и плавность звука;
-диапазон;
-динамические возможности;
-техническая выносливость.
Критерии оценки
Высокий уровень - устойчивая интонация, яркая выраженность индивиду- альности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса, ди- намические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость поз- воляет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т. к. присут- ствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на про- тяжении