Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен ор- ганизовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, состав- ляющие основу музыкального творчества. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-пространственную среду [28, с.36].
Предметно-пространственную среду группы обогащают музыкально-ди- дактическими пособиями, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызы- вают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, рас- ширяя музыкальное кругозор в целом.
Все пособия условно делятся на три группы:
-
Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). («Солнышко и тучка», «Подбери музыку»). -
Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музы- кальных образах. («Узнай сказку», «Подбери картинку»). -
Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музы- кальной выразительности. («Музыкальный домик», «Кого встретил колобок») [16, с.170]. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкального творчества.
Структура музыкальной развивающей предметно-пространственной среды организована так, что:
-
здесь были наглядно представлены все виды музыкальной деятель- ности; -
были созданы условия для активного взаимодействия ребенка с лю- быми учебными пособиями и музыкальными инструментами [24, с.200]. Музы- кальный уголок в детском саду должен соответствовать социокультурным осо- бенностям общества, в котором живут дети. В частности, речь идет о предостав- лении музыкального уголка с современным оборудованием: -
технология и ее игрушечные аналоги; -
дидактические, учебные материалы, стимулирующие детей к мыш- лению и творческим экспериментам.
Кроме того, при выборе определенных материалов и музыкальных инстру-
ментов для музыкального уголка необходимо учитывать принадлежность детей
к определенному этносу, культурным и художественным традициям. Материалы музыкального уголка, независимо от их классификации, должны соответство- вать возрасту детей, требованиям безопасности и эстетическим требованиям, а также располагаться в удобном и доступном для использования детьми месте [17, с.237].
Музыкальный уголок в группе можно оборудовать разными способами с помощью:
-небольшой шкаф с полками разного размера;
-несколько небольших модулей-трансформеров, которые будут разме- щены на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и пособиях и тому подобное [22, с.40]. Музыкальный уголок также нуждается в одном или двух столах, или модулях, которые могут быть преобразованы в столы для самостоятельного музицирования и детской игровой деятельности. Рацио- нально, когда музыкальная зона является композиционным художественно-ре- чевым центром, или, когда она размещается в зоне театральной деятельности (все зависит от требований к условному зонированию группы в конкретном до- школьном учреждении). Тогда дети могут легко использовать индивидуальные атрибуты и элементы костюмов, которые им необходимы в музыкально-теат- ральной деятельности [9, с.95].
При желании и, если позволяет интерьер помещения, музыкальный уголок можно защитить декоративным экраном, который всегда можно легко снять. Оформление музыкальных центров в группах может иметь сюжетную основу (особенно в группах раннего дошкольного возраста). Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступна глазу, действиям руки и соответствовать росту ребенка. Преимущества
развивающейся среды – эстети- ческие, привлекательные, простые в обращении, должны вызывать желание дей- ствовать вместе с ними [5, с.100].
В музыкальных уголках нужно иметь шумовые музыкальные инстру- менты. В процессе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой инте- рес к миру звуков, в том числе и прикладных. Ведь самодельные музыкальные инструменты пробуждают творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки [31, с.41].
Помимо шумовых инструментов, музыкальная развивающая предметно- пространственная среда группы обязательно включает в себя инструменты, об- ладающие «естественным» звучанием: колокольчики, трубы, трещотки, тре- угольники, бубны, музыкальные молотки, ложки и др. Оригинальные инстру- менты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактиче- ских игр). Кроме озвученных музыкальных инструментов в музыкальном уголке выставлены – балалайка, аккордеон, клавиатура.
Для экспериментов со звуком используются также озвученные музыкаль- ные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки [7, с.53]. Для фиксации песен, музыки для прослушивания желательны звуковые картинки и музыкальная библиотека. Обязательным компонентом предметно-пространственной среды является наличие музыкально-дидактиче- ских игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным воз- можностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные уголки, изменя- ются и дополняются в соответствии с планом воспитательной работы [14, с.76]. Музыкальная зона должна находиться как можно дальше от игровой зоны,
организована в зоне творческой деятельности: рядом с центрами ряженья и теат- ральной деятельности. Самостоятельные игры-инсценировки, например, часто происходят с использованием детьми материалов одновременно в каждом из названных уголков: в уголке ряженья дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театральном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент инструмен- тов из музыкального уголка. Оборудование и материалы должны соответство-
вать возрасту воспитанников [25, с.64].
В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкаль- ных инструментов, треугольник, металлофон, ксилофон, погремушки, кастань- еты, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом «Наши песни» с иллюстра- циями знакомых песен, который постоянно обновляется, музыкальная лестница и так далее [5, с.101]. В течение года игрушки и пособия заменяются, убираются и снова возвращаются, чтобы поддержать интерес к ним, желание действовать вместе с ними. Желательно иметь в каждой группе магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записями детских песен, народных танцевальных ме- лодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить жела- ние детей слушать музыку, танцевать, петь или просто играть.
Над музыкальным уголком желательно разместить портреты композито- ров, с произведениями которых дети знакомятся в группе, фотографии самих де- тей, играющих на музыкальных инструментах, танцующих, поющих и т. д.
Также в музыкальном уголке могут находиться художественно-декоративные работы детей, выполняемые ими во время сложных музыкальных занятий или занятий по ручному труду [14, с.77].
Оборудование музыкального уголка разделено на два уровня:
-
Оборудование, размещенное на верхних полках и предоставленное детям для использования воспитателем или музыкальным руководителем; -
оборудование, размещенное на нижних полках для свободного до- ступа детей [25, с.65].
Так, в частности, на верхней полке размещают инструменты, которые ис- пользуются детьми, дозировано – например, металлофон - и те, с которыми дети могут заниматься только под присмотром педагога или музыкального руководи- теля в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения-трубы, губные гармошки и тому подобное. На нижней полке разместите барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Воспитатели и музыкальные руководители должны постоянно следить за тем, чтобы использование детского музыкального уголка было максимально эф- фективным, проводить его оценку. Кроме того, необходимо уделять особое вни- мание качеству и чистоте звучания музыкальных инструментов [28, с.37].
Для систематизации оборудования музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, который может иметь такую классификацию:
-
озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для твор- ческого музицирования; -
беззвучные игрушки (имитация) -
музыкально-дидактические игры и пособия; -
материал для творческих сюжетно-ролевых игр; -
атрибуты для музыкальных мобильных игр; -
аудиовизуальные средства [5, с.102].
Озвученные музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты