Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про- странственной среды
Цель контрольного исследования – выявить успешность проведенной ра- боты по формированию музыкального кругозора у старших дошкольников. Были использованы те же самые методики, которые использовались на констатирую- щем этапе исследования. Задачи констатирующего этапа:
-
определение критериев и показателей уровней развитости музыкаль- ного кругозора у дошкольников; -
разработка диагностического инструментария для выявления состо- яния уровня развития музыкального кругозора у дошкольников; -
проведение диагностики уровня развития музыкального кругозора у дошкольников.
Для выявления уровня развития музыкального кругозора у дошкольников нами были выявлены критерии и показатели развития музыкального кругозора. В ходе практической работы применялись такие методы, как беседа, анкетиро- вание, слушание музыки, (в опоре на работы Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской, Л.А. Разуткиной, В.Н. Шацкой). Примерное содержание организационной ра- боты представлены в приложении А и в приложении Б.
В соответствии с задачами констатирующего этапа, нами была проведена беседа с заранее подготовленными вопросами.
Отвечая на вопрос: «Какую музыку ты любишь?», дети отвечали одно- сложно: «народную», «современную», «классическую», и пр. На вопрос: «Чем отличается классическая музыка от современной?» дети давали следующие от- веты: «в классической музыке не используются электронные музыкальные ин- струменты как в современной», «классическая музыка увековечена в истории»,
«классическую музыку написали известные композиторы». Давая ответ на во-
прос: «Музыка, каких композиторов тебе известна?» дошкольники отвечали:
«Бах», «Чайковский», «Моцарт», и прочее. На вопрос: «Как ты думаешь, может ли музыка быть некрасивой?» многие ребята уже без затруднения отвечали на данный вопрос: «да, может, она может быть колкой и не приятной, «нет, вся му- зыка красивая». Отвечая на вопрос: «Если да, то, что это за музыка?» дети давали следующие ответы: «музыка, которую написали не композиторы», «слишком громкая музыка». На вопрос: «Твой любимый исполнитель/группа?» дети назы- вали знакомые исполнительские современные группы, три человека из группы назвали имена и фамилии классических композиторов, что говорит о том, что работа, проведенная на формирующем этапе полностью себя оправдала. На во- прос: «Проходят ли в твоей семье музыкальные вечера?» ребята с гордостью рас- сказывали о таких мероприятиях, проводимых в кругу семьи. На вопрос: «Какую музыку слушают в твоей семье?» дети отвечали: «современную», «народную»,
«классическую», «рок – музыку». На вопрос: «Встречаешься ли ты с произведе- ниями музыкального искусства вне детского сада? Если да, то, с какими видами музыкального искусства ты встречался?» дети отвечали: «да, мои родители часто включают «Детский Альбом П.И. Чайковского», кто-то из детей отвечал, что по- явилась новая традиция в семье-ходить на спектакли и выставки работ известных исполнителей и композиторов. На вопрос «С какими видами музыкального ис- кусства ты встречался?» дети охотно рассказывали с какими видами искусства
они познакомились детском саду, а с какими их познакомили в семейном кругу. На вопрос «Нравится ли тебе музыка из мультфильмов?» дети с радостью отве- чали «да, очень нравится!», большинство детей, отвечавших на данный вопрос напевали знакомые строчки песен из знаменитых мультфильмов. Дети охотно отвечали из каких мультфильмов и какие песни им известны. Например, песня
«Барбарики» из мультсериала «Барбоскины», «Песенка Львенка и Черепахи» из
мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню», самой известной среди де- тей была названа песня «В лесу родилась елочка» (Приложение А).
При прослушивании произведений музыкального искусства дошкольники отвечали на заранее подготовленные вопросы, составленные нами вопросы можно посмотреть в приложении А. Большое значение имеет предметно-разви- вающая среда. От наполняемости музыкальных уголков (центров) в группах за- висит, насколько полно будет обеспечена самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность воспитателей и воспитанников. Для этого мы исполь- зуем: альбомы с портретами композиторов; диски с аудиозаписями произведе- ний композиторов; альбомы «Музыкальные инструменты» с рассказами о них; альбомы-раскраски «Времена года» и «Музыкальные инструменты», альбом
«Мир музыкальных образов» С.В. Конкевич. Этот альбом используется и в НОД. Книга «Учимся, играя» (также используется и НОД), книга-пазл «Балеты П.И.Чайковского».
В последнее время большую популярность приобрела проектная деятель- ность, организуемая в ДОО. Участниками такой деятельности становятся не только педагоги и воспитанники, но и их родители. Этот вид деятельности кроме образовательного результата, имеет всегда продуктивную составляющую. При-
менение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с тради- ционными методами обучения улучшает результат образования. Грамотное ис- пользование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий.
Кроме того, мультимедийные презентации, мультфильмы о музыке отражают один из главных принципов организации современного музыкального занятия.
Результаты контрольного этапа исследовательской работы по развитию музыкального кругозора у дошкольников следующие: 70% детей показали высо- кий уровень развития музыкального вкуса, 30% - средний уровень развития му- зыкального вкуса, 0%-дошкольники с низким уровнем развития музыкального вкуса.
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов наглядно показывает положительную динамику, наметившуюся в процессе про- ведения формирующего исследования и показаны нами в таблице 3 и на рисунке 3 (Приложение Ж)
В ходе сравнения и анализа с первым этапом работы и результатов повтор- ного наблюдения установлено, что уровень музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста заметно повысился благодаря использованию в дея- тельности музыкального руководителя музыкальной развивающей предметно- пространственной среды и успешного взаимодействия с родителями детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли психолого-пе- дагогические и методические аспекты развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной развивающей пред- метно-пространственной среды в ДОО.
В первой главе мы рассмотрели специфику организации музыкальной раз- вивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
Мы выяснили, что к настоящему времени устоялась трактовка понятия
«музыкальный кругозор» как суммы представлений человека о красоте, его спо- собности и умения отличить красивое от некрасивого. Под музыкальным круго- зором понимаются пристрастия и симпатии человека.
В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отно- шении человека к искусству и действительности.
В современной теории и практике понятие «музыкальный вкус» рассмат- ривается как разновидность художественного вкуса и понимается, как способ- ность оценивать прекрасное в музыкальном искусстве.
Под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематиче- ских знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (пред- полагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном ис- полнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполнителя). В са- мом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке. К настоящему времени устоялась трактовка понятия
«вкус»