Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ




Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) предусмат- ривает формирование условий для личностного развития каждого дошкольника, поддержку инициативы и самостоятельности детей в их конкретной деятельно- сти, гарантирование возможности выбора ребятами видов деятельности, матери- алов и участников [1].

К числу одного из типов деятельности дошкольников, гарантирующих ху- дожественное и эстетическое становление, относится музыкальная деятельность в комплексе ее разновидностей (пение, ритмика, восприятия и понимания сущ- ности музыкального произведения, игры на музыкальном инструменте), а реше- ние учебных задач обеспечивается содержанием предметно-пространственной среды, создаваемой педагогом [27, с.36].

Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда группы предполагает формирование условий для осуществления упражнений в практической деятельности в музыкальном образовании. Богатая музыкальная развивающая предметно-пространственная среда превращается в основу для ор- ганизации увлекательной, содержательной жизни и всестороннего становление любого дошкольника [13, с.647].

Во многих исследованиях (О. В. Дыбина [9, с.92], В. В. Щетинина [4, с.71] и др.), предметно-пространственная среда может определяться как дидактически организованное пространство, в котором дошкольник может само выражаться при реализации содержания деятельности, с учетом сформированного субъек- тивного опыта. Проблема формирования музыкальной развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном учреждении неоднократно становилась предметом изучения специалистов в различных областях знаний. Такими как Л.


А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Колодницкий, Л.В. Мала- хова, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Ю. Торяник, Б.М. Теп- лов. Но на современном этапе она нуждается в более детальном педагогическом исследовании.

На основании Федеральных государственных образовательных стандартов целью создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды является становление творческих проявлений всеми доступными средствами, способствующими самовыражению [1].

Его задачи:

  • обеспечение общей музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, будет ли эта среда развиваться);

  • обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) дея- тельности детей, вытекающей из их желания и интересов; приобретение и за- крепление знания о музыке;

  • развитие творческой способности, музыкальности, любознательно- сти, желания экспериментировать;

  • учет возрастной и индивидуальной особенности дошкольника.

Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды имеет прямое отношение к развитию музыкального кругозора дошкольни- ков.

Противоречие возникает между необходимостью музыкального развития детей в дошкольных образовательных организациях и недооценкой возможно- стей музыкальной развивающей предметно-пространственной среды группы, как структурной составляющей образовательного процесса.

Опираясь на выделенные противоречия, определена проблема исследо-

вания: как развивать музыкальный кругозор дошкольников посредством музы- кальной развивающей предметно-пространственной среды группы?

Объект исследования: процесс развития музыкального кругозора детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной развивающей предметно-про- странственной среды группы.

Цель исследования: изучить развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста, посредством организации музыкальной разви- вающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Задачи исследования:


  1. Рассмотреть теоретические основы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста, дать понятие музыкального кругозора.

  2. Изучить организацию музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды группы.

  3. Охарактеризовать методы и приемы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста.

  4. Проанализировать организацию исследовательской работы по развитию музыкального кругозора;

  5. Описать работу по развитию музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-пространственной среды группы.

  6. Подвести итоги работы по развитию музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в работе используются следующие ме- тоды исследования:

-теоретические (анализ психологической и методической литературы по теме исследования; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);

-педагогическое наблюдение;

-беседа;

-анкетирование;

-диагностика уровня развития музыкального кругозора дошкольников.

Теоретическая значимость: анализ, переработка и изучение методиче- ского материала по развитию музыкального кругозора детей старшего дошколь- ного возраста посредством организации музыкальной предметно-пространствен- ной среды.

Практическая значимость исследования заключается в том, что работ- ники дошкольной образовательной организации могут использовать материалы для развития
музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста по- средством музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, ре- комендации по проектированию компонентов и микроцентров музыкального уголка в группе для реализации самостоятельной музыкальной деятельности де- тей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести парагра- фов, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ





    1. Понятие музыкального кругозора


В настоящее время одной из важнейших задач современной системы обра- зования является развитие и саморазвитие личности дошкольника. В государ- ственных образовательных стандартах нового поколения установлены требова- ния к личностным, предметным и метапредметным результатам основной обра- зовательной программы, где особое значение уделяется культурному становле- нию подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, а также развитию эстетических способностей, формированию художественно-эстетиче- ского вкуса. Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любозна- тельность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных организациях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художе- ственного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музы- кальный кругозор.

Кругозор (от лат. horizon – горизонт, пространство, окидываемое взором), в переносном смысле - круг интересов и знаний человека. Как явление социаль- ное, культурное и личностное, кругозор представляет большой интерес для пе-