Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) предусмат- ривает формирование условий для личностного развития каждого дошкольника, поддержку инициативы и самостоятельности детей в их конкретной деятельно- сти, гарантирование возможности выбора ребятами видов деятельности, матери- алов и участников [1].
К числу одного из типов деятельности дошкольников, гарантирующих ху- дожественное и эстетическое становление, относится музыкальная деятельность в комплексе ее разновидностей (пение, ритмика, восприятия и понимания сущ- ности музыкального произведения, игры на музыкальном инструменте), а реше- ние учебных задач обеспечивается содержанием предметно-пространственной среды, создаваемой педагогом [27, с.36].
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда группы предполагает формирование условий для осуществления упражнений в практической деятельности в музыкальном образовании. Богатая музыкальная развивающая предметно-пространственная среда превращается в основу для ор- ганизации увлекательной, содержательной жизни и всестороннего становление любого дошкольника [13, с.647].
Во многих исследованиях (О. В. Дыбина [9, с.92], В. В. Щетинина [4, с.71] и др.), предметно-пространственная среда может определяться как дидактически организованное пространство, в котором дошкольник может само выражаться при реализации содержания деятельности, с учетом сформированного субъек- тивного опыта. Проблема формирования музыкальной развивающей предметно- пространственной среды в дошкольном учреждении неоднократно становилась предметом изучения специалистов в различных областях знаний. Такими как Л.
А. Венгер, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, Г.А. Колодницкий, Л.В. Мала- хова, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Т.Ю. Торяник, Б.М. Теп- лов. Но на современном этапе она нуждается в более детальном педагогическом исследовании.
На основании Федеральных государственных образовательных стандартов целью создания музыкальной развивающей предметно-пространственной среды является становление творческих проявлений всеми доступными средствами, способствующими самовыражению [1].
Его задачи:
-
обеспечение общей музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, будет ли эта среда развиваться); -
обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) дея- тельности детей, вытекающей из их желания и интересов; приобретение и за- крепление знания о музыке; -
развитие творческой способности, музыкальности, любознательно- сти, желания экспериментировать; -
учет возрастной и индивидуальной особенности дошкольника.
Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды имеет прямое отношение к развитию музыкального кругозора дошкольни- ков.
Противоречие возникает между необходимостью музыкального развития детей в дошкольных образовательных организациях и недооценкой возможно- стей музыкальной развивающей предметно-пространственной среды группы, как структурной составляющей образовательного процесса.
Опираясь на выделенные противоречия, определена проблема исследо-
вания: как развивать музыкальный кругозор дошкольников посредством музы- кальной развивающей предметно-пространственной среды группы?
Объект исследования: процесс развития музыкального кругозора детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной развивающей предметно-про- странственной среды группы.
Цель исследования: изучить развитие музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста, посредством организации музыкальной разви- вающей предметно-пространственной среды в ДОО.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть теоретические основы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста, дать понятие музыкального кругозора. -
Изучить организацию музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды группы. -
Охарактеризовать методы и приемы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста. -
Проанализировать организацию исследовательской работы по развитию музыкального кругозора; -
Описать работу по развитию музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-пространственной среды группы. -
Подвести итоги работы по развитию музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие ме- тоды исследования:
-теоретические (анализ психологической и методической литературы по теме исследования; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
-педагогическое наблюдение;
-беседа;
-анкетирование;
-диагностика уровня развития музыкального кругозора дошкольников.
Теоретическая значимость: анализ, переработка и изучение методиче- ского материала по развитию музыкального кругозора детей старшего дошколь- ного возраста посредством организации музыкальной предметно-пространствен- ной среды.
Практическая значимость исследования заключается в том, что работ- ники дошкольной образовательной организации могут использовать материалы для развития
музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста по- средством музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, ре- комендации по проектированию компонентов и микроцентров музыкального уголка в группе для реализации самостоятельной музыкальной деятельности де- тей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести парагра- фов, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
-
Понятие музыкального кругозора
В настоящее время одной из важнейших задач современной системы обра- зования является развитие и саморазвитие личности дошкольника. В государ- ственных образовательных стандартах нового поколения установлены требова- ния к личностным, предметным и метапредметным результатам основной обра- зовательной программы, где особое значение уделяется культурному становле- нию подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, а также развитию эстетических способностей, формированию художественно-эстетиче- ского вкуса. Дошкольный возраст — это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любозна- тельность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных организациях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художе- ственного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музы- кальный кругозор.
Кругозор (от лат. horizon – горизонт, пространство, окидываемое взором), в переносном смысле - круг интересов и знаний человека. Как явление социаль- ное, культурное и личностное, кругозор представляет большой интерес для пе-