Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
дагогов и ученых практиков [2, с.33].
Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, по- скольку представления о жизни, передаваясь из поколения в поколение, были совершенно другими. Действительно, своевременность и необходимость подго- товки дошкольников с разносторонним кругозором – веление настоящего вре- мени [23, с.72].
У профессора и кандидата педагогических наук Е. М. Торшиловой мы встречаем высказывание о том, что компонент современного социума стоит на пороге нового этапа реформы. Этот этап предполагает новую систему представ- лений образования, в центре которой – формирование человека с широким кру- гозором, способного ответственно относиться к окружающему миру, людям, к себе самому, а также к искусству [22, с.38].
Решение задачи создания системы кругозора возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств образования, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств дошкольников, в том числе и широкого кругозора [9, с.92].
По мнению ведущих педагогов, основой кругозора дошкольников явля- ются знания, систематически и последовательно приобретаемые в процессе обу- чения. Многое запечатлевается в сознании дошкольника в результате чтения дет- ской художественной литературы, слушания и пения музыки, просмотра телепе- редач, посещения театра, и т. д., а также их общения с взрослыми и сверстни- ками, в семье [8, с.12].
Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности дошкольника, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует ее развитие.
Применительно к музыке, кругозор понимается как объем обширных му-
зыкальных знаний. Кругозор, в частности музыкальный, служит разносторон- нему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятель- ности, расширяет знания, активизирует интерес к музыкальному искусству.
Таким образом, музыкальный кругозор дошкольников выходит за пределы знаний, определяемых образовательной программой в ДОО, но в процессе обу- чения он расширяется, обогащается и систематизируется, достигая более высо-
кого уровня и нового качества – мировоззрения. Чем разнообразнее музыкаль- ные интересы и музыкальные знания дошкольников, тем шире их музыкальный кругозор и выше их общее культурное развитие [17, с.236].
Музыкальный кругозор позволяет ребенку тонко воспринимать и ощущать музыкальные звуки, ритм и тембр музыкальных произведений. Ребенок с разви- тым музыкальным кругозором без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать ее. Развить это можно путем прослушивания различных компо- зиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
Дети с развитым музыкальным кругозором отличаются от тех, кто только усваи- вает музыкальные знания, и характеризуются богатством внутренних пережива- ний, тонкостью и глубиной музыкальных переживаний. Высоко развитая эмоци- ональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. То, как ребенок воспринимает мир, зави- сит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических осо- бенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. Для развития музыкального кругозора детей необходимо вос- приятие
музыки различных жанров, стилей, направлений [11, с.67].
Также важно обращение к творчеству. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале классической музыки, изобрази- тельного искусства и всевозможных игр. В работе с детьми необходимо разви- вать творческое воображение, при этом учить культуре воплощения образов. Со- временная педагогическая наука способствует гуманным подходам в решении проблем личностного роста и развития детей. При этом музыкальное искусство является некой содержательной канвой [9, с.93]. Музыка является средством обогащения внутреннего мира ребенка, так как она эмоциональна, образна, ди-
намична и тем самым привлекательна для дошкольников. Привлечение дошколь- ников к восприятию музыкального искусства, формирование способности к по- ниманию музыки, к сопереживанию персонажам музыкальных произведений приводит к развитию музыкального кругозора.
У дошкольников, кроме того, воспитывается общая культура, формируется музыкальный вкус. При этом им предоставляется возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности [8, с.12].
Процесс развития музыкального кругозора предполагает ряд этапов:
-вхождение ребенка в мир музыки;
-ценностное отношение к музыке как к виду искусства;
-уважение к музыкальным традициям и праздникам;
-развитие опыта восприятия музыкальных произведений;
-сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
-развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников,
где музыка выступает как один из возможных языков их ознакомления с окру- жающим миром, миром природы, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств;
-знания основных средств музыкальной выразительности;
-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству;
-осведомленность в музыкальном искусстве.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также активности и самостоятель- ности дошкольников. При этом большая роль отводится музыкальному искус- ству. Приобщение дошкольников к музыке вводит в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, до- ступных его возрасту [17, с.238].
Успех развития музыкального кругозора детей зависит от методов и прие- мов обучения, применяемых как в образовательной деятельности, так и в режим- ные моменты. Наряду с основными, общепринятыми в педагогике методами и технологиями, развитие музыкального кругозора может быть наиболее эффек- тивным, если будут использоваться игровые приемы, музыкально-дидактиче- ские игры.
Игры выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют важное обучающее и развивающее значение, особенно для дошкольников. Пред- метно-развивающая среда на музыкальных занятиях позволяет детям почувство- вать и выразить свое отношение к музыке. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений, позволяют поддерживать у детей интерес к музы- кальной деятельности, тем самым развивая их музыкальный кругозор. Для раз- вития музыкального кругозора дошкольников становится важной проблема непосредственно эмоционального, действенного, практического, субъективного
музыкально-эстетического воспитания [18, с. 12].
Педагогу следует уделять большое внимание использованию развиваю- щих методов и приемов активизации процесса художественного познания. К ним можно отнести исследовательские, познавательные и игровые проекты по музы- кальным темам (музыка, литература, живопись). При этом важное значение имеет знакомство дошкольников с музыкальными стилями и жанрами различ- ных эпох; особенно с теми из них, которые являются достоянием и гордостью русского национального музыкального искусства.
Добавим, что процесс развития музыкального кругозора должен быть по- стоянно в поле зрения музыкального руководителя и воспитателя, осуществ- ляться различными методами и средствами [9, с.94]. Согласно системно-струк- турному подходу, изучение кругозора, как педагогического феномена, предпо- лагает знание состава его элементов, их взаимосвязи.
Историко-логический подход позволяет рассматривать понятие «круго- зор» как историческую категорию, имеющую свой объективный процесс разви- тия. Личностно-деятельностный подход предполагает изучение понятия «круго- зор» как индивидуально-личностного образования, формирование которого ос- новано на сочетании различных видов познавательной деятельности. Проблема формирования кругозора является одной из наиболее острых и малоизученных проблем, как в философском, так и в психолого-педагогическом плане.
Переходя к раскрытию мировоззрения как качества личности, начнем с по- нимания самого слова. В словаре В. И. Даля есть два его толкования:
Второе значение представляет собой слово «кругозор» в словарях Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Ю.С. Сорокина
Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, по- скольку представления о жизни, передаваясь из поколения в поколение, были совершенно другими. Действительно, своевременность и необходимость подго- товки дошкольников с разносторонним кругозором – веление настоящего вре- мени [23, с.72].
У профессора и кандидата педагогических наук Е. М. Торшиловой мы встречаем высказывание о том, что компонент современного социума стоит на пороге нового этапа реформы. Этот этап предполагает новую систему представ- лений образования, в центре которой – формирование человека с широким кру- гозором, способного ответственно относиться к окружающему миру, людям, к себе самому, а также к искусству [22, с.38].
Решение задачи создания системы кругозора возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств образования, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств дошкольников, в том числе и широкого кругозора [9, с.92].
По мнению ведущих педагогов, основой кругозора дошкольников явля- ются знания, систематически и последовательно приобретаемые в процессе обу- чения. Многое запечатлевается в сознании дошкольника в результате чтения дет- ской художественной литературы, слушания и пения музыки, просмотра телепе- редач, посещения театра, и т. д., а также их общения с взрослыми и сверстни- ками, в семье [8, с.12].
Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности дошкольника, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует ее развитие.
Применительно к музыке, кругозор понимается как объем обширных му-
зыкальных знаний. Кругозор, в частности музыкальный, служит разносторон- нему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятель- ности, расширяет знания, активизирует интерес к музыкальному искусству.
Таким образом, музыкальный кругозор дошкольников выходит за пределы знаний, определяемых образовательной программой в ДОО, но в процессе обу- чения он расширяется, обогащается и систематизируется, достигая более высо-
кого уровня и нового качества – мировоззрения. Чем разнообразнее музыкаль- ные интересы и музыкальные знания дошкольников, тем шире их музыкальный кругозор и выше их общее культурное развитие [17, с.236].
Музыкальный кругозор позволяет ребенку тонко воспринимать и ощущать музыкальные звуки, ритм и тембр музыкальных произведений. Ребенок с разви- тым музыкальным кругозором без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать ее. Развить это можно путем прослушивания различных компо- зиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.
Дети с развитым музыкальным кругозором отличаются от тех, кто только усваи- вает музыкальные знания, и характеризуются богатством внутренних пережива- ний, тонкостью и глубиной музыкальных переживаний. Высоко развитая эмоци- ональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. То, как ребенок воспринимает мир, зави- сит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических осо- бенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. Для развития музыкального кругозора детей необходимо вос- приятие
музыки различных жанров, стилей, направлений [11, с.67].
Также важно обращение к творчеству. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале классической музыки, изобрази- тельного искусства и всевозможных игр. В работе с детьми необходимо разви- вать творческое воображение, при этом учить культуре воплощения образов. Со- временная педагогическая наука способствует гуманным подходам в решении проблем личностного роста и развития детей. При этом музыкальное искусство является некой содержательной канвой [9, с.93]. Музыка является средством обогащения внутреннего мира ребенка, так как она эмоциональна, образна, ди-
намична и тем самым привлекательна для дошкольников. Привлечение дошколь- ников к восприятию музыкального искусства, формирование способности к по- ниманию музыки, к сопереживанию персонажам музыкальных произведений приводит к развитию музыкального кругозора.
У дошкольников, кроме того, воспитывается общая культура, формируется музыкальный вкус. При этом им предоставляется возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности [8, с.12].
Процесс развития музыкального кругозора предполагает ряд этапов:
-вхождение ребенка в мир музыки;
-ценностное отношение к музыке как к виду искусства;
-уважение к музыкальным традициям и праздникам;
-развитие опыта восприятия музыкальных произведений;
-сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
-развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников,
где музыка выступает как один из возможных языков их ознакомления с окру- жающим миром, миром природы, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств;
-знания основных средств музыкальной выразительности;
-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству;
-осведомленность в музыкальном искусстве.
Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также активности и самостоятель- ности дошкольников. При этом большая роль отводится музыкальному искус- ству. Приобщение дошкольников к музыке вводит в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, до- ступных его возрасту [17, с.238].
Успех развития музыкального кругозора детей зависит от методов и прие- мов обучения, применяемых как в образовательной деятельности, так и в режим- ные моменты. Наряду с основными, общепринятыми в педагогике методами и технологиями, развитие музыкального кругозора может быть наиболее эффек- тивным, если будут использоваться игровые приемы, музыкально-дидактиче- ские игры.
Игры выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют важное обучающее и развивающее значение, особенно для дошкольников. Пред- метно-развивающая среда на музыкальных занятиях позволяет детям почувство- вать и выразить свое отношение к музыке. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений, позволяют поддерживать у детей интерес к музы- кальной деятельности, тем самым развивая их музыкальный кругозор. Для раз- вития музыкального кругозора дошкольников становится важной проблема непосредственно эмоционального, действенного, практического, субъективного
музыкально-эстетического воспитания [18, с. 12].
Педагогу следует уделять большое внимание использованию развиваю- щих методов и приемов активизации процесса художественного познания. К ним можно отнести исследовательские, познавательные и игровые проекты по музы- кальным темам (музыка, литература, живопись). При этом важное значение имеет знакомство дошкольников с музыкальными стилями и жанрами различ- ных эпох; особенно с теми из них, которые являются достоянием и гордостью русского национального музыкального искусства.
Добавим, что процесс развития музыкального кругозора должен быть по- стоянно в поле зрения музыкального руководителя и воспитателя, осуществ- ляться различными методами и средствами [9, с.94]. Согласно системно-струк- турному подходу, изучение кругозора, как педагогического феномена, предпо- лагает знание состава его элементов, их взаимосвязи.
Историко-логический подход позволяет рассматривать понятие «круго- зор» как историческую категорию, имеющую свой объективный процесс разви- тия. Личностно-деятельностный подход предполагает изучение понятия «круго- зор» как индивидуально-личностного образования, формирование которого ос- новано на сочетании различных видов познавательной деятельности. Проблема формирования кругозора является одной из наиболее острых и малоизученных проблем, как в философском, так и в психолого-педагогическом плане.
Переходя к раскрытию мировоззрения как качества личности, начнем с по- нимания самого слова. В словаре В. И. Даля есть два его толкования:
-
пространство, бросающее взгляд на горизонт; -
кругозор – объем, широта интересов, знания [22, с.38].
Второе значение представляет собой слово «кругозор» в словарях Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Ю.С. Сорокина