Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
критерии, заменив величину (1+адв) на величину у- Таким об разом, более общий вид уравнения оптимизации будет
d V |
|
È ^ L .^ 0 . |
(4.10) |
к |
_i_ y d V K |
||
|
^ |
|
Это уравнение кладем в основу оптимизации Ѵк.
Основной весовой характеристикой крыла является его удель ный вес
кр |
*-Ц<р |
|
|
«к > |
g |
}<,,= |
|
при определении конечной скорости полета можно принять |
|
= const, определяя эту величину по статистике аналогичных БЛА или рассчитывая по статистическим формулам для статистиче ского значения удельной нагрузки на крыло. Относительный вес крыла
где |
^кр |
|
S'KP'SK |
|
|
||
|
|
Р |
|
£о_ |
|
|
|
Первый член в уравнении |
(4.10) |
|
S |
|
|
||
|
|
|
|
||||
^Цкр _ |
Дкр^к |
/ |
др |
, |
др |
ф т \ |
j j , |
dV K |
р2 |
І(Ж К ^ |
ф т |
дѴк У |
|
||
|
|
|
|
Здесь принято ÄK = const, что для данных целей допустимо. За висимость удельной нагрузки на крыло от конечной скорости можно представить в виде
|
|
|
|
|
1 |
еу |
ліОіФк |
|
|
|
|
(4. 12) |
||||
|
Сум |
|
|
|
2 |
пум(\ |
— іат) |
|
|
сѵ |
|
|||||
где |
|
— максимально допустимое |
|
значение |
|
|
при |
маневре; |
||||||||
пум |
|
перегрузка, потребная |
БЛА при |
маневре |
||||||||||||
|
— максимальная |
|||||||||||||||
на максимальной высоте полета. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Дифференцируя выражение (4. 12), получаем |
|
|
|||||||||||||
|
|
др |
__ |
2 р |
|
др |
|
___ |
р |
|
|
|
|
(4. 13) |
||
|
|
дѴк |
Ѵк |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
~~ |
’ |
”ф 7 |
|
_ |
|
1 — (і..г ’ |
|
а затем |
в (4. 10), |
||||
подставляя эти значения в выражение |
(4. 11), |
|||||||||||||||
находим |
<§кр5к |
|
du. |
г |
|
|
|
,?кр^к |
|
|
|
(4. 14) |
||||
|
|
|
|
dVy |
|
|
|
рѴ |
к |
= |
0. |
|
||||
|
|
V — Д (1 |
Дг) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
155
Величину производной, входящей в это уравнение, определя ем приближенно на основе формулы (1.60). Заметим, что вхо дящие в эту производную величину пуМ, суМ, g Kp имеют сравни тельно небольшую точность определения, а они являются основными для точности определения величины производной. Так величина пуМ зависит от ряда факторов трудноподдающихся учету: маневра цели, ракурса встречи с целью, скорости цели, инерционности тракта управления, допустимых ошибок наведе ния и др. Величина суМ в значительной степени зависит от схе мы БЛА, от схемы аэродинамического управления, от устойчи вости; она зависит также от срывных характеристик, от вибра ционных и жесткостных характеристик БЛА и др. О точности оценки потребной величины пуМ и реально реализуемой в поле те величины Сум трудно говорить, во всяком случае ошибка при их оценке может превышать 10%.
Учитывая замечание о точности, входящих в производную d^T/dVK величин, определение ее делаем с помощью осреднения некоторых переменных величин. Это позволяет получить в конеч
ном счете сравнительно |
ипростую расчетную формулу для опти |
||||||
мального значения конечной скорости. |
Ѵ1Ь |
|
|||||
Так как величина цт |
в формуле |
(1. 60) не зависит от |
то |
||||
можно написать |
(1[J.T |
r)u .T |
cLixTy |
^ j ^ |
0\)-т |
|
|
|
d V K |
< W |
dV к |
фхта dV K |
|
|
по формуле (1. 60)
А*-т ^ (Б ц +Б/г)—(1 — Бг+ ІБаХ ФгП
Ф*т __-[ Э/J-Ta
Принимая постоянное значение /, равное /ср, согласно формуле (1.62) или (1.69),
флтК |
1 |
dV K |
g l ci> |
следовательно, |
[).т |
Цта |
I |
d\x |
та |
/ а |
-j |
dФ*т 1 |
g l cv |
|
|
||||
V K ~ |
|
^ |
d V K |
|
|
Для определения величины d[iTaldVK принимаем в формуле (1.66) значение п ~ 1, причем эту формулу представляем в виде
^ = 4 " |
асРеср^срА. |
(4.16) |
Замена интегрального выражения через произведение средних величин не приведет к существенной ошибке, если величина стср
156
будет определена правильно, т. е. будет найдено ее среднеинте гральное значение. Расчет по окончательной формуле для Ѵи показывает, что ошибка в значении аср на 10% приводит к ошиб ке в определении Ѵк приблизительно 2%. Обеспечение осредне ния величин а с ошибкой не превышающей существенно 10% не представляет трудностей.
Так как при изменении Ѵк при заданных /ср, L и Ѵср в фор муле (4. 16) изменяются только ф и сгСр, то
^,а та |
dtXjQ |
dVк |
<Л |
d<\> dVK
1 <%Ta rf° cP daCp dVK
Согласно формул (4. 16) |
, |
(1. 67) и (1.71) |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М-та |
’ |
|
dii |
|
4* |
^Vra |
Hra |
|
|
|
|
|
4 |
|
d V K |
|
g l c p ’ |
dacp |
°cp |
|
||
поэтому выражениеd p(4. 17) можно представить в виде |
||||||||||||
|
|
|
d vта |
|
|
/ |
1 |
rfgcP _______ 1 _ 1 |
(4. 18) |
|||
|
|
|
к |
|
|
^iaUcp |
d V K |
g |
l j |
' |
||
|
Значение о0р можно представить в следующем виде |
|||||||||||
где |
|
|
а ср |
|
с х к.ср^к |
За I |
Зш, |
|
сопротивления |
|||
сх |
|
|
|
р |
|
|||||||
|
к. ср — коэффициент |
аэродинамического |
||||||||||
консолей |
крыльев при |
|
а = 0, |
отнесенный |
к |
площади консолей, |
||||||
оа |
— баллистический коэффициент индуктивного сопротивления, |
|||||||||||
зт |
— баллистический |
коэффициент всех |
частей |
БЛА, кроме |
||||||||
крыльев. |
небольшого удельного |
веса |
общего индуктивного со |
|||||||||
|
Ввиду |
противления во всем полете, по сравнению с полным аэродина мическим сопротивлением для маневренных БЛА, значение за определяем приближенно по средним кинематическим парамет рам для всего полета, по формуле (1. 44)
здесь по формулам |
3“= Ѵ ^ с |
J P ’ |
|
|
(1. 45) и (1. 46) |
|
ѵ ср ѳк — 0ѳ |
||
Су |
р |
|
||
<7ср ( 1 - T ' l*, ) ( cos |
+ |
|||
ср |
Величина цт берется ориентировочно по статистике или на ос нове первоначальных оценок. Значения величин ßK, Ѳк и Ѳ0 при ведены на рис. 1.1. Величину qcp лучше определять по формуле
|
|
п |
*7сР |
<7имп |
(4. 19) |
т |
157
В целях удобства вычислений, обозначим |
|
(4. 20) |
|||||
■ п«=(і |
1 ^ W c\ |
o sß ■, |
■' |
Кср Ѳк- Ѳ° |
|||
2 |
‘ 1/ |
|
|
Ѵк, |
|
|
|
|
|
|
g |
|
|
||
тогда, учитывая независимость 0Шот |
^ср^а \ |
|
|
||||
d a cp |
|
с х |
к.ср^к |
|
|
d p |
|
d Ѵ к |
|
|
|
|
1cp |
d V K |
|
|
|
|
|
|
|
|
где с помощью формул (4. 13) находим
d p
d V K
,/
\I
2 |
I |
1__ |
c/u- r \ |
' |
Ѵ к |
I |
[аг |
dV K ) |
|
|
1 - |
(ХТ |
|
Подставляем найденные величины в выражение (4. 18):
та |
Гта |
1 |
1 |
2р |
1 |
с х к.ср^к |
^ср7! |
d V к |
g l с р |
1 Ѵ>ср |
\ |
Р 2 |
“ ср |
||
|
|
|
|
|
|
п ‘1 |
|
|
М-таР |
1 |
С Х К.Ср^К |
^Ср^ія |
\ d\xT |
||
|
°ср (1 |
М-т) |
V |
|
|
|
J d V K |
|
|
|
|
|
|
|
С учетом этого выражения разрешаем уравнение (4. 15) от носительно dpr/dVK
1 -- (JLT 2 р \ 1 c x K.cp^K ^cp^a
d\j.j |
gl*cp |
IV , |
cp |
* cp |
||
d V K |
1+ |
|
^та |
P |
c x к.ср^к |
^cp^a \ |
|
acp |
|||||
|
|
*cp |
||||
|
|
|
|
|
|
(1 ^T)
Подставляем это выражение в уравнение (4. 14) и освобождаем ся от знаменателя
£'кр^к |
|
g l ср |
2 р [ і |
,та |
I с х |
К.ср^к |
ч,ср |
|
|
|
|
1 -- LLT |
|
^ср'Ча |
|||
Р (1 |
^т) |
Н-таР |
^к°срс х к.ср^кп2 |
|
||||
2^кр*^К |
|
1 |
°ср (1 |
Нт) |
|
|
^cp7)** |
- 0. |
рУк |
|
|
|
|
ср |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Сделаем некоторые упрощения в последнем выражении. Во-первых, обращаем внимание на то, что два члена, содержа щие в знаменателе величину р2, после раскрытия скобок взаим но уничтожаются. Далее, два члена, содержащие комплекс
Лкр-С Ср^а
1
‘ ср
158
также уничтожаются. Следовательно, после раскрытия скобок и умножения на рѴк получим
Ѵ О — Дг) , . |
£k-pSK |
, |
r |
к.ср^к^та |
|
glcp |
P V |
к------ 7— |
Ѵ к |
иср |
|
|
|
tf'cp |
|
|
|
■ ^cp^aY^ra
Р2- 2^кр5к = 0.
аср?ср
Подставляем в это выражение значение величины р по фор муле (4. 12) и разрешаем получающееся уравнение относитель но 1/к3
V , |
4^/ср5кяг/дгЛгкр |
Ѵс-г К.ср |
р.та |
2 |
X |
|
|
K |
|
£кр |
°ср |
(4.21) |
|
|
C^AIQ Y |
__________ 1____________ |
|
|
||
|
X |
(Д |
|
ffcp |
|
|
|
|
п У М Я Ср |
|
|
Это окончательная формула для определения оптимальной ко нечной скорости. Следует заметить, что последний множитель за квадратными скобками, характеризующий влияние на Ѵк индук тивного сопротивления, во многих случаях близок к единице и поэтому его можно не вычислять, а принять равным единице. В качестве примера, применительно к траекториям, приведенным на рис. 4. 2, значения этого множителя приведены в табл. 4.1.
|
|
а |
|
—0 , 0 1 |
Т а б л и ц а |
4. 1 |
|
|
0 |
- 0,02 |
— 0,03 |
||
|
+ |
1 |
0,96 |
|
0,967 |
0,786 |
1 |
аті* |
1 , 0 0 0 |
||||
( 1 |
+ |
) |
0,987 |
1 , 0 0 0 |
0,989 |
0,923 |
|
|
^с[.Гг/Л10к.С^ср |
Цт а |
|
|
|
Ѵ — ІН)2ПумЯІр асР
Как видно из табл. 4.1 и формулы (4.2), пренебрежение влиянием на величину Ѵк индуктивного сопротивления (т]сс=0) для первых трех траекторий ведет к ошибке в определении Ѵк меньше 1,5%. Лишь в последней траектории эта ошибка доходит
159