Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

критерии, заменив величину (1+адв) на величину у- Таким об­ разом, более общий вид уравнения оптимизации будет

d V

 

È ^ L .^ 0 .

(4.10)

к

_i_ y d V K

 

^

 

Это уравнение кладем в основу оптимизации Ѵк.

Основной весовой характеристикой крыла является его удель­ ный вес

кр

*-Ц<р

 

 

«к >

g

}<,,=

при определении конечной скорости полета можно принять

 

= const, определяя эту величину по статистике аналогичных БЛА или рассчитывая по статистическим формулам для статистиче­ ского значения удельной нагрузки на крыло. Относительный вес крыла

где

^кр

 

S'KP'SK

 

 

 

 

Р

 

£о_

 

 

Первый член в уравнении

(4.10)

 

S

 

 

 

 

 

 

^Цкр _

Дкр^к

/

др

,

др

ф т \

j j ,

dV K

р2

І(Ж К ^

ф т

дѴк У

 

 

 

 

 

Здесь принято ÄK = const, что для данных целей допустимо. За­ висимость удельной нагрузки на крыло от конечной скорости можно представить в виде

 

 

 

 

 

1

еу

ліОіФк

 

 

 

 

(4. 12)

 

Сум

 

 

 

2

пум(\

іат)

 

 

сѵ

 

где

 

— максимально допустимое

 

значение

 

 

при

маневре;

пум

 

перегрузка, потребная

БЛА при

маневре

 

— максимальная

на максимальной высоте полета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцируя выражение (4. 12), получаем

 

 

 

 

др

__

2 р

 

др

 

___

р

 

 

 

 

(4. 13)

 

 

дѴк

Ѵк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~~

”ф 7

 

_

 

1 — (і..г ’

 

а затем

в (4. 10),

подставляя эти значения в выражение

(4. 11),

находим

<§кр5к

 

du.

г

 

 

 

,?кр^к

 

 

 

(4. 14)

 

 

 

 

dVy

 

 

 

рѴ

к

=

0.

 

 

 

V — Д (1

Дг)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

155


Величину производной, входящей в это уравнение, определя­ ем приближенно на основе формулы (1.60). Заметим, что вхо­ дящие в эту производную величину пуМ, суМ, g Kp имеют сравни­ тельно небольшую точность определения, а они являются основными для точности определения величины производной. Так величина пуМ зависит от ряда факторов трудноподдающихся учету: маневра цели, ракурса встречи с целью, скорости цели, инерционности тракта управления, допустимых ошибок наведе­ ния и др. Величина суМ в значительной степени зависит от схе­ мы БЛА, от схемы аэродинамического управления, от устойчи­ вости; она зависит также от срывных характеристик, от вибра­ ционных и жесткостных характеристик БЛА и др. О точности оценки потребной величины пуМ и реально реализуемой в поле­ те величины Сум трудно говорить, во всяком случае ошибка при их оценке может превышать 10%.

Учитывая замечание о точности, входящих в производную d^T/dVK величин, определение ее делаем с помощью осреднения некоторых переменных величин. Это позволяет получить в конеч­

ном счете сравнительно

ипростую расчетную формулу для опти­

мального значения конечной скорости.

Ѵ1Ь

 

Так как величина цт

в формуле

(1. 60) не зависит от

то

можно написать

(1[J.T

r)u .T

cLixTy

^ j ^

0\)-т

 

 

 

d V K

< W

dV к

фхта dV K

 

 

по формуле (1. 60)

А*-т ^ (Б ц +Б/г)—(1 — Бг+ ІБаХ ФгП

Ф*т __-[ Э/J-Ta

Принимая постоянное значение /, равное /ср, согласно формуле (1.62) или (1.69),

флтК

1

dV K

g l ci>

следовательно,

[).т

Цта

I

d\x

та

/ а

-j

dФ*т 1

g l cv

 

 

V K ~

 

^

d V K

 

 

Для определения величины d[iTaldVK принимаем в формуле (1.66) значение п ~ 1, причем эту формулу представляем в виде

^ = 4 "

асРеср^срА.

(4.16)

Замена интегрального выражения через произведение средних величин не приведет к существенной ошибке, если величина стср

156


будет определена правильно, т. е. будет найдено ее среднеинте­ гральное значение. Расчет по окончательной формуле для Ѵи показывает, что ошибка в значении аср на 10% приводит к ошиб­ ке в определении Ѵк приблизительно 2%. Обеспечение осредне­ ния величин а с ошибкой не превышающей существенно 10% не представляет трудностей.

Так как при изменении Ѵк при заданных /ср, L и Ѵср в фор­ муле (4. 16) изменяются только ф и сгСр, то

^,а та

dtXjQ

dVк

d<\> dVK

1 <%Ta rf° cP daCp dVK

Согласно формул (4. 16)

,

(1. 67) и (1.71)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М-та

 

dii

 

4*

^Vra

Hra

 

 

 

 

4

 

d V K

 

g l c p ’

dacp

°cp

 

поэтому выражениеd p(4. 17) можно представить в виде

 

 

 

d vта

 

 

/

1

rfgcP _______ 1 _ 1

(4. 18)

 

 

 

к

 

 

^iaUcp

d V K

g

l j

'

 

Значение о0р можно представить в следующем виде

где

 

 

а ср

 

с х к.ср^к

За I

Зш,

 

сопротивления

сх

 

 

 

р

 

 

к. ср — коэффициент

аэродинамического

консолей

крыльев при

 

а = 0,

отнесенный

к

площади консолей,

оа

— баллистический коэффициент индуктивного сопротивления,

зт

— баллистический

коэффициент всех

частей

БЛА, кроме

крыльев.

небольшого удельного

веса

общего индуктивного со­

 

Ввиду

противления во всем полете, по сравнению с полным аэродина­ мическим сопротивлением для маневренных БЛА, значение за определяем приближенно по средним кинематическим парамет­ рам для всего полета, по формуле (1. 44)

здесь по формулам

3“= Ѵ ^ с

J P ’

 

(1. 45) и (1. 46)

 

ѵ ср ѳк — 0ѳ

Су

р

 

<7ср ( 1 - T ' l*, ) ( cos

+

ср

Величина цт берется ориентировочно по статистике или на ос­ нове первоначальных оценок. Значения величин ßK, Ѳк и Ѳ0 при­ ведены на рис. 1.1. Величину qcp лучше определять по формуле

 

 

п

*7сР

<7имп

(4. 19)

т

157


В целях удобства вычислений, обозначим

 

(4. 20)

■ п«=(і

1 ^ W c\

o sß ,

'

Кср Ѳк- Ѳ°

2

‘ 1/

 

 

Ѵк,

 

 

 

 

 

g

 

 

тогда, учитывая независимость 0Шот

^ср^а \

 

 

d a cp

 

с х

к.ср^к

 

 

d p

 

d Ѵ к

 

 

 

 

1cp

d V K

 

 

 

 

 

 

 

 

где с помощью формул (4. 13) находим

d p

d V K

,/

\I

2

I

1__

c/u- r \

'

Ѵ к

I

[аг

dV K )

 

1 -

(ХТ

 

Подставляем найденные величины в выражение (4. 18):

та

Гта

1

1

2р

1

с х к.ср^к

^ср7!

d V к

g l с р

1 Ѵ>ср

\

Р 2

“ ср

 

 

 

 

 

 

п ‘1

 

М-таР

1

С Х К.Ср^К

^Ср^ія

\ d\xT

 

°ср (1

М-т)

V

 

 

 

J d V K

 

 

 

 

 

 

 

С учетом этого выражения разрешаем уравнение (4. 15) от­ носительно dpr/dVK

1 -- (JLT 2 р \ 1 c x K.cp^K ^cp^a

d\j.j

gl*cp

IV ,

cp

* cp

d V K

1+

 

^та

P

c x к.ср^к

^cp^a \

 

acp

 

 

*cp

 

 

 

 

 

 

(1 ^T)

Подставляем это выражение в уравнение (4. 14) и освобождаем­ ся от знаменателя

£'кр^к

 

g l ср

2 р [ і

,та

I с х

К.ср^к

ч,ср

 

 

 

1 -- LLT

 

^ср'Ча

Р (1

^т)

Н-таР

^к°срс х к.ср^кп2

 

2^кр*^К

 

1

°ср (1

Нт)

 

 

^cp7)**

- 0.

рУк

 

 

 

 

ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сделаем некоторые упрощения в последнем выражении. Во-первых, обращаем внимание на то, что два члена, содержа­ щие в знаменателе величину р2, после раскрытия скобок взаим­ но уничтожаются. Далее, два члена, содержащие комплекс

Лкр-С Ср^а

1

ср

158


также уничтожаются. Следовательно, после раскрытия скобок и умножения на рѴк получим

Ѵ О — Дг) , .

£k-pSK

,

r

к.ср^к^та

glcp

P V

к------ 7—

Ѵ к

иср

 

 

tf'cp

 

 

 

■ ^cp^aY^ra

Р2- 2^кр5к = 0.

аср?ср

Подставляем в это выражение значение величины р по фор­ муле (4. 12) и разрешаем получающееся уравнение относитель­ но 1/к3

V ,

4^/ср5кяг/дгЛгкр

Ѵс-г К.ср

р.та

2

X

 

K

 

£кр

°ср

(4.21)

 

C^AIQ Y

__________ 1____________

 

 

 

X

 

ffcp

 

 

 

 

п У М Я Ср

 

 

Это окончательная формула для определения оптимальной ко­ нечной скорости. Следует заметить, что последний множитель за квадратными скобками, характеризующий влияние на Ѵк индук­ тивного сопротивления, во многих случаях близок к единице и поэтому его можно не вычислять, а принять равным единице. В качестве примера, применительно к траекториям, приведенным на рис. 4. 2, значения этого множителя приведены в табл. 4.1.

 

 

а

 

0 , 0 1

Т а б л и ц а

4. 1

 

 

0

- 0,02

0,03

 

+

1

0,96

 

0,967

0,786

1

аті*

1 , 0 0 0

( 1

+

)

0,987

1 , 0 0 0

0,989

0,923

 

 

^с[.Гг/Л10к.С^ср

Цт а

 

 

 

Ѵ — ІН)2ПумЯІр асР

Как видно из табл. 4.1 и формулы (4.2), пренебрежение влиянием на величину Ѵк индуктивного сопротивления (т]сс=0) для первых трех траекторий ведет к ошибке в определении Ѵк меньше 1,5%. Лишь в последней траектории эта ошибка доходит

159