Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь (.іт vi, (Ат/и и |AT xi — соответствует і-й ступени «-ступенча­ того БЛА. Учитывая выражение (4.23), теперь можно написать

 

 

!Уо = е

 

' і (>\ѵ ; + |1тЛг + ІѴ і )

 

или

 

 

1

 

1 —

[А.і 0

= |"|

[ е _ (^гѴі + % Ы + я глтУ]0

>

где II — знакі

 

 

1

 

 

 

произведения. Учитывая, что относительный рас­

ход топлива -й ступени

I — 0

 

 

 

 

jj,

^

 

^

 

 

=

 

 

то, следовательно,

J

- ^

n

с1—

(4.29)

 

 

Это уравнение связывает между собой значения рт,, оно име­ ет место для любого многоступенчатого ЛА, ступени которого работают последовательно. Это уравнение будем называть урав­ нением связи.

Основной трудностью оптимизации топлива многоступенча­ того ЛА является необходимость учета кинематических и аэроди­ намических характеристик ЛА, которые в общем случае не вы­ ражаются аналитически. Уравнение связи (4.29) позволяет из­ бежать эту трудность. Вместо непосредственного учета кинема­ тических и аэродинамических характеристик достаточно учесть при оптимизации только величину рт0, которая воплощает в себе эти характеристики.

В рассматриваемой задаче минимизируемой функцией явля­ ется стартовый вес G0, варьируемыми переменными являются относительные веса топлива ртг-, которые связаны между собой уравнением (4.29). Применяя метод множителей Лагранжа и обозначая

Z — G0-j-^

П (1—Р-т)^

(4. 30)

где К — множитель Лагранжа, уравнения оптимизации будут

- ^ - = 0 ,

= 0 , . . . , — = 0 , . . . , ^ = 0 .

(4.31)

dfj-ri

Ф*т2

йи.т т

cJfiTп

 

Эти уравнения должны решаться совместно с уравнением (4.29).

При оптимизации топлива в ступенях полагаем, что заданы следующие кинематические величины: Ѵ0, Ѵср, Ук и траектория. В этом случае импульс скоростного напора qaMUÄ const, см.

164


рис. 1.4 и соответствующий текст. Это позволяет при дифферен­ цировании функции Z считать

Рт0 = const,

т. е. принимать величину рт0, не зависящей от какой-нибудь ве­ личины рт т, но учитывать, что совокупность величин рті свя­ зана с рто уравнением (4.29). Постоянство величины рт 0 сохра­ няется точно, если сохраняются при оптимизации неизменными

скорости Е0 и

Ѵк,

а также законы изменения по времени величин

, Ѳ и

Х /G

[см. выражения (4.23), (4.24), (4.25) и (4.26)]. Вместо

 

сохранения неизменными законов изменения указанных величин можно потребовать сохранения постоянными интегральных ве­

личин

т

bdt

=

йк

~ - =

т

dt =

const.

 

^ sin

 

^

 

const, ^

 

 

О

 

 

ho

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эти равенства будут справедливы, если будет сохраняться траектория полета, законы изменения скорости и баллистическо­ го коэффициента по времени.

Практически постоянство всех указанных величин и функций технически не целесообразно выдерживать. Например, не целе­ сообразно точно выдерживать закон скоростей, хотя легко мож­ но выдерживать величины

Ѵ 0, Ѵ к, j 1/dt, v 0, 1/K.

о

Поэтому в действительности рт о несколько зависит от каж­ дой из величин рт но эта зависимость при практических усло­ виях полета слабая. Ошибка в определении G0mm при принятии jxTo = const может быть за счет возможной существенной разни­ цы в баллистических коэффициентах 1 и 2-й ступеней. Кроме того, на указанную ошибку влияет относительное время полета 1 или 2-й ступени, а также соотношение ускорений. Если время полета 1-й ступени ті = 0 (мгновенный разгон), то ошибка в оп­ ределении Gomin при принятии pT0 = const будет близка к нулю.

Вдействительности для маневренных БЛА

ипоэтому роль аэродинамического сопротивления в балансе топ­ лива первой ступени ракеты — незначительна.

Если в процессе работы двигателей 1-й ступени ЛА выходит за пределы плотных слоев атмосферы (выше высоты 25 км), то роль аэродинамического сопротивления для 2-й и последующих ступеней становится ничтожной, если при этом происходит интен­ сивный набор высоты. Например, БРД Д «Минитмен» при работе

165


двигателя 1-й ступени доходит до высоты 30 км, а при работе двигателя 2-й ступени ракета поднимается до высоты 90 км.

Вконце главы приведен пример численного расчета двухсту­ пенчатого БЛА, подтверждающий высокую стабильность вели­ чины р,т0 при изменениях рт і и цТ 2 в довольно большом интер­ вале.

Вцелях повышения точности, можно расчет производить дву­ мя последовательными приближениями. При втором приближе­ нии учитываются кинематические характеристики, полученные в результате первого приближения и значение цт0 определяется затем по формулам (4.28) и (4.23) (см. также конец раздела).

Производим дифференцирование функций (4. 30) для т-й сту­ пени:

j ^ =

| G o _ _ x^ 5 _

ц

= 0 .

(4.32)

т

Фт т

тп

 

(1.4); учитывая, что в

Представляем стартовый вес G 0П в форме

числе множителей под знаком

|~|

имеется и множитель

 

 

 

1

 

 

 

1 [tv* “К * ~f~ а т) 14т] >

частная производная

dGp ___________ Gp (1 + gm)_________

Фт т 1—Фgm + (1 + О-т) Шт\

Также с учетом выражения (4.29) частная производная

д

ГТ (1 - 1 4 / / '= - / .

П (1 -

1— Шо

1

fra

Фт т

 

1' Ртв

Подставляя найденные

частные

производные в

выражение

(4. 32), находим:---------------------

(1

Дг т)

 

-------------=

/■

 

(1 “Ь От)

 

^(1 Мто)

 

 

Ап {1 — Ф ^ т +

(1 +

От ) [Хт т]}

 

 

Здесь правая часть не зависит от параметров /л-й ступени, ее мы обозначим через %. Из полученного выражения находим от­ носительный вес топлива, потребный для заданного движения

■ Оп

(1 — M-S'm) — 1

(4.33)

1+ ап


Это выражение является результативной формулой для опреде­ ления оптимального относительного веса топлива /и-й ступени. В правую часть этой формулы входят параметры т-й ступени и величина %< являющаяся общей для всех ступеней, ниже дано ее определение.

Для і-і'і ступени по формуле (4. 33)

1 1+ а,- (а,- + Ii g i )

"г і

yJt - 1

Подставляем это выражение в уравнение связи (4.29); группи­ руя отдельно члены, содержащие величину %, находим

П

— *----)'' = ѵ,

I f : -

1

/

 

 

где через ѵ обозначено

V-gl

 

аі

(4.34)

ѵ=

 

 

1

Д г О

 

У1

 

 

 

+

 

 

 

1+ а і

J

Заметим, что в выражение для ѵ входят только величины, кото­ рые должны быть известны до начала оптимизации, в частности величина цт 0 должна быть определена по формуле (4.23). Не­ расходуемые или расходуемые неэффективно остатки топлива целесообразно включать в величину а, с учетом потребной для них конструкции.

В формулах (4. 33) и (4. 34) величины %, цяі, а, и /,■ являются для данной задачи постоянными. Если предполагается оптимизи­

ровать параметры двигателя (тяговооруженность, давлениеі

в ка­

мере сгорания), то задаваясь тем или иным значением оптими­

зируемого параметра, определяют величины

pgt-, а и рт

Оп­

ределяя затем стартовый вес, находят оптимальное значение параметра по весовому критерию или по экономическому (см. разд. 3. 1).

Так как

27‘=ß’

z"= v П (х Л -I)7'.

(4.35)

1

Из этого уравнения можно найти величину %, входящую в фор­ мулу (4.33). Заметим, что величина %в правой части уравнения

167


(4. 35) входит в дробных степенях, поэтому это уравнение долж­ но решаться методом последовательных приближений или гра­ фически.

Рассмотрим частный случай, когда во всех ступенях значения іі — одинаковы. В этом случае /*= 1, см. (4.27). Обозначим через хо значение %ПРИ й = 1. Тогда из уравнения (4.35)

 

 

Хо=

ѵ (Хо— 1)"

 

И

 

=

1

(4.36)

Если

і і

 

V7 — 1

 

неодинаковы для различных ступеней, но

(4.37)

 

 

1,1 > / г> 0 ,9 и Хо>1,4,

то формула (4. 36) также может применяться, ошибка при этом будет незначительна. Если Д или хо не удовлетворяют условиям (4.37), то значением хо можно воспользовать­ ся как первым прибли­ жением при нахожде­ нии величины X из уравнения (4. 35). Для двухступенчатых БЛА значение-X по величине Хо можно найти по гра­ фику, приведенному на рис. 4.5. Этот график построен по уравнению (4.35) с учетом выра­

жения (4.36).

При оптимизации топлива многоступен­ чатых БЛА в качестве основной исходной ве­ личины является зна­ чение цт0 [см. формулу (4.34)]. Эта величина соответствует расходу топлива одноступенча­ того ЛА, имеющего те же баллистические

(траекторию и закон скоростей) и аэродинамические (X/G ) ха­ рактеристики, что и многоступенчатый БЛА. Из последнего свой­ ства следует, что при определении рт0 следует пользоваться фор­ мулой (1.56), а не формулой (1.60). Это затрудняет решение

168

задачи, так как при определении величины ртж по формуле (1.54) необходимо учитывать переменность полетного веса G.

Для упрощения расчетов приравняем правые части формул (1.56) и (1.60),тогда найдем

ртж=Д п-------

-------.

1_

е^Ѵта

Учитывая третье выражение (4. 28),

Т Л 'О = V ІП

(4.38)

 

(l

Здесь г — индекс ступени. Заметим, что значение баллистическо­ го коэффициента, входящее в выражение для рта{, будет

_ _

где G{ — начальный вес I-й ступени.

Нахождение величины ртжо с помощью формулы (4.38) сле­ дует делать двумя последовательными приближениями. Вначале возможно определять ртао по формуле (1.66) как для односту­ пенчатого ДА

к

асР

і- 1

/ } с р j t t j ,

(4.39)

где k соответствует количеству участков, на которое разбивает­ ся траектория (см. разд. 5. 1, гл. I) индекс / — соответствует но­ меру участка. Значение рто определяется по формуле (1.60). Затем после определения величин рт нахождения весов, траек­ торий и скоростей отдельных ступеней ищут значения

І-г

где г — количество

іучастков,

на

которое разбивается

(4. 40)

отрезок

траектории полета

-й ступени. После этого по формуле (4. 38)

определяется величина рт жо-

Для

повышения точности

расчета

целесообразно в первом приближении принять ориентировочную разбивку траектории и скорости по ступеням, например, по ста­ тистике.

Для ракетных двигателей, а также ракетных с ракетно-пря­ моточными (в разных ступенях)

0,5 <7,- < 1,5, e ^ > Tdi< 0 ,3 .

169