Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
Здесь (.іт vi, (Ат/и и |AT xi — соответствует і-й ступени «-ступенча того БЛА. Учитывая выражение (4.23), теперь можно написать
|
|
!Уо = е |
|
' і (>\ѵ ; + |1тЛг + ІѴ і ) |
|
|
или |
|
|
1 |
|
||
1 — |
[А.і 0 |
= |"| |
[ е _ (^гѴі + % Ы + я глтУ]0 |
> |
||
где II — знакі |
|
|
1 |
|
|
|
произведения. Учитывая, что относительный рас |
||||||
ход топлива -й ступени |
I — 0 |
|
|
|
||
|
jj, |
^ |
|
^ |
|
|
|
= |
|
|
|||
то, следовательно, |
J |
- ^ |
n |
с1— |
(4.29) |
|
|
|
Это уравнение связывает между собой значения рт,, оно име ет место для любого многоступенчатого ЛА, ступени которого работают последовательно. Это уравнение будем называть урав нением связи.
Основной трудностью оптимизации топлива многоступенча того ЛА является необходимость учета кинематических и аэроди намических характеристик ЛА, которые в общем случае не вы ражаются аналитически. Уравнение связи (4.29) позволяет из бежать эту трудность. Вместо непосредственного учета кинема тических и аэродинамических характеристик достаточно учесть при оптимизации только величину рт0, которая воплощает в себе эти характеристики.
В рассматриваемой задаче минимизируемой функцией явля ется стартовый вес G0, варьируемыми переменными являются относительные веса топлива ртг-, которые связаны между собой уравнением (4.29). Применяя метод множителей Лагранжа и обозначая
Z — G0-j-^ |
П (1—Р-т)^ |
(4. 30) |
где К — множитель Лагранжа, уравнения оптимизации будут
- ^ - = 0 , |
— |
= 0 , . . . , — = 0 , . . . , ^ = 0 . |
(4.31) |
|
dfj-ri |
Ф*т2 |
йи.т т |
cJfiTп |
|
Эти уравнения должны решаться совместно с уравнением (4.29).
При оптимизации топлива в ступенях полагаем, что заданы следующие кинематические величины: Ѵ0, Ѵср, Ук и траектория. В этом случае импульс скоростного напора qaMUÄ const, см.
164
рис. 1.4 и соответствующий текст. Это позволяет при дифферен цировании функции Z считать
Рт0 = const,
т. е. принимать величину рт0, не зависящей от какой-нибудь ве личины рт т, но учитывать, что совокупность величин рті свя зана с рто уравнением (4.29). Постоянство величины рт 0 сохра няется точно, если сохраняются при оптимизации неизменными
скорости Е0 и |
Ѵк, |
а также законы изменения по времени величин |
||
, Ѳ и |
Х /G |
[см. выражения (4.23), (4.24), (4.25) и (4.26)]. Вместо |
||
|
сохранения неизменными законов изменения указанных величин можно потребовать сохранения постоянными интегральных ве
личин |
т |
bdt |
= |
йк |
~ - = |
т |
dt = |
const. |
|
^ sin |
|
^ |
|
const, ^ |
|
||
|
О |
|
|
ho |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эти равенства будут справедливы, если будет сохраняться траектория полета, законы изменения скорости и баллистическо го коэффициента по времени.
Практически постоянство всех указанных величин и функций технически не целесообразно выдерживать. Например, не целе сообразно точно выдерживать закон скоростей, хотя легко мож но выдерживать величины
Ѵ 0, Ѵ к, j 1/dt, v 0, 1/K.
о
Поэтому в действительности рт о несколько зависит от каж дой из величин рт но эта зависимость при практических усло виях полета слабая. Ошибка в определении G0mm при принятии jxTo = const может быть за счет возможной существенной разни цы в баллистических коэффициентах 1 и 2-й ступеней. Кроме того, на указанную ошибку влияет относительное время полета 1 или 2-й ступени, а также соотношение ускорений. Если время полета 1-й ступени ті = 0 (мгновенный разгон), то ошибка в оп ределении Gomin при принятии pT0 = const будет близка к нулю.
Вдействительности для маневренных БЛА
ипоэтому роль аэродинамического сопротивления в балансе топ лива первой ступени ракеты — незначительна.
Если в процессе работы двигателей 1-й ступени ЛА выходит за пределы плотных слоев атмосферы (выше высоты 25 км), то роль аэродинамического сопротивления для 2-й и последующих ступеней становится ничтожной, если при этом происходит интен сивный набор высоты. Например, БРД Д «Минитмен» при работе
165
двигателя 1-й ступени доходит до высоты 30 км, а при работе двигателя 2-й ступени ракета поднимается до высоты 90 км.
Вконце главы приведен пример численного расчета двухсту пенчатого БЛА, подтверждающий высокую стабильность вели чины р,т0 при изменениях рт і и цТ 2 в довольно большом интер вале.
Вцелях повышения точности, можно расчет производить дву мя последовательными приближениями. При втором приближе нии учитываются кинематические характеристики, полученные в результате первого приближения и значение цт0 определяется затем по формулам (4.28) и (4.23) (см. также конец раздела).
Производим дифференцирование функций (4. 30) для т-й сту пени:
j ^ = |
| G o _ _ x^ 5 _ |
ц |
= 0 . |
(4.32) |
|
т |
Фт т |
тп |
|
(1.4); учитывая, что в |
|
Представляем стартовый вес G 0П в форме |
|||||
числе множителей под знаком |
|~| |
имеется и множитель |
|
||
|
|
1 |
|
|
|
1 [tv* “К * ~f~ а т) 14т] >
частная производная
dGp ___________ Gp (1 + gm)_________
Фт т 1—Фgm + (1 + О-т) Шт\
Также с учетом выражения (4.29) частная производная
д |
ГТ (1 - 1 4 / / '= - / . |
П (1 - |
1— Шо |
||||
1 |
fra |
||||||
Фт т |
|||||||
|
1' Ртв |
||||||
Подставляя найденные |
частные |
производные в |
выражение |
||||
(4. 32), находим:--------------------- |
(1 |
Дг т) |
|
-------------= |
/■ |
||
|
(1 “Ь От) |
|
^(1 Мто) |
|
|||
|
Ап {1 — Ф ^ т + |
(1 + |
От ) [Хт т]} |
|
|
Здесь правая часть не зависит от параметров /л-й ступени, ее мы обозначим через %. Из полученного выражения находим от носительный вес топлива, потребный для заданного движения
■ Оп |
(1 — M-S'm) — 1 |
(4.33) |
1+ ап |
Это выражение является результативной формулой для опреде ления оптимального относительного веса топлива /и-й ступени. В правую часть этой формулы входят параметры т-й ступени и величина %< являющаяся общей для всех ступеней, ниже дано ее определение.
Для і-і'і ступени по формуле (4. 33)
1 1+ а,- (а,- + Ii g i )
"г і
yJt - 1
Подставляем это выражение в уравнение связи (4.29); группи руя отдельно члены, содержащие величину %, находим
П |
— *----)'' = ѵ, |
||||
I f : - |
1 |
/ |
|
|
|
где через ѵ обозначено |
V-gl |
|
аі |
(4.34) |
|
ѵ= |
|
||||
|
1 |
Д г О |
|
У1 |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
1+ а і |
J |
Заметим, что в выражение для ѵ входят только величины, кото рые должны быть известны до начала оптимизации, в частности величина цт 0 должна быть определена по формуле (4.23). Не расходуемые или расходуемые неэффективно остатки топлива целесообразно включать в величину а, с учетом потребной для них конструкции.
В формулах (4. 33) и (4. 34) величины %, цяі, а, и /,■ являются для данной задачи постоянными. Если предполагается оптимизи
ровать параметры двигателя (тяговооруженность, давлениеі |
в ка |
|
мере сгорания), то задаваясь тем или иным значением оптими |
||
зируемого параметра, определяют величины |
pgt-, а и рт |
Оп |
ределяя затем стартовый вес, находят оптимальное значение параметра по весовому критерию или по экономическому (см. разд. 3. 1).
Так как
27‘=ß’
z"= v П (х Л -I)7'. |
(4.35) |
1
Из этого уравнения можно найти величину %, входящую в фор мулу (4.33). Заметим, что величина %в правой части уравнения
167
(4. 35) входит в дробных степенях, поэтому это уравнение долж но решаться методом последовательных приближений или гра фически.
Рассмотрим частный случай, когда во всех ступенях значения іі — одинаковы. В этом случае /*= 1, см. (4.27). Обозначим через хо значение %ПРИ й = 1. Тогда из уравнения (4.35)
|
|
Хо= |
ѵ (Хо— 1)" |
|
И |
|
= |
1 |
(4.36) |
Если |
і і |
|
V7 — 1 |
|
|
неодинаковы для различных ступеней, но |
(4.37) |
||
|
|
1,1 > / г> 0 ,9 и Хо>1,4, |
то формула (4. 36) также может применяться, ошибка при этом будет незначительна. Если Д или хо не удовлетворяют условиям (4.37), то значением хо можно воспользовать ся как первым прибли жением при нахожде нии величины X из уравнения (4. 35). Для двухступенчатых БЛА значение-X по величине Хо можно найти по гра фику, приведенному на рис. 4.5. Этот график построен по уравнению (4.35) с учетом выра
жения (4.36).
При оптимизации топлива многоступен чатых БЛА в качестве основной исходной ве личины является зна чение цт0 [см. формулу (4.34)]. Эта величина соответствует расходу топлива одноступенча того ЛА, имеющего те же баллистические
(траекторию и закон скоростей) и аэродинамические (X/G ) ха рактеристики, что и многоступенчатый БЛА. Из последнего свой ства следует, что при определении рт0 следует пользоваться фор мулой (1.56), а не формулой (1.60). Это затрудняет решение
168
задачи, так как при определении величины ртж по формуле (1.54) необходимо учитывать переменность полетного веса G.
Для упрощения расчетов приравняем правые части формул (1.56) и (1.60),тогда найдем
ртж=Д п------- |
-------. |
1_ |
е^Ѵта |
Учитывая третье выражение (4. 28),
Т Л 'О = V ІП |
(4.38) |
|
(l |
Здесь г — индекс ступени. Заметим, что значение баллистическо го коэффициента, входящее в выражение для рта{, будет
_ _
где G{ — начальный вес I-й ступени.
Нахождение величины ртжо с помощью формулы (4.38) сле дует делать двумя последовательными приближениями. Вначале возможно определять ртао по формуле (1.66) как для односту пенчатого ДА
к
асР
і- 1
/ } с р j t t j , |
(4.39) |
где k соответствует количеству участков, на которое разбивает ся траектория (см. разд. 5. 1, гл. I) индекс / — соответствует но меру участка. Значение рто определяется по формуле (1.60). Затем после определения величин рт нахождения весов, траек торий и скоростей отдельных ступеней ищут значения
І-г
где г — количество |
іучастков, |
на |
которое разбивается |
(4. 40) |
отрезок |
||||
траектории полета |
-й ступени. После этого по формуле (4. 38) |
|||
определяется величина рт жо- |
Для |
повышения точности |
расчета |
целесообразно в первом приближении принять ориентировочную разбивку траектории и скорости по ступеням, например, по ста тистике.
Для ракетных двигателей, а также ракетных с ракетно-пря моточными (в разных ступенях)
0,5 <7,- < 1,5, e ^ > Tdi< 0 ,3 .
169