Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
Эти ограничения позволяют упростить формулу (4.38), освобо дившись от дробных степеней (/,•). С ошибкой для рт0 меньшей 3% можно принять
( 1_ ^ V h i ^ а.)'і ~ 1_ |
. |
Обозначая
(4.41)
получим
(4.42)
Определив значения относительных весов топлива в ступе нях, можно определить время полета каждой ступени и их ско ростные режимы полета. При этом исходными данными должны быть заданные значения F Cp, Ѵк, hK, хк.
В целях повышения точности оптимизации целесообразно после определения рт j построить конструктивную схему, по ко торой уточнить относительные веса конструкции, баллистические коэффициенты и закон скоростей. После этого следует сделать оптимизацию второго приближения.
3.1. Оптимизация расхода топлива многоступенчатых ракет по экономическому критерию
В качестве экономического критерия оптимизации топлива многоступенчатых БЛА во многих случаях можно ограничиться производственной стоимостью БЛА. Однако в некоторых слу чаях этот критерий недостаточно точен. Например, в случае применения криогенных топлив, необходимо учитывать затраты на компенсацию испаряющегося топлива. Правда, этот учет мож но сделать путем введения удельных стоимостей топлива с уче том необходимости пополнения БЛА топливом в течение опре- \ деленного интервала.
Характерным методическим примером оптимизации топлива многоступенчатых ракет по экономическому критерию является методика, изложенная в работе (52]. В этой работе методика излагается на примере оптимизации трехступенчатой ракеты-но сителя для выхода в космос. В начале составляется функция стоимости, которая содержит 24 переменных параметра. Далее устанавливается ряд ограничений.
Функция стоимости представляется как сумма произведений рассматриваемых параметров в дробных степенях. Например,, стоимость производства конструкции первой ступени (без двига телей) представляется в виде
К = 330,ОбІЛ'О-3322^ ! , 5935^ 0, 2362^ 0, 1079^ 0, 1616f
170
где значения X последовательно соответствуют весу конструкции ступени, относительному весу первой ступени, весу топлива, дли не ступени, количеству двигателей на первой ступени.
Основными источниками для получения коэффициентов и по казателей степени служили эмпирические материалы фирмы «Локхид», НАСА и других организаций; эти материалы были подвергнуты корреляционному анализу в соответствии с приня той методикой.
Оптимизация всех параметров проводилась на ЭЦВМ мето дом последовательной минимизации с учетом ограничений. Не трудно видеть, что предлагаемая методика является весьма гро моздкой, трудоемкой и требует большого времени счета.
Излагаемая ниже методика оптимизации топлива многосту пенчатых ракет по экономическому критерию учитывает как ве совые особенности каждой ступени, так и аэродинамическое со противление и может применяться как для атмосферных БЛА, так и для космических БЛА. В случае оптимизации двухступен чатых ракет не требуется применения ЭЦВМ .
Методика -оптимизации базируется на экономическом крите рии, за который принимается суммарная стоимость конструкции и топлива. Функция стоимости приводится к (п — 1) независи мым переменным, где я — количество ступеней. В случае двух ступенчатого БЛА функция стоимости приводится к одному пере менному, поэтому легко минимизируется ручным счетом.
Вначале необходимо найти значение величины ртоЗатем за даются несколькими значениями рт * всех ступеней, кроме од ной, для которой значение рт определяют с помощью уравнения связи (4. 35), т. е.
Ни |
п ~ |
1 |
1 — |
ИтО |
|
|
(4.43) |
|
П (1 - |
щ |
і)'1 |
|
|
||
В выражении (4.43) |
|
1 |
|
вес |
топлива |
||
определяется |
относительный |
||||||
л-й ступени, но возможно определение любой ступени. |
|
||||||
Имея значения рт, для всех ступеней, определяют веса сту |
|||||||
пеней, а затем стоимость конструкции и топлива |
БЛА |
(QK. т), |
|||||
при этом - |
|
|
|
|
|
|
|
QK.T= |
2 |
(Фд;“ЬФб/ + 0б/ + Фт/)> |
|
(4.44) |
|||
|
|
і =і |
|
|
|
|
|
где Qu — стоимость планера; QR— стоимость двигателя с систе мой подачи топлива; Q Q — стоимость емкостей (баков); QT — стоимость топлива.
171
Указанные стоимости можно выразить через веса и удельные стоимости [см. формулы (2. 1) и (2.2)]:
Qu і = яи №и |
А |
= a« |
,-p V G T«, |
(4. 45) |
||
Q , i - Ял |
|
= |
ax |
|||
|
,ТД |
|
|
|||
|
|
А |
|
|
|
|
Qn = qaiаг[Ат A |
= <4 (№ r iy°'Gi6i, |
|
||||
QTi= Яг P т А |
= |
ß r iK ii0JTi- |
|
В случае РДТТ Qa = Q a, для Ж РД Qe = Q«.
В уравнениях (4. 45) предполагается, что относительные веса
Рп г, Вд г и |
щ |
являются постоянными величинами. Однако, если |
в результате |
оптимизации уровни полетных весов ступеней С г |
или тяг двигателей оказались существенно отличающимися от тех, для которых были установлены указанные относительные веса, то следует сделать второе приближение с уточненными относительными весами.
Изложенная методика оптимизации топлива многоступенча
тых БЛА предназначена в основном для |
этапа предэскизного |
проектирования. Однако, делая два-три |
приближения, можно |
применять ее и для последующих этапов |
проектирования. При |
этом после каждого приближения следует уточнять относитель
ные веса |
конструкции, средние удельные импульсы и значе |
ние рт 0. |
Пример оптимизации топлива |
В целях иллюстрации методик оптимизации топлива для мно гоступенчатых БЛА, изложенных в данном разделе и в разд. 3, рассмотрим численный пример для двухступенчатого БЛА клас са ЗВ. Исходные данные берем применительно к БЛА, рассмот
ренному в разд. 1 гл. I. Двигатель |
первой |
|
ступени |
РДТТ, вто |
||||||||
рой Ж РД . |
|
|
|
|
|
|
|
I и работы [56] при |
||||
В соответствии с материалами разд. 1 гл./ |
||||||||||||
нимаем для 1-й ступени: pg) = 0,02, с учетом 5% неэффективного |
||||||||||||
остаткаg |
топлива, сіі = 0,5+ 1,5-0,05 = 0,575, |
|
= 220 с. Для |
2-й сту |
||||||||
пени принимаем весовые характеристики, |
1 |
|
|
разд. |
7 |
|||||||
|
принятые в |
|||||||||||
гл. I: p |
= 0,15, |
0 2 |
= 0,18, |
/ 2 |
cp = 255 с, |
ß* = 0,3. |
|
|
|
|
||
|
2 |
|
|
приближения |
разбивку |
по |
||||||
Принимаем |
в качестве первого |
|||||||||||
ступеням, принятую в разд. 7 гл. I, т. е. скорость разгона |
|
|||||||||||
|
|
|
|
І/1= 800 м/с. |
|
|
|
|
|
|
||
Следовательно, по формуле (1. 69) |
= 0,372. |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Н'т ѵі = |
|
800 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
9,81-220 |
|
|
|
|
172
Ввиду малого расхода топлива на преодоление аэродинамиче ского сопротивления и на набор высоты для ускорителей при нимаем приближенно
Р т А1“ Ь 1 4 x l ~ |
1 ( 4 |
Ѵ І У |
|
|
|
|
|||
тогда по формуле (1. 56) |
1— е-°>409=0,334, |
|
|
|
|
||||
JJ.t1= |
|
|
|
|
|||||
в разд. 7 гл. I |
(Х12 = 0,4252. |
|
|
|
|
|
|||
По формуле (4. 29), учитывая, что |
|
|
|
|
|
||||
/1= |
0,925, /а= |
1,075, |
|
0,38 |
|
||||
1_ |хт0 = (1 _ 0,334)0’925 (1 - |
0,4252ф075= |
|
|||||||
|
(аіО=0,62. |
|
|
|
|
|
|||
Находим по формуле (4. 34) |
|
|
|
|
|
- 3,66. |
|||
0,925 0,021,575 |
0,38 |
|
z - ^ — |
|
|
|
|||
|
|
1,075 — — |
11,075 |
|
|||||
+ 0,575 0,925 Г |
0 , 1 5 + 0 , 1 8 |
|
|
||||||
По формуле (4. 36) |
|
|
L |
|
1-18 |
J |
• |
|
|
3,66 |
=2,09. |
|
|
|
|
||||
'/.о ~ |
|
|
1_ |
|
|
|
|
||
|
3,662 — 1 |
|
|
|
х = |
%о |
= 2,09. |
||
Учитывая, что условие (4. 37) |
удовлетворяется, |
|
|||||||
При весовом критерии по формуле (4. 33) |
|
|
|
|
|||||
2,09-0,925 |
|
(1 — 0,02) — 1 |
|
|
|
|
|||
1 + |
2,09- |
|
|
|
|
|
|||
0,575 |
|
|
|
=0,217, |
|
|
|||
2,09-1,075 |
0,925— 1 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
----------------(1 — 0,15)— |
1 |
|
|
|
|
||||
1,18 |
|
ѵ |
’ |
=0,497. |
|
|
|||
Р-та : |
2,09-1,075— 1 |
|
|
Как видим, значения рт і и цт2 существенно отличаются от ис ходных.
Для оптимизации топлива по экономическому критерию вос пользуемся материалами по удельным стоимостям, приведенным
в разд. 7. 1гл. II: |
|
Ж РД |
и |
||
относительная стоимость конструкций двигателей |
|||||
РДТТ |
q*/ql= |
12,55, относительная стоимость жидкого |
и твер |
||
дого топлив, |
q*/q*= |
0,205 относительные стоимости топлива |
и |
||
|
173