Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти ограничения позволяют упростить формулу (4.38), освобо­ дившись от дробных степеней (/,•). С ошибкой для рт0 меньшей 3% можно принять

( 1_ ^ V h i ^ а.)'і ~ 1_

.

Обозначая

(4.41)

получим

(4.42)

Определив значения относительных весов топлива в ступе­ нях, можно определить время полета каждой ступени и их ско­ ростные режимы полета. При этом исходными данными должны быть заданные значения F Cp, Ѵк, hK, хк.

В целях повышения точности оптимизации целесообразно после определения рт j построить конструктивную схему, по ко­ торой уточнить относительные веса конструкции, баллистические коэффициенты и закон скоростей. После этого следует сделать оптимизацию второго приближения.

3.1. Оптимизация расхода топлива многоступенчатых ракет по экономическому критерию

В качестве экономического критерия оптимизации топлива многоступенчатых БЛА во многих случаях можно ограничиться производственной стоимостью БЛА. Однако в некоторых слу­ чаях этот критерий недостаточно точен. Например, в случае применения криогенных топлив, необходимо учитывать затраты на компенсацию испаряющегося топлива. Правда, этот учет мож­ но сделать путем введения удельных стоимостей топлива с уче­ том необходимости пополнения БЛА топливом в течение опре- \ деленного интервала.

Характерным методическим примером оптимизации топлива многоступенчатых ракет по экономическому критерию является методика, изложенная в работе (52]. В этой работе методика излагается на примере оптимизации трехступенчатой ракеты-но­ сителя для выхода в космос. В начале составляется функция стоимости, которая содержит 24 переменных параметра. Далее устанавливается ряд ограничений.

Функция стоимости представляется как сумма произведений рассматриваемых параметров в дробных степенях. Например,, стоимость производства конструкции первой ступени (без двига­ телей) представляется в виде

К = 330,ОбІЛ'О-3322^ ! , 5935^ 0, 2362^ 0, 1079^ 0, 1616f

170


где значения X последовательно соответствуют весу конструкции ступени, относительному весу первой ступени, весу топлива, дли­ не ступени, количеству двигателей на первой ступени.

Основными источниками для получения коэффициентов и по­ казателей степени служили эмпирические материалы фирмы «Локхид», НАСА и других организаций; эти материалы были подвергнуты корреляционному анализу в соответствии с приня­ той методикой.

Оптимизация всех параметров проводилась на ЭЦВМ мето­ дом последовательной минимизации с учетом ограничений. Не­ трудно видеть, что предлагаемая методика является весьма гро­ моздкой, трудоемкой и требует большого времени счета.

Излагаемая ниже методика оптимизации топлива многосту­ пенчатых ракет по экономическому критерию учитывает как ве­ совые особенности каждой ступени, так и аэродинамическое со­ противление и может применяться как для атмосферных БЛА, так и для космических БЛА. В случае оптимизации двухступен­ чатых ракет не требуется применения ЭЦВМ .

Методика -оптимизации базируется на экономическом крите­ рии, за который принимается суммарная стоимость конструкции и топлива. Функция стоимости приводится к (п — 1) независи­ мым переменным, где я — количество ступеней. В случае двух­ ступенчатого БЛА функция стоимости приводится к одному пере­ менному, поэтому легко минимизируется ручным счетом.

Вначале необходимо найти значение величины ртоЗатем за­ даются несколькими значениями рт * всех ступеней, кроме од­ ной, для которой значение рт определяют с помощью уравнения связи (4. 35), т. е.

Ни

п ~

1

1 —

ИтО

 

 

(4.43)

 

П (1 -

щ

і)'1

 

 

В выражении (4.43)

 

1

 

вес

топлива

определяется

относительный

л-й ступени, но возможно определение любой ступени.

 

Имея значения рт, для всех ступеней, определяют веса сту­

пеней, а затем стоимость конструкции и топлива

БЛА

(QK. т),

при этом -

 

 

 

 

 

 

 

QK.T=

2

(Фд;“ЬФб/ + 0б/ + Фт/)>

 

(4.44)

 

 

і =і

 

 

 

 

 

где Qu — стоимость планера; QR— стоимость двигателя с систе­ мой подачи топлива; Q Q — стоимость емкостей (баков); QT — стоимость топлива.

171


Указанные стоимости можно выразить через веса и удельные стоимости [см. формулы (2. 1) и (2.2)]:

Qu і = яи №и

А

= a«

,-p V G T«,

(4. 45)

Q , i - Ял

 

=

ax

 

,ТД

 

 

 

 

А

 

 

 

 

Qn = qaiаг[Ат A

= <4 (№ r iy°'Gi6i,

 

QTi= Яг P т А

=

ß r iK ii0JTi-

 

В случае РДТТ Qa = Q a, для Ж РД Qe = Q«.

В уравнениях (4. 45) предполагается, что относительные веса

Рп г, Вд г и

щ

являются постоянными величинами. Однако, если

в результате

оптимизации уровни полетных весов ступеней С г

или тяг двигателей оказались существенно отличающимися от тех, для которых были установлены указанные относительные веса, то следует сделать второе приближение с уточненными относительными весами.

Изложенная методика оптимизации топлива многоступенча­

тых БЛА предназначена в основном для

этапа предэскизного

проектирования. Однако, делая два-три

приближения, можно

применять ее и для последующих этапов

проектирования. При

этом после каждого приближения следует уточнять относитель­

ные веса

конструкции, средние удельные импульсы и значе­

ние рт 0.

Пример оптимизации топлива

В целях иллюстрации методик оптимизации топлива для мно­ гоступенчатых БЛА, изложенных в данном разделе и в разд. 3, рассмотрим численный пример для двухступенчатого БЛА клас­ са ЗВ. Исходные данные берем применительно к БЛА, рассмот­

ренному в разд. 1 гл. I. Двигатель

первой

 

ступени

РДТТ, вто­

рой Ж РД .

 

 

 

 

 

 

 

I и работы [56] при­

В соответствии с материалами разд. 1 гл./

нимаем для 1-й ступени: pg) = 0,02, с учетом 5% неэффективного

остаткаg

топлива, сіі = 0,5+ 1,5-0,05 = 0,575,

 

= 220 с. Для

2-й сту­

пени принимаем весовые характеристики,

1

 

 

разд.

7

 

принятые в

гл. I: p

= 0,15,

0 2

= 0,18,

/ 2

cp = 255 с,

ß* = 0,3.

 

 

 

 

 

2

 

 

приближения

разбивку

по

Принимаем

в качестве первого

ступеням, принятую в разд. 7 гл. I, т. е. скорость разгона

 

 

 

 

 

І/1= 800 м/с.

 

 

 

 

 

 

Следовательно, по формуле (1. 69)

= 0,372.

 

 

 

 

 

 

 

Н'т ѵі =

 

800

 

 

 

 

 

 

 

 

9,81-220

 

 

 

 

172


Ввиду малого расхода топлива на преодоление аэродинамиче­ ского сопротивления и на набор высоты для ускорителей при­ нимаем приближенно

Р т А1“ Ь 1 4 x l ~

1 ( 4

Ѵ І У

 

 

 

 

тогда по формуле (1. 56)

1— е-°>409=0,334,

 

 

 

 

JJ.t1=

 

 

 

 

в разд. 7 гл. I

(Х12 = 0,4252.

 

 

 

 

 

По формуле (4. 29), учитывая, что

 

 

 

 

 

/1=

0,925, /а=

1,075,

 

0,38

 

1_ |хт0 = (1 _ 0,334)0’925 (1 -

0,4252ф075=

 

 

(аіО=0,62.

 

 

 

 

 

Находим по формуле (4. 34)

 

 

 

 

 

- 3,66.

0,925 0,021,575

0,38

 

z - ^ —

 

 

 

 

 

1,075 — —

11,075

 

+ 0,575 0,925 Г

0 , 1 5 + 0 , 1 8

 

 

По формуле (4. 36)

 

 

L

 

1-18

J

 

3,66

=2,09.

 

 

 

 

'/.о ~

 

 

1_

 

 

 

 

 

3,662 — 1

 

 

 

х =

= 2,09.

Учитывая, что условие (4. 37)

удовлетворяется,

 

При весовом критерии по формуле (4. 33)

 

 

 

 

2,09-0,925

 

(1 — 0,02) — 1

 

 

 

 

1 +

2,09-

 

 

 

 

 

0,575

 

 

 

=0,217,

 

 

2,09-1,075

0,925— 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------(1 — 0,15)—

1

 

 

 

 

1,18

 

ѵ

=0,497.

 

 

Р-та :

2,09-1,075— 1

 

 

Как видим, значения рт і и цт2 существенно отличаются от ис­ ходных.

Для оптимизации топлива по экономическому критерию вос­ пользуемся материалами по удельным стоимостям, приведенным

в разд. 7. 1гл. II:

 

Ж РД

и

относительная стоимость конструкций двигателей

РДТТ

q*/ql=

12,55, относительная стоимость жидкого

и твер­

дого топлив,

q*/q*=

0,205 относительные стоимости топлива

и

 

173