Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
|
% |
Т а б л и ц а |
5. 1 |
|
|
|
отказов |
% отказов |
|
Системы |
тля одного |
для группы |
||
Системы наведения и управления |
БЛА [106] |
БЛА |
[95] |
|
................................ |
43,4 |
30,7 |
||
Электросистема........................................................................... |
|
10,1 |
6 , 6 |
|
Двигательная установка, включая |
гидропневмо |
19,2 |
30,8 |
|
системы .................................................................................................. |
|
|||
Топливная система . . . . |
................................ |
13,5 |
19,8 |
|
К орпус................................................................................................. |
|
13,8 |
12,1 |
чества БЛА. Отсюда следует, что особенно важно обратить вни мание на надежность, закладываемую при проектировании.
Из приведенных в табл. 5. 1 цифр следует, что наибольшее внимание должно уделяться надежности систем наведения и уп равления. Однако отсюда не следует делать вывод, что наиболее строгие требования по надежности должны предъявляться раз работчикам систем наведения и управления. Дело в том, что значительная часть, если не большая часть, «вины» за отказы этих систем лежит на разработчиках летательного аппарата.
Причинами снижения времени безотказной службы аппара туры на корабле являются вибрации и ударные нагрузки. Оче видно, что одной из задач конструктора корабля по повышению надежности аппаратуры, применяемой на корабле, является уменьшение указанных нагрузок или, по крайней мере, установ ка соответствующих демпферов и амортизаторов.
На самолетах вибрационные и ударные нагрузки могут быть больше, чем на кораблях. Поэтому влияние этих нагрузок на надежность еще более значительно. При этом время безотказ ной работы зависит от типа самолета. Например, на самолетах СШ А среднее время безотказной работы связного блока AN/ARC-27 составляло: на бомбардировщике В-36— 183 ч, на бомбардировщике В-47 — 77 ч, на истребителе S2F — 32 ч. Бом бардировщик В-36 был поршневой, а В-47 реактивный. Наиболь шие нагрузки в полете были у истребителя. В данном случае, кроме нагрузок, имела также значение частота включения аппа ратуры, так как среднее время продолжительности одного поле та указанных самолетов было соответственно: 13,3 ч, 6,6 ч и 2,2 ч.
Существенное сокращение времени безотказной работы в по лете наблюдается и при испытаниях отдельных элементов радио аппаратуры. Так, например, средний срок службы стандартных и
миниатюрных радиоламп в полете в 50 раз меньше, чем на зем ле [50].
180
Влияние возникающих в полете нагрузок на время безотказ ной работы БЛА значительно. Так по работе [25] среднее время безотказной работы аппаратуры на БЛА в 4 раза меньше, чем на самолетах.
Заметим, что по сравнению с временем безотказной работы аппаратуры в лаборатории, в полете на БЛА это время по рабо те [36] в 400 раз меньше. Отсюда видно, каковы возможности повышения надежности бортовой аппаратуры для конструкто ров БЛА.
На эффективность и надежность аппаратуры, особенно радио электронной, существенное влияние оказывает температура. Так, например, при повышении окружающей температуры частота от казов радиоламп согласно работе [103] увеличивается пропорцио нально шестой степени абсолютной температуры. Следователь но, при увеличении окружающей температуры, например, на 50°, принимая за номинальную 20° С, получим увеличение частоты отказов в 2,57 раза. Аналогично, по работе [71] такое увеличение температуры повышает частоту отказов пленочных сопротивле ний в 3 раза.
2.ВЕСОВОЙ ЭКВИВАЛЕНТ НАДЕЖНОСТИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДУБЛИРОВАНИЯ
Повышение надежности какой-нибудь детали или агрега та ведет к снижению величины затрат на выполнение целевой задачи Qq. 3. Однако экономические затраты на мероприятия по повышению надежности ведут к повышению величины Qu. 3.
Очевидно, повышать надежность целесообразно в том случае, если мероприятия по повышению надежности будут вызывать суммарные затраты, не превышающие экономии от повышения надежности. Исходя из общего экономического критерия, т. е. из затрат Оц. з на выполнение целевой задачи, очевидно, повышать надежность целесообразно в том случае, если
dQn.3 ^ о dRA ^
Предполагается, что функция Qu. 3 является непрерывной по от ношению к величине Яя.
Предельно целесообразные затраты на повышение надежно сти должны удовлетворять уравнению
Q n . |
з |
(5.1) |
ddRjy |
Очевидно, что при dQ4. 3ldRn> 0 повышение |
надежности детали |
или агрегата — нецелесообразно. Учитывая, |
что величина Qy. 3 |
181
является функцией числа снарядов пс, необходимых для выпол нения целевой задачи с заданной вероятностью, вероятности вы полнения целевой задачи одним снарядом Р і и величины затрат Q п на один вылет, можно написать
dQn.3 __ д |
Qu.3 |
д п с |
d P \ |
I |
d Q в __ Q |
|||
dRx |
дпс |
дРі |
|
dRx |
dQH |
dR^ |
||
Обозначим |
|
|
|
|
|
1 |
д п с |
(5.2) |
так как |
|
|
Qu з |
7 |
7 р " |
|||
то, следовательно, |
|
|
^CQB’ |
|
||||
dQn.3 |
|
Q |
|
dQtl.3 |
|
|||
|
|
__ |
|
|
|
|
|
|
|
dnc |
~ |
|
Ѵ |
в ’ |
dQ |
|
|
Учитывая эти выражения, приведенное выше уравнение после
деления на |
пс |
можно представитьdQB |
в виде |
|
|
(5.3) |
||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
d P l |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
dR, |
*QB dR, |
|
|
|||
Затраты на вылет |
QB |
связаны с надежностью детали |
R R |
че |
||||||||
рез вес детали |
Ga |
ив __стоимость деталид .<2Д, следовательно,д |
|
|
||||||||
dQ |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
dQe |
dGn |
dG |
ÖQB |
dQ |
|
|
||
|
|
|
d R x |
ÖGQ |
5 0 д |
д Р л |
dQÄ |
d R Â |
|
|
Так как нам нужно найти предельно целесообразные затра ты на повышение надежности, то будем их определять прибли женно. В связи с этим пренебрегаем экономическим и частично весовым масштабным эффектом. Тогда, учитывая, что
dQ |
д {q*Gк + |
GT= fxTG0, |
q rG.r) |
||
в |
öG |
|
ÖG0 |
о |
|
по формуле (2. 17) |
dGp |
|
|
д О л |
Л - |
182
В случае нахождения анализируемой детали в т -й ступени, зна чения рк, рт и /р должны определяться с учетом всех предшест вующих ступеней, т. е.
|
V Q |
I. |
Gn |
|
|
|
|
1— S |
G |
|
||
|
|
х: '~ІК |
2 |
От |
|
|
|
р |
|
|
Gn |
|
IV |
|
1 |
V |
1 |
|
’ |
/ |
|
|
|||
|
Ön |
|
|
Gn |
|
|
m+1 |
|||||
Так как |
|
|
или / |
1 + ß<£— C |
|
|
GrlH |
|
|
|||
|
|
Q = 2 & + Q * . |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Qi |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
B |
|
Qn, |
|
|
|
|
|
|
|
причем значения |
|
не зависят от |
то |
|
|
|
|
|
|
|||
|
: 1. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Следовательно, dQn |
|
dQB |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
dQ.t |
|
|
|
л |
! |
|
|
|
|||
:/ р(^ А + ^ т!ат) |
dG |
dQÂ |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
dR:, |
|
|
Вероятность выполнения целевой задачи одним снарядом можно представить в виде
Р і
P i = R* -R,
где величина Рі/і?д не зависит от Яя, поэтому
dPi |
Рі |
dRA |
R, |
С учетом найденных выражений, уравнение (5. 3) примет вид
dG |
|
dQn |
_ ф |
р |
dRA |
(5.4) |
/ р ( ^ А + ^ т ^ т ) QB |
QB |
1 |
Яд |
|||
|
д |
Y |
|
При малых изменениях, входящих в это выражение величин (AGyQB, АQH/QB, ARn/RR), относительное изменение веса детали будет
Чв *fPi |
А#д |
(5. 5) |
|
Яд |
/р ( ЯкР-к + ?Тіат)
здесь через |
обозначены средние удельные затраты на вылет |
Q B
<7в Go
Величина (A G Ä/G0)3KB является весовым эквивалентом изме нения надежности. Это означает, что увеличение надежности де-
183