Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
3. 1. Оптимальная надежность деталей
Рассмотрим случай отдельных деталей, в частности радио электронных. Затраты на деталь можно разбить на две части. Одна часть затрат определяется минимальными затратами на производство детали, обеспечивающими функционирование де тали, т. е. выполнение ею целевого назначения, хотя бы с неболь шой надежностью. Вторая часть затрат служит для достижения определенной надежности. В процессе производства эти две группы затрат могут реализоваться одновременно или вторая группа после первой. Следовательно,
Qn= Фдо + /я (^д)-
Надежность зависит от двух основных факторов — интенсив ности отказов и времени работы детали. Очевидно, что затраты на повышение надежности должны идти на уменьшение интен сивности отказов, так как время работы детали определяется временем работы системы. Поэтому
/*(Яд ) = /*№•
Функция Д (Я) должна удовлетворять следующим условиям
/*(ДпаХ)=°. /х(0)=СО,
где Яшах — интенсивность отказов, соответствующая только за тратам <2до. Простейшей функцией, удовлетворяющей указанным условиям,является
/ х(Х )= д |
l) . |
Воспользуемся приведенными выше соотношениями для дета лей электронной аппаратуры военной промышленности СШ А и примем:
при |
- >тах- = 3 значение- ^ - = 2,3. |
В этом случае а =0,65 QHÜ. Следовательно,
1+ 0,65 (±22- |
(5. 22) |
Уравнение (5. 15) при этом можно преобразовать, учитывая,
что
^ ,. 1 |
т + да |
dQK |
dQ% |
’ |
dR, |
dl т1 |
где т — время работы детали на ЛА. Тогда по (5. 15)
- ^ - = |
--------1---- |
ÜP Q . |
(5. 23) |
dl |
1-ХоптТ |
‘ 1 в |
|
190
С учетом выражения (5. 22) получаем уравнения для Я0Пт
0 ,6 5 Q ,.0X |
ТАОПТ |
. - |
дО'лпах' |
1 АпптТ W |
Решая это уравнение, находим
X |
Q« |
|
/ |
1+ 6,15 |
Q. |
фРі |
(5. 24) |
|
опт-=0,325-^- |
фР1 |
Q Äо |
Хтахт |
|||
|
|
|
|
|
|
Для случая деталей или отдельных блоков под корнем можно пренебречь единицей, а за корнем в скобках (—1), тогда
лдет = |
0,805 \ |
/ |
фP IT . |
(5.25) |
опт |
V |
QB |
|
|
Уравнения (5.24) и (5.25) имеют ту практическую ценность, что позволяют предъявить поставщикам деталей и блоков обо снованное требование к их надежности из соотношения интенсив ности отказов и стоимости для радиоэлектронных деталей, при нятого выше. В реальных условиях следует иметь это соотноше ние для конкретных деталей или блоков.
Пример. Определим оптимальную надежность миниатюрной радиолампы
для БЛА класса ЗВ типа «Боумарк»-В. Принимаем, согласно |
сведениям, |
|||||||||||
приведенным в статьях ,[94] и |
[101]: |
|
|
о |
= 4,85-ІО5. Согласно |
работе [36] |
||||||
высокий |
уровень интенсивности |
|
QBIQa |
|
|
|
условиях Хт ах = |
|||||
отказов |
в лабораторных |
|||||||||||
= 1,5 |
-ІО-5. |
Ориентировочно принимаем |
Р, = |
0,8. |
Тогда по |
формуле |
(5.9) |
|||||
ф = 3,12. |
Используя материалы, |
приводимые |
в |
[97] и [76], |
принимаем |
время |
полета 0,24 ч.
Значения интенсивностей отказов, полученные в лабораторных условиях, согласно справочнику [36] следует для ракет умножить на 400 (см. рис. 13 справочника), тогда
*Lx = 6-io-3.
По формуле (5.25) находим
ХР„Т= 1,16-10-4.
Для отработки и приемки данной радиолампы в лабораторных условиях сле дует иметь интенсивность отказов
XоптР |
0,29-10-5. |
[36] относится |
к верхне |
|
Такой режим надежности по классификации |
СШ А |
|||
му уровню надежности, который в |
10 раз |
выше |
стандартного |
военного |
уровня. |
|
|
|
|
Следует заметить, что для БЛА, имеющих малое время полета и не очень высокую стоимость, требования к надежности могут быть существенно ниже. Например, для БЛА «Терьер» того же класса, что и «Боумарк», но имеющего меньшие дальность и стоимость, значения исходных данных по материалам [101] и [12] следующие:
— =4,17-103, т = 0,0061 ч.
Одо
191
Принимая остальные данные, входящие в формулу (5.20), те же, что для «Боумарк», получаем
С г = 0,62.10-5 '
Эта интенсивность отказов по упомянутой выше классификации относится к стандартному военному уровню надежности.
3. 2. Оптимальная надежность БЛА
БЛА является сложной системой и его оптимальная надежпость может определяться по формуле, аналогичной (5.15), а именно
dQB __ |
Ф-PIQB |
(5.26) |
dR ~ |
R |
|
Необходимо напомнить, что в формуле (5.26) предполагается, что при изменении надежности вес БЛА не изменяется. Однако БЛА отличается от бортовых систем тем, что БЛА является со вокупностью различных систем, отличающихся как принципи альной схемой работы, так и технологическими основами их про изводства. В бортовой комплекс БЛА входят системы: механи ческие (каркас, механическое управление), гидропневматиче ские (топливная система, система привода рулевого управления, система привода гироскопов), газодинамические (реактивные двигатели, газодинамические приводы генераторов электриче ского тока, рулевого управления), электромеханические (гене раторы, электромоторы, коммутационные системы), электрохи мические (химические источники тока), электронные (автопило ты), радиоэлектронные (системы наведения) и др.
Все бортовые системы БЛА имеют обычно различный уровень надежности. Одни системы имеют уровень надежности 0,9999, а другие 0,9. Следовательно, общая надежность БЛА является комплексной величиной. Кроме того, и стоимости различных си стем различны: механические системы обычно имеют меньшие удельные стоимости, радиоэлектронные системы, а также гиро скопические системы имеют высокие удельные стоимости, однако механические системы имеют большие веса, чем радиоэлектрон ные системы.
Первые БЛА, вышедшие из производства, обычно имеют не высокую надежность. Например, в.статье Бутца [75] указывает ся, что надежность ракет-носителей к 10— 15 запуску не пре вышает 50%. Как видно из иностранных источников, в некото рых случаях надежность БЛА вначале летных испытаний бывает и ниже (см. разд. 1).
Для доведения надежности БЛА до приемлемого уровня при ходится делать значительное количество запусков БЛА, в процес се которых выявляются причины тех или иных отказов и уточ няются характеристики БЛА. Например, для первых вариантов
192
БРДД было проведено в СШ А следующее количество экспери ментальных запусков: «Титан» 1—47, «Минитмен» 43, «Поларис» А-1 — 42 [85]. Для маневренных БЛА, имеющих более слож ную систему наведения и подвергающихся в полете более слож ным атмосферным и радиоэлектронным воздействиям, потребное количество БЛА, необходимое для доведения надежности до приемлемого уровня, получается значительно больше.
Например, при отработке-БЛА класса МВ «Сислаг» (Англия) было запущено 200 снарядов. Запуск производился с корабля [112]. При отработке БЛА класса ВВ «Матра» 530 было запу щено 234 снаряда [131].
Анализ надежности БЛА продолжается и в процессе трени
ровочных запусков. Например, в СШ А |
в течение |
1964 г. ВВС |
произвели около 5000 тренировочных |
запусков |
авиационных |
БЛА [74]. |
|
|
Отработка надежности с помощью летных испытаний требу ет значительного времени, а следовательно, и средств. Напри мер, экспериментальные летные испытания .БРБД «Першинг» проводились в течение более 3 лет. При этом было произведено 52 запуска [84].
Значительное количество экспериментальных запусков для повышения надежности и большая их стоимость (включая стои мость необходимого оборудования и содержания обслуживаю щего персонала) ведет к существенному увеличению средней стоимости одного БЛА, выпускаемого для целевой эксплуатации (предполагается, что стоимость отработки надежности расклады вается на эксплуатационные БЛА).
Для математического определения оптимальной надежности положим, что вылет эксплуатационного БЛА, включая и распре
деленные затраты на повышение надежности от |
= 0,5 до |
R = |
0,8 |
||||||
стоит |
|
Q B 0,8 — |
к, |
|
|
|
|
(5.27) |
|
где Q3K — средняя стоимость |
K R Q S |
|
|
|
|
БЛА |
|||
вылета эксплуатационного |
|||||||||
без учета затрат на повышение надежности; |
K R |
— коэффициент |
|||||||
повышения стоимости вылета БЛА |
при доведении надежности |
||||||||
от /? = 0,5 до |
R = |
0,8. Коэффициент |
K R |
характеризует Есе затра |
|||||
|
|
ты на повышение надежности, разложенные на эксплуатацион
ные БЛА; точнее |
K R |
характеризует |
интенсивность |
роста' за |
трат при увеличении надежности. |
|
надежности |
||
Принимаем зависимость стоимости вылета от |
||||
БЛА в форме (5. 19) |
|
|
|
|
следовательно, K R= |
1- f с ln -1— 0,8 |
1+1 0,916с, |
|
|
к |
|
|
||
|
|
— |
|
|
7 |
3 1 2 5 |
193 |
отсюда |
с = |
\ ,09(kR— |
1). |
|
|
|
|
Таким образом, |
|
|
|
|
- ] . |
(5. 28) |
|
С?в= 0 ,к [і + |
1,09(АГл -1 )1 п г^ |
||||||
Дифференцируя это выражение по R |
и учитывая |
формулу |
|||||
(5. 26), находим |
R |
In |
10,5 |
|
0,92 |
1 |
(5.29) |
|
1(1 - Ä) |
K |
|||||
|
|
|
— R |
|
R - |
|
|
Из этого уравнения можно найти значение оптимальной надеж ности. Уравнение решается графо-аналитическим методом.
При выводе уравнения (5. 29) предполагалось, что после про ектирования и постройки первых экземпляров БЛА их надеж
Ronm |
|
|
|
|
|
|
|
|
ность Д0 = 0,5. |
послёдова- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В случае |
||||||
0,9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельного |
|
запуска |
БЛА |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(последующий |
|
БЛА |
за |
||||
0,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пускается, если |
предыду |
||||||
|
|
4 |
|
с |
|
^ |
|
|
|
щий не выполнил целевую |
|||||||
0,7 - |
і- - |
- |
- |
|
- |
- |
- - |
- |
задачу) |
с учетом форму |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лы (5.7) |
уравнение (5.29) |
||||||
0,6 |
1,0 |
і |
1,0 |
1,6 |
|
1,8 |
2,0 |
2,2 |
KR |
будет |
|
0,5 |
|
0,92 |
|
||
0 , 5 |
1,21 |
|
1 |
ln |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— R |
|
1—R |
Кц- l |
|
|||
|
|
|
рис |
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
(5. 30) |
||||
|
|
|
5 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 5.2 приведена за |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
висимость |
(кривая |
А |
) |
||||
|
|
|
|
K R |
|
|
|
|
|||||||||
от коэффициента |
|
|
|
при |
|
|
оптимальной |
надежности |
|||||||||
|
|
|
последовательных |
|
запусках. |
Если |
|||||||||||
/Сн>1,9, то надежность нецелесообразно повышать |
(в том слу |
||||||||||||||||
чае, если начальная надежность была 0,5). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
В случае залпового запуска БЛА, при |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
=0,9, |
|
|
|
|
|
|
|
зависимость R 0пт от K R на рис. 5. 2 представлена кривой В. Здесь величина Рц. н — вероятность выполнения целевой задачи с по мощью целевой нагрузки без учета надежности ЛА и противо действия. В этом случае диапазон значений K R , при котором мож но повышать надежность, шире: K R <22,26.
194