Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В работе [102] приводится для зенитной ракеты зависимость стоимости в условных единицах от вероятности попадания в цель в форме

Q = 2Н----- — ---- .

1— Р \ ( 1 - Р і ) 2

Так как в этом выражении противодействие не учтено, то при­ нимая значение Р ц. н = 0,9 и пользуясь приведенной формулой, найдем

K R = Q ™ = 1,42.

Для этого значения K R стрельбе

*Q O,5

п о графику В рис. 5. 2 при задпоівой

Допт=0,92.

На величину оптимальной надежности боевых БЛА сущест­ венное влияние оказывает возможное противодействие против­ ника. С учетом противодействия

На рис. 5. 2 кривая

Рі

Д(1

Р

пр)

Р

ц. и-

С

 

 

 

характеризует зависимость оптимальной

надежности от величины

K R

при залповом запуске, полученной

 

по формуле 5. 29 в случае противодействия РПр = 0,5 и Р ЦЛІ = 0,9. Как видно, при указанном противодействии оптимальная надеж­ ность существенно снижается. Например, для рассмотренного примера при /Сд=1,42 Р Опт = 0,8. В случае последовательных за­ пусков противодействие не оказывает влияние на величину опти­

мальной надежности, так как величина

Р

і в формулу

(5.30)

не входит.

 

входящую в формулы

(5.29)

и (5.30),

можго

Величину

K R ,

определить,

исходя из количества пл. и

БЛА,

подвергающихся

летным испытаниям, необходимых для повышения

надежности

от 0,5 до 0,8. Если

пэк

количество БЛА, предполагаемых к выпу­

ску для эксплуатации, то

,

(5.31)

 

K R= \ + m

 

 

 

Qэк

я зк

где Qn.u — средняя стоимость вылета одного БЛА из партии, предназначенной для летных испытаний (без затрат на повы­ шение надежности); QgK — средняя стоимость вылета одного БЛА из партии, предназначенной для эксплуатации (без затрат на повышение надежности); т — коэффициент, характеризую­ щий затраты на проведение экспериментальных летных испыта­ ний, отнесенные к величине Q n.

7*

195

 


Принимая 80%-ную закономерность освоения БЛА в произ­ водстве и при пусках (см. разд. 2.2), можно представить отно­ сительные стоимости в виде

Qi

_

п

1

(5.32)

Q n

 

 

 

 

Q„ — стоимость выле­

 

 

 

1'г

 

где Qi — стоимость вылета первого БЛА;

та га-го БЛА.,

 

 

 

 

 

Средняя стоимость одного БЛА при большом количестве га

может быть выражена в формеz

П

Qcp

= n

п

 

~о7

2

 

ИЛИ

Z = I

 

2_

1

Q cp__ з

п3

 

 

 

п1

 

Следовательно,

Qi ~

2

— 1

 

 

 

Qa

ІДЛэк-1)

Ѵгл.и /

Q.:

к

Ч (пл.и — Б

/ Я ЭК у

 

 

 

 

(5. 33)

(5.34)

Формула (5.34) получена на основе формулы (5.32), в кото­ рой показатель степени у величины я равен 1/3. При очень боль­ ших количествах яэк показатель степени, характеризующий осво­ ение технологического процесса, уменьшается. Например, в рабо­ те [48] указывается на возможные значения показателя степени

уга в интервале 0,18—0,25.

3.3.Экономика надежности при проектировании

Впредыдущем разделе принималась начальная надежность До = 0,5. Возникает вопрос: не целесообразно ли затратить сред­ ства на наземную отработку БЛА и на соответствующую органи­ зацию проектирования с тем, чтобы повысить начальную надеж­ ность и таким образом сократить затраты на проведение летных экспериментальных испытаний?

Для ответа на поставленный вопрос, определим допустимые дополнительные затраты AQnp на проектирование — для повыше­ ния надежности от 0,5 до До-

Затраты на все летные испытания для повышения надежно­

сти от 0,5 до R можно представить согласно формуле (5. 19) в виде

196


Коэффициент с определяем из условия, что при R = 0,8

^Ел.И

см. (5.27) и последующий текст. Тогда

с = 1,09Q2JI и= 1,09(ATÄ— 1)<3ЭК ЭК,

где пш — количество БЛА, предполагаемых в эксплуатации. Сле­ довательно,

д ,л.и= і , 0 9 ( ^ - і ) д э Л к і п А | - .

Если мы хотим повысить надежность от 0,5 до R0, то затраты на летные испытания

Q s.,„= 1,09

(KR -

1) Qs ln - ^ 4R- ,

 

 

1—

Q

 

 

 

где обозначены суммарные затраты на производство эксплуата­ ционных (серийных) БЛА

^ эіЛ эк-

Затраты на повышение надежности от 0,5 до RQ в процессе проектирования (организация проектирования и производства, наземные испытания) могут быть

AQnp

<1,09(/Г*-1)1п

0,5

(5. 35)

Qs

1—/?о

Например, если необходимо обеспечить в процессе проектиро­ вания повышение надежности от 0,5 до 0,6, то можно затратить

AQnp < 0,243{KR- \ ) .

Qj

Если /Сн=1,5 (см. рис. 5.2), то AQnp/Qs ^0,12.

Повышение надежности в процессе проектирования для круп­ ных или сложных БЛА является весьма целесообразным, даже, если на это требуются огромные средства, удовлетворяющие ус­ ловию (5. 35).

4ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

ИЕЕ ОПТИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Все процессы и конструкции практически нельзя реализовать с абсолютной точностью, т. е. нельзя выдержать точными пара­ метры, характеризующие те или иные стороны процесса или конструкции. Рассеивание величин параметров носит случайный характер, причем во многих случаях рассеивание параметров под­ чиняется нормальному закону.

197


Если установлена численная величина какого-нибудь пара­ метра, то очевидно, что при отклонении параметра от номиналь­ ного значения будет иметь место или нулевой эффект или отри­ цательный. Под нулевым понимается такой эффект, который не приводит ни к повышению качества ЛА, ни к снижению. При отрицательном эффекте качество ЛА снижается. Положительно­ го эффекта от рассеивания параметров не может быть. Действи­ тельно, если бы изменение параметра в ту или иную сторону вело к повышению качества, то конструктор использовал бы это свой­ ство.

Например, при увеличении в'еса какой-нибудь детали БЛА скорость и соответственно дальность его полета уменьшаются, и, следовательно, качество БЛА снижается. При уменьшении веса, наоборот скорость и дальность полета увеличиваются, но качест­ во БЛА при этом для эксплуатации не повышается, так как это изменение качества не используется, т. е. БЛА не будет запу­ скаться на дальность, большую номинальной.

Следует заметить, что получившееся в производстве уменьше­ ние веса детали ведет обычно к снижению прочности и поэтому не может быть принято для номинального значения.

Из сказанного следует, что рассеивание параметров процес­ сов или конструкций ведет, как правило, к снижению качества БЛА. Однако снижение качества до некоторых пределов допу­ скается, потому что ущерб от этого будет меньший, чем ущерб от мероприятий, предотвращающих указанное снижение каче­ ства.

Так как рассеивание параметров носит случайный характер, то, очевидно, снижение качества вследствие рассеивания следу­ ет характеризовать вероятностью обеспечения того или иного качества. Условную вероятность выполнения задачи при рассеи­ вании параметров называют параметрической надежностью. При этом условно принимается, что при рассеивании, равном нулю, параметрическая надежность равна единице. В дальнейшем па­ раметрическую надежность по параметру £ будем обозначать символом Параметрическая надежность — одна из составля­ ющих эффективности.

В данной работе мы будем рассматривать только те парамет­ ры, которые характеризуют конструкцию и энергетику самого летательного аппарата и его двигательной установки. В целях упрощения выводов и конкретизации решений рассмотрим влия­ ние рассеивания одного параметра. Имея методику определения параметрической надежности для одного параметра, нетрудно определить параметрическую надежность для нескольких неза­ висимых параметров.

При определении параметрической надежности можно исхо­ дить как из общей целевой задачи, возникающей для БЛА, так из частных задач. Если исходить из целевой задачи БЛА, то пара­ метрическая надежность должна непосредственно влиять на ве-

198


роятность выполнения целевой задачи. Если Я15 — вероятность выполнения целевой задачи одним БЛА с учетом параметриче­ ской надежности параметра |, то

где

Р 1

 

Я 1е= / у ? Е,

(5.36)

R^

— вероятность выполнения целевой задачи

одним БЛА

при

 

=

1.

 

 

 

 

Достижение параметрической надежности Д £ = 1 практически невозможно, так как для этого необходимо обеспечить рассеи­ вание параметра, равное нулю. Уменьшение рассеивания пара­

метра

путем

отбраковки

или

 

до­

 

 

 

 

водки

конструкции

требует затрат,

 

 

 

 

которые при приближении

R^

к

еди­

 

 

 

 

нице должны увеличиваться до бес­

 

 

 

 

конечности, если невозможно

прак­

 

 

 

 

тически устранить

рассеивания

 

па­

 

 

 

 

раметра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зна­

 

 

 

 

Очевидно, что чем меньше

 

 

 

 

чение

Rt

 

, тем

 

больше

потребуется

 

 

 

 

БЛА для выполнения целевой за­

 

 

 

 

дачи

 

с заданной вероятностью Рц.3.

 

 

 

 

Следовательно,

 

должно

 

существо­

 

 

 

 

вать

 

оптимальное

значение

Rs,

0Пт,

 

 

 

 

при

котором

суммарные

 

затраты

 

 

 

 

Qu

на выполнение целевой

задачи

 

 

 

 

.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

будут минимальны.

 

 

 

 

 

мысль

 

 

 

 

На

рис. 5.3

 

высказанная

 

 

 

 

иллюстрируется

 

графически

(каче­

 

 

 

 

ственно) . Здесь

Qotini

— суммарные затраты на

вылет

количе­

ства

 

 

БЛА, считая затраты

Qo

на вылет одного БЛА, соответ­

ствующие

R t = R t

о-

Значение AQg соответствует

затратам на

повышение величины параметрической надежности от

R^o,

соот­

 

 

ветствующей традиционным условиям производства и поставки до R^. Величина пщ соответствует среднему количеству БЛА, необходимому для выполнения типовой целевой задачи с вероят­

ностью

Р

ц.з при значении параметрической надежности

R^.

Из рис. 5. 3 следует, что повышение параметрической надеж­

ности целесообразно до величины

R^

0пт-RУказанный метод повы­

шения эффективности БЛА базируется на одностороннем реше­

нии проблемы, при котором величина

^ оптимизируется толь­

ко за счет соответствующего воздействия на рассеивание пара­ метра |. Описанный метод повышения эффективности БЛА це­ лесообразно применять в процессе серийного производства БЛА.

4.1. Оптимальные весовые допуски при проектировании

На этапе проектирования возможен метод повышения эффек­ тивности БЛА, учитывающий возможное рассеивание значений

199