параметров процессов и конструкций. Этот метод использует не только способы уменьшения рассеивания параметра, но и актив ную компенсацию отрицательного влияния рассеивания.
Идея этого метода заключается в следующем. Рассеивание любых параметров БЛА влияет в конечном счете на те или иные баллистические характеристики (параметры, связанные непо средственно с ошибками наведения или эффективностью боевой части, здесь не рассматриваются). Но баллистические характе ристики ЛА определяются при заданном законе баллистического коэффициента величиной относительного веса топлива и законом его расхода (законом регулирования тяги). Следовательно, уве личивая запас топлива, можно компенсировать отрицательное влияние рассеивания.
Если в предыдущей постановке задачи (см. рис. 5. 3) в каче стве критерия необходимо было принимать затраты на выполне ние целевой задачи с заданной вероятностью, то в последней постановке задачи можно ограничиться для критерия стоимостью Qo одного БЛА. Действительно, в этом случае параметрическая надежность по рассматриваемому параметру для всего БЛА бу дет доводиться до і?£=1, поэтому потребное количество БЛА для выполнения целевой задачи не меняется.
На этапе проектирования целесообразно определять не опти мальную параметрическую надежность, а оптимальные допуски на параметры. Следует заметить, что оптимальная параметриче ская надежность в конечном счете сводится к определению вели чины допусков.
В данной работе ограничимся только весовыми допусками. Аналогично приведенной ниже методике оптимизации весовых допусков можно оптимизировать и другие параметры конструк ций и процессов.
В целях контроля допусков обычно интересуются предельны ми отклонениями параметров, в данном случае — весом конструк ции, который обозначим AnpGK. Схема определения оптимальных допусков следующая. Пусть максимальное рассеивание веса де тали или агрегата
Дтах°к~За(Ок).
Ущерб от этого рассеивания в пределах AnpGK можно компенси ровать увеличением запаса топлива. Пользуясь формулой (2. 17), находим увеличение полетного веса БЛА, вызванное увеличением веса конструкции на AnpGK,
Д ^ О ~ f f Д пр^к •
При этом баллистические характеристики БЛА останутся преж ними. Оставшееся некомпенсированным рассеивание (AmaxGK — AnpGK) можно устранить путем отбраковки или доработки конст рукции по весу.
Очевидно, что допуск AnpGK будет оптимальным в том случае, если сумма ущербов от увеличения веса А G0 и от браковки или доработки конструкции будет минимальна. На рис. 5. 4 показан характер зависимостей следующих величин: AQKOM — затраты на компенсацию предельного допуска AnpGK, вызванные увеличени ем полетного веса; AQ6p — экономический ущерб от браковки ана лизируемых изделий, для которых A6K>AirpGK; А(2дор— затра
ты на весовую доработку изделия до величины AnpGK; (ДОк)™? — оптимальный допуск на вес, в случае доработки отбракованных
изделий; (Д(?к)опт — оптимальный допуск на вес в случае браков ки изделий с AGK>AnpGK.
Для определения AQK0M нахо дим увеличение веса БЛА при увеличении веса GK анализируе мого изделия (тот или иной кон структивный элемент) на вели чину AnpGK. Согласно формуле (2.17)
Здесь коэффициент роста следует определять с учетом изменения веса как первой, так и второй сту пеней, если анализируемая кон струкция находится на 2-й сту пени. Аналогично следует опре делять /р для трехступенчатого БЛА.
Зная относительные весовые характеристики первой и второй ступеней, определяем изменения весов. Для случая нахождения анализируемой конструкции на второй ступени получим
Д02 — /ргДпр^к, |
Дб?і—(/pi |
1)Д02, |
здесь AGi — изменение веса |
энергоблока |
(ускорителя) первой |
ступени. |
|
|
Для проведения экономических оценок разбиваем общие из менения весов на изменения веса конструкции и веса топлива.
В связи с тем, что величина AnpGK небольшая |
(единицы процен* |
тов), то (см. разд.\ П |
1 гл. I)f*g2 + |
а 2Мт2 |
f Д Q |
|
(5. 37) |
|
— |
|
/м4"' |
■ ' |
|
w |
+ <! + « !) « |
Д 0 т2= P g 2 |
+ (1 + а 2) Мт-2 |
/ р г Д іц А о |
(5.38) |
|
|
I", . |
|
ДОкТ = |
HÄT+ аіЦт1 |
■ (/,pl' |
1) f ргДцр^к» |
(5. 39) |
д |
Q. |
Bgn + |
(1 + |
«О Н-ті |
|
(5.40) |
ТІ~ |
И.?1 + |
(1 + |
a l) Hrl |
-(/pi ^ /ргДігр^к- |
Зная удельные стоимости конструкции qK, емкостей qa и топ лива qT первой (энергоблока) и второй ступеней, находим по требные затраты A Q K O M на компенсацию ущерба от допущения предельного отклонения веса конструкции AnpGK от номинала
AQKOM |
V |
- g l Q i a |
+ |
а |
2 \ > - Л Ч а 2 +Пт2<7т2 |
/р^ + |
|
а іНті9аі, |
+ |
+ |
(1 + |
а2) Нт2 |
^ |
(5.41) |
! !У§ч9к1 + . |
Нті9т1 |
/ ^ |
^ |
|
ДцрОк • |
+ |
(1 + а і) Цгі |
(-/P I |
|
|
Р2 |
I |
|
„ |
ч |
|
|
|
|
|
|
Как видно из формулы |
(5. 41), величина AQK0M линейно зависит |
ОТ ВеЛИЧИНЫ AnpGK.
Определяем ущерб от забраковки всех анализируемых дета лей, имеющих отклонение веса от номинального больше AnpGK. Пусть общее количество деталей будет «д, а количество забра кованных деталей Пбр. тогда относительное количество забрако
ванных деталей |
(5.42) |
£ = —«л . |
Если стоимость одной детали <3Д, то распределяя стоимость забракованных деталей на оставшиеся пл — «бр, получим увели чение стоимости одной детали
А<2бр |
С?длбр |
k |
(5.43) |
фд |
фд (/2д ^бр) |
^ ^ |
Рассмотрим распределение плотности вероятности <p(GK) по величине GK. Для случайных отклонений AGK от номинального значения G„ можно принять нормальный закон распределения плотности вероятности (рис. 5. 5). Интересующая нас величина k будет равна заштрихованной площади, которая при нормаль ном законе распределения плотности вероятности равна (см., на пример, [26]) :
k = |
—^=r |
Г |
dv, |
|
у/ |
|
|
где |
2rt |
J |
|
|
|
Дпр^К |
|
(5.44) ’ |
|
а (Д О к) |
|
здесь o(AGK) — среднеквадратичное значение величины |
АGK* |
устанавливаемое по статистике аналогичных образцов. |
|
Используя функцию Лапласа |
' С |
—1 |
|
у 1 |
|
Ф(г) = — — |
о е |
dv, |
(5.45) |
у2п, |
J |
|
|
можно написать
& = ф(оо) — Ф(г).
Так как
Ф (оо) =0,5,
(см. [26]), то
Применяем в качестве критерия оптимальности |
величины |
AnpGK суммарный ущерб |
|
(5.47) |
QS= AQK0M4 -AQ6p. |
Оптимальное значение AnpGK находим из уравнения |
|
dQz |
0. |
(5.48) |
^ОпрОк) |
Уравнение (5. 48) является трансцендентным и в конечном виде аналитически не решается. Поэтому целесообразно его ре шать графически. Еще более целесообразно графически строить функцию (5. 47) и определять минимум по графику. В этом слу чае можно обоснованно сделать отступление от формального оптимума.
Как показывает опыт численных расчетов, величина k, вхо дящая в выражение (5.43), невелика: тысячные или сотые доли