Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение удельной нагрузки на крыло р в формулах (1.44) и (1.45) может быть оценено по статистике аналогичных по на­

значению ЛА (см. также гл. III).

 

Величина тяги

Р

может быть определена из уравнения дина­

мики для проекций сил на касательную к траектории

 

Р = тѴ +

сх

 

 

х S - ^ - 4 - G s in Ѳ,

 

 

1

 

2

отсюда, деля на

Оп

G

[Ат

получим

/> = ( l - t s ) ( y + s i n ö ) + ^ .

(1.48)

Значение а в этой формуле в первом приближении можно при­ нять без индуктивного сопротивления.

Влияние второго слагаемого в знаменателе формулы (1.45') на величину сіѴсущественно при полете на больших высотах, где значение q — небольшое. Это соответствует, как правило, поле­ ту при значительных числах М, при которых

«а ,

k

V

(1.49)

Заметим, что значение сау в приводимых формулах измеряется в 1/рад.

Величина рт в формуле (1.45) является относительным рас­ ходом топлива к моменту времени, соответствующему величине

Су. Эта величина определяется ориентировочно, исходя из стати­ стических значений полного относительного расхода топлива, считая расход топлива к данному моменту времени работы дви­ гателя пропорциональным этому времени. Для пассивного поле­ та значение рт берется полное.

Наибольшее значение сгя обычно бывает на самых больших высотах полета или в точках траектории с наибольшей попереч­ ной перегрузкой. Поэтому вначале целесообразно оценить зна­

чение о а в этих точках. Если окажется а« <0,1 сто, то значение з* можно вообще не учитывать.

Приведенная методика определения баллистического коэф­ фициента целесообразна на начальном этапе проектирования, когда размеры ЛА еще не выяснены. При проверочных расчетах определение баллистического коэффициента следует делать с учетом конкретных размеров и форм.

32


5. РАСХОД ТОПЛИВА ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ЛА

Методика определения расхода топлива была автором изло­ жена в работе [24]. В данном разделе эта методика уточнена и введены некоторые упрощения.

При определении расхода топлива для атмосферных ЛА по­ лагаем, что ускорение земного притяжения на различных высо­ тах одинаково. Для высот /г< 100 км это допущение приводит к ошибке определения расхода топлива меньше 1%. Для высот /г>100 км ускорение земного притяжения может изменяться с высотой более существенно, но в этих случаях можно прене­ бречь влиянием аэродинамического сопротивления.

Потребный вес топлива для маршевого полета обычно опре­ деляется режимами полета с небольшими углами атаки (меньше 10°), поэтому для определения расхода топлива тягу двигате­ ля Р можно допустить равной ее проекции на касательную к тра­ ектории (ошибка при этом меньше 1,5%). Так как средний угол между направлением тяги и направлением полета обычно не пре­ вышает 6°, то указанное допущение поведет к ошибке определе­ ния расхода топлива, не превосходящей 0,5%.

С учетом сделанных допущений уравнение движения для проекций на касательную к траектории будет

т ^ —= Р — X G sin 6,

(1.50)

dt

где т — масса ЛА в полете; t — текущее время; Р — тяга дви­ гателей; X — сила лобового сопротивления; G — текущий вес; 0 — угол наклона траектории в исследуемой точке к горизонту.

Выражая тягу двигателя через секундный расход топлива и удельный импульс I и учитывая, что секундный расход пропор­

ционален величине т, получим

, dm

(1-51)

где g — ускорение земного притяжения.

Подставляя это выражение для тяги в уравнение (1.50) и интегрируя его, получим

LVo о о

где т 0 и тк — начальная и конечная массы ЛА;

Ѵ0 и Ѵк — на­

чальная и конечные скорости; т — полное время

полета.

2

3125

33


Обозначим

1 * т Г

Vo gl

 

 

(1.52)

 

J

 

 

 

 

sin Ѳdt,

,

(1.53)

т Л"

-------

 

/

 

 

(1.54)

**т.

, -GI

 

 

 

p - d t ,

(1.55)

 

)mK

mT )

щщ

где т т— масса топлива и расходуемых в полете рабочих тел (в системе подачи топлива). Относительная масса топлива и рас­

ходуемых рабочих тел, потребная для полета, будет

(1.56)

ат=

1— е

.

Значения величин рт

ѵ,

рт/і и ртж являются не только условными

 

обозначениями выражений (1.52), (1.53) и (1.54), но имеют и

определенные физические значения:

 

Рт

V

— относительная масса топлива, необходимая для

раз­

гона Л А, в случае G = G0= const; .

 

Ртд — относительная масса топлива, необходимая для набора

высоты, в случае G = G0 = const;

аэро­

ртж — масса топлива, необходимая для преодоления

динамического сопротивления, отнесенная к средней (неизвест­ ной) массе.

Естественно, что под величинами рт, рт у, рт/і и ртх можно подразумевать и относительные веса; это вопрос удобства прак­ тических расчетов.

Значение удельного импульса / в формулах (1.52), (1.53) и (1.54) должно в общем случае браться с учетом расхода рабо­ чих тел, причем в результате по формуле (1.56) должен полу­ чаться относительный вес суммы весов топлива и расходуемых в активном полете рабочих тел. Практически, в особенности на начальном этапе предэскизного .проектирования, влиянием рас­ ходуемых рабочих тел на относительный вес топлива, потребный для полета, можно пренебречь, так как это влияние очень мало.

Например, в ракете Ѵ-2 вес расходуемого рабочего тела (перекись водорода) составлял 2% от веса топлива [54]. Пусть относительный расход топлива без учета этого рабочего тела будет рт1. С учетом необходимого расхода рабочего тела (2% от веса топлива) суммарный относительный расход топлива и рабочего тела будет 1,02 рт t.

34


 

При учете расхода рабочего тела в формуле

(1.56) получим

/ 2

= / /1,02 и, следовательно,

[i7l)i.°2.

1

 

{аі2= 1 — е - 1-02(^гкі+^-лі+1Ѵ і) = 1_ (1 _

Разлагая в степенной ряд выражение

получим

^ = 1 ,0 2 ^ - 0 ,0 1 0 2 ^ .

Таким образом, ошибка от неучета в формуле (1.56) расходарабочего тела получается

. д = 0,0102^.

Так как рті-<1, то ошибка будет менее 1%, например, при рті = = 0,5 ошибка будет 0,25%.

Современные системы подачи топлива более экономичны, и поэтому ошибка от неучета расхода рабочего тела будет меньше.

Формула (1.56) удобна для некоторых теоретических выво­ дов и при определении величины рт с помощью последователь­ ного численного интегрирования. Однако при прямом расчете вызывает затруднение определение величины рт ж, так как в фор­ мулу (1.54) входит переменный полетный вес, зависящий от те­ кущего общего расхода топлива. В связи с этим найдем более удобное для расчета выражение для рт.

Уравнение (1.50) с учетом выражения (1.51) можно пред­

ставить в виде

+

а т +

 

р =

0,

~

 

dt

1

1

 

 

 

где

 

 

 

а =

dl

d V

.

I

dt

-----------1

 

sin

Ѳ,

 

'J = J L

 

 

 

 

'

g J

 

'

 

Линейные уравнения первого порядка решаются подстановкой

/

“ I ctdt

m = ze ö

при этом получаем

X

t

2 *

35


Учитывая приведенные значения а и ß, а также выражения (1.52) и (1. 53), получим

т„--

где px Vt И PT ht полета t.

Обозначим

где

-(iSy+Pfft) тп

(^TVt+V'sht 1 gl

dt

 

2L-

 

значения рт ѵ и ртл, соответствующие времени

Н і^ ѵ+і^ л^

 

 

(1.57)

ф=:е

 

ѵк

dV

 

 

— \

>

(1.58)

— vt

f

——

 

 

е ’

 

 

 

г sinj Ѳ ,,

(1.59)

ht

j

dt,

 

 

 

тогда после небольших преобразований из полученного выраже­ ния для тк получим

a

щ Мк

— 1

e^rv+v-rh

Т

G0l

 

 

 

 

 

>_j_ P

 

 

или

 

 

 

 

 

 

,)

 

 

 

9T~ 1—

e ^ v + v - th

>

0

 

(1.60)

где

 

 

о

;xTa,

 

Здесь рта — относительный

 

 

 

(1.61)

вес топлива, идущий

на преодоле­

ние аэродинамического сопротивления с учетом уменьшения ве­ са топлива на набор скорости и высоты, вызванного уменьшени­ ем полетного веса расходом топлива на преодоление аэродина­ мического сопротивления.

Если известна траектория движения

ѵи скорости полета (см.

разд. 2 и 3), то можно аналитически или графически по форму­

лам

(1.52) и (1.53)

найти значения рт

 

и рт и- Так как

 

 

 

 

X

cx S

QV2

 

 

 

 

 

 

-----= — ----- -— = з<7,

 

где

a

 

 

Go

G0

2

q

— скоростной 'напор,

 

— баллистический

коэффициент;

 

то,

зная значение

о

по траектории (см. разд. 4), можно найти

 

по формулам (1.57), (1.58), (1.59) и (1.61) значение рта, а за­ тем по формуле (1.60) величину рт.

36