Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
Значение удельной нагрузки на крыло р в формулах (1.44) и (1.45) может быть оценено по статистике аналогичных по на
значению ЛА (см. также гл. III). |
|
|||
Величина тяги |
Р |
может быть определена из уравнения дина |
||
мики для проекций сил на касательную к траектории |
||||
|
Р = тѴ + |
сх |
|
|
|
х S - ^ - 4 - G s in Ѳ, |
|||
|
|
1 |
|
2 |
отсюда, деля на
Оп
G
■ [Ат
получим
/> = ( l - t s ) ( y + s i n ö ) + ^ . |
(1.48) |
Значение а в этой формуле в первом приближении можно при нять без индуктивного сопротивления.
Влияние второго слагаемого в знаменателе формулы (1.45') на величину сіѴсущественно при полете на больших высотах, где значение q — небольшое. Это соответствует, как правило, поле ту при значительных числах М, при которых
«а , |
k |
V |
(1.49) |
Заметим, что значение сау в приводимых формулах измеряется в 1/рад.
Величина рт в формуле (1.45) является относительным рас ходом топлива к моменту времени, соответствующему величине
Су. Эта величина определяется ориентировочно, исходя из стати стических значений полного относительного расхода топлива, считая расход топлива к данному моменту времени работы дви гателя пропорциональным этому времени. Для пассивного поле та значение рт берется полное.
Наибольшее значение сгя обычно бывает на самых больших высотах полета или в точках траектории с наибольшей попереч ной перегрузкой. Поэтому вначале целесообразно оценить зна
чение о а в этих точках. Если окажется а« <0,1 сто, то значение з* можно вообще не учитывать.
Приведенная методика определения баллистического коэф фициента целесообразна на начальном этапе проектирования, когда размеры ЛА еще не выяснены. При проверочных расчетах определение баллистического коэффициента следует делать с учетом конкретных размеров и форм.
32
5. РАСХОД ТОПЛИВА ОДНОСТУПЕНЧАТОГО ЛА
Методика определения расхода топлива была автором изло жена в работе [24]. В данном разделе эта методика уточнена и введены некоторые упрощения.
При определении расхода топлива для атмосферных ЛА по лагаем, что ускорение земного притяжения на различных высо тах одинаково. Для высот /г< 100 км это допущение приводит к ошибке определения расхода топлива меньше 1%. Для высот /г>100 км ускорение земного притяжения может изменяться с высотой более существенно, но в этих случаях можно прене бречь влиянием аэродинамического сопротивления.
Потребный вес топлива для маршевого полета обычно опре деляется режимами полета с небольшими углами атаки (меньше 10°), поэтому для определения расхода топлива тягу двигате ля Р можно допустить равной ее проекции на касательную к тра ектории (ошибка при этом меньше 1,5%). Так как средний угол между направлением тяги и направлением полета обычно не пре вышает 6°, то указанное допущение поведет к ошибке определе ния расхода топлива, не превосходящей 0,5%.
С учетом сделанных допущений уравнение движения для проекций на касательную к траектории будет
т ^ —= Р — X — G sin 6, |
(1.50) |
dt
где т — масса ЛА в полете; t — текущее время; Р — тяга дви гателей; X — сила лобового сопротивления; G — текущий вес; 0 — угол наклона траектории в исследуемой точке к горизонту.
Выражая тягу двигателя через секундный расход топлива и удельный импульс I и учитывая, что секундный расход пропор
ционален величине т, получим
, dm
(1-51)
где g — ускорение земного притяжения.
Подставляя это выражение для тяги в уравнение (1.50) и интегрируя его, получим
LVo о о
где т 0 и тк — начальная и конечная массы ЛА; |
Ѵ0 и Ѵк — на |
чальная и конечные скорости; т — полное время |
полета. |
2 |
3125 |
33 |
Обозначим
1 * т Г |
Vo gl |
|
|
(1.52) |
|
J |
|
|
|
|
sin Ѳdt, |
, |
(1.53) |
|
т Л" |
------- |
|
||
/ |
|
|
(1.54) |
|
**т. |
, -GI |
|
|
|
|
p - d t , |
(1.55) |
||
|
)mK |
mT ) |
щщ
где т т— масса топлива и расходуемых в полете рабочих тел (в системе подачи топлива). Относительная масса топлива и рас
ходуемых рабочих тел, потребная для полета, будет |
(1.56) |
|||
ат= |
1— е |
. |
||
Значения величин рт |
ѵ, |
рт/і и ртж являются не только условными |
||
|
обозначениями выражений (1.52), (1.53) и (1.54), но имеют и
определенные физические значения: |
|
||
Рт |
V |
— относительная масса топлива, необходимая для |
раз |
гона Л А, в случае G = G0= const; . |
|
||
Ртд — относительная масса топлива, необходимая для набора |
|||
высоты, в случае G = G0 = const; |
аэро |
||
ртж — масса топлива, необходимая для преодоления |
динамического сопротивления, отнесенная к средней (неизвест ной) массе.
Естественно, что под величинами рт, рт у, рт/і и ртх можно подразумевать и относительные веса; это вопрос удобства прак тических расчетов.
Значение удельного импульса / в формулах (1.52), (1.53) и (1.54) должно в общем случае браться с учетом расхода рабо чих тел, причем в результате по формуле (1.56) должен полу чаться относительный вес суммы весов топлива и расходуемых в активном полете рабочих тел. Практически, в особенности на начальном этапе предэскизного .проектирования, влиянием рас ходуемых рабочих тел на относительный вес топлива, потребный для полета, можно пренебречь, так как это влияние очень мало.
Например, в ракете Ѵ-2 вес расходуемого рабочего тела (перекись водорода) составлял 2% от веса топлива [54]. Пусть относительный расход топлива без учета этого рабочего тела будет рт1. С учетом необходимого расхода рабочего тела (2% от веса топлива) суммарный относительный расход топлива и рабочего тела будет 1,02 рт t.
34
|
При учете расхода рабочего тела в формуле |
(1.56) получим |
/ 2 |
= / /1,02 и, следовательно, |
[i7l)i.°2. |
1 |
||
|
{аі2= 1 — е - 1-02(^гкі+^-лі+1Ѵ і) = 1_ (1 _ |
Разлагая в степенной ряд выражение
получим
^ = 1 ,0 2 ^ - 0 ,0 1 0 2 ^ .
Таким образом, ошибка от неучета в формуле (1.56) расходарабочего тела получается
. д = 0,0102^.
Так как рті-<1, то ошибка будет менее 1%, например, при рті = = 0,5 ошибка будет 0,25%.
Современные системы подачи топлива более экономичны, и поэтому ошибка от неучета расхода рабочего тела будет меньше.
Формула (1.56) удобна для некоторых теоретических выво дов и при определении величины рт с помощью последователь ного численного интегрирования. Однако при прямом расчете вызывает затруднение определение величины рт ж, так как в фор мулу (1.54) входит переменный полетный вес, зависящий от те кущего общего расхода топлива. В связи с этим найдем более удобное для расчета выражение для рт.
Уравнение (1.50) с учетом выражения (1.51) можно пред
ставить в виде |
+ |
а т + |
|
р = |
0, |
~ |
|
||||
dt |
1 |
1 |
|
|
|
где |
|
|
|
||
а = |
dl |
d V |
. |
I |
|
dt |
|||||
-----------1 |
|
sin |
Ѳ, |
||
|
'J = J L |
|
|
|
|
|
' |
g J |
|
' |
|
Линейные уравнения первого порядка решаются подстановкой
/
“ I ctdt
m = ze ö
при этом получаем
X |
t |
2 * |
35 |
Учитывая приведенные значения а и ß, а также выражения (1.52) и (1. 53), получим
т„--
где px Vt И PT ht полета t.
Обозначим
где
-(iSy+Pfft) тп |
(^TVt+V'sht 1 gl |
dt |
|
2L- |
|
значения рт ѵ и ртл, соответствующие времени
Н і^ ѵ+і^ л^ |
|
|
(1.57) |
||
ф=:е |
|
ѵк |
dV |
|
|
|
9т |
— \ |
> |
(1.58) |
|
— vt |
f |
—— |
|
|
|
е ’ |
|
|
|||
9г |
|
г sinj Ѳ ,, |
(1.59) |
||
ht |
j |
dt, |
|||
|
|
|
тогда после небольших преобразований из полученного выраже ния для тк получим
a |
— |
m°щ Мк |
— 1 |
e^rv+v-rh |
Т |
G0l |
|
||
|
|
|
|
>_j_ P |
|
|
|||
или |
|
|
|
|
|
|
,) |
|
|
|
9T~ 1— |
e ^ v + v - th |
> |
0 |
|
(1.60) |
|||
где |
|
|
о |
;xTa, |
|
||||
Здесь рта — относительный |
|
|
|
(1.61) |
|||||
вес топлива, идущий |
на преодоле |
ние аэродинамического сопротивления с учетом уменьшения ве са топлива на набор скорости и высоты, вызванного уменьшени ем полетного веса расходом топлива на преодоление аэродина мического сопротивления.
Если известна траектория движения |
ѵи скорости полета (см. |
|||||||
разд. 2 и 3), то можно аналитически или графически по форму |
||||||||
лам |
(1.52) и (1.53) |
найти значения рт |
|
и рт и- Так как |
||||
|
|
|
|
X |
cx S |
QV2 |
|
|
|
|
|
|
-----= — ----- -— = з<7, |
|
|||
где |
a |
|
|
Go |
G0 |
2 |
q |
— скоростной 'напор, |
|
— баллистический |
коэффициент; |
|
|||||
то, |
зная значение |
о |
по траектории (см. разд. 4), можно найти |
|||||
|
по формулам (1.57), (1.58), (1.59) и (1.61) значение рта, а за тем по формуле (1.60) величину рт.
36