Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

все связанные с ним происшествия более «легкие» для чтения журналы, чем «Научное обозрение», такие как, например, «Самокат». Но и этот, чисто спортивный жур­ нал, рассказывая о Сантосе, не упускал случая провести параллель с российским состоянием дел в области воз­ духоплавания:

«Сантос-Дюмон, столь прославившийся в деле поко­ рения человеку воздуха, потерпел крупную неудачу...

Его летун «Сантос-Дюмон-5» не выдержал напора встречного ветра и упал вниз... Еще не собрав остатки своего снаряда, он решил, что будет продолжать опыты, благо он человек состоятельный... А что было бы, если бы смелый воздухоплаватель не был богат? Будь он рус­ ским, ему пришлось бы бросить продолжение своих опы­ тов, как два года назад бросил опыты Данилевский из Харькова и много других в разных городах России. Но Сантос-Дюмон бразилец. А Бразилия, вопреки мнению многих, что на свете все дики, кроме нас, страна цивили­ зованная не менее других.. Факты говорят за себя. Пре­ зидент бразильской республики предложил сенату и палате депутатов отдать в распоряжение Сантос-Дюмо­ на сумму в 100 контов, что на наши деньги составляет 100 тысяч рублей... Неужели Россия, славящаяся своими изобретениями во всех отраслях науки, изобретениями, вылетающими на волю не иначе, как при помощи загра­ ницы, неужели Россия останется и здесь в хвосте других наций? И мы могли бы дать нашим изобретателям воз­ можность делать опыты...»1

С 1897 г. в «руководящем спортивном органе Рос­ сии» ■— тонком и пестром журнале «Самокат» — рубрика «Воздухоплавание» стала появляться регулярно. Прав­

1 «Самокат», 1901, № 391, с. 7

да, подавляющее большинство материалов — это мелкие заметки и сообщения с сенсационным «душком».

Сообщая, например, о проекте летательного аппарата с машущими крыльями некого Рудольфа Коша «Само­ кат» интригующе пояснял: «Более подробные сведения пока еще держатся изобретателем в секрете»1. Охотно в том же году перепечатывает журнал из газеты «Фигаро» фальшивое сообщение о том, что над городами Америки Омагой, Канзасом, Чикаго пролетел неизвестный воз­ душный корабль со скоростью примерно 100 км/ч на вы­ соте 500—600 м: «У этого корабля нет ни мачт, ни пару­ сов и он имеет вид обыкновенного челнока... Известие так поразительно, что многие сомневаются в его действи­ тельности, несмотря на множество подробностей»12. Спус­ тя три номера «Самокат» развенчивает и само сообще­ ние и «множество подробностей».

Разного рода прожекты («Маркиз де Дион задумал построить шар с мотором собственного изобретения») чередуются со «страшными» приключенческими сообще­ ниями: «Военный воздушный шар, поднявшийся из Ве­ ны с тремя офицерами, был захвачен бурей. Ветер гнал шар с такой силой, что корзиной свалена была труба в Тещине и порваны телеграфные провода. Два офицера ранены»3. Или: «Около Лондона... одному из воздухопла­ вателей пришла мысль устроить привязные подъемы, но лебедку должны были заменить руками поселян. По­ дымались много раз, но наконец как-то ухватились за веревку несколько человек и шар стал подыматься. Все, кроме одного, успели спрыгнуть, но один держался пока

1 «Самокат»,

1897, № 166, с. 988

2

«Самокат»,

1897, №

176, с.

1146

3

«Самокат»,

1901, №

377, с.

1215

53


шар не поднялся метров на 15, оттуда сорвался и убился

на месте»1.

Часто и обстоятельно в 1897—1899 гг. писал «Самокат» о модели летательного аппарата уже упоми­ навшегося К. Я- Данилевского21. Статьи, фотографии...

Константин Яковлевич не был подготовленным изобре­ тателем. По образованию он доктор медицины. Заинте­ ресовавшись полетами, он не пошел по пути пытавшихся достигнуть управления шаром, ставя сильные машины и попутно увеличивая объем водорода. Данилевский же решил, что только при возможном уменьшении размеров шара можно достигнуть сносных результатов и потому отказался от машины, заставив работать ногами самого воздухоплавателя. Проект его был в сущности гибридом водородного шара, обеспечивающего подъемную силу, и большого воздушного винта-крыльев. Винт, приводив­ шийся в движение ногами воздухоплавателя, позволял подниматься и опускаться в поисках «попутного» ветра на разных высотах.

Ничего оригинального в аппарате Данилевского не было, да и саму идею, заведомо ограничивавшую резуль­ таты (сносные и не более) нельзя причислить к прогрес­ сивным, хотя аппарат и летал. Едва ли стоило бы сейчас так подробно говорить о Данилевском, - если бы совре­ менники не признавали его «популярнейшим и деятель­ нейшим воздухоплавателем в России».

Стоит отметить подобострастный тон статей в «Само­ кате», как и в других органах прессы, об опытах над «цеппелинами». Заголовки типа «Гибель драгоценного

1 «Самокат»,

1902, № 444. с. 2181

2 «Самокат»,

1897, № 177, с. 1161; № 196, с. 1473; 1898, № 245,

с. 700; 1899, № 1, с. 3; № 269, с. 203; 1900, № 1, с. 920

54

снаряда» контрастировали с насмешливо пренебрежите­ льным характером сообщений об отечественных попыт­ ках: «Лавры германских воздухоплавателей не дают по­ коя мученикам этой идеи у нас в России. На охтенском поле строится опять какой-то воздушный корабль из алюминия»1.

При всей противоречивости публикаций журнал «Са­ мокат» в основном правильно ориентировал своего чита­ теля: «Несомненно, воздушные шары приносят пользу, но пора знать, что от них больше нельзя ждать, чем они дают в настоящее время. Снаряды более тяжелые, чем воздух, то есть те, которые, подобно их прототипам — птицам, будут со временем рассекать воздух нашей пла­ неты, как бы забываются большинством... Это, конечно, напрасно, так как существует много механических птицмоделей, летающих по воздуху... Не ясно ли, что следует дать всем этим изобретениям толчок, могущий подвинуть их по пути усовершенствований»12.

1 «Самокат»,

1903, № 476,

с. 8

2 «Самокат»,

1901, № 396,

с. 3


АЭРОПЛАНЫ И ЖУРНАЛЫ, ИМ ПОСВЯЩЕННЫЕ

(1904—1917 гг.)

Через двадцать лет после «Воздухоплавателя» П. Клиндера в Петербурге стал выходить журнал под тем же самым названием: Но тщетно искать на его стра­ ницах упоминания о своем одноименном предшественни­ ке. В течение 14 лет существования нового «В о з д у х о п л а ­ в а т еля » о старом «Воздухоплавателе» и его издателе не было оказано ни слова. Что это —.неосведомленность? Или, начиная новое для себя дело, издатель хотел казать­ ся оригиналом, а не просто продолжателем издания, за­ глохшего 20 лет назад?

Как бы то ни было, ничто не может принизить значе­ ния инициативы нового издателя. Мир вплотную подо­ шел к созданию летательных аппаратов тяжелее возду­ ха, но настоящая пропаганда этой идеи в России еще так и не поставлена. Газетная и журнальная информа-

56

ция но вопросам воздухоплавания, как бы обильна она не была, не могла компенсировать отсутствия специаль­ ного органа.

Начало XX века принесло России жесточайший про­ мышленный кризис. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи рабочих выбрасывались на улицы. Волна поли­ тических стачек катилась по стране. К тому же веролом­ ным ударом по крепости Порт-Артур, ликвидацией лучших русских кораблей на Тихом океане началась по­ зорная для России война с Японией. Беспомощность, технико-экономическая отсталость царской России была налицо. В этой обстановке решение проблемы полетов, создание маневренных летательных аппаратов дало бы в руки военных мощное воздушное оружие. Распростра­ нение идей воздухоплавания, обсуждение их в печати приобретает особый смысл, становится насущной за­ дачей.

Прошение колежского секретаря Николая Яковлеви­ ча Стечькина на право издания научно-популярного журнала, который «должен служить возможно широкому и популярному распространению сведений по воздухо­ плаванию» было подано еще в 1901 г 1. Н. Я. Стечькин вышел из тульских дворян. После окончания юридичес­ кого факультета Московского университета служил сна­ чала чиновником в Московской казенной палате, затем занимался адвокатурой в провинции, в Полтавской гу­ бернии. В конце 80-х годов, оставив службу, Стечькин уехал в Одессу и работал там в газете «Новороссийский телеграф». В 1896 г. он перебирается в Петербург, что­ бы занять место редактора газеты «Народ», а когда

1 ЦГИА СССР, фонд № 776, опись № 8, дело № 1499, 4901— 1902

57


спустя четыре года она закрылась, стал неофициально редактировать газету «Свет».

«Колежский секретарь Н. Я- Стечькин неблагоприят­ ных сведений в виду Департамента не имеет. Стечькин состояния бедного, средства к жизни приобретает лите­ ратурным трудом... Образ жизни ведет скромный»1,—• так отвечал на запрос Управления по печати Департа­ мент полиции.

Первый, так называемый, пробный номер журнала Н. Я. Стечькин выпустил 20 июля 1903 г. С января следу­ ющего года журнал стал выходить регулярно.

«Воздухоплаватель» издавался в виде довольно тол­ стой книжки (около сотни страниц в номере) ,в мягкой обложке. Уже первые номера, выпущенные в большом количестве экземпляров, быстро разошлись. Вопросы воздухоплавания живо интересовали не только специа­ листов этого дела, но и широкую читающую публику. В новом ежемесячном издании дали согласие сотрудни­ чать профессор Н. Е. Жуковский, командир учебного воздухоплавательного парка полковник А. М. Кованько, председатель воздухоплавательного отдела Императорс­ кого Технического общества Е. С. Федоров, известные метеорологи В. В. Кузнецов, С. Д. Грибоедов. «Воздухо­ плаватель» — открытая кафедра для всякой научной мысли в области завоевания челрвеком воздуха»,— час­ то подчеркивалось в редакционных обращениях.

«Воздухоплаватель», хотя и не блистал особой изо­ бретательностью был изданием высокого уровня. Безу­ словная компетентность в поднимаемых вопросах, хоро­ ший литературный язык, разнообразие форм подачи ма-

1 ЦГИА СССР, фонд № 776, опись № 8, дело № 1499, 1901—1902

58


териалов, разделы хроники, библиография — все это

привлекало читателя.

Открывался номер обычно статьей по актуальному теоретическому вопросу, далее шли статьи о аэростатах и аэропланах, о новых проектах передвижениях по возду­ ху, о изобретениях и открытиях. Очерки по истории воз­ духоплавания, исследования о применении воздухопла­ вания к военному делу печатались также из номера в номер.

Иллюстрирован «Воздухоплаватель» Стечькина сла­ бо, немногочисленные рисунки и фотографии, помещен­ ные в нем, имели всегда строго пояснительный характер.

Программное направление журнала выражено в первом же номере в статье «Новейшее течение в возду­ хоплавании»:

«Мы переживаем новую эпоху в воздухоплавании: авиация с каждым днем находит себе все более и более сторонников. Как ни странно, но в период расцвета воз­ душных шаров, когда Сантос-Дюмон и Лебоди своими управляемыми шарами показывают удивительные ма­ невры, в тоже самое время раздаются голоса, что ша­ ры — вредное увлечение, они только тормозят разреше­ ние задачи быстрого переноса человека в любом направ­ лении... Опыты устанавливают всем давно известный факт, что машины с двигателями и поверхностями из ме­ талла, дерева или материи могут скользить в воздухе...»1

Статья эта написана через полгода после того, как американцы братья Райт (посвятив предварительно два года изучению планера и скользящему полету по возду­ ху) поставили на планер двигатель и совершили 17 де­ кабря 1903 г. полет против ветра. Полет длился 59 се­

1 «Воздухоплаватель», 1904, № 1, с. 18

60

кунд. Построить более или менее удачную конструкцию долго не удавалось именно из-за двигателей: паровые машины были слишком тяжелы и не могли удовлетво­ рить требованиям авиации. Совершенствование двигате­ лей внутреннего сгорания в автомобилях сделало воз­ можным создание легкого и в то же время достаточно мощного авиационного двигателя. Именно автомобиль­ ным двигателем воспользовались на первых порах меха­ ники братья Райт.

Но, видимо, успех не был еще бесспорен и резонанса пока не имел. Во всяком случае, печатая во втором номе­ ре статью Н. Е. Жуковского «О полезном грузе, подни­ маемом геликоптером» редакция писала, что это иссле­ дование особенно ценно, так как «быть может, именно снарядам этого рода суждено завоевать человеку воз­ дух». Столбовая дорога авиации была пока еще даже не обозначена, хотя возможность решения проблемы аппара­ тами тяжелее воздуха теоретически подтверждалась не­ однократно.

Круг тем, поднимаемых в 1904 г., обширен: «О расче­ те прочности оболочек воздушных шаров» и «Устройство полуцилиндрического воздушного змея для подъема са­ мопишущих метеорологических инструментов», «Возду­ хоплавание в Японии» и «Аппарат для измерения высот, достигаемых аэростатами», «Физиологические действия пребывания на больших высотах» и «Опыт решения проблемы воздухоплавания снарядами тяжелее воздуха».

Журнал приобретает известность, на него ссылаются газеты, к нему со вниманием отнеслись за рубежом.

В пятом номере «Венской воздухоплавательной газе­ ты» появилась заметка, которую наш журнал, естествен­ но, тут же перепечатал: «Воздухоплаватель» для нас, немцев, имя трудное и новое, принадлежит оно русскому

61