Файл: Шаумян, С. К. Аппликативная грамматика как семантическая теория естественных языков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
чаемого «объект» играет порядок. В русском языке в соответствую щих предложениях означающим для означаемого «субъект» слу жит /а/, а означающим для означаемого «объект» служит /и/. Ср.
А н н а , видит Ирину и Ирина видит Анну. Отсюда следует, что мы можем говорить не только о морфологии слова, но и о морфологии предложения.
Остановимся теперь подробнее на фонологическом компоненте апплнкатнвиой фенотипической грамматики. Фонологический ком понент имеет своей задачей объяснять и предсказывать различия между алломорфами с помощью допущений гипотетической аб стракции: фонологической системы и гипотетических звуковых процессов, преобразующих абстрактную фонологическую систему в конкретную фонологическую систему.
Поясним данную формулировку задачи порождающей фоноло гии на конкретных примерах.
Вернемся к алломорфам /got/ и /god/ в русских словах год и годы. Рассмотрим аналогичные различия между алломорфами:
/grup/ |
и |
/grub/ |
в |
словах груб и грубый |
|
/gas/ |
и |
/gaz/ |
в |
словах газ |
и газы |
/но§/ |
и |
/noz/ |
в |
словах нож и ножик |
|
/druk/ |
и |
/drug/ |
в |
словах друг |
и друга |
Рассматривая огромное множество аналогичных сопоставлений, мы можем заключить, что различия между данными алломорфами обусловлены процессом оглушения звонких согласных в конце слов. Чтобы объяснить это обобщение, мы можем сделать допуще ние, что в русском языке существует два фонологических уровня: абстрактный, или глубинный, н конкретный, или поверхностный. На абстрактном фонологическом уровне звонкие и глухие соглас ные различаются в конце слова. Различение звонких и глухих согласных устраняется на конкретном фонологическом уровне в результате процесса оглушения звонких согласных в конце слова. Таким образом, нейтрализация противопоставлений звонких и глухих согласных имеет место только на конкретном фонологи ческом уровне.
Возьмем теперь пример с алломорфами в английском языке. На основании наблюдений над огромным множеством случаев употребления этих алломорфов — мы можем выдвинуть гипотезу о том, что в английском языке на абстрактном фонологическом уро вне возможны, например, сочетания согласных sz, zz, cz, Jz или tz, kz. В результате процессов вставки гласного между сибилян тами и оглушения звонких согласных после глухих мы получаем на конкретном фонологическом уровне сочетания фонем ziz, siz, ciz, ]iz и ts, ks.
На основании данной гипотезы мы можем рассматривать алло морф /г/ в качестве абстрактного представителя соответствующей морфемы, из которого получаются алломорфы Иг/ и /s/. На кон кретном фонологическом уровне в результате только что указан-
136
иых фонологических процессов вставки гласного между сибилян тами и оглушения звонких согласных после глухих мы получаем алломорфы Г\г! и Is/.
Привлекая другие факты, мы могли бы уточнить наши форму лировки условий только что указанных фонологических процес сов. В частности, наблюдая употребление алломорфы морфемы прош. вр. It/, /dl и /ісі/, мы могли бы констатировать, что вставка гласных, по-видимому, должна иметь место не только между си билянтами, но вообще между однородными согласными. Однако сейчас нас интересует не точность наших обобщений, а сам факт, что гипотезы о фонологических процессах только что рассмотрен ного типа возникают именно в результате обобщений наблюдае мых фактов.
Обобщение наблюдаемых фактов приводит к необходимости постулировать два фонологических уровня, абстрактный и кон кретный, и формулировать соответствующие гипотезы о фоноло гических процессах.
Гипотезы о фонологических процессах, не идущие дальше обобщения наблюдаемых фактов, мы будем называть суммирую щими гипотезами, поскольку они, так сказать, суммируют наши наблюдения.
Кроме суммирующих гипотез о фонологических процессах, порождающая фонология должна выдвигать гипотезы принци пиально иного типа, которые можно назвать постулативными ги потезами.
Факты — основа любых гипотетических построений, поэтому постулативиые гипотезы, как н суммирующие гипотезы, опирают ся на факты. Но принципиальное отличие постулативных гипотез от суммирующих гипотез состоит в том, что суммирующие гипо тезы вытекают из обобщения, суммирования наблюдаемых фактов, тогда как постулативиые гипотезы имеют дело с воображаемыми фонологическими объектами и фонологическими процессами, ко торые принципиально не могут наблюдаться на данном этапе су ществования того или иного языка.
Возьмем пример из русского языка. В русском языке мы можем наблюдать чередования фонем, не обусловленные прямо наблюдае мыми звуковыми процессами, например, к :с : с (ср. дурак; дурачье',
дурацкий), g : z : z (ср. другу : дружеской : друзья), е : о : нуль (ср.
прочесть: прочел: прочла) и многие другие. Если исследовать рус ский язык в синхроническом плане, то мы можем описывать чере дование фонем, указывая, в контексте каких дюрфем они имеют место. Такой метод описания чередования фонем широко применя ется в синхронических грамматиках. Неудобство этого метода за ключается в том, что он сворится в конечном итоге к длинным пе речням морфемных контекстов. Этот метод не поднимает синхрони ческое исследование языка над уровнем простого описательства, над уровнем констатации эмпирических фактов. Чтобы преодолеть описательство, мы должны выдвинуть гипотезу, что уровень чере-
137
дованнй фонем является внешним проявлением внутренних, нс данных в прямом наблюдении звуковых процессов. Идя по этому пути, мы сводим чередования фонем к ограниченному числу фо нологических правил, образующих связную систему. Конечно, это достигается ценой того, что мы постулируем воображаемые фонемы
ивоображаемые звуковые процессы. Что касается русского язы ка, то для объяснения чередований фонем уже выдвигались ги потезы о существовании в современном русском языке внутренней фонологической системы, в которой задаются исходные краткие
идолгие гласные, в частности редуцированные гласные ъ и ъ. Задаются исходные согласные, в числе которых отсутствуют аф фрикаты и мягкие согласные. Задаются воображаемые звуковые процессы, позволяющие получать наблюдаемые морфемные струк туры из гипотетических морфемных структур, представленных комбинациями исходных фонем, комбинациями исходных диффе ренциальных признаков. Под фонемами, как уже сказано выше, мы понимаем просто сокращенные обозначения пучков дифферен циальных признаков. Именно такого рода гипотезы я называю постулативнымн гипотезами, и они-то и составляют сущность работы фонологического компонента. В фюпологическом компонен те суммирующие и постулатнвыые фонологические гипотезы ин
тегрируются в единую абстрактную фонологическую систему, с помощью которой объясняются наблюдаемые различия между алломорфами любой данной морфемы или, другими словами, на блюдаемое варьирование морфем, которое заключается в разного типа чередованиях фонем.
Специфика фонологического компонента в апшшкативной поро ждающей грамматике состоит в том, что отношение «оператор — операнд», составляющее основу формального аппарата плана содержаиия, как показано выше, построение любой сложной струк туры плана содержания получается здесь в результате последо вательных аппликаций операторов к операндам, переносится на план выражения. Соответственно различению операторов и опе рандов в плане содержания мы различаем операторы, и операнды
вплане выражения, когда мы говорим об операторах и операндах
вплане выражения, то имеем в виду план выражения двусторонних единиц-морфов, полученных в результате отображения плана содержания на план выражения.
Конечно, не существует взаимно-однозначного соответствия между операторами и операндами плана содержания и оператора ми и операндами плана выражения. Но это ие существенно для фонологического компонента апшшкативной грамматики. Для фо нологического компонента апшшкативной грамматики существен но то, что словообразовательные и словоизменительные афіфиксы, рассматриваемые со стороны их плана выражения, могут рассмат риваться как операторы, операндами которых служат либо исход ные основы-корни, либо основы разной степени производыости, полученные с помощью аппликации одного или нескольких опе
138
раторов к исходным основам. Таким образом, любое слово, имею щее в своем составе по крайней мере один аффикс, словообразова тельный или словоизменительный, пмеет апшшкативнуто структу ру. Соответственно количеству аффиксов, анплицируемых к кор ню, мы будем различать степень производности слова. Слово, со стоящее из корня и п аффиксов, апплицированных к корню, мы будем называть словом /г-ж степени производности.
Основу слова, состоящую из корня и п аффиксов, апплициро ванных к корню, мы будем называть основой /і-й степени произ водности. Определяя степень производности слова по количеству аффиксов, анплицируемых к корню, мы не будем проводить разли чия между словообразовательными и словоизменительными аф фиксами, поскольку для фонологического компонента это различие должно считаться несущественным; для фонологического компо нента существенно определение степени производности только с точки зрения количества операторов, апплицированных к корню, независимо от того, служат ли операторами словообразователь ные или словоизменительные аффиксы.
Приняв только что приведенное определение степени производ ности слова и основы слова, мы можем допустить, что фонологиче ские процессы являются итерационными. В силу этого допущения всякий набор фонологических правил может применяться к сло вам в заданном порядке повторно соответственно тому, во сколько шагов было порождено данное слово. Итерация фонологических правил разделяется на шаги. На первом шаге итерации фонологи ческие правила применяются к корню, на втором шаге итерации — к производной основе первой степени, на третьем — к производ ной основе второй степени и т. д.; последний шаг итерации состав ляет применение фонологического правила к целому слову.
В пользу гипотезы об итерационном характере фонологических процессов можно привести следующие соображения. Система фо нологических правил представляет собой в известном смысле рас пластанные на синхроническом срезе диахронические фонологиче ские закопы. Привлекая аналогию из области биологии, можно говорить, что в известном смысле порождающая фонология так от носится к диахронической фонологии, как онтогенез к филоге незу. Из диахронической фонологии известно, что по окончании эпохи действия того или иного фонетического закона начинала действовать так называемая морфологическая аналогия, в резуль тате чего происходило выравнивание основ. Например, в истории русского языка была эпоха, когда после так называемого падения еров вступил в действие фонетический закон, по которому нена пряженное е переходило в о перед недиезными твердыми согласны ми. В силу действия этого закона, например, слово мед изменилось в мёд, слово пес изменилось в пёс, слово несем изменилось в несём и т. д. Данное звуковое изменение не могло иметь место в словах меде пр. п. ед. ч. от мед, песик, несете, поскольку в этих словах е находилось перед диезными мягкими согласными. Однако по окон-
13Э