Файл: Решение задач машиноведения на вычислительных машинах [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
аУ к
6 |
Ум |
|
|
//. |
|
|
л |
3----► |
|
|
х |
л
t, сек
Р и с. 3
где Свт, СВ11— коэффициенты внешнего и внутреннего трения. Уравнения составлены с учетом условий (86).
На рис. 3 — приведены осциллограммы движения одной из масс системы (10). При моделировании начальные условия выбирались таким образом, чтобы движение системы без трения обеспечива лось строго по первой (кривая 1 на рис. 3, а) или по второй форме (кривая 1 на рис. 3, б). По отношению амплитуд для £-го и (t-j-l)-ro периода колебаний можно судить о логарифмическом декременте колебаний по первой и второй формам. Осциллограммы (рис. 3) показывают, что для случая внешнего трения (кривые 3) логариф мический декремент с увеличением номера формы уменьшается,
ав случае внутреннего трения (кривые 2) остается постоянным (отношения двух последовательных амплитуд кривых 2 на рис. 3,
аи б одинаковы).
Аналогичные осциллограммы получены и для свободных коле баний одной из масс дискретной модели консольного стержня.
Рассмотрение поперечных колебаний стержня как сплошной системы. В [9] показано, что от дискретной модели поперечных колебаний струны можно перейти с помощью формулы Тейлора к рассмотрению поперечных колебаний струны как сплошной системы. Аналогично осуществляется переход от дискретной модели поперечных колебаний стержня к сплошной модели. Для этого разности, входящие в уравнение (9), разложим в степен ной ряд
Уг+к -Vi = k |
|
d'J _1_ |
к2 |
|
d^y |
. |
k3 |
d3y |
И |
d*y |
|
|
||||||
|
Ox |
1 |
2 |
|
Ox2 |
‘ |
6 |
Ox3 |
24 |
dxi- + |
9 9 • |
|
||||||
Уi—k--Vi |
— — |
|
к |
d,J |
|
/с2 |
r)2у |
k3 |
d3y |
ki |
d*y |
< |
|
|||||
|
|
|
Ox |
+ ' 2 |
Ox2 |
6 |
Ox3 + |
24 dx± |
|
|
||||||||
|
= 2к d,y + |
2/c2 |
f i |
+ - |
|
d3y |
2№ d*y |
|
|
|||||||||
У{+2к ~-Vi |
3 |
Ox3 + |
3 |
dx±- + |
|
|||||||||||||
|
|
OX |
1 |
|
|
OX1 |
1 |
(11) |
||||||||||
Уг-2к ~-Vi |
— — |
-2k ^ |
- + |
|
2к* f \ - |
4k3 |
03y |
|
2Id |
diy |
||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
Ox |
1 |
|
|
Ox2 |
|
3 |
Ox3 + |
2 |
dx± |
|
|||||
Уг+к ~-Di = k |
|
dy |
, |
&2 |
|
d*y |
' |
k3 d3y |
|
|
|
|
|
|||||
|
Ox |
* |
|
2 |
|
Ox2 |
6 |
Ox3■+ |
|
|
|
|
||||||
Уг-к ~-Уг — _ - k d* |
+ |
|
к2 |
|
0Ц |
k3 d3y |
|
|
|
|
||||||||
|
2 |
|
Ox2 |
6 |
|
■+ |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Ox |
|
|
|
Ox3 |
|
|
|
|
||||||
Подставляя (11) |
в (9) |
и отбрасывая члены выше 4 порядка, по- |
||||||||||||||||
лучим |
|
|
|
(Ру |
|
pi |
|
д3У |
|
|
д±у |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dxUl |
|
|
дх± |
|
|
|
|
Уравнение (12) описывает поперечные колебания стержня как сплошной системы с учетом внутреннего демпфирования.
Для его решения используем метод разделения переменных. Для случая, когда концы стержня закреплены шарнирно, реше ние (12) может быть доведено до конца и получены следующие
31
выражения для частоты собственных колебаний и логарифмиче ского декремента:
со . = |
1)2. sja2 — X2, |
8, = 2n\l\Ja2— X2. |
(13) |
Формулы (13) совпадают с (6), |
если учесть что ч\*. = |
т. е. соот |
|
ветствуют теории |
Бокка. |
|
|
Разработанная линейная теория внутреннего демпфирования поперечных колебаний стержней, в основу которой положено уравнение (12), хорошо согласуется с экспериментальными дан ными и свободна от недостатков, свойственных теории Бокка.
Сопоставление теории Фохта с разработанной теорией. Прове дем сравнительный анализ вынужденных колебаний стержня, описываемых уравнениями по Фохту и предлагаемой теории соот
ветственно |
|
|
|
|
|
Ж + |
2Х ~ШГ + “2 |
= |
sin |
(14а) |
|
д2У __д%у |
= |
q0 (х) sin Q. |
(146) |
||
dt% |
dx2dt |
||||
|
|
|
При рассмотрении (146) имеем:
3 -f- 2\y\2JSJ + aWjSj = hj sin £*,
S = A |
j sin (й + уу), |
Aj — hj\j (a2y\i — C2)2 + 4X27j*;2, |
|
где h, — коэффициенты |
разложения внешней нагрузки qQ(x) |
«/ |
|
по фундаментальным функциям задачи о свободных колебаниях;
А •, г. — амплитуда и |
фаза вынужденных колебаний стержня. |
|
В резонансном случае |
при С = arfj амплитуда |
колебаний |
|
AJS33 = |
(15) |
в то время, как в соответствии с (14а)
|
hj/Zkap*. |
|
На основании (15) и (16) |
определим отношение амплитуд колеба |
|
ний стержня на первом |
и втором резонансах. |
|
A isJ A 2te3=pllpl; |
(17) |
|
Alte3IA2te3 = i\tlf]*. |
(18) |
Учитывая, что собственная частота системы, поведение которой
описывается |
уравнениями |
(14) со. = ар, = a iq2., на основании |
|||
|
|
J |
%/ |
j |
Фохта |
(17) и (18) можно сделать вывод, что |
в случае |
гипотезы |
|||
амплитуды |
вынужденных |
колебаний |
стержня |
на двух |
последо |
вательных |
резонансах относятся |
обратно |
пропорционально |
32
кубам собственных частот. При использовании уравнения (146) отношение двух последовательных амплитуд обратно пропор ционально квадратам собственных частот. На практике имеет место последний случай [3], что еще раз свидетельствует в пользу разработанной теории внутреннего демпфирования поперечных колебаний стержней.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. W. Voigt. Ann. d ’Phys., 1892, 47, s. 671.
2.G. Bock. Schwingunsdampfung unter Ausniitzung der Werkstoi’fdampfung. — ZAMM, 1932, v. 12, H. 5.
3.E. С. Сорокин. Метод учета неупругого сопротивления материала при расчете конструкций на колебания. — Сб. «Исследования по динамике сооружений». Стройиздат, 1951.
4.II. //. Давиденков. О рассеянии энергии при вибрациях. — ЖТФ, 1938, VIII, вып. 6.
5. Я . Г. Паиовко. Внутреннее трение при колебаниях упругих систем. Физматгиз, 1960.
6.Г. С. Писаренко. Колебания упругих систем с учетом рассеяния энергии
вматериале. Киев, Изд-во АН УССР, 1955.
7.Д . С. Борисов, В. П. Гусев, И. Т . Чернявский. Дискретная динамическая модель поперечных колебаний стержня. — Сб. «Автоматизация иссле дований динамических процессов, электромеханических и пневматиче ских устройств». М., «Наука», 1971.
8.Д . С. Борисов. О некоторых свойствах собственных чисел пятидиагональ
ных матриц специального вида. — Журнал вычислительной |
математики |
|
и математической физики, 1973, |
13, № 6. |
1971. |
9. Л. И. Манделъштамм. Лекции |
по колебаниям. Физматгиз, |
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ КОПИРОВАЛЬНОЙ СЛЕДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ МАШИНЫ ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ РЕЗКИ МЕТАЛЛА
И. П. Елаев, О. Б. Балакшин, В. П. Гусев, В. А. Ковановская
Технические характеристики копировальной машины суще ственно зависят не только от свойств механического привода, но и параметров пневматической следящей системы. Как показали эксперименты, изучение их влияния на динамическую точность является сложной и трудоемкой работой.
Статья посвящена исследованию на АВМ типа МН-18 дина мической точности трех последовательно усложняемых вариан тов пневматической системы управления машины для термиче ской резки металла.
Пневматическая система управления состоит из пневматиче ского датчика а слежения за контуром копира; дифференциаль-
3 Решение задач |
33 |
ного распределителя золотникового типа б; камер обратной связи в\ двух пневматических лопастных двигателей г, соединен ных с входами дифференциального механического редуктора б, и цепи кинематической обратной связи е с датчиком а (рис. 1).
Датчик слежения а выполнен в виде пневматического усили теля типа «сопло-заслонка» с камерой переменного объема. Входным воздействием для усилителя является изменение пло щади / 23 проходного сечения измерительного сопла. Сопло пере мещается горизонтально по кромке копира. Распределительный золотник сравнивает давление в камерах 2 и 2/7, изменяет по вели чине и знаку разность расходов лопастных двигателей. Распре
делитель работает по |
принципу компенсации |
перемещений. |
В среднем (нейтральном) |
положении золотника |
расходы и ско |
рости вращения двигателей равны. При этом выходной вал диф ференциала неподвижен, а ошибка рассогласования копироваль ной системы у = 0.
В качестве исходной изучаемой модели примем простейшую систему управления (рис. 1, а). Выпишем систему нелинейных дифференциальных уравнений проточных камер и подвижных элементов системы при общепринятых допущениях [1]
Р г = |
V , + F n V |
|
I A s Ж ( Л - |
Р а ) ~ |
/2 3 |
|
|
- |
|
||||||
|
|
л |
|
|
|
|
« |
? |
/ } ; |
|
|
|
|
|
(i) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
1 |
|
( \ / 2 R T |
|
|
|
|
|
f-23 ' J P J ( P 2п- |
|
|
|||
2н |
|
|
\ J v l V p 2,i ( P l — Р 2 «) |
|
p 3 ).\ + |
|
|||||||||
г |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
У 2 — F 23У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
+ |
W |
u V |
) ; |
|
|
|
|
|
( 2 ) |
|
ь ---- |
V 2 R T |
. |
, , с |
. |
у) ^ P |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
* О |
|;ТШ45(*Ь 045 - \ - |
3 ( P i |
— |
р ь ) - |
' /5 3 |
^ P ( j |
( P 5 |
p « ) l |
( 3 ) |
|||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ 2 В Т |
г |
J |
|
~ У) V '^V i ( P i |
Р Ъ i) |
- / |
6 з Ж |
, ( Р |
{in |
^ 6») J* |
( 4 ) |
||
Р ь » |
^ |
м |
15 (^ 045 |
||||||||||||
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
У = |
~м |
|
~ - К у |
+ |
Р ( Р % |
Р 2‘.If) 1» |
|
|
|
|
|
( 5 ) |
||
- Ж -=£ у [ Я г ( р в-;- Р » ) ~ |
|
|
|
|
|
|
|
|
. . i |
( 6 ) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С-**, *.. |
|
|
- |
Р3) Г - |
|
|
||
А . |
Ш |
т |
|
|
|
|||
i* |
|
|
|
«„-) |
dt; |
- ■ - |
• |
|
|
J. |
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. .и. |
|
|
|
|
|
^—- |
|
|
|
|
|
|
||
а — |
Р — |
Т> |
' |
|
|
|
|
|
|
. тс d |o |
|
2еч |
e y d 9 0 |
||||
ж |
= |
т |
Т 5 |
arccos — ~ у |
-------- |
sin |
arc cos |
|
|
■ 4 .Ш)° |
• . |
d 2 3 |
*^ |
. ■ |
|
(7) |
|
|
( 8 ) |
|
|
(9) |
|
2ey |
(10) |
|
d 23 1 |
||
|
34,
S0Z3
P и с. 1
3*
где V, Р, Т — объем, давление, температура газа камеры; d, f — диаметры отверстий дросселей и их площади; R — универсаль ная газовая постоянная; F, К —эффективная площадь чувстви тельного элемента и его жесткость; М — приведенная масса под вижных элементов распределителя; у, у, у — перемещение, скорость и ускорение золотника; iS,045 — зазор, характеризующий симметричное положение золотника, принятый за начало отсчета у; а — коэффициент сил вязкого трения; со, со, gr, I — ускорение, скорость вращения, удельный расход и момент инерции лопаст ных двигателей; М п — статический момент нагрузки; i — пере даточное число редуктора; [3, а — направление движения веду щего ролика и контура шаблона; у — угловая ошибка копирова ния; / 23 — площадь сегмента с высотой (0,5с?23—еу).
В этих уравнениях принята следующая последовательность обозначений: параметры V и Р имеют порядковый номер камер по направлению течения газа (рис. 1). Площади отверстий дрос селей / и эффективные площади мембран F имеют двойную ин дексацию номеров камер, которые ими разделяются. Аналогич ные параметры симметричной дифференциальной ветви «противо давления» дополняются индексом «П».
Уравнения (1)—(4) описывают динамику пневматических камер,
(5)—(8) — движение золотника, лопастных двигателей и дифферен циального редуктора, (10) — определяет площадь истечения через измерительное сопло.
Из уравнения (9) следует, что для точного копирования необходимо совмещение прямой ММ (рис. 1, а), характеризую щей направление движения ведущего ролика с касательной NN, т. е. равенство нулю ошибки рассогласования у = а — р. Профиль кривой копира Q в этом случае для точки А определяется поло жением касательной к контуру NN. Касательная NN задается углом а относительно плоскости координат ху, соответствующих направлению движения каретки по рельсам.
В силу особенностей следящей системы, работающей на по давление ошибки рассогласования, она имеет одно равновесное
положение, |
при |
котором давления Ръ= Р Ьп и |
Р2= Р 2и. Отсюда |
|||
следует, |
что |
при |
симметричных параметрах схемы |
площадь / 23 |
||
должна |
быть равна /23п. Величина / 23 выбирается [2] |
из условия |
||||
обеспечения |
максимальной |
чувствительности |
распределителя |
|||
к приращению площади / 23. |
Это позволяет определять все номи |
нальные значения параметров и «опорных» давлений в камерах, а также угловую скорость вращения двигателей на основании их
скоростных характеристик. Р 1= |
2 |
кГ/см2, Р2 = 1,5 кГ/см2, |
|||
Р 4 = |
7 кГ/см2, |
Ръ = 4 кГ1см2, |
со = |
10101/сек, qr = |
0,45 л/об, |
М = |
0,2 кг, I = |
15 • 10-6 кГсмсек2, F2S |
= 8 см2, К = |
1000 кГ/см. |
Принимая во внимание, что рассматриваемая система всегда работает при малых рассогласованиях, ее исследование может быть выполнено на основании линеаризации системы уравнений
(1)—(10) [1, 3].
36