Файл: Решение задач машиноведения на вычислительных машинах [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ИССЛЕДОВАНИЕ НА ABM ДИНАМИКИ ПРИВОДА КАРЕТКИ ПРОДОЛЬНОЙ ПОДАЧИ КОПИРОВАЛЬНОГО СУППОРТА ГИДРОКОПИРОВАЛЬНОГО ПОЛУАВТОМАТА
В. 10. Новиков, И. Б . Розова
Рассмотрим привод, включающий аксиально-поршневой гидро мотор 7, трехступенчатый зубчатый редуктор 2, соединительную муфту с упругим элементом 3, ходовой винт 4, гайку 5 и связан ную с ней каретку копировального суппорта 6 (рис. 1, а). Меха низм привода рассматривается как двухмассовая система. При ис следовании учитываются две нелинейные упругости, нелинейные силы трения и зазор (между боковыми поверхностями витков гайки и ходового винта). Самотормозящая винтовая передача сообщает системе определенные демпфирующие свойства.
Для анализа динамики привода каретки была построена ее динамическая модель (рис. 1,6). Примем следующие обозначения: ср0 — постоянная угловая скорость, действующая со стороны гид ромотора; Сг — приведенная к выходному валу редуктора кру тильная жесткость гидромотора, трехступенчатого редуктора и рабочей жидкости; Схв — приведенная к ходовому винту крутиль ная жесткость ходового винта, гайки и упругой муфты; 12 — скорость ведомого звена — каретки копировального суппорта; cpj — угловая скорость вращения ходового винта; i — передаточ
ное |
отношение винтовой передачи; Fx — сила трения, завися |
щая |
от срх; F2 — сила трения, зависящая от /2; 7\ — суммарный |
|
а |
у0 Cj(A?i) |
|
4? |
Ъ&г) |
|
ГП/i |
||
—m — <7/ —уЛАААЛ*—N ЛЛА/—Я |
|
||
-1 |
'----- v— ' ? |
|
|
b ( f t ) |
&д.п |
|
|
|
|
|
Р и с . 1
41
момент инерции ротора гидромотора, вращающихся частей ре дуктора, соединительной муфты и ходового винта, приведенный к ходовому винту; тк — масса ведомого звена — каретки копи ровального суппорта; § — зазор между боковыми поверхностями витка ходового винта и гайки; t — шаг ходового винта. Таким образом, модель на рис. 1, б учитывает основные особенности реальной системы.
Составим уравнения движения привода каретки продольной подачи копировального суппорта
4 ? ! = < 4 ( A ? i ) - Ч у , * — с х, ( А 4 ) A 4 y „ 4 i ( ? i) > |
( 1 ) |
|||
~= с х. ( А 4 ) ^ 4 у н р - |
f 2 ( 4 ) , |
|
||
|
|
|||
£ A 'P ir. . p = : ‘Po — <Pl = |
A<Pl> |
А 4 у и р 1=1 'Pi |
' * 4 =7= A 4 * |
( 2 ) |
Величины Дср1упр и AZ2ynp |
зависят не только |
от упругости элемен |
тов передач, валов соединений и т. д., но также и от зазоров в пере дачах. Таким зазором в приведенной схеме является зазор в кине матической паре ходовой винт—гайка.
Дифференциальные уравнения (1) с соотношениями (2) необ ходимо преобразовать, так как, во-первых, их нельзя ввести в аналоговую вычислительную машину из-за больших абсолют ных значений перемещений ср0, и /2, и, во-вторых, потому, что возмущающий фактор, вводимый в данное уравнение, задается различными значениями постоянных скоростей гидромотора ср0. Подставляя в уравнения (1) соответствующие коэффициенты, которые были найдены расчетным путем или экспериментально, получаем уравнения в окончательном виде
= ° л |
^ (<?о — 4 ) — C~j~ |
f (<p |
— il2) dx —F2(cp,), |
(3) |
|
h |
1 |
/i |
1 |
|
|
4 = |
j (4 - «/*) dx - F2(/2), |
|
|
|
|
где b — переводной |
коэффициент между |
угловой и линейной |
жесткостью.
При исследовании динамики привода каретки копировального суппорта на АВМ моделировался реально возможный цикл дви жения каретки: разгон, быстрый подвод, переключение на рабо чую подачу, рабочая подача. Причем для определения характера перемещения конечного звена на рабочей подаче возмущающее воздействие изменялось в пределах от 0,000125 до 0,0083 м!сек. Продолжительность разгона tx и переключения с быстрого под вода на рабочую подачу £2 были определены экспериментально.
Выполнение данного цикла на моделирующей машине осуще ствляется с помощью интегратора, работой которого управляет программно-временное устройство (Г1ВУ).
42
Приведенная к выходному валу редуктора крутильная жест кость гидромотора, редуктора и рабочей жидкости является не линейной величиной, зависящей от (рис. 2).
Кинематическая пара ходовой винт—гайка является самотормозящей системой, поэтому величина приведенной к ходовому
винту крутильной жесткости Схь (Д/2) при различных соотноше ниях скоростей срх и /2 различна. Условия самоторможения нало жены соответствующими зависимостями.
Для беззазорной неразрывной системы:
если AZ2 > 0, то С„(Мг) = С„1;
если Д/2< 0 , то С„ (Л12) = С„п ; |
(4) |
если Л12 = 0, то С1В(Дг2) = 0.
Для разрывной системы с зазором:
если Дг2> + 8 /2 , |
то Схв (112) = |
|
||||
если Д /,< —3/2, то С„(М2) = |
С„п ; |
|||||
если —3/2 А/2 |
Д-3/2, |
то Схв (Д/2) = |
0, |
|||
где |
— |
v |
С С" |
|
|
|
г |
|
хвихв |
|
|
|
|
ЬхвГ -- С'„ - |
*г,1с» |
|
, |
|
||
Г |
— |
С |
С" |
|
|
|
^хв’-' хв |
|
|
|
|||
|
II -- |
Г’ ' |
V Г " |
j |
I |
|
|
|
^хв |
л2,1°хв |
|
|
х2 х — к. п. д. передачи; Схв — жесткость ходового винта и упру гой муфты до гайки, равная 54 ДО6 кг/м или 300 кгм/рад\ Схв — жесткость крепления гайки ходового винта к каретке копироваль ного суппорта, равная 29*106 кг/м или 161 кгм/рад.
В данной системе зазор между витками ходового винта и гайки имеет максимальную величину, допустимую для данного вида соединения при его нормальной точности.
1 В . Л. Вейц. Динамика машинных агрегатов. М., «Машиностроение», 1968.
43
При попадании второй массы в |
зазор (система |
разорвана) |
||
Схь (А12)=0. При этом накладываются условия для |
трения Fv |
|||
Если +S/2 < Л/2 < |
— S/2, |
то |
F l = F 1(<Pi). |
д . |
Если -—8/2 </ Л/2 |
-[-8/2, |
то F у = 0. |
|
Эти условия реализуются на машине с помощью схемы сравнения и реле.
Характеристика силы трения F2—/тр(/2) при контакте направ ляющих каретки и станины станка построена экспериментально
Рис. 3
при исследовании динамики станка в лаоораторных условиях
(рис. 3).
Каждая ветвь нелинейного трения набирается на отдельном
блоке универсальных нелинейностей (БСН-2), и в |
зависимости |
|
от знака |
скорости 12 в схему включается тот или |
иной блок. |
Выходы |
обоих блоков соединены с реле, которое и подключает |
|
в схему |
необходимый блок. |
|
Динамика привода каретки копировального суппорта иссле довалась при движении каретки как на холостом ходу, так и при резании. В определенный момент при движении каретки на рабо чей подаче включалась сила резания, которая была реализована по схеме, изображенной на рис. 4. Схема сравнения СС управляет работой реле Р. Если время —t-\-tx > 0, то на вход третьего уси лителя подается нулевой сигнал, и сила резания в этот момент равна 0. При — <С 0 на вход третьего усилителя подается —100 <?, и этот усилитель формирует «силу резания».
Как сказано выше, при исследовании динамики привода ка ретки на АВМ определялся характер поступательного движения каретки при различных параметрах системы, а именно при изме нении начального возмущающего воздействия <р0 в определенных пределах, при изменении величины Схв (AZ2), силы трения в на правляющих F2(i2) и массы каретки тк. Определялось влияние силы резания на характер движения каретки при включении ее в различные моменты цикла. В широком диапазоне изменялась величина зазора. У различных конструкций кинематической пары ходовой винт—гайка зазор может изменяться в пределах от 0,05 мм до 0. Был исследован характер изменения движения при перемещении каретки в зависимости от возмущающего воз
44
действия ср0 при максимальном зазоре сшах=0,05 мм. При малых <р0 (0,00012 и 0,00036 м/сек) наблюдается прерывистое движение каретки и неравномерное ее перемещение. При увеличении вели чины возмущающего воздействия до 0,0008 м/сек неравномерность уменьшается и прерывистость, скачкообразность исчезают. Было исследовано также движение каретки как с зазором, так и без него. Последний случай возможен в шариковой кинематической паре ходовой винт—гайка. Характер изменения скорости каретки исследовался при зазорах от 0 до 0,05 мм и ср0 0,0005 м/сек. Увели
чение зазора несколько повышает длительность выстоя преры вистого движения рабочей подачи, а также значительно сказыва ется при разгоне каретки от нулевой скорости до скорости быстрого
подвода, равной 0,0083 м/сек, — резко возрастает амплитуда /2. Так как станки могут быть оснащены одним или двумя попе речными копировальными суппортами, различные исполнения гидрокопировальных полуавтоматов имеют значительно отличаю щиеся массы кареток копировального суппорта. Было показано, что при увеличении массы каретки с копировальными суппортами
вдвое начинает сказываться прерывистое движение второй массы /2 на скорости первой массы ходового винта (при малых ф0), а также увеличивается длительность выстоя прерывистого дви жения каретки по сравнению с движением каретки с обычной массой.
При исследовании динамики привода изменялась величина жесткости 6'хв(Л/2). При увеличении жесткости в 20 раз наблю далось некоторое увеличение частоты скачков и амплитуды /2.
Для определения оптимального трения в системе и влияния самоторможения винтовой передачи была получена зависимость
45
Р и с. 6
между параметрами 12 и Д/2 при принятых величинах Схв1, СхвГ1, F2(i2) с начальными условиями ОВ (рис. 5).
Из полученного графика можно определить изменение скорости каретки и величину упругих деформаций —il2 при ударе боко вых поверхностей витков ходового винта и гайки, а также умень шение скорости 12 в зазоре из-за трения в направляющих.
При расчете ходовых винтов на прочность и жесткость необхо димо знать усилия, действующие на различные детали привода каретки. Для этого при исследовании динамики привода были получены зависимости между скоростями и перемещениями каж дой массы cpi=/(^p 1), i2=f(l2) (рис. 6, графики 1 и 2), а также зави симость между упругой силой Схв(Д/2)Д/2 от перемещения второй массы /2 (рис. 6, график 3).
Сопоставляя одновременно графики на рис. 6, можно просле дить взаимодействия обеих масс рассматриваемой системы и опре делить усилия, возникающие при этом. Например, наибольшие нагрузки в ходовом винте возникают при сообщении второй (ведо мой массе) положительной скорости, изображенной отрезками PS и ml, а малые отрицательные нагрузки возникают при ударе витка гайки о соседний виток ходового винта. При этом наблю дается явление самоторможения. Малая величина отрицательной упругой силы объясняется большими потерями скорости 12 второй массы из-за трения в зазоре и, следовательно, небольшой вели чиной срх—ii2.
Исследование динамики привода каретки копировального суппорта гидрокопировального полуавтомата показало удобство применения АВМ при оценке качества оборудования и выявлении дефектов как на стадии конструирования опытных образцов, так и на стадии сборки, регулировки и эксплуатации. Исследования динамики механизмов на АВМ позволят также значительно сокра тить экспериментальные исследования опытных образцов.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛОЖНЫХ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ
ПРИ ПОМОЩИ ДВУХ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ЗВЕНЬЕВ ВТОРОГО ПОРЯДКА
О. Б . Балакшин, Г. И. Фирсов
Частотный метод, основанный на теории функций комплексного переменного, является в настоящее время одним из основных инженерных методов анализа сложных динамических систем [1].
Вряде случаев его трудоемкость можно существенно сократить,
афизическую наглядность одновременно увеличить на основе
47