Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
определения вознаграждения в дополнительно оплачи ваемых днях среднемесячного заработка: при стаже от 1 до 3 лет — 5 дней, от 3 до 5—8 дней, от 5 до 7 — 10 дней, от 7 до 12 дней и свыше 12 лет— 15 дней. На Челябинском заводе металлоконструкций вознагражде ние составляет: при стаже от 1 до 3 лет — 6 дней, от 3 до 6—8 дней, от 5 до 10—10 дней, от 10до 20—12 дней и свыше 20 лет— 14 дней. На этих заводах по пять стажевых групп, но разные диапазон учитываемых лет и коэффициент возрастания вознаграждения. На Челябин ской обувной фабрике 6 стажевых групп и более высо кая шкала: при стаже от 1 до 3 лет— 10 дней, от 3 до
5—12 дней, от 5 до 10—14 дней, от 10 до 15—18 дней,
от 15 до 20—20 дней и свыше 20 лет — 22 дня. На Че лябинской трикотажной фабрике установлено 9 стаже вых групп. Для правильной оценки различных вариан тов шкал вознаграждений следует сравнить коэффици енты роста вознаграждения в зависимости от стажа. На ряде предприятий для рабочих, ИТР и служащих при меняются разные шкалы роста вознаграждения. Пра вомерно при одинаковом стаже установить большее вознаграждение рабочим, так как средний стаж рабо ты у них меньше и выше процент текучести. Такая мера уравнивает условия для всех категорий работников в получении вознаграждения. По-видимому, оправдана и практика увеличения шкалы вознаграждения рабочих. Это повышает материальную заинтересованность и зак репляет кадры на предприятии. На Челябинском заводе ЖБИ-1 (табл. 6) путем деления суммы, предназначен ной для выплаты вознаграждений, на годовой фонд за работной платы премируемых определяется размер вознаграждения в копейках на 1 рубль заработной пла ты. Умножение полученной величины на годовой зарабо ток работающего и на коэффициент, указанный в табли це, дает общий размер вознаграждения.
Вознаграждение па результатам работы за год долж но создавать реальную заинтересованность в труде на
данном предприятии. Это особенно |
важно для низших |
|||
стажевых групп. Средний |
размер |
вознаграждения по |
||
стажевым |
группам на |
двух • |
челябинских заводах |
|
(табл. 7) |
свидетельствует о том, |
что |
сумма вознаграж |
дения в низших стажевых группах не создает достаточ ной материальной заинтересованности в повышении стд-
74
Т а б л и ц а 6
Шкала вознаграждений по итогам года на Челябинском заводе ЖБИ-i
|
Коэффициент размера вознаграждения |
||
Стаж работающих, |
для рабочих основ |
для остальных |
|
лет |
ных цехов, занятых |
||
в две или три смены, |
работников |
||
|
|||
|
и рабочих ведущих |
завода |
|
|
специальностей |
|
|
1—2 |
0,7 |
0,5 |
|
2—3 |
0,8 |
0,7 |
|
3—5 |
1,2 |
1,0 |
|
5—7 |
1,5 |
1,3 |
|
7— 10 |
1,8 |
1,6 |
|
Свыше 10 |
1.9 |
1,7 |
Т а б л и ц а 7
Средний размер вознаграждения в зависимости от стажа работы
Заводы
ЖБИ-1 |
тракторных агрегатов |
Стаж, лет |
уд. вес |
сумма |
% к низ |
уд. вес |
сумма |
|
в общей |
вознаг |
шей ста- |
в общей |
вознаг |
|
числен |
раждения |
жевой |
числен-: |
раждения |
|
ности, % |
на челове |
группе |
ностн, % |
на челове |
|
|
ка, руб. |
|
|
ка, руб. |
% к низ шей стажевой группе
1— 2 |
12 |
27 |
100 |
26 |
29 |
100 |
2 — 3 |
8 |
36 |
133 |
15 |
53 |
183 |
3 — 5 |
15 |
50 |
185 |
14 |
64 |
221 |
5 — 7 |
15 |
6 4 |
2 22 |
22 |
76 |
262 |
7— 10 |
28 |
84 |
211 |
23 |
105 |
362 |
С вы ш е 10 |
22 |
9 4 |
3 48 |
|
Л |
|
бильности кадров. Было бы правильным несколько пе рераспределить уровень вознаграждения между стажевыми группами в пользу низших.
Работники предприятий, совершившие грубые нару шения трудовой дисциплины, общественного порядка или имевшие серьезные упущения в работе, могут пол ностью или частично лишаться вознаграждения.
Общее количество работников, не получивших вознаг раждения или получивших его в пониженном размере, составило на заводе ЖБИ-1 31,7 процента от среднеспи сочного состава, в том числе за недостаточный стаж —
75
25,4 процента; на заводе |
автотракторных |
агрегатов со |
|
ответственно— 22,4 и |
13 |
процентов; на |
Челябинской |
обувной фабрике —42,8 |
и 30,5 процента. |
Лишены воз |
награждения полностью или частично на заводе ЖБИ-1 6,3 процента, на заводе тракторных агрегатов — 9,4 про цента, на Челябинской обувной фабрике— 12,3 процен та, в том числе за нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка: на заводе ЖБИ-1— 6,1 процен та, на заводе тракторных агрегатов — 8,9 процента, на Челябинской обувной фабрике — 6,8 процента. Основ ная причина лишения или снижения вознаграждения — недостаточный стаж, нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка. Поэтому для повышения дей ственности положений о вознаграждении за годовые ре зультаты работы необходимо глубоко анализировать причины нарушений и принимать неотложные меры. В первую очередь это касается рабочих: так, на обувной фабрике из числа лишенных вознаграждения полностью или частично они составили 96,5 процента. На некото рых предприятиях средства, оставшиеся вследствие ли шения вознаграждений, распределяются между осталь ными работающими. Вряд ли это правильно, так как создает нездоровую заинтересованность в лишении пре мий и условия, при которых некоторые работники полу чают двойное вознаграждение. Сэкономленные средства целесообразнее использовать для мероприятий по борь бе с текучестью кадров: для поощрения молодых рабо чих, добившихся высоких результатов, строительства жилого фонда и т. п.
Таким образом, эффективность вознаграждений во многом зависит от работы коллектива, от знания и ис пользования всех возможностей, предоставленных но вой системой хозяйствования.
Подведем некоторые итоги. Для повышения эффек тивности экономических методов управления важно оп ределить главные показатели оценки результатов дея тельности каждого подразделения и трудящегося, совер шенствовать систему фондообразования и распределения (расходования) поощрительных фондов. Наиболее сложна первая проблема — совершенствование системы фондообразования. Ей и посвящена следующая глава.
ГЛАВА III
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
1.Целевая функция стимулирования
Входе хозяйственной реформы было выдвинуто й опробовано на предприятиях множество вариантов форм
иметодов экономического стимулирования производства, накоплен большой практический опыт по их разработке
исовершенствованию.
Такое пристальное внимание к этой проблеме вызва но, с одной стороны, пониманием роли материального стимулирования в повышении эффективности хозяйст венной деятельности предприятия, с другой — слож ностью самой проблемы стимулирования производства. Перед разработчиками систем стимулирования стоит множество задач экономического, социально-психологи ческого, правового, технического и организационного ха рактера, требующих системного подхода к их решению. Произвольное установление стимулируемых показателей, отсутствие научно обоснованных нормативов отчислений в фонды поощрения и их изменений при недовыполне нии или перевыполнении планов приводит нередко к не хватке средств для поощрения или к необоснованным выплатам вознаграждения. И то, и другое дискредити рует саму идею материального стимулирования.
В экономической литературе неоднократно указыва ется на недостаточную эффективность фондообразую щих показателей (прироста реализации или прибыли, уровня рентабельности, производительности труда) для стимулирования производства, причем, как правило, предлагаются иные комбинации показателей или схемы расчетов с целью ликвидации недостатков действующей системы фондообразования.
Вопросы методики образования поощрительных фон дов предприятия отнюдь не являются второстепенными и не допускают произвольного толкования и субъекти визма в их реализации. Материальная заинтересован-
77
кость коллективов в результатах своего труда — одно из важнейших условий повышения эффективности общест венного производства, поэтому система фондообразова ния объективно выступает как выражение целевой функ ции предприятия.
Мы считаем, что основным принципом при разработ ке систем стимулирования должен быть принцип демо кратического централизма, сочетающий плановое управ ление результатами хозяйственной деятельности пред приятий с широкой инициативой коллективов по со вершенствованию процессов производства и реализа ции продукции. Сейчас предприятия получили большую хозяйственную самостоятельность и поэтому особенно важно, чтобы их инициатива была направлена на разра ботку и выполнение напряженных планов — на опти мальное использование ресурсов при выполнении задан ного государственного плана по срокам, номенклатуре, количеству и качеству продукции.
Процесс разработки напряженного плана является по своей сути итерационным. Он должен начинаться с доведения до предприятия проекта основных показате лей плана, разработанного министерством на основании контрольных цифр, сообщаемых Госпланом СССР (рес публики). Проект, главным образом, учитывает пот ребности в выпуске той или иной продукции и меньше — потенциальные возможности предприятий. Отклонение при этом может быть в ту и другую сторону. В первом случае потенциал предприятия в проекте плана не ис черпывается полностью и раскрывается уже в процессе производства —такой план перевыполняется. Во втором случае потенциала предприятия недостаточно для вы полнения плана, последний оказывается перенапряжен ным, что может привести к его недовыполнению.
Эти отклонения ставят коллективы предприятий в неравные условия — облегченные для первых и затруд ненные для вторых —и нарушают достигнутую в процес се разработки проектов планов сбалансированность их
вмасштабах всего народного хозяйства: создают отно сительный избыток одних видов продукции при абсолют ном дефиците других.
Возникающая диспропорция может быть исправлена
впроектах планов следующего периода — планируются относительно меньшие приросты выпуска избыточной
78
продукции при опережающих темпах роста дефицитной. Однако если мы вспомним, что диспропорция в нашем примере возникла из-за ошибок при определении потен циала предприятий, то увидим, что и в этом плановом периоде она может быть не ликвидирована, поскольку составление плана на следующий период заканчивается раньше, чем подводятся итоги предшествующего. Пер вое предприятие, работавшее в льготных условиях, попрежнему будет иметь ненапряженный план, но теперь уже из-за относительного избытка выпускаемой им про дукции. Второе предприятие, получившее перенапряжен ный план и не выполнившее его, снова окажется в та ких же условиях, поскольку его продукция остро дефи цитна.
По действующей методике экономического стимули рования первое предприятие, вследствие перевыполне ния плана, сформирует свои поощрительные фонды в больших размерах, чем планировалось, что наряду с бо лее легкими условиями выполнения ненапряженного пла на, будет способствовать закреплению квалифицирован ной рабочей силы. На втором предприятии фонды поощ рения будут сформированы в размерах, существенно меньших, чем плановые, и условия вознаграждения по итогам года окажутся такими, что часть работников во обще не сможет получить премий, несмотря на свой доб росовестный труд. В результате — повышенная текучесть кадров, еще более усугубляющая трудности выполнения плана из-за снижения потенциала предприятия.
Эти рассуждения, несмотря на их упрощенность, по казывают, что разовая ошибка в планировании может усугубляться, если механизм стимулирования «настро ен» неправильно. С кибернетической точки зрения, ме ханизм стимулирования, действующий в отрыве от уче та напряженности планов, формирует контур положи тельной обратной связи, приводящий в возрастанию отклонений плана от потенциала предприятия и наруше нию равных условий для всех предприятий. Этот недос таток проявился уже в первые годы реформы: пока шла разработка и опробование альтернативных систем поощ рения, министерства вынуждены были прибегать к пери одической ежегодной корректировке параметров стиму лирующего механизма. Снижение нормативов поощре ния, с целью ослабления сильной положительной обрдт’
79
ной связи, имело нежелательные последствия — оно уменьшало стимул к выполнению плана. Повышение нор мативов поощрения для предприятий, не выполнявших планы, также не исправляло создавшегося положения, так как оно могло привести даже к увеличению потерь фонда поощрения из-за невыполнения планов.
Возникшие противоречия уже не могли быть разре шены в рамках действовавшей системы стимулирования. Проводились многочисленные эксперименты по ее со вершенствованию на иной основе. Недостаток большей их части — в отсутствии увязки плана с потенциалом предприятия. Рост того или иного показателя по отно шению к базовому периоду стимулировался безотноси тельно к анализу условий, его определяющих. Положи тельный же результат экспериментов состоит в четком уяснении того факта, что нельзя поощрять за ту часть роста показателей, которая достигнута безотносительно к усилиям коллектива. Однако выделить такую часть в каждом конкретном случае очень трудно.
Разработанные методики «очищения» показателей от влияния не зависящих от коллектива предприятия фак торов далеко не всегда позволяют точно установить действительный вклад коллектива, а поскольку этот учет возлагается, в основном, на само предприятие, он не всегда ведется, так как при нем неизбежно уменьшение размера поощрения.
Существующий |
метод учета независящих факторов |
имеет еще один |
недостаток — его нельзя использовать |
на стадии разработки планов. В противном случае, предприятия никогда не получали бы невыполнимых или заниженных планов.
Кажется, что из создавшегося положения может быть только один выход — строить систему поощрения так, чтобы она способствовала уменьшению рассогласо вания между планом и потенциалом предприятия, при сохранении ведущей роли плана. Можно было ожидать, что накопленный опыт будет отражен в последнем вари анте типовой методики расчета фондов экономического
стимулирования1, |
однако |
Междуведомственная |
комис- |
|||
1 О сновны е п ол о ж ен и я |
о б |
о б р а зо в а н и и и р а сх о д о в а н и и |
ф о н д а м а |
|||
тер и ал ьн ого п оощ рен ия |
и |
ф о н д а |
соц и ал ьн о -к ул ьтур н ы х м ероп ри яти й |
|||
и ж и л и щ н о го |
строител ьства |
на |
1971 — 1975 гг,— «Э к он ом и ческ ая г а |
|||
зета», 1972, № |
23. |
|
|
|
|
|