Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы I управления j

I

I

государствопредприятие

администра­ тивные

поставщикпотребитель

директивные

Методы

управления

По сферам

приложения

I

 

предприятие —

цех-постав­

низовой кол­

щик — цех-

лектив (цех)

потребитель

 

I

По направлениям

воздействия

экономические

I

I

низовой кол­

начальник —

лектив —

подчиненный

трудящийся

i

 

воспитательные

 

По

характеру

воздействия

 

 

организаци­

 

 

социально-

правовые

экономические

психологиче­

онные

 

 

ские

 

 

 

 

 

1

По способам

воздействия

(приемам управления)

 

 

 

 

Цели

Решение

 

 

 

 

 

 

распоряжение

 

 

 

Кадры.

 

Структура

Планы, гра­

Контроль

Поощрения

Санкции

Подготовка

фики хода

и расста­

 

производства'

производ­

исполнения

 

 

 

новка

 

и управления

ства

 

 

 

 

 

 

 

 

моральные

материальные

 

 

 

 

 

 

 

.1

 

 

 

По видам

первичной информации

 

1

 

 

 

I

 

 

 

учет

совеща­

доклады

обследова­

наблюдения

беседы

учеба

инструктивные

подчи­

ния и

материалы,

 

ния

ненных

анализы

 

I

 

положения и пр

 

 

 

 

 

 

j

С х е м а 2. Классификация методов и приемов управления


Система экономических методов воздействия имеет Целью учесть как интересы каждого отдельного объ­

екта, так и, в особенности, их

наиболее

полное соче­

тание-— в каждом конкретном

случае

надо выбирать

способ воздействия на ту экономическую категорию, ко­ торая больше всего отражает интересы данного объек­ та. У государства — это общая масса продукции, размер получаемого обществом чистого дохода, степень содей­ ствия пропорциональному развитию народного хозяй­ ства. У предприятия —это размер прибыли, норматив отчисления от нее в поощрительные фонды предприятия, размер поощрительных фондов и возможность их расхо­ дования. У отдельного работника — это размер зара­ ботной платы, поощрительных надбавок к ней, льгот из общественных фондов потребления, величина удержа­ ний из заработной платы.

Под системой экономических методов управления следует понимать систему взаимных экономических воз­ действий, стимулирующих достижение заданных пока­ зателей. Она включает источники и объекты воздейст­ вия, участников процесса данной деятельности, их

экономические интересы и, что наиболее важно,

норма­

тивные количественные

характеристики экономических

воздействий — степень

влияния

изменения воздействия

на заданный показатель деятельности.

эконо­

При анализе количественных

характеристик

мических методов управления снова обратимся к пока­ зателям деятельности предприятий, коллективов и от­ дельных работников. В новых условиях плановые показатели работы предприятия делятся на две части: директивные, утвержденные вышестоящими органами, и расчетные, получаемые на предприятии в процессе дифференциации директивных заданий и разработки перспективных и текущих планов.

Директивные показатели включают в себя: общий объем реализации;

производство важнейших видов продукции в нату­ ральном выражении (с учетом качества);

общую сумму прибыли и рентабельности; платежи в бюджет и ассигнования из бюджета; общий фонд заработной платы; объем централизованных капитальных вложений;

ввод в действие основных фондов и производствен-

64


ных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;

задания по освоению новых видов продукции, внед­ рению новых, особо важных для отраслей технологичес­ ких процессов, комплексной механизации и автоматиза­ ции производства;

объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организа­ цией;

задание по росту производительности труда. Несмотря на резкое сокращение числа показателей,

утверждаемых сверху (10 вместо 30—40), общее их чис­ ло (директивных и расчетных) изменилось мало. Надо учитывать, что наряду с директивными показателями уровень работы предприятия оценивается и рядом очень важных расчетных. Сюда следует отнести фондовоору­ женность, энерговооруженность, фондоотдачу и т. д. Ес­

тественно, такое

обилие показателей затрудняет срав­

нительную оценку

работы предприятий — недаром су­

ществующие методики межзаводского анализа громозд­ ки, а сам анализ весьма трудоемок.

Наиболее важный результат деятельности предприя­ тия — это выпуск продукции. Поэтому объем выпуска и реализованной продукции надо поставить на первое место. Важное условие положительной оценки работы— выполнение объема в заданной номенклатуре. Наконец, качество продукции, ее соответствие лучшим отечест­ венным и зарубежным достижениям также связано с объемом.

Итак, объем, номенклатура и качество выпускаемой продукции — основные показатели уровня работы пред­ приятия. С ними и следует связывать прежде всего по­ нятие «выполнение плана». Правда, здесь возникает проблема оценки уровня выполнения плана при разных уровнях выполнения отдельных показателей. Объем можно увеличить, допустив сдвиги в структуре выпуска. При невыполнении плановых объемов по некоторым номенклатурным позициям это, безусловно, плохо. Л если объем превышен по отдельным позициям при вы­ полнении задания по остальным? Объем можно увели­ чить за счет выпуска продукции пониженного качества и, наоборот, не выполнить план по объему с одно­ временным повышением качества изделий. Оценка ре­

з Зак. 342

65

зуЛьТатов в этих условиях чрезвычайно затруднена. Разработаны методы оценки выполнения плана по каж­ дому из перечисленных показателей в отдельности, но степень их взаимозаменяемости неизвестна, методики комплексной оценки нет. Между тем система экономи­ ческих методов управления должна базироваться имен­ но на возможности оценки различных ситуаций и раз­ ных сочетаний достигнутого уровня этих показателей.

Есть и другая сторона вопроса. Если выпуск и ка­ чество— основные показатели выполнения плана, то не меньшее значение для экономического управления име­ ет размер затрат, так сказать, цена усилий, давших тот или иной уровень выполнения плана. Здесь важен и размер прибыли, и уровень рентабельности, и количест­ во израсходованных на зарплату средств и т. д. Для экономического управления важно установить плановый уровень этих показателей. Но еще более важны их фактические значения. Для оперативного экономическо­ го управления необходима оценка относительных расхо­ дов на единицу результата работы, выявление прогрес­ сивных тенденций этих расходов, что указывает на поступательное движение в деятельности предприятия. Это поступательное движение в равной мере происходит как при росте объема (включая номенклатуру и ка­ чество) на заданных ресурсах, так и при неизменном объеме в случае снижения расхода ресурсов. Оно наб­ людается, естественно, и при опережающем росте объе­ ма производства по сравнению с расходом ресурсов. Поэтому правомерно говорить о напряженности плана как о напряженности использования ресурсов.1

Можно возразить против такой постановки вопроса, ссылаясь на роль новых капвложений, реконструкции в увеличении выпуска, облегчающих достижение высоких показателей плана. Но неизвестно, что легче — достичь высоких показателей при стабильном производстве либо в условиях реконструкции, освоения новых мощностей, новой продукции и т. д.

Оценка уровня выполнения плана и использования

ресурсов при всей ее значимости

— только первая часть

количественных зависимостей в

экономическом упраз-

1

См.: А . К. Т ащ ев. О ц енк а и сти м ул и р ов ан и е н ап р я ж ен н ы х п л а ­

нов.

Ю ж н о -У р ал ь ск ое к н и ж н о е и зд а т ел ь ст в о . Ч ел я б и н ск , 1972, стр. 23

66


лении. Вторая часть — определение нормативов и усло­ вий предоставления предприятиям права расходовать часть прибыли на формирование поощрительных бон­ дов. Роль таких нормативов трудно переоценить. Они должны быть, во-первых, точно ориентированы на глав­ ные показатели работы предприятия и, во-вторых, да­ вать ощутимое для предприятия расширение возмож­ ностей поощрения, если эти главные показатели дос­ тигнуты.

До сих пор речь шла об управлении на уровне отно­ шений «министерство — предприятие» (объединение). Не менее сложна организация экономического управле­ ния на уровне «предприятие — цех» и «предприятие —• трудящийся» 1.

Опыт хозяйственной реформы дает богатейший ма­ териал для изучения и обобщения именно количествен­ ных взаимосвязей в системе экономических методов уп­ равления. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подведены итоги работы предприятий в новых условиях, определены главные задачи в этой области и, в частности, четко сформулированы цели экономичес­ кого стимулирования.

Дальнейшая работа должна быть направлена на «создание экономических условий которые бы, во-пер­ вых, побуждали предприятия брать на себя оптималь­ ные обязательства, то есть принимать напряженные планы, более рационально использовать капиталовло­ жения и трудовые ресурсы, во-вторых, в максимальной мере стимулировали ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и, в-третьих, способствовали последовательной борьбе за повышение качества продукции» 1.2

Эффективное стимулирование достижения любой из этих целей имеет общие методические предпосылки, оп­ ределение которых необходимо для совершенствования системы экономических методов управления.

Таким образом, в условиях работы по новой системе особое значение имеет правильность формирования фон­

дов экономического

стимулирования, в том числе мате­

1 П о д р о б н ее см . г л а в у I, § 4.

2 М атери алы X X IV

с ъ е зд а К П С С .. М ., П о л и т и зд а т , 1971,

стр. 60 — 70.

 

3*

67


риального поощрения. В народном хозяйстве указанные фонды в 1970 году составили 9 миллиардов рублей

(фонд

материального поощрения — 4 миллиарда руб­

лей).

На промышленных предприятиях Челябинской

области в фонд материального поощрения в 1970 году отчислено 147 миллионов рублей.

XXIV съезд КПСС отметил значение фондов матери­ ального поощрения для усиления материальной заинте­ ресованности коллективов в совершенствовании произ­ водства. А. Н. Косыгин говорил на съезде, что «хозрас­ четные фонды стимулирования создаются за счет доходов предприятий, и широкий актив рабочих и служащих должен быть привлечен к всестороннему обсуждению вопросов их рационального использования. Вместе с тем необходимо и дальше совершенствовать систему формирования и распределения фондов стимулирова­ ния» *.

Действовавшая до XXIV съезда КПСС система об­ разования поощрительных фондов предприятий слабо учитывала разнообразие объектов воздействий и слож­ ность их количественных взаимосвязей. Для примера приведем некоторые данные формирования фонда ма­ териального поощрения за счет прибыли по ряду Челя­ бинских предприятий (табл. 3).

Таблица свидетельствует о неравноправии фондо­ образующих показателей и, хотя представляется необхо­ димым значительно больше стимулировать рост прибы­ ли или реализации, но как и в каких размерах — это не всегда ясно. Порядок образования фонда материального поощрения предусматривает создание коллективной за­ интересованности работников предприятия в повышении эффективности производства, благоприятных условий для повышения материальной заинтересованности ра­ ботников в росте производительности труда.

Но чтобы реализовать эти возможности, необходимо правильно распределять фонд материального поощре­ ния, разработать и внедрить системы премирования, на­

иболее стимулирующие рост эффективности

производ­

ства.

 

связано со стимулированием важ­

Непосредственно

ного

показателя — роста

производительности труда —1

1

М атери алы X X IV

с ъ е зд а

К П С С . М ., П о л и т и зд а т .

1971. стр. 170,

68