Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Принципы I управления j
I
I
государствопредприятие
администра тивные
поставщикпотребитель
директивные
Методы
управления
По сферам |
приложения |
I |
|
предприятие — |
цех-постав |
низовой кол |
щик — цех- |
лектив (цех) |
потребитель |
|
I |
По направлениям |
воздействия |
экономические
I |
I |
|
низовой кол |
начальник — |
|
лектив — |
||
подчиненный |
||
трудящийся |
||
i |
||
|
||
воспитательные |
|
По |
характеру |
воздействия |
|
|
организаци |
|
|
социально- |
правовые |
экономические |
психологиче |
|||
онные |
|
|
ские |
|
|
|
|
|
1 |
По способам |
воздействия |
(приемам управления) |
|
|
|
|
Цели |
Решение |
|
|
|
|
|
|
распоряжение |
|
|
|
|
Кадры. |
|
Структура |
Планы, гра |
Контроль |
Поощрения |
Санкции |
|
Подготовка |
фики хода |
||||||
и расста |
|
производства' |
производ |
исполнения |
|
|
|
новка |
|
и управления |
ства |
|
|
|
|
|
|
|
|
моральные |
материальные |
||
|
|
|
|
|
|
|
.1 |
|
|
|
По видам |
первичной информации |
|
1 |
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
учет |
совеща |
доклады |
обследова |
наблюдения |
беседы |
учеба |
инструктивные |
подчи |
ния и |
материалы, |
|||||
|
ния |
ненных |
анализы |
|
I |
|
положения и пр |
|
|
|
|
|
|
j |
С х е м а 2. Классификация методов и приемов управления
Система экономических методов воздействия имеет Целью учесть как интересы каждого отдельного объ
екта, так и, в особенности, их |
наиболее |
полное соче |
тание-— в каждом конкретном |
случае |
надо выбирать |
способ воздействия на ту экономическую категорию, ко торая больше всего отражает интересы данного объек та. У государства — это общая масса продукции, размер получаемого обществом чистого дохода, степень содей ствия пропорциональному развитию народного хозяй ства. У предприятия —это размер прибыли, норматив отчисления от нее в поощрительные фонды предприятия, размер поощрительных фондов и возможность их расхо дования. У отдельного работника — это размер зара ботной платы, поощрительных надбавок к ней, льгот из общественных фондов потребления, величина удержа ний из заработной платы.
Под системой экономических методов управления следует понимать систему взаимных экономических воз действий, стимулирующих достижение заданных пока зателей. Она включает источники и объекты воздейст вия, участников процесса данной деятельности, их
экономические интересы и, что наиболее важно, |
норма |
||
тивные количественные |
характеристики экономических |
||
воздействий — степень |
влияния |
изменения воздействия |
|
на заданный показатель деятельности. |
эконо |
||
При анализе количественных |
характеристик |
мических методов управления снова обратимся к пока зателям деятельности предприятий, коллективов и от дельных работников. В новых условиях плановые показатели работы предприятия делятся на две части: директивные, утвержденные вышестоящими органами, и расчетные, получаемые на предприятии в процессе дифференциации директивных заданий и разработки перспективных и текущих планов.
Директивные показатели включают в себя: общий объем реализации;
производство важнейших видов продукции в нату ральном выражении (с учетом качества);
общую сумму прибыли и рентабельности; платежи в бюджет и ассигнования из бюджета; общий фонд заработной платы; объем централизованных капитальных вложений;
ввод в действие основных фондов и производствен-
64
ных мощностей за счет централизованных капитальных вложений;
задания по освоению новых видов продукции, внед рению новых, особо важных для отраслей технологичес ких процессов, комплексной механизации и автоматиза ции производства;
объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организа цией;
задание по росту производительности труда. Несмотря на резкое сокращение числа показателей,
утверждаемых сверху (10 вместо 30—40), общее их чис ло (директивных и расчетных) изменилось мало. Надо учитывать, что наряду с директивными показателями уровень работы предприятия оценивается и рядом очень важных расчетных. Сюда следует отнести фондовоору женность, энерговооруженность, фондоотдачу и т. д. Ес
тественно, такое |
обилие показателей затрудняет срав |
нительную оценку |
работы предприятий — недаром су |
ществующие методики межзаводского анализа громозд ки, а сам анализ весьма трудоемок.
Наиболее важный результат деятельности предприя тия — это выпуск продукции. Поэтому объем выпуска и реализованной продукции надо поставить на первое место. Важное условие положительной оценки работы— выполнение объема в заданной номенклатуре. Наконец, качество продукции, ее соответствие лучшим отечест венным и зарубежным достижениям также связано с объемом.
Итак, объем, номенклатура и качество выпускаемой продукции — основные показатели уровня работы пред приятия. С ними и следует связывать прежде всего по нятие «выполнение плана». Правда, здесь возникает проблема оценки уровня выполнения плана при разных уровнях выполнения отдельных показателей. Объем можно увеличить, допустив сдвиги в структуре выпуска. При невыполнении плановых объемов по некоторым номенклатурным позициям это, безусловно, плохо. Л если объем превышен по отдельным позициям при вы полнении задания по остальным? Объем можно увели чить за счет выпуска продукции пониженного качества и, наоборот, не выполнить план по объему с одно временным повышением качества изделий. Оценка ре
з Зак. 342 |
65 |
зуЛьТатов в этих условиях чрезвычайно затруднена. Разработаны методы оценки выполнения плана по каж дому из перечисленных показателей в отдельности, но степень их взаимозаменяемости неизвестна, методики комплексной оценки нет. Между тем система экономи ческих методов управления должна базироваться имен но на возможности оценки различных ситуаций и раз ных сочетаний достигнутого уровня этих показателей.
Есть и другая сторона вопроса. Если выпуск и ка чество— основные показатели выполнения плана, то не меньшее значение для экономического управления име ет размер затрат, так сказать, цена усилий, давших тот или иной уровень выполнения плана. Здесь важен и размер прибыли, и уровень рентабельности, и количест во израсходованных на зарплату средств и т. д. Для экономического управления важно установить плановый уровень этих показателей. Но еще более важны их фактические значения. Для оперативного экономическо го управления необходима оценка относительных расхо дов на единицу результата работы, выявление прогрес сивных тенденций этих расходов, что указывает на поступательное движение в деятельности предприятия. Это поступательное движение в равной мере происходит как при росте объема (включая номенклатуру и ка чество) на заданных ресурсах, так и при неизменном объеме в случае снижения расхода ресурсов. Оно наб людается, естественно, и при опережающем росте объе ма производства по сравнению с расходом ресурсов. Поэтому правомерно говорить о напряженности плана как о напряженности использования ресурсов.1
Можно возразить против такой постановки вопроса, ссылаясь на роль новых капвложений, реконструкции в увеличении выпуска, облегчающих достижение высоких показателей плана. Но неизвестно, что легче — достичь высоких показателей при стабильном производстве либо в условиях реконструкции, освоения новых мощностей, новой продукции и т. д.
Оценка уровня выполнения плана и использования
ресурсов при всей ее значимости |
— только первая часть |
|
количественных зависимостей в |
экономическом упраз- |
|
1 |
См.: А . К. Т ащ ев. О ц енк а и сти м ул и р ов ан и е н ап р я ж ен н ы х п л а |
|
нов. |
Ю ж н о -У р ал ь ск ое к н и ж н о е и зд а т ел ь ст в о . Ч ел я б и н ск , 1972, стр. 23 |
66
лении. Вторая часть — определение нормативов и усло вий предоставления предприятиям права расходовать часть прибыли на формирование поощрительных бон дов. Роль таких нормативов трудно переоценить. Они должны быть, во-первых, точно ориентированы на глав ные показатели работы предприятия и, во-вторых, да вать ощутимое для предприятия расширение возмож ностей поощрения, если эти главные показатели дос тигнуты.
До сих пор речь шла об управлении на уровне отно шений «министерство — предприятие» (объединение). Не менее сложна организация экономического управле ния на уровне «предприятие — цех» и «предприятие —• трудящийся» 1.
Опыт хозяйственной реформы дает богатейший ма териал для изучения и обобщения именно количествен ных взаимосвязей в системе экономических методов уп равления. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подведены итоги работы предприятий в новых условиях, определены главные задачи в этой области и, в частности, четко сформулированы цели экономичес кого стимулирования.
Дальнейшая работа должна быть направлена на «создание экономических условий которые бы, во-пер вых, побуждали предприятия брать на себя оптималь ные обязательства, то есть принимать напряженные планы, более рационально использовать капиталовло жения и трудовые ресурсы, во-вторых, в максимальной мере стимулировали ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда и, в-третьих, способствовали последовательной борьбе за повышение качества продукции» 1.2
Эффективное стимулирование достижения любой из этих целей имеет общие методические предпосылки, оп ределение которых необходимо для совершенствования системы экономических методов управления.
Таким образом, в условиях работы по новой системе особое значение имеет правильность формирования фон
дов экономического |
стимулирования, в том числе мате |
1 П о д р о б н ее см . г л а в у I, § 4. |
|
2 М атери алы X X IV |
с ъ е зд а К П С С .. М ., П о л и т и зд а т , 1971, |
стр. 60 — 70. |
|
3* |
67 |
риального поощрения. В народном хозяйстве указанные фонды в 1970 году составили 9 миллиардов рублей
(фонд |
материального поощрения — 4 миллиарда руб |
лей). |
На промышленных предприятиях Челябинской |
области в фонд материального поощрения в 1970 году отчислено 147 миллионов рублей.
XXIV съезд КПСС отметил значение фондов матери ального поощрения для усиления материальной заинте ресованности коллективов в совершенствовании произ водства. А. Н. Косыгин говорил на съезде, что «хозрас четные фонды стимулирования создаются за счет доходов предприятий, и широкий актив рабочих и служащих должен быть привлечен к всестороннему обсуждению вопросов их рационального использования. Вместе с тем необходимо и дальше совершенствовать систему формирования и распределения фондов стимулирова ния» *.
Действовавшая до XXIV съезда КПСС система об разования поощрительных фондов предприятий слабо учитывала разнообразие объектов воздействий и слож ность их количественных взаимосвязей. Для примера приведем некоторые данные формирования фонда ма териального поощрения за счет прибыли по ряду Челя бинских предприятий (табл. 3).
Таблица свидетельствует о неравноправии фондо образующих показателей и, хотя представляется необхо димым значительно больше стимулировать рост прибы ли или реализации, но как и в каких размерах — это не всегда ясно. Порядок образования фонда материального поощрения предусматривает создание коллективной за интересованности работников предприятия в повышении эффективности производства, благоприятных условий для повышения материальной заинтересованности ра ботников в росте производительности труда.
Но чтобы реализовать эти возможности, необходимо правильно распределять фонд материального поощре ния, разработать и внедрить системы премирования, на
иболее стимулирующие рост эффективности |
производ |
|||
ства. |
|
связано со стимулированием важ |
||
Непосредственно |
||||
ного |
показателя — роста |
производительности труда —1 |
||
1 |
М атери алы X X IV |
с ъ е зд а |
К П С С . М ., П о л и т и зд а т . |
1971. стр. 170, |
68