Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
где индекс «М» — минимально необходимая часть ресур са, то теоретически предельный выпуск, который мог быть получен при условии полного использования этих ресурсов, будет равен (при % = Я — р = 1)
Bmar = bKk L*Mra evt. |
(3.60) |
Отношение фактического выпуска (3.58) к макси мальному (3.60) позволяет получить выражение для син тетического показателя уровня использования производ ственных ресурсов данного предприятия при выпуске за данного объема продукции:
р = Xk X' |Х” , |
0 < |
р < 1. |
(3.61) |
Этот показатель включает |
не только |
использование |
|
производственного оборудования |
и площадей х, но и ра |
бочей силы Я, сырья и материалов р, с учетом степени их влияния на формирование величины предельных воз можностей предприятия по выпуску продукции, выража ющейся коэффициентами эластичности к, /, т . На прак тике широко применяются технико-экономические пока затели использования производственных мощностей, обо рудования, площадей, рабочей силы, сырья, материалов и т. д., выражающиеся в виде отношения фактически ис пользованной части ресурса к его полной величине. Так, например, уровень использования материалов в целом по предприятию можно определять в нашем случае как отношение веса (или стоимости) материалов в годовом выпуске продукции к весу (или стоимости) материалов, имевшихся на предприятии к началу отчетного периода и полученных предприятием в течение этого периода. Однако рассчитанный таким образом уровень использо-
м
вания материалов р. = —- будет повышаться не только
м
при уменьшении общего объема исходного запаса и по ставок материалов, но и при увеличении материалоемко сти продукции, что нежелательно. Этого недостатка был
бы лишен показатель р0 = — , где Мо — оптимальные
м
затраты материалов в готовой продукции (оцениваемые приближенно при анализе лучших образцов отечествен ной и аналогичной зарубежной продукции с учетом про
гресса в технике, технологии, качестве |
материалов и |
т. д.). В этом случае для расчета уровня |
использования |
111
материалов отпадала бы необходимость |
определять их |
фактические затраты, поскольку полный |
годовой объем |
материальных ресурсов М сравнивается |
с их оптималь |
ными затратами М0. К сожалению, определение опти
мальных затрат |
ресурсов |
предприятия для заданного |
||||||
выпуска продукции —задача, |
практически не разреши |
|||||||
мая при современном |
состоянии |
экономико-математи |
||||||
ческих методов |
и АСУП. |
В общем |
случае уровень |
|||||
использования материалов |
р<0 = |
М0 |
Л |
|
||||
— может быть пред |
||||||||
ставлен в виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[х0 = |
Мо |
|
Мм |
= км• р-, |
|
(3.62) |
|
|
Мм |
• — |
|
|||||
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
где км — коэффициент, |
определяющий |
степень |
опти |
|||||
мальности норм затрат материалов в готовой |
||||||||
продукции. |
Мм < М и, |
следовательно, |
ро < ц. |
|||||
Как правило, |
Мо < |
|||||||
Если в качестве |
неопределимого в общем случае опти |
мального уровня использования сырья и материалов ро принять уровень их фактического использования р, то это приведет к завышению уровня использования данно го ресурса, хотя величина этого завышения не будет из вестна. Аналогичным будет положение и для всех остальных ресурсов, поскольку, как отмечалось выше, трудно определить их оптимальные объемы и уровни использования при условии точного выполнения плана. Из этого следует, что система материального поощре ния должна быть четко согласована с механизмом пла ты за пользование производственными ресурсами (ос новные производственные фонды, трудовые и материаль ные ресурсы и т. д .).1
Опыт свидетельствует, что несмотря на низкий про
цент платы за производственные фонды |
многие пред |
приятия реализовали часть излишнего |
оборудования |
и уменьшили сверхнормативные запасы |
сырья и мате |
риалов. Однако в случае значительного |
неидентифици- |
руемого свободного остатка прибыли, роль платы за ресурсы как регулятора их абсолютных размеров значи-
1 См.: Н . П . Ф едор ен к о . П р обл ем ы оп ти м и зац и и уп р ав л ен и я и ст и м у л и р ов ан и я н ауч н о -техн и ч еск ого п р огр есса . Э к он ом и к а и м а т ем а ти ческ и е м етоды . 1971, т. V II, вып. 2.
112
Тельно ослабляетсй. Поэтому представляется необхбдш мым распространить платность на все производственные ресурсы предприятия с установлением нормативов, поз воляющих изымать в бюджет весь свободный остаток от прибыли в виде платы за производственные ресурсы, при условии обеспечения возможности для нормально работающих предприятий формировать необходимые фонды экономического стимулирования.
Если предприятие точно выполняет плановые зада ния, величина фонда материального поощрения должна рассчитываться из достигнутого уровня использования производственных ресурсов согласно принятой функции поощрения.
Функция поощрения может быть построена, как по казано выше, в виде нелинейной вогнутой монотонновозрастающей функции, либо как линейная комбинация поощрения за достигнутый уровень использования про изводственных ресурсов в отчетном периоде и его при рост по отношению к фактическому уровню в предшест вующем периоде. Комбинированная функция поощре ния (3.30) является линейной функцией двух перемен ных—достигнутого уровня использования ресурсов и изменения его. В этом ее преимущества по сравнению с нелинейными функциями одной переменной —уровня использования ресурсов,—-особенно когда нет уверен ности, что погрешность в оценке оптимального уровня использования ресурсов мала. По этой же причине в ус ловиях неопределенности непригодны функции поощре ния, имеющие «горизонтальные» участки, на которых прирост стимулируемого показателя не сопровождается приростом вознаграждения — на этих участках функция поощрения не стимулирует роста показателя.
В настоящее время нет единого мнения о том, дол жен ли фонд материального поощрения рассчитываться по отношению к фонду заработной платы или к величи не прибыли. Сторонники формирования фонда матери ального поощрения по нормативу отчислений от прибы ли утверждают, что в этом случае предприятие получаетстимул к сокращению фонда заработной платы и до полнительному росту производительности труда; расчетже фонда поощрения от фонда заработной платы яко бы заинтересовывает предприятие в раздувании послед него.
5 З а к . 342 |
113 |
На самом деле фонд поощрения, начисляемый по. |
|
Нормативу от фонда заработной |
платы, безразличен к |
ее изменению, в то время как порядок его формирова |
|
ния путем непосредственного |
отчисления от прибыли |
активно стимулирует снижение фонда заработной пла ты. К сожалению, в последнем случае для удержания фонда поощрения в пределах, определяемых соотноше нием между темпами роста заработной платы и произ водительности труда, министерству приходится изменять нормативы отчислений, что подрывает основу стимули рования напряженных планов. Мы придерживаемся мнения, что для коллектива предприятия имеет значение не абсолютный рост или падение фонда поощрения, а изменение его величины, приходящейся на одного чело века. 1 Фонд поощрения V должен, по нашему мнению, рассчитываться по стабильному нормативу Н от фонда заработной платы Z и значению функции поощрения:
V = HZa. |
(3.63) |
Комбинированную функцию поощрения |
(3.63) удоб |
нее взять в относительной форме: |
|
а = ? + - ^ - Д р . |
(3.64) |
s |
|
Нормативы Н и s могут быть отраслевыми, группо выми и индивидуальными. В любом случае их величины определяются, исходя из заданного суммарного фонда поощрения (министерства в целом, отрасли, объедине ния, отдельного предприятия), сложившейся динамики изменения уровней использования производственных ресурсов предприятий и заданного гарантированного минимума фонда поощрения, принимаемого на практике не ниже 40 процентов суммарного фонда. Фонд поощре ния должен формироваться из той величины фактичес кой прибыли, которая остается за вычетом части, ис пользуемой в особс*м порядке, а также платы за используемые производственные ресурсы, фиксирован ных платежей, процентов за банковский кредит и т. д. Предлагаемый механизм формирования и регулирова ния фонда поощрения будет стимулировать снижение численности работников предприятия и фонда заработ
1 См.: Г. А . Е ги а за р я н , |
Л . С. Х ей ф ец . П р обл ем ы |
м атери альн ого |
сти м ул и р ов ан и я в пром ы ш л |
ен ности . М ., « Э к он ом и к а », |
1970. |
114
ной платы, если при этом достигается рост уровня ис пользования рабочей силы, и, следовательно, величины поощрения, приходящегося на одного работника.
Для стимулирования напряженных планов требуется решить вопрос о преимущественном поощрении успехов предприятия в пределах плана при относительно мень шем поощрении за сверхплановые результаты и абсо лютно меньшем— при невыполнении плановых зада ний.
Если план предприятия занижен по отношению к потенциальным возможностям предприятия, то в момент его выполнения уровень использования производствен ных ресурсов окажется ниже, чем при более высоком плане; меньше будет и фонд поощрения. Уровень ис пользования ресурсов и, следовательно, фонд поощре ния, могут быть увеличены в ходе выполнения плана двумя способами: ликвидацией избытка ресурсов, не являющегося необходимым для выполнения заданного плана, или перевыполнением плана при неизменной, ве личине ресурсов. Так как уровень использования ресур сов формируется в течение всего периода выполнения плана как средневзвешенная величина, запоздалая лик видация избытка ресурсов в этот период и тем более в конце его не позволит наиболее полно использовать ре сурсы, как это возможно при их оптимальном согласо вании с планом еще на стадии разработки последнего. Тем не менее и в процессе выполнения плана предприя тие может повысить уровень использования ресурсов путем перевыполнения плана. Однако перевыполнение напряженных планов является своеобразным показате лем недостаточной эффективности системы планирова ния и экономического стимулирования производства. Нередко предприятие, взявшее, но не выполнившее на пряженный план, наказывается и поощряется то пред приятие, которое добилось утверждения ненапряжен ного плана и легко перевыполнило его. Эта нежелатель ная тенденция может быть уменьшена, если фонд поощрения при перевыполнении плана Vn будет больше
фонда поощрения при выполнении плана V (|Зо) и мень ше фонда поощрения V (Рп ), рассчитываемого в пред положении, что величина перевыполнения плановая:
V (po) < Vn < V(PnK |
(3.65) |
5* |
ИЗ |
Здесь ро — фактический |
уровень |
использования |
произ |
водственных |
ресурсов |
в момент выполнения |
|
ненапряженного плана, |
произ |
||
рп — фактический |
уровень |
использования |
водственных ресурсов при перевыполнении плана, превышающий Ро.
Из-за нелинейного в общем случае характера функ ции поощрения а величину Vn следует рассчитывать
как функцию скорректированного на перевыполнение плана уровня использования ресурсов
Vn=HZa(Pn), |
(3.66) |
где |
|
еп = Ро-Ип ( Р п - М , 0 < Е П< 1 . |
(3.67) |
Здесь £п — коэффициент корректировки достигнутого
уровня использования ресурсов при перевы полнении плана.
Очевидно, что < рп , так как скорректированный уровень р^, согласно (3.67), представляет собой линей ную комбинацию уровней рп и р0.
Величина потерь фонда поощрения Dn = V (Рп) — —V (p[]), вследствие перевыполнения плана,— это своего
рода «штраф» за принятие ненапряженного плана. Чтобы избежать потерь фонда поощрения после пе
ревыполнения ненапряженного плана, предприятие мо жет в процессе его выполнения просить вышестоящую
организацию увеличить план |
всякий раз, как |
только |
возникает возможность его |
перевыполнения,— разуме |
|
ется, без привлечения дополнительных ресурсов.- |
Такая |
инициатива предприятия поощряется лишь в том случае, если продукция пользуется спросом. Безусловное же ее поощрение противоречит сущности и задачам стимули рования напряженных планов. Можно показать, что при отсутствии ограничений на количество корректировок фонда поощрения, вызываемых последовательными увеличениями плана, потери фонда поощрения будут стремиться к нулю.
Пусть |
По < |
П1 < |
... < |
П]‘ < |
... — последовательность |
|
выполняемых скорректированных |
планов, причем П0 — |
|||||
исходный |
план, |
а |
р0 < |
pi < |
... < |
Pj < ..« — последова- |
пб
дельность фактических уровней использования ресурсов в момент выполнения очередного плана. Если уровень использования ресурсов корректировать после очередно го увеличения плана, будем иметь рекуррентно
р; = Pj'_, +5П(Pj —Pj_x)* |
( 3.68) |
где р; = Ро.
Окончательно скорректированный уровень исполь
зования ресурсов после q корректировок плана |
будет: |
|
р; =--(:1 - У 4'■ро ■5-Пf i (1 - У ^ • b 1< ] < q. |
(3.69) |
|
i= 1 |
|
|
Нетрудно убедиться, что при увеличении числа изме |
||
нений плана q скорректированный уровень |
стремится |
к нескорректированному уровню (Зд, то есть корректиров ка не достигает цели. Действительно, последовательность
Pj ограничена сверху, |
|3j < |
1. Пусть, начиная с некото |
|
рого номера j = J, Pj = |
|3j = |
Const, тогда |
|
: p ; = ' ( i - y 4;po + |
^ 2 ( i : - y |
q- j Pj+ |
|
+ En P j 2 |
0 — En)4_J- |
(3-70) |
|
|
J = J |
|
|
При q-voo оба первых выражения стремятся к нулю, а последнее представляет собой сумму бесконечно убыва ющей геометрической прогрессии |3j = pq, то есть скор ректированный уровень использования ресурсов стремит ся к нескорректированному. Из этого вытекает, что независимо от частоты изменения плана корректировка уровня использования ресурсов для расчета фонда мате риального поощрения должна производиться один раз по формуле (3.67), исходя из двух значений уровня ис пользования ресурсов — фактического в конце отчетно го периода при перевыполнении плана (Зп и фактическо
го в момент выполнения исходного плана (30. Недовыполнение плана может явиться следстви
ем либо его завышения, либо низкого уровня ис пользования ресурсов. В любом случае уровень
использования |
ресурсов при расчете |
фонда |
поощ |
рения должен |
быть скорректирован в |
еторону |
уменьн |
117