Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где индекс «М» — минимально необходимая часть ресур­ са, то теоретически предельный выпуск, который мог быть получен при условии полного использования этих ресурсов, будет равен (при % = Я р = 1)

Bmar = bKk L*Mra evt.

(3.60)

Отношение фактического выпуска (3.58) к макси­ мальному (3.60) позволяет получить выражение для син­ тетического показателя уровня использования производ­ ственных ресурсов данного предприятия при выпуске за­ данного объема продукции:

р = Xk X' |Х” ,

0 <

р < 1.

(3.61)

Этот показатель включает

не только

использование

производственного оборудования

и площадей х, но и ра­

бочей силы Я, сырья и материалов р, с учетом степени их влияния на формирование величины предельных воз­ можностей предприятия по выпуску продукции, выража­ ющейся коэффициентами эластичности к, /, т . На прак­ тике широко применяются технико-экономические пока­ затели использования производственных мощностей, обо­ рудования, площадей, рабочей силы, сырья, материалов и т. д., выражающиеся в виде отношения фактически ис­ пользованной части ресурса к его полной величине. Так, например, уровень использования материалов в целом по предприятию можно определять в нашем случае как отношение веса (или стоимости) материалов в годовом выпуске продукции к весу (или стоимости) материалов, имевшихся на предприятии к началу отчетного периода и полученных предприятием в течение этого периода. Однако рассчитанный таким образом уровень использо-

м

вания материалов р. = —- будет повышаться не только

м

при уменьшении общего объема исходного запаса и по­ ставок материалов, но и при увеличении материалоемко­ сти продукции, что нежелательно. Этого недостатка был

бы лишен показатель р0 = — , где Мо — оптимальные

м

затраты материалов в готовой продукции (оцениваемые приближенно при анализе лучших образцов отечествен­ ной и аналогичной зарубежной продукции с учетом про­

гресса в технике, технологии, качестве

материалов и

т. д.). В этом случае для расчета уровня

использования

111


материалов отпадала бы необходимость

определять их

фактические затраты, поскольку полный

годовой объем

материальных ресурсов М сравнивается

с их оптималь­

ными затратами М0. К сожалению, определение опти­

мальных затрат

ресурсов

предприятия для заданного

выпуска продукции —задача,

практически не разреши­

мая при современном

состоянии

экономико-математи­

ческих методов

и АСУП.

В общем

случае уровень

использования материалов

р<0 =

М0

Л

 

— может быть пред­

ставлен в виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[х0 =

Мо

 

Мм

= км• р-,

 

(3.62)

 

Мм

• —

 

 

 

 

м

 

 

 

 

где км — коэффициент,

определяющий

степень

опти­

мальности норм затрат материалов в готовой

продукции.

Мм < М и,

следовательно,

ро < ц.

Как правило,

Мо <

Если в качестве

неопределимого в общем случае опти­

мального уровня использования сырья и материалов ро принять уровень их фактического использования р, то это приведет к завышению уровня использования данно­ го ресурса, хотя величина этого завышения не будет из­ вестна. Аналогичным будет положение и для всех остальных ресурсов, поскольку, как отмечалось выше, трудно определить их оптимальные объемы и уровни использования при условии точного выполнения плана. Из этого следует, что система материального поощре­ ния должна быть четко согласована с механизмом пла­ ты за пользование производственными ресурсами (ос­ новные производственные фонды, трудовые и материаль­ ные ресурсы и т. д .).1

Опыт свидетельствует, что несмотря на низкий про­

цент платы за производственные фонды

многие пред­

приятия реализовали часть излишнего

оборудования

и уменьшили сверхнормативные запасы

сырья и мате­

риалов. Однако в случае значительного

неидентифици-

руемого свободного остатка прибыли, роль платы за ресурсы как регулятора их абсолютных размеров значи-

1 См.: Н . П . Ф едор ен к о . П р обл ем ы оп ти м и зац и и уп р ав л ен и я и ст и ­ м у л и р ов ан и я н ауч н о -техн и ч еск ого п р огр есса . Э к он ом и к а и м а т ем а ти ­ ческ и е м етоды . 1971, т. V II, вып. 2.

112


Тельно ослабляетсй. Поэтому представляется необхбдш мым распространить платность на все производственные ресурсы предприятия с установлением нормативов, поз­ воляющих изымать в бюджет весь свободный остаток от прибыли в виде платы за производственные ресурсы, при условии обеспечения возможности для нормально работающих предприятий формировать необходимые фонды экономического стимулирования.

Если предприятие точно выполняет плановые зада­ ния, величина фонда материального поощрения должна рассчитываться из достигнутого уровня использования производственных ресурсов согласно принятой функции поощрения.

Функция поощрения может быть построена, как по­ казано выше, в виде нелинейной вогнутой монотонновозрастающей функции, либо как линейная комбинация поощрения за достигнутый уровень использования про­ изводственных ресурсов в отчетном периоде и его при­ рост по отношению к фактическому уровню в предшест­ вующем периоде. Комбинированная функция поощре­ ния (3.30) является линейной функцией двух перемен­ ных—достигнутого уровня использования ресурсов и изменения его. В этом ее преимущества по сравнению с нелинейными функциями одной переменной —уровня использования ресурсов,—-особенно когда нет уверен­ ности, что погрешность в оценке оптимального уровня использования ресурсов мала. По этой же причине в ус­ ловиях неопределенности непригодны функции поощре­ ния, имеющие «горизонтальные» участки, на которых прирост стимулируемого показателя не сопровождается приростом вознаграждения — на этих участках функция поощрения не стимулирует роста показателя.

В настоящее время нет единого мнения о том, дол­ жен ли фонд материального поощрения рассчитываться по отношению к фонду заработной платы или к величи­ не прибыли. Сторонники формирования фонда матери­ ального поощрения по нормативу отчислений от прибы­ ли утверждают, что в этом случае предприятие получаетстимул к сокращению фонда заработной платы и до­ полнительному росту производительности труда; расчетже фонда поощрения от фонда заработной платы яко­ бы заинтересовывает предприятие в раздувании послед­ него.

5 З а к . 342

113

На самом деле фонд поощрения, начисляемый по.

Нормативу от фонда заработной

платы, безразличен к

ее изменению, в то время как порядок его формирова­

ния путем непосредственного

отчисления от прибыли

активно стимулирует снижение фонда заработной пла­ ты. К сожалению, в последнем случае для удержания фонда поощрения в пределах, определяемых соотноше­ нием между темпами роста заработной платы и произ­ водительности труда, министерству приходится изменять нормативы отчислений, что подрывает основу стимули­ рования напряженных планов. Мы придерживаемся мнения, что для коллектива предприятия имеет значение не абсолютный рост или падение фонда поощрения, а изменение его величины, приходящейся на одного чело­ века. 1 Фонд поощрения V должен, по нашему мнению, рассчитываться по стабильному нормативу Н от фонда заработной платы Z и значению функции поощрения:

V = HZa.

(3.63)

Комбинированную функцию поощрения

(3.63) удоб­

нее взять в относительной форме:

 

а = ? + - ^ - Д р .

(3.64)

s

 

Нормативы Н и s могут быть отраслевыми, группо­ выми и индивидуальными. В любом случае их величины определяются, исходя из заданного суммарного фонда поощрения (министерства в целом, отрасли, объедине­ ния, отдельного предприятия), сложившейся динамики изменения уровней использования производственных ресурсов предприятий и заданного гарантированного минимума фонда поощрения, принимаемого на практике не ниже 40 процентов суммарного фонда. Фонд поощре­ ния должен формироваться из той величины фактичес­ кой прибыли, которая остается за вычетом части, ис­ пользуемой в особс*м порядке, а также платы за используемые производственные ресурсы, фиксирован­ ных платежей, процентов за банковский кредит и т. д. Предлагаемый механизм формирования и регулирова­ ния фонда поощрения будет стимулировать снижение численности работников предприятия и фонда заработ­

1 См.: Г. А . Е ги а за р я н ,

Л . С. Х ей ф ец . П р обл ем ы

м атери альн ого

сти м ул и р ов ан и я в пром ы ш л

ен ности . М ., « Э к он ом и к а »,

1970.

114


ной платы, если при этом достигается рост уровня ис­ пользования рабочей силы, и, следовательно, величины поощрения, приходящегося на одного работника.

Для стимулирования напряженных планов требуется решить вопрос о преимущественном поощрении успехов предприятия в пределах плана при относительно мень­ шем поощрении за сверхплановые результаты и абсо­ лютно меньшем— при невыполнении плановых зада­ ний.

Если план предприятия занижен по отношению к потенциальным возможностям предприятия, то в момент его выполнения уровень использования производствен­ ных ресурсов окажется ниже, чем при более высоком плане; меньше будет и фонд поощрения. Уровень ис­ пользования ресурсов и, следовательно, фонд поощре­ ния, могут быть увеличены в ходе выполнения плана двумя способами: ликвидацией избытка ресурсов, не являющегося необходимым для выполнения заданного плана, или перевыполнением плана при неизменной, ве­ личине ресурсов. Так как уровень использования ресур­ сов формируется в течение всего периода выполнения плана как средневзвешенная величина, запоздалая лик­ видация избытка ресурсов в этот период и тем более в конце его не позволит наиболее полно использовать ре­ сурсы, как это возможно при их оптимальном согласо­ вании с планом еще на стадии разработки последнего. Тем не менее и в процессе выполнения плана предприя­ тие может повысить уровень использования ресурсов путем перевыполнения плана. Однако перевыполнение напряженных планов является своеобразным показате­ лем недостаточной эффективности системы планирова­ ния и экономического стимулирования производства. Нередко предприятие, взявшее, но не выполнившее на­ пряженный план, наказывается и поощряется то пред­ приятие, которое добилось утверждения ненапряжен­ ного плана и легко перевыполнило его. Эта нежелатель­ ная тенденция может быть уменьшена, если фонд поощрения при перевыполнении плана Vn будет больше

фонда поощрения при выполнении плана V (|Зо) и мень­ ше фонда поощрения V (Рп ), рассчитываемого в пред­ положении, что величина перевыполнения плановая:

V (po) < Vn < V(PnK

(3.65)

5*

ИЗ

Здесь ро — фактический

уровень

использования

произ­

водственных

ресурсов

в момент выполнения

ненапряженного плана,

произ­

рп — фактический

уровень

использования

водственных ресурсов при перевыполнении плана, превышающий Ро.

Из-за нелинейного в общем случае характера функ­ ции поощрения а величину Vn следует рассчитывать

как функцию скорректированного на перевыполнение плана уровня использования ресурсов

Vn=HZa(Pn),

(3.66)

где

 

еп = Ро-Ип ( Р п - М , 0 < Е П< 1 .

(3.67)

Здесь £п — коэффициент корректировки достигнутого

уровня использования ресурсов при перевы­ полнении плана.

Очевидно, что < рп , так как скорректированный уровень р^, согласно (3.67), представляет собой линей­ ную комбинацию уровней рп и р0.

Величина потерь фонда поощрения Dn = V (Рп) — —V (p[]), вследствие перевыполнения плана,— это своего

рода «штраф» за принятие ненапряженного плана. Чтобы избежать потерь фонда поощрения после пе­

ревыполнения ненапряженного плана, предприятие мо­ жет в процессе его выполнения просить вышестоящую

организацию увеличить план

всякий раз, как

только

возникает возможность его

перевыполнения,— разуме­

ется, без привлечения дополнительных ресурсов.-

Такая

инициатива предприятия поощряется лишь в том случае, если продукция пользуется спросом. Безусловное же ее поощрение противоречит сущности и задачам стимули­ рования напряженных планов. Можно показать, что при отсутствии ограничений на количество корректировок фонда поощрения, вызываемых последовательными увеличениями плана, потери фонда поощрения будут стремиться к нулю.

Пусть

По <

П1 <

... <

П]‘ <

... — последовательность

выполняемых скорректированных

планов, причем П0 —

исходный

план,

а

р0 <

pi <

... <

Pj < ..« — последова-

пб


дельность фактических уровней использования ресурсов в момент выполнения очередного плана. Если уровень использования ресурсов корректировать после очередно­ го увеличения плана, будем иметь рекуррентно

р; = Pj'_, +5П(Pj —Pj_x)*

( 3.68)

где р; = Ро.

Окончательно скорректированный уровень исполь­

зования ресурсов после q корректировок плана

будет:

р; =--(:1 - У 4'■ро ■5-Пf i (1 - У ^ • b 1< ] < q.

(3.69)

i= 1

 

 

Нетрудно убедиться, что при увеличении числа изме­

нений плана q скорректированный уровень

стремится

к нескорректированному уровню (Зд, то есть корректиров­ ка не достигает цели. Действительно, последовательность

Pj ограничена сверху,

|3j <

1. Пусть, начиная с некото­

рого номера j = J, Pj =

|3j =

Const, тогда

 

: p ; = ' ( i - y 4;po +

^ 2 ( i : - y

q- j Pj+

+ En P j 2

0 — En)4_J-

(3-70)

 

J = J

 

 

При q-voo оба первых выражения стремятся к нулю, а последнее представляет собой сумму бесконечно убыва­ ющей геометрической прогрессии |3j = pq, то есть скор­ ректированный уровень использования ресурсов стремит­ ся к нескорректированному. Из этого вытекает, что независимо от частоты изменения плана корректировка уровня использования ресурсов для расчета фонда мате­ риального поощрения должна производиться один раз по формуле (3.67), исходя из двух значений уровня ис­ пользования ресурсов — фактического в конце отчетно­ го периода при перевыполнении плана (Зп и фактическо­

го в момент выполнения исходного плана (30. Недовыполнение плана может явиться следстви­

ем либо его завышения, либо низкого уровня ис­ пользования ресурсов. В любом случае уровень

использования

ресурсов при расчете

фонда

поощ­

рения должен

быть скорректирован в

еторону

уменьн

117