Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■новом формировании фондов, соблюдается Приоритет фондов развития производства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Обязатель­ ным является дополнительное увеличение всех, а не одного-двух фондов; приоритет выражается в пропорции распределения между фондами части свободного остат­ ка от прибыли предприятия. Если эту часть принять за 100 процентов, то она может быть распределена, напри­ мер, следующим образом:

50 процентов —в фонд развития производства,

25 процентов —в фонд социально-культурных меро­ приятий и жилищного строительства,

25 процентов —в фонд материального поощрения.

Фонд материального поощрения каждого министер­ ства, согласно действующему порядку, заранее задается Госпланом СССР. Обозначим его через величину V. По результатам работы в отчетном году он должен быть распределен между п предприятиями министерства:

^ H . Z . a ^ ' X V .

(3.87)

i-i

 

Необходимо выбрать параметры распределения Hi и Si, чтобы сумма фондов материального поощрения пред­ приятий не превысила фонда поощрения министерства (в идеальном случае — совпала с ним), при условии, что процент выполнения плана и уровень использования производственных ресурсов i-ro предприятия есть слу­ чайные величины с некоторыми условными законами распределения:

F, (В|П) == р (Bj < В|П|),

р . Ш = р .(?1<?!М .

{

'

где Fi (В/П) — вероятность того,

что

фактическое

вы­

полнение Bi не превысит величины В при

условии, что был задан план Пц

 

Fi (р/Рф) — вероятность того,

что уровень использо­

вания производственных ресурсов пред­ приятия pi не превысит величины р при условии, что уровень предшествующего года был равен Рфь

124

Для каждого предприятия могут

 

быть

 

определены

следующие характеристики:

 

 

уровня использо­

Рож, i— математическое ожидание

 

вания ресурсов в плановом периоде;

 

 

Ртах, i— величина уровня

использования

ресурсов в

плановом периоде, которая не будет превы­

шена с заданной

(например,

99%-ной)

ве­

роятностью,

 

использования

ресурсов,

ко­

Pmin, i— величина уровня

торая будет превышена

с

той

 

же вероят­

ностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

В еличины РтахД И РтгпД

ПреДСТЭВЛЯЮТ

 

СОбОЙ ро — И

(1 — Ро) —

п роц ентны е

 

кв а н ти л и

р асп р ед ел ен и я

Ft (Р/Рф);

причем в ероятн ость ТОГО,

ЧТО

 

РтгпД ^

Pi ^

Р maxj i р а в н а

2 р 0 — 1

нашем

случае

она

будет

р а в н а 0,98 при

р 0 = 0,99).

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогично определяются:

 

фактического

вы­

Вож,!'— математическое

ожидание

 

полнения плана,

 

 

 

 

 

 

 

Bmax, 1 — величина выполнения плана, которая не будет

превышена

с заданной

(например, 99%-ной)

вероятностью,

плана, которая будет

B m in .i — величина

выполнения

превышена с той же вероятностью. Аналогично сказанному выше

Р<Bi < Bma„ i) = 2p0 - 1.

Пусть в частном случае фактическое выполнение Bi предприятия совпадает с его планом П], тогда с задан­ ной (например, 99%-ной) вероятностью его фонд поощ­ рения не превысит величины

V m a x , i= Hi Zi -f- ——A §max, ij,

(3.89)

где

Д $ m a x , i = p m a x , i — Рф, i.

Сумма максимальных фондов поощрения всех пред­ приятий при этом не должна превзойти суммарный фонд поощрения министерства:1

<3. 90)

1 = 1

125


С другой стороны, уровень использования проиЗ* водственных ресурсов i-ro предприятия может упасть до величины pmi-n, i и фонд поощрения будет:

v m i n ,

Hi Zj

—-= Д $mln, i j,

где

 

(3.91)

? m i n , i ?ф1

V m i n , i •

 

Величина минимального фонда поощрения Vmin,i окажется меньше максимального фонда и соответству­ ющим выбором Si может быть сделана равной наперед заданной доле Утах,ь в частности, равной нулю.

В общем случае примем, что

Vv m in

, = 8 Vm a x .

i

0 < § < 1.

(3.92)

 

, 1

1

 

 

При б = 0,4 обеспечивается формирование мини­ мального фонда поощрения в размере 40 процентов мак­ симальной величины фонда. Тогда сумма минимальных фондов поощрения предприятий

2 Vmin, 1> 3 V.

(3.93)

1 = 1

В соотношениях (3.90) и (3.93) не известны величи­ ны Hi и Si. Примем в качестве основного допущение, что Hi = Н и Si = s, то есть нормативы Н и s для всех предприятий данного министерства одинаковы. Если это допущение окажется неприемлемым, тогда предприя­ тия министерства должны быть разбиты на m групп, каждая из которых включает однородные по уровню ис­ пользования производственных ресурсов предприятия. Для каждой группы j установлены суммарные фонды Vj и одинаковые нормативы Hj и sj. Тогда задача распа­ дается на ш идентичных задач, объединенных усло­ вием:

m

‘Vj = V.

(3.94)

2

ы

 

 

В любом случае будем иметь следующие соотношения для определения Hj и Sj:

H j 2 Z> Рф1+ — Ai

i =Vj,

i-i

 

126


 

 

 

 

 

(3.95)

 

2

v j =

v.

 

 

 

3=1

 

 

 

Здесь nj — число предприятий в группе с номером j.

 

m

 

 

 

 

2

ni =

n>

 

 

 

3

= 1

 

 

 

V] — выделенный суммарный фонд поощрения для

этой группы предприятий,

 

 

 

§ _ _ ^ 'mint 1

 

 

 

j “

Vj

 

 

Решим систему уравнений

(3,95)

относительно

Н5 и

sj:

ni

 

 

 

 

 

 

 

 

2

^1

^ ?т ах, 1

"I" A Р/ш'я. О

 

н , = -------^ ------------ ^

---------------------------------- ,

 

nj

nj

Ртах. 1"Е ^ Pmin, ■)

 

2^1Рф1

2

^1

 

1 -1

i= 1

 

 

 

” з

(8 Д $тах, I 4- Д Pmirt. О

 

2

 

sj = —

--------------------— -----

(3.96)

 

О

°) 2

Рф1

 

 

 

 

i=i

 

 

 

При определении нормативов Hj и Sj’учтем возмож­ ное отклонение фактического выполнения от планового. Если план перевыполнен, то есть Вз > Пь то уровень использования ресурсов р, при расчете фонда поощре­ ния корректируется в сторону уменьшения:

 

Pni ~ ?01 + ?п (?1 — &>:)•

Величина

так как равна линейной комбинации

двух величин fii и рм < Pi- В пределах небольших от­ клонений от плана можно принять, что

=

( 3.97)

12?


тогда

 

Hi

П|+ |п ЛВш

и ?п 11

3П1 — Pi 1 Г " Н п

П1

+ А ВП1

 

Bi

(3.98)

 

 

 

 

где ЛВП1 — абсолютное перевыполнение плана.

Наибольший фонд поощрения i-ro предприятия сфор­ мируется при отсутствии корректировки достигнутого уровня использования ресурсов, то есть когда план в точности выполнен и ДВП1 = 0. Перевыполнение плана

сэкономит часть суммарного фонда поощрения Vj. Ана­ логичная экономия наблюдается и при недовыполнении плана. Действительно, если B i < Пь то уровень исполь­ зования производственных ресурсов корректируется в сторону уменьшения:

Р ш = Pol - (Pol - Pi)-

С учетом соотношения (3.97) имеем:

П) — SH А Вн,

1,

П ! - Д В Н, ■

(3.99)

где ABhi — абсолютное недовыполнение плана.

Итак, при расчете нормативов Н3 и s3 не требуется учитывать вероятное недовыполнение или перевыполне­ ние планов, поскольку в обоих случаях имеется эконо­ мия суммарного фонда поощрения.

При устойчивом отклонении фактического выполне­ ния от планового в среднем по группе предприятий, его можно учесть, чтобы образующуюся экономию суммар­ ного фонда поощрения перераспределить между всеми

предприятиями.

Для этого в формулах (3.96)

вместо

фактических

отклонений

ДРтаж, 1

и Дртгп, 1

подставим

отклонения,

скорректированные

 

с учетом

 

устойчивого

перевыполнения планов:

 

 

 

 

 

 

 

А $тах, 1 ^ max, 1

 

П; + £п Авщ

 

 

 

Ы — У m a x , 1 ''

П, + А ВП]

 

 

( 3. 100)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П1 +

 

дв

 

 

 

— Рф1 —

 

Vmin, 1

 

*П JUnj

 

^ $mln, Г

 

min, 1

 

П; + 4 Бnj

 

 

 

 

 

 

 

 

т


Здесь ABnj — величина

устойчивого перевыполнения

плана в среднем по j-й группе предприя­ тий.

Если в среднем по группе предприятий имеется ус­ тойчивое недовыполнение планов, то скорректирован­ ные отклонения уровней использования производствен­ ных ресурсов будут иметь вид:

А $тах, i ~

§т ах,

1

^Ф>

 

§тах,1

П , - £ н ДВ Hi

 

эф1>

 

 

П; — Д ВHj

 

(3.101)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п, — д вHj

АЗ». . = (

*min, i

 

:Рф| — Р,

 

тт, х

 

П]

-

д в Hj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь А В щ — величина

устойчивого

недовыполнения

 

 

планов

в среднем по j-й группе предпри­

Разумеется,

ятий.

 

 

(3.100)

и (3.101)

применимы

формулы

одновременно для учета устойчивого

перевыполнения

и недовыполнения планов соответственно.

в предпо­

Приведем расчет

нормативов

поощрения

ложении,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

Pmo.v. i

^

Pm in. 1

А Р Ш].

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 -f- 5j

 

Vj

 

 

 

 

 

 

 

 

H j

=

2

nj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ^$Ф1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i=i

 

 

 

 

 

(3.102)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i + .,

Д 2' ДЬ|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

?Ф1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i= I

 

 

 

 

 

 

Пусть, например, уровень использования ресурсов в

предшествующем

периоде

|3ф1 =

0,8,

а

максимальное

возможное отклонение Apmi =

0,l.

Тогда из

(3.102) при

Pi =

0,4

получим Sj = 0,291.

Это означает,

что,

соглас­

но

(3.26), должно

поощряться 29,1 процента

достиг­

нутого уровня

использования

ресурсов

и 70,9 проценту

129