Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
шения. Однако при недовыполнении плана процедура корректировки уровня использования ресурсов далеко не так ясна, как при перевыполнении плана, когда мож
но измерить два фактических уровня |
использования |
||
ресурсов — в момент |
выполнения |
плана |
(30 и при его |
перевыполнении рп. |
В случае же |
невыполнения имеется |
только одно значение уровня использования ресурсов — при недовыполнении плана (Зн— и нет величины Ро. Эта величина должна вычисляться с помощью прогноза, на основе определенных предположений о характере связи уровня использования ресурсов с величиной выпуска продукции. Из формул (3.58), (3.60) и (3.61) следует, что в пределах одного периода между уровнями Ро. Рн, величиной плана П и фактического выполнения В су ществует пропорциональная зависимость:
Ц _ Ро_ |
(3.71) |
ВРн’
откуда расчетное значение уровня использования ресур сов, в случае выполнения плана:
Ро = Рн-“ >Рн- |
(3-72) |
Скорректированное значение уровня использования ре сурсов при недовыполнении плана меньше факти
ческого Рн:
Вн = Р о - е н ( Р о - Р н ). ?н > |
1- |
(3.73) |
Здесь |н — коэффициент корректировки |
уровня |
исполь |
зования ресурсов при |
недовыполнении |
плана.
Как и в случае перевыполнения плана, при его недо выполнении корректировку уровня использования ресур сов следует производить один раз в процессе выполне ния плана независимо от количества случаев уменьше ния его по инициативе предприятия. Величина потерь фонда поощрения DH = V (Рн) — V (Р^) является, «штра
фом» за невыполнение плана.
Из формул (3.67), (3.73) следует, что потери фонда поощрения Dn и Dh зависят, в частности, от коэффици
ентов корректировок £п и £н. Методическими указания
ми при расчете фондов материального поощрения пре* дуематривается использование линейной функции поощ
118
рения при следующих ограничениях на коэффициенты корректировки:
0 < £ п ^0,7; |
1,3. |
Важно найти оптимальное соотношение между коэф фициентами корректировки £п и £н, поскольку, напри
мер, при 1 — £п< £н— 1 потери фонда поощрения в
случае недовыполнения плана Dh значительно больше потерь фонда поощрения при его перевыполнении Dn,
предприятие стремится занизить и перевыполнить план. При 1 - £ п > £н— 1 будет наблюдаться' тенденция к
завышению и недовыполнению плана. Определим вели чину потерь фонда поощрения при перевыполнении и не довыполнении плана для комбинированной функции по ощрения (3.64), преобразовав ее к виду:
а = Р + .— |
.(Р - РФ) = — (Р - О ~ s) РФ), (3.74) |
S |
S |
где Рф— фактически достигнутый нескорректированный уровень использования ресурсов в предшеству ющем периоде.
Тогда •
1>п = V(Pn) - V №п) = ~ |
(Рп- (1- |
s) РФ) - |
- ^ (Ро + .5П (Рп - Ро) - (1 - |
S) Рф) = ^ |
Тп (Рп - Ро). |
|
|
(3.75) |
D H = V (Рн ) - V (Р„) = ^ |
(Рн - О - s) Рф) “ |
-■ — (Ро - «н (Ро — Рн) — (1 — 8)Рф) = ^ Тн (Ро - Рн).
(3.76)
Здесь ^ — коэффициент «штрафа» за перевыполнение плана, у^ 1
— коэффициент «штрафа» за недовыполнение плана, чн = £н— 1.
Потери фонда поощрения равны нулю, когда нет ни пе ревыполнения, ни недовыполнения плана, то есть р п =
= Рн = Ро-
119
Процедуру определения оптимального, с точки зре ния выполнения заданного плана, уровня использования ресурсов предприятия можно интерпретировать в тер минах теории игр как выбор в условиях неопределенное-, ти оптимальной стратегии, обеспечивающей минимум потерь фонда поощрения. Наилучшим для анализа си туаций в условиях неопределенности является, по наше му мнению, критерий Сэвиджа (критерий минимакса последствий ошибочных решений):
En= m in m a x D (X, У), |
|
(3.77) |
|||
Х У |
|
|
|
|
|
где X — множество |
планируемых |
уровней |
ис |
||
пользования |
ресурсов |
предприятия в |
|||
процессе разработки плана, |
|
||||
У — множество |
фактически |
|
реализуемых |
||
уровней использования |
ресурсов в про |
||||
цессе выполнения плана, |
поощрения |
при |
|||
D(X, У ) — функция потерь |
фонда |
||||
несовпадении планируемого и фактичес |
|||||
ки достигнутого |
уровня |
использования |
|||
ресурсов. |
|
|
|
|
|
Функцию потерь (3.75), (3.76) удобно задать в виде |
|||||
матрицы размерностью m X п, |
ш > п, в |
которой |
по |
строчно указывается упорядоченное по возрастанию мно жество планируемых уровней использования ресурсов, а по столбцам — аналогично упорядоченное множество фактических уровней в диапазоне рт щ -г- ртах, где рт1п и Ртах — минимальная и максимальная априорные оценки уровней использования ресурсов в планируемом перио де. Матрица потерь фонда поощрения сводится к квад ратной, размерностью n X п после исключения беспер спективных стратегий р < Pmin и р > РтахНа главной диагонали оказываются нулевые элементы, для которых планировавшиеся значения уровней использования ре сурсов совпадают с фактически достигнутыми. Посколь ку конкретные значения 7 П и неизвестны (они за
даны неравенствами), непосредственное определение величин max D (X, У) невозможно, однако анализ матри
цы показывает, что ими могут быть только элементы первого или последнего столбцов, соответствующие ми нимальной (Pmin) и максимальной (Ртах) априорным
120
оценкам уровня использования ресурсов. Первый стол бец матрицы формируется из возрастающих значений вида
— Тн (Р —Pml„), |
С3'78) |
S
а последний — из убывающих значений вида
— Tn(Pm« - P ) , |
(3-79) |
s |
|
Минимакс потерь фонда поощрения Ed (3.77) имеет место при таком уровне использования ресурсов Pd, где выражения (3.78) и (3.79) равны между собой. Отсюда наивыгоднейший планируемый уровень использования ресурсов:
Тп $тах "Ь Тн Ря
(3.80)
Тп + Т н
Он зависит от априорных оценок уровней рmin И Ртах И от коэффициентов «штрафов» тп и •(„.
Согласно Методическим указаниям,
Тп > 0,3; ун ^ 0,3. |
(3.81) |
Если подставить в формулу (3.80) граничные значения
Тп = Тн = 0,3, |
то наивыгоднейший |
планируемый уро |
||||||
вень использования |
ресурсов: |
|
|
|
|
|||
|
|
Pi |
f i m a x ±1m i n |
|
|
(3.82) |
||
|
|
|
2 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При Тп- ^ |
(уменьшение |
«штрафа» |
за перевыполне |
|||||
ние плана) величина PD->pmm, |
то |
есть |
предприятию |
|||||
становится выгодно |
|
скрывать |
определенную часть ре |
|||||
зервов для последующего |
перевыполнения |
плана. При |
||||||
Тн —^ 0 (уменьшение «штрафа» |
за |
недовыполнение пла |
||||||
на) величина Pd |
Ртах, предприятию |
выгодно прини |
мать преднамеренно завышенный план. Очевидно, опти мальное соотношение между коэффициентами «штра фов» Тп и Тн;__ такое, при котором предприятие будет ориентироваться на принятие плана, совпадающего с математическим ожиданием фактического выполнения. Решение задачи сводится, таким образом, к определе нию ожидаемого значения уровня использования ресур-
сов, если известны априорные оценки (3m;n и рта*- Опыт сетевого планирования и управления свидетельствует о том, что величина
ож |
(3.83) |
|
5 |
довольно точно совпадает с ожидаемым значением, оп ределяемым по двухоценочному .методу1. Приравнивая выражения (3.80) и (3.83), получим оптимальное соот ношение между коэффициентами «штрафов» за перевы полнение "fn и недовыполнение Тн плана при использо
вании линейной или комбинированной функции поощре ния:
Тп |
Тн, 0 <- 7 п <'1- |
(3.84) |
|
Если нижнюю границу коэффициента «штрафа» за недовыполнение плана оставить в соответствии с дейст вующими Методическими указаниями на прежнем уровне ун = 0,3, то нижняя граница коэффициента «штра
фа» за перевыполнение плана должна быть повышена, согласно соотношению (3.84), до значения тп = 0,45.
Если из выражения (3.83) вычесть выражение (3.82), мы получим теоретическую оценку среднего занижения возможностей предприятия в проекте плана, обусловлен ную неоптимальным соотношением между коэффициен тами «штрафов» в действующих Методических указа ниях:
лр = 0,1(?„«, — |
(3.85) |
т а х |
|
Безусловно, те или иные значения коэффициентов «штрафов» уп и "Сн могут устанавливаться руководящи
ми органами в зависимости от конкретных условий, од нако соблюдение соотношения (3.84) стимулирует при нятие плана, совпадающего с действительными возмож ностями предприятия, то есть без их занижения на величину, определяемую формулой (3.85).
Выше мы рассмотрели, как будет изменяться размер фонда материального поощрения предприятия при из-
1 Организация и планирование машиностроительного производ ства. Под ред. Разумова И. М. и Шухгальтера Л. Я. М., «Машино строение», 1967.
122
Менешш уровня использования производственных ресурс сов, с одной стороны, и отклонениях фактического вы полнения от планового, с другой. В силу вероятностного характера этих отклонений фонд материального поощ рения министерства не может равняться сумме фондов поощрения предприятий, а должен превосходить ее на величину резерва, обеспечивающего стабильность нор мативов поощрения при всех вероятных отклонениях фондообразующих показателей от их ожидаемых значе ний.
Примем, что фонд материального поощрения i-ro предприятия Vj рассчитывается по нормативу Hi от фон да заработной платы Zi на основе комбинированной функции поощрения (3.74). Фактически достигнутый уровень использования ресурсов |3i корректируется при отклонении фактического выполнения от планового. Рас четные соотношения имеют следующий вид:
V, = |
H, Ziai (fi:)) |
|
|
+ — a?i. |
(з.8б) |
|
Si |
|
Фонд поощрения i-ro |
предприятия |
Vi формируется |
за счет прибыли после выплаты всех обязательных пла тежей. Это означает, что если остаток прибыли не обес печивает формирования фондов в необходимых разме рах (в первую очередь должны формироваться фонды развития производства, социально-культурных меропри ятий и жилищного строительства), министерство прини мает окончательное решение о выделении всей или час ти недостающей суммы фондов из своего резерва, с ус ловием покрытия ее в последующие годы.
При наличии свободного остатка от прибыли после формирования необходимых размеров всех фондов экономического стимулированияL, министерство распре деляет его между бюджетом к фондами стимулирования предприятия в заранее установленной пропорции, дикту емой сложившимися условиями, причем, как и при пла-1
1 Выше мы оговорили, что свободного остатка прибыли в его се годняшнем понимании у предприятий быть не должно. Фиксирован ные платежи, плата за ресурсы и т. п. должны полностью изымать в бюджет остаток этого вида.
123