Файл: Пешков, Г. Ф. Управление производством (формы, методы, технические средства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шения. Однако при недовыполнении плана процедура корректировки уровня использования ресурсов далеко не так ясна, как при перевыполнении плана, когда мож­

но измерить два фактических уровня

использования

ресурсов — в момент

выполнения

плана

(30 и при его

перевыполнении рп.

В случае же

невыполнения имеется

только одно значение уровня использования ресурсов — при недовыполнении плана (Зн— и нет величины Ро. Эта величина должна вычисляться с помощью прогноза, на основе определенных предположений о характере связи уровня использования ресурсов с величиной выпуска продукции. Из формул (3.58), (3.60) и (3.61) следует, что в пределах одного периода между уровнями Ро. Рн, величиной плана П и фактического выполнения В су­ ществует пропорциональная зависимость:

Ц _ Ро_

(3.71)

ВРн’

откуда расчетное значение уровня использования ресур­ сов, в случае выполнения плана:

Ро = Рн-“ >Рн-

(3-72)

Скорректированное значение уровня использования ре­ сурсов при недовыполнении плана меньше факти­

ческого Рн:

Вн = Р о - е н ( Р о - Р н ). ?н >

1-

(3.73)

Здесь |н — коэффициент корректировки

уровня

исполь­

зования ресурсов при

недовыполнении

плана.

Как и в случае перевыполнения плана, при его недо­ выполнении корректировку уровня использования ресур­ сов следует производить один раз в процессе выполне­ ния плана независимо от количества случаев уменьше­ ния его по инициативе предприятия. Величина потерь фонда поощрения DH = V (Рн) — V (Р^) является, «штра­

фом» за невыполнение плана.

Из формул (3.67), (3.73) следует, что потери фонда поощрения Dn и Dh зависят, в частности, от коэффици­

ентов корректировок £п и £н. Методическими указания­

ми при расчете фондов материального поощрения пре* дуематривается использование линейной функции поощ­

118


рения при следующих ограничениях на коэффициенты корректировки:

0 < £ п ^0,7;

1,3.

Важно найти оптимальное соотношение между коэф­ фициентами корректировки £п и £н, поскольку, напри­

мер, при 1 — £п< £н— 1 потери фонда поощрения в

случае недовыполнения плана Dh значительно больше потерь фонда поощрения при его перевыполнении Dn,

предприятие стремится занизить и перевыполнить план. При 1 - £ п > £н— 1 будет наблюдаться' тенденция к

завышению и недовыполнению плана. Определим вели­ чину потерь фонда поощрения при перевыполнении и не­ довыполнении плана для комбинированной функции по­ ощрения (3.64), преобразовав ее к виду:

а = Р + .—

.(Р - РФ) = — (Р - О ~ s) РФ), (3.74)

S

S

где Рф— фактически достигнутый нескорректированный уровень использования ресурсов в предшеству­ ющем периоде.

Тогда •

1>п = V(Pn) - V №п) = ~

(Рп- (1-

s) РФ) -

- ^ (Ро + .5П (Рп - Ро) - (1 -

S) Рф) = ^

Тп (Рп - Ро).

 

 

(3.75)

D H = V (Рн ) - V (Р„) = ^

(Рн - О - s) Рф) “

-■ — (Ро - «н (Ро — Рн) — (1 — 8)Рф) = ^ Тн (Ро - Рн).

(3.76)

Здесь ^ — коэффициент «штрафа» за перевыполнение плана, у^ 1

— коэффициент «штрафа» за недовыполнение плана, чн = £н— 1.

Потери фонда поощрения равны нулю, когда нет ни пе­ ревыполнения, ни недовыполнения плана, то есть р п =

= Рн = Ро-

119

Процедуру определения оптимального, с точки зре­ ния выполнения заданного плана, уровня использования ресурсов предприятия можно интерпретировать в тер­ минах теории игр как выбор в условиях неопределенное-, ти оптимальной стратегии, обеспечивающей минимум потерь фонда поощрения. Наилучшим для анализа си­ туаций в условиях неопределенности является, по наше­ му мнению, критерий Сэвиджа (критерий минимакса последствий ошибочных решений):

En= m in m a x D (X, У),

 

(3.77)

Х У

 

 

 

 

 

где X — множество

планируемых

уровней

ис­

пользования

ресурсов

предприятия в

процессе разработки плана,

 

У — множество

фактически

 

реализуемых

уровней использования

ресурсов в про­

цессе выполнения плана,

поощрения

при

D(X, У ) — функция потерь

фонда

несовпадении планируемого и фактичес­

ки достигнутого

уровня

использования

ресурсов.

 

 

 

 

 

Функцию потерь (3.75), (3.76) удобно задать в виде

матрицы размерностью m X п,

ш > п, в

которой

по­

строчно указывается упорядоченное по возрастанию мно­ жество планируемых уровней использования ресурсов, а по столбцам — аналогично упорядоченное множество фактических уровней в диапазоне рт щ -г- ртах, где рт1п и Ртах — минимальная и максимальная априорные оценки уровней использования ресурсов в планируемом перио­ де. Матрица потерь фонда поощрения сводится к квад­ ратной, размерностью n X п после исключения беспер­ спективных стратегий р < Pmin и р > РтахНа главной диагонали оказываются нулевые элементы, для которых планировавшиеся значения уровней использования ре­ сурсов совпадают с фактически достигнутыми. Посколь­ ку конкретные значения 7 П и неизвестны (они за­

даны неравенствами), непосредственное определение величин max D (X, У) невозможно, однако анализ матри­

цы показывает, что ими могут быть только элементы первого или последнего столбцов, соответствующие ми­ нимальной (Pmin) и максимальной (Ртах) априорным

120



оценкам уровня использования ресурсов. Первый стол­ бец матрицы формируется из возрастающих значений вида

— Тн (Р —Pml„),

С3'78)

S

а последний — из убывающих значений вида

— Tn(Pm« - P ) ,

(3-79)

s

 

Минимакс потерь фонда поощрения Ed (3.77) имеет место при таком уровне использования ресурсов Pd, где выражения (3.78) и (3.79) равны между собой. Отсюда наивыгоднейший планируемый уровень использования ресурсов:

Тп $тах "Ь Тн Ря

(3.80)

Тп + Т н

Он зависит от априорных оценок уровней рmin И Ртах И от коэффициентов «штрафов» тп и •(„.

Согласно Методическим указаниям,

Тп > 0,3; ун ^ 0,3.

(3.81)

Если подставить в формулу (3.80) граничные значения

Тп = Тн = 0,3,

то наивыгоднейший

планируемый уро­

вень использования

ресурсов:

 

 

 

 

 

 

Pi

f i m a x ±1m i n

 

 

(3.82)

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При Тп- ^

(уменьшение

«штрафа»

за перевыполне­

ние плана) величина PD->pmm,

то

есть

предприятию

становится выгодно

 

скрывать

определенную часть ре­

зервов для последующего

перевыполнения

плана. При

Тн —^ 0 (уменьшение «штрафа»

за

недовыполнение пла­

на) величина Pd

Ртах, предприятию

выгодно прини­

мать преднамеренно завышенный план. Очевидно, опти­ мальное соотношение между коэффициентами «штра­ фов» Тп и Тн;__ такое, при котором предприятие будет ориентироваться на принятие плана, совпадающего с математическим ожиданием фактического выполнения. Решение задачи сводится, таким образом, к определе­ нию ожидаемого значения уровня использования ресур-


сов, если известны априорные оценки (3m;n и рта*- Опыт сетевого планирования и управления свидетельствует о том, что величина

ож

(3.83)

 

5

довольно точно совпадает с ожидаемым значением, оп­ ределяемым по двухоценочному .методу1. Приравнивая выражения (3.80) и (3.83), получим оптимальное соот­ ношение между коэффициентами «штрафов» за перевы­ полнение "fn и недовыполнение Тн плана при использо­

вании линейной или комбинированной функции поощре­ ния:

Тп

Тн, 0 <- 7 п <'1-

(3.84)

 

Если нижнюю границу коэффициента «штрафа» за недовыполнение плана оставить в соответствии с дейст­ вующими Методическими указаниями на прежнем уровне ун = 0,3, то нижняя граница коэффициента «штра­

фа» за перевыполнение плана должна быть повышена, согласно соотношению (3.84), до значения тп = 0,45.

Если из выражения (3.83) вычесть выражение (3.82), мы получим теоретическую оценку среднего занижения возможностей предприятия в проекте плана, обусловлен­ ную неоптимальным соотношением между коэффициен­ тами «штрафов» в действующих Методических указа­ ниях:

лр = 0,1(?„«, —

(3.85)

т а х

 

Безусловно, те или иные значения коэффициентов «штрафов» уп и "Сн могут устанавливаться руководящи­

ми органами в зависимости от конкретных условий, од­ нако соблюдение соотношения (3.84) стимулирует при­ нятие плана, совпадающего с действительными возмож­ ностями предприятия, то есть без их занижения на величину, определяемую формулой (3.85).

Выше мы рассмотрели, как будет изменяться размер фонда материального поощрения предприятия при из-

1 Организация и планирование машиностроительного производ­ ства. Под ред. Разумова И. М. и Шухгальтера Л. Я. М., «Машино­ строение», 1967.

122

Менешш уровня использования производственных ресурс сов, с одной стороны, и отклонениях фактического вы­ полнения от планового, с другой. В силу вероятностного характера этих отклонений фонд материального поощ­ рения министерства не может равняться сумме фондов поощрения предприятий, а должен превосходить ее на величину резерва, обеспечивающего стабильность нор­ мативов поощрения при всех вероятных отклонениях фондообразующих показателей от их ожидаемых значе­ ний.

Примем, что фонд материального поощрения i-ro предприятия Vj рассчитывается по нормативу Hi от фон­ да заработной платы Zi на основе комбинированной функции поощрения (3.74). Фактически достигнутый уровень использования ресурсов |3i корректируется при отклонении фактического выполнения от планового. Рас­ четные соотношения имеют следующий вид:

V, =

H, Ziai (fi:))

 

 

+ — a?i.

(з.8б)

 

Si

 

Фонд поощрения i-ro

предприятия

Vi формируется

за счет прибыли после выплаты всех обязательных пла­ тежей. Это означает, что если остаток прибыли не обес­ печивает формирования фондов в необходимых разме­ рах (в первую очередь должны формироваться фонды развития производства, социально-культурных меропри­ ятий и жилищного строительства), министерство прини­ мает окончательное решение о выделении всей или час­ ти недостающей суммы фондов из своего резерва, с ус­ ловием покрытия ее в последующие годы.

При наличии свободного остатка от прибыли после формирования необходимых размеров всех фондов экономического стимулированияL, министерство распре­ деляет его между бюджетом к фондами стимулирования предприятия в заранее установленной пропорции, дикту­ емой сложившимися условиями, причем, как и при пла-1

1 Выше мы оговорили, что свободного остатка прибыли в его се­ годняшнем понимании у предприятий быть не должно. Фиксирован­ ные платежи, плата за ресурсы и т. п. должны полностью изымать в бюджет остаток этого вида.

123