Файл: Михелев, А. А. Печи хлебопекарного и кондитерского производств. (Устройство и эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Аварийный останов печи с помощью автоматических устройств производится при падении давления воздуха, подаваемого вентиля­ тором на сгорание, ниже минимально допустимого, исходя из усло­ вий горения. Эта защита осуществляется с помощью электроконтактного манометра, установленного на воздушной магистрали, контакт «минимум» которого при падении давления воздуха до ми­ нимального срабатывает и разрывает через систему соленоидных вентилей цепь управления газа, т. е. прекращает подачу топлива к горелке. (Здесь, а также ниже, при описании второй защиты, речь идет о печах БН, отапливаемых газообразным топливом). Эта защи­ та осуществляется аналогично на обеих горелках печи БН-50.

2. Аварийный останов печи при угасании факела осуществляет­ ся при помощи ионизационного электрода, установленного в зоне горения факела запальника и обеспечивающего прикрытие соленоид­ ных вентилей на трубопроводах газа и воздуха к горелке, а также останов воздушного вентилятора. При угасании запальника эта защита осуществляется аналогично для обеих горелок печи.

3. При прекращении подачи на печь электроэнергии прикрыва­ ются соленоидные вентили и останавливаются все установленные на печи электродвигатели, в том числе и электродвигатель привода сетчатого конвейера. В этом случае дл-я выгрузки из печи тестовых заготовок, находящихся на конвейере, используется ручной привод­ ной механизм с храповым устройством, который приводится в дей­ ствие с помощью специальной рукоятки.

Автоматический останов печи при прекращении подачи электро­ энергии, т. е. отключение горелок, происходит как при работе на газообразном, так и на жидком топливе. Причем, такого рода за­ щитой должны быть оснащены все без исключения печи хлебопе­ карного и кондитерского производств.

Если по какои-либо причине горелка печи в этом случае не от­

ключается, следует немедленно с помощью ручного крана прекра­ тить подачу топлива на печь *.

Останов печей БН в резерв производится в соответствии с гра­ фиком сменной их работы.

В ремонт (капитальный или профилактический) печи БН оста­ навливаются столь же часто и длительность ремонтных компаний

такая же,

как это уже отмечалось выше в общих рекомендациях

по

этому^ вопросу, касающихся

всех без исключения современ­

ных

печей

хлебопекарного и

кондитерского производств (см.

стр.

130).

 

 

* Так как при прекращении подачи электроэнергии на печь остановится вен­ тилятор рециркуляции, то в печах с рециркуляцией продуктов сгорания это при­

ведет к срабатыванию еще одной защиты (по работе рециркуляционного вентиля­ тора — см. выше), отключающей печь.

156


Особенности пуска, наладки и эксплуатации печей БН, работаю­ щих на жидком топливе и с электрообогревом. Приведенные выше рекомендации по пуско-наладочным работам и эксплуатации каса­ лись, в основном, печей БН, работающих на газообразном топливе (хотя, частично, там отмечались некоторые особенности, связанные, в частности, с печами БН, работающими на жидком топливе). Печи БН, работающие на жидком топливе и с электрообогревом, имеют ряд особенностей, которые будут отмечены ниже, хотя, в общем, основные узлы и устройства этих печей — приводная и натяжная станции, сетчатый конвейер, устройство для увлажнения паром тес­ товых заготовок в начальной зоне пекарной камеры, сама пекарная камера, конструкция внешней обшивки, каркаса, изоляции и неко­ торые другие элементы (в том числе системы автоматизации) — в этих печах и печах БН, отапливаемых газом, аналогичны. Особен­ но много общего в конструкциях печей БН, работающих на газо­ образном и жидком топливе, которые, по сути дела, отличаются менаду собой только конструкцией горелочного устройства.

Все это обусловливает общие моменты в работах, проводимых при пуске, наладке и эксплуатации печей БН, работающих на газо­ образном и жидком топливе и обогреваемых с помощью электро­ энергии. Для печей, в которых сжигается газ, суть этих работ и последовательность в их проведении были описаны выше.

Особенности пуско-наладочных работ и эксплуатации печей БН, работающих на жидком топливе, связаны с особенностями сжигания этого топлива, а также с конструкцией предназначенного для этих целей форсуночного агрегата, устанавливаемого на этой печи.

Форсунка жидкого топлива должна обеспечить при нормальной вязкости топлива хорошее распыливание его и устойчивую работу. Ствол форсунки не должен чрезмерно нагреваться, следует преду­ преждать коксование выходной части каналов жидкого топлива и головки форсунки, обогреваемых из топки факелом. ^Форсунка должна легко и быстро заменяться другой, подготовленной к работе

(очищенной, плотной).

Для уменьшения вязкости жидкого топлива, сжигаемого в печи, его подогревают до температуры примерно 90° С. При такой темпе­ ратуре подогрева топлива для хорошего распыливания его достаточ­ ным оказывается давление топлива перед форсункой порядка 20 кГ/см2. Как известно, для хорошего распыливания жидкого топли­ ва необходимо создавать высокое давление его, тем большее, чем выше его вязкость, а при одном и том же виде топлива — чем ниже его температура. Повышение давления топлива позволяет увеличить производительность форсунки и улучшить качество его распылива­ ния. При уменьшении давления качество распыливания ухудша­ ется. Если же увеличить температуру подогрева жидкого топлива

157


и, соответственно, уменьшить его вязкость, можно получить удов­ летворительное распыливание топлива и при меньшем его давлении.

При качественном монтаже, наладке и эксплуатации форсунка механического распиливания, устанавливаемая на печах БН, ра­ ботающих на жидком топливе, обеспечивает короткий и небольшой по диаметру факел, который не выходит за пределы топочного ци-

/ — корпус; 2 — труба для подвода топлива; 3 — сопло; 4 — запальник; 5 — воздуш­ ный регистр.

линдра печи БН, создает при работе небольшой шум и потребляет сравнительно мало электроэнергии на привод топливного насоса и воздушного вентилятора.

Для нормальной эксплуатации форсунки жидкого топлива долж­ ны периодически заменяться запасными и тщательно очищаться.

Собранную форсунку следует проверять на стенде, состоящем из рамки для крепления форсунки, к которой подведена вода под дав­ лением, и штуцера. «Факел» распыленной воды должен быть хоро­ шо раскрыт в виде конуса с осью, являющейся продолжением оси форсунки; не должно быть крупных капель и подтеков воды.

В форсунке, используемой на печах БН, на пути движения воз­ духа, подаваемого к корню факела, установлен воздушный регистр 5 (рис. 26). Через регистр воздух прогоняется под давлением, созда­ ваемым воздушным вентилятором. Чтобы создать в топке большую поверхность соприкосновения воздуха и распыленного жидкого топ­ лива и равномерно распределить воздух по окружности амбразуры

158

горелки, регистр выполняют в виде поворотных лопаток, закручи­ вающих воздушную струю.

Весьма важно, чтобы воздух равномерно подавался по всей окружности амбразуры, так как недостаток его в какой-либо ее части вызывает неполноту горения и необходимость увеличения об­ щей подачи воздуха (т. е. увеличения коэффициента расхода возду­ ха в топке). Это может, например, иметь место при установке пово­ ротных лопаток регистра под разными углами, что может произой­ ти в результате деформации их при монтаже форсунки.

От качества распыливания жидкого топлива, конструкции и со­ стояния регистра зависит необходимый расход воздуха для нормаль­ ной работы топки без недожога, т. е. без химической неполноты горе­ ния. При благоприятных условиях коэффициент расхода воздуха в топке может составлять величину порядка 1,20—1,25, а при пло­ хом (с дефектами) регистре и неудовлетворительном распыливании может потребоваться увеличение его до 1,3 и более.

Форсунка жидкого топлива должна быть расположена в топке симметрично относительно ее оси с тем, чтобы обеспечивалось хо­ рошее и равномерное заполнение факелом топочного объема.

Горение топлива должно быть ровным без пульсаций и хлопков. Причинами пульсаций и даже срыва факела могут быть: низкая тем­ пература жидкого топлива; плохое распыливание топлива; обводнен­ ность топлива; неисправность форсунки и регистра (коксование соп­ ла форсунки, неправильная работа лопаток регистра) и т. п.

Не следует снижать давление жидкого топлива ниже величины, минимально допустимой из условий нормального сгорания топлива. При регулировании производительности форсунки следует устанав­ ливать на выходном отверстии тракта топливоподачи сопло с со­ ответствующим отверстием для прохода топлива. Здесь необходимо отметить следующее. Так как форсунка жидкого топлива работает в режиме «включено — выключено», то на ней должно бытьустановлено сопло такого типоразмера (с таким сечением отверстия для про­ хода жидкого топлива), чтобы производительность работающей фор­ сунки — расход топлива, проходящего через нее, в момент включе­ ния не был бы чрезмерно большим, т. е., чтобы температура греющих газов на выходе из камеры смешения не повышалась бы чрезмерно­ быстро и не превышала допустимых температур вследствие несоот­ ветствующих теплопоглощению в рабочем пространстве печи боль­ ших тепловыделений в ее топочном устройстве.

С другой стороны, производительность включений форсунки не должна также быть чрезмерно малой — такой, чтобы для поддержа­ ния на заданном уровне температуры в рабочем пространстве печи> (в ее рабочей камере) форсунка должна быть почти постоянно вклю­ ченной (либо постоянно включенной, т. е. в этом случае отсутствует

159-


необходимый запас по производительности горелки), или даже при постоянном ее включении тепловыделение в топке меньше, чем теплопотребление в печи с учетом ее тепловых потерь. В первом случае периоды подъема температуры в рабочем пространстве печи будут чрезмерно длительными, во втором — нормальная температура в рабочем пространстве печи, т. е. такая, которая необходима для протекания процесса выпечки того или иного вида хлебобулочных изделий, вообще не может быть достигнута.

С целью оптимального ведения топочного процесса, соответст­ вующего энергопотреблению выпекаемого продукта, форсунки для сжигания жидкого топлива в печах БН комплектуются набором сопел с различными по сечению проходными отверстиями. В про­ цессе наладки печи на выработку того или иного вида продукции следует подобрать к установке сопло с таким проходным сечением, чтобы теплопотребление печью покрывалось при работе форсунки в таком режиме: примерно 70% времени форсунка включена и пример­ но 30% — выключена.

При таком соотношении между теплопроизводительностью фор­ сунки и тёплопотреблением печи в ней легко без больших отклонений от заданного значения можно поддерживать температуру в рабочей камере печи: повышение температуры в камере при включении фор­ сунки происходит плавно, но достаточно энергично. Вместе с тем, период отключения печи не столь длителен, чтобы температура в пекарной камере стала ниже минимально допустимых ее значений, обеспечивающих нормальное протекание процесса выпечки. Кроме того, при таком соотношении между теплопроизводительностью фор­ сунки и теплопотреблением печи в последней легко с помощью ав­ томатических устройств осуществлять переходные процессы, так что время перехода из одного стационарного состояния в работе печи к другому стационарному состоянию сравнительно невелико.

При пуско-наладочных работах и эксплуатации печей БН с электрообогревом следует выполнять все правила техники безопас­ ности, связанные с эксплуатацией электроустановок. Так как в пе­ чах БН используются «темные» электронагреватели — своеобразная модификация трубчатых электронагревателей (в качестве элемента сопротивления в них используется металлическая спираль, которая с помощью керамических колец вставляется в металлическую труб­ ку, при этом, в отличие от трубчатых электронагревателей, запол­ нитель в трубке отсутствует), то приведенные в гл. I рекомендации по эксплуатации ТЭНов, в основном, применимы и в данном случае.

При монтаже электронагревателей в печи и в процессе наладки их работы необходимо следить, чтобы по всей длине трубок нагрева­ телей, расположенных в верхней и нижней частях камеры, т. е. по ■ширине пекарной камеры, плотность укладки спиралей была рав­

160


номерной. В противном случае по ширине рабочей камеры печи мо­ жет иметь место неравномерная теплоотдача, тепловой перекос, что может быть причиной неравномерной пропеченности изделий и неравномерного упека по ширине пода. Более того, это лее обстоя­ тельство можно использовать для устранения теплового перекоса по ширине пода печи. Так, если вследствие каких-либо случайных, трудно устанавливаемых и устраняемых, причин наблюдается нерав­ номерная интенсивность теплоотдачи по ширине пода, следует изменить плотность укладки спиралей по длине нагревателя и пе­ рераспределить ее таким образом, чтобы в той части по ширине пе­ карной камеры, где интенсивность тепловых потоков большая, плот­ ность укладки была бы меньшей. И наоборот, следует увеличить плотность укладки спиралей в той части камеры, где интенсивность тепловых потоков меньшая.

Длительность разогрева печей БН, работающих на жидком топ­ ливе и с электрообогревом, примерно такая же, как и отапливаемых продуктами сгорания природного газа— 1,5—2 ч. Поэтому под­ держивать их в состоянии горячего резерва более 2—3 ч не следует.

После выхода на рабочий режим и окончательного прогрева фор­ сунки жидкого топлива, с целью определения полноты сгорания топлива и коэффициента расхода воздуха на выходе из топки, сле­ дует так же, как и при газовом отоплении, произвести анализ про­ дуктов сгорания на выходе из топочного цилиндра. Количество воз­ духа, подводимого для сгорания, регулируется с помощью шибера, расположенного во всасывающем патрубке воздушного вентилятора. Качество горения регулируется путем поддержания качества рас­ пыла топлива.

Кроме анализа состава продуктов сгорания в этих условиях легко также иметь ориентировочное суждение о качестве процесса горения, наблюдая цвет пламени, а также за тем, присутствуют ли в продуктах сгорания сажистые частицы, наличие которых свиде­ тельствует о неполноте сгорания топлива (недожоге). Здесь следует также отметить следующее обстоятельство.

Качество сгорания имеет исключительно важное значение в усло­ виях эксплуатации печей БН, работающих на жидком топливе. Помимо перерасхода топлива (что имеет также место и при эксплуа­ тации печей, в которых сгорает газообразное топливо) неполное сго­ рание его и наличие сажистых частиц в продуктах сгорания приво­ дит к их выпадению из газов и к отложению в газоходах и на по­ верхностях нагрева. Последнее является особенно нежелательным, так как слой сажистых частиц на теплоотдающей поверхности ка­ нала приводит к увеличению термического сопротивления стен­ ки канала, а также повышает его аэродинамическое сопротивле­ ние.

11 ,4-122

1С1