Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
предполагало возникновение у формировав шихся людей зачатков общественного созна ния: в виде понимания смысла постоянного изготовления и использования не только от дельных орудий, но и всего комплекса их для общества в целом. Только в этом случае было возможно существование и развитие техники.
Как и всякое другое целостное явление, первобытная техника с момента своего воз никновения должна была выполнять опреде ленные функции. Она опосредствовала отно шение коллектива к окружавшим его при родным вещам. Первые люди, очевидно, ис пользовали и преобразовали предметы не как попало, а в соответствии с уже выработанны ми в первобытном стаде образцами орудий и способами их употребления.
Другими словами, первобытная техника выполняла функцию «переваривания» чуж дых еще человеку природных предметов.
Мы рассмотрели особенности зарождав шейся первобытной техники, отличавшие ее от естественных орудий стада австралопите ков. Однако следует помнить, что эти особен ности были еще недостаточно развиты, абст рактны. Неразвитость первобытной техники формировавшихся людей выражалась и в ко личественном и качественном отношениях: во-первых, число орудий было невелико, и, во-вторых, форма их была случайной, неус тойчивой, а технология изготовления и при менения часто зависела от особенностей орга низма и т. п. Такая незрелость первобытной техники мешала подчинению членов перво бытного стада общим потребностям.
166
Рассмотрим теперь систему трудовых дея тельностей, зарождающуюся .на основе про изводства орудий труда.
Возникновение зачатков системы трудовых деятельностей
Не вызывает сомнения, что охота, оборо на и другие виды орудийной деятельности австралопитеков не исчезали в процессе со циогенеза: ведь без них стадо попросту бы погибло. Наоборот, процесс социогенеза мог начаться и успешно протекать лишь при воз растании эффективности такого рода дея тельностей, чему как раз и способствовали первобытная техника и зарождавшееся про изводство орудий.
Как мы видели, изготовление орудий тру да имело смысл только как средство удовлет ворения потребностей стада и его членов в пище, безопасности, жилье и т. д. И чем со вершеннее становились орудия, тем успеш нее могли совершаться другие деятельности первобытного стада.
Насыщение последних определенным ко личеством специальных орудий должно было превратить их в качественно новые трудовые деятельности. Если австралопитек, напри мер, разделывал добычу при помощи добыто го и подправленного им самим куска камня (и в этом отношении не зависел от других членов стада), то формировавшийся человек находился уже в ином положении. Сами при меняемые им искусственные орудия своей
167
формой и другими свойствами предопределя ли во многом цели и порядок его действий, т. е. делали его поведение в какой-то мере объективным. Последнее выражалось и в том, кто формировавшиеся люди вынуждены были приспосабливаться к объективным свойствам искусственных орудий. Приспо собление индивида к орудиям труда обеспе чивало ему освоение социальной информа ции, зафиксированной в них предшествовав шими поколениями.
Таким образом, зарождавшееся производ ство орудий снабжало остальные деятельно сти стада австралопитеков необходимыми орудиями, вследствие чего они приобретали черты трудовой деятельности, которая, по К. Марксу, всегда предполагает наличие в ней осознанной общественной цели (пусть еще в очень слабой степени).
Зарождавшееся производство орудий оп ределяло процесс превращения орудийных деятельностей австралопитеков в трудовые деятельности и тем, что одновременно объе диняло их в одну систему — первобытную кооперацию. Возможность этого процесса бы ла подготовлена еще в стаде австралопите ков, которое объединяло главные орудийные деятельности в рамках биологической жизне деятельности. Стада австралопитеков не мог ли нормально существовать без непрерывно го взаимодополнения различных деятельно стей, например, охоты, обороны и т. п. Работы по удовлетворению биологических потребностей членов первобытного стада так же должны были взаимодополнять друг дру-
168
га, создавая необходимые потребительные стоимости.
К. Маркс глубоко проанализировал в «Ка питале» специфику объединения этих работ и обозначил его как второе подразделение производства вообще. Он, как известно, под черкивал всеобщий характер подразделения общественного производства на две основные отрасли. «...В любом общественном производ стве (например, в естественно сложившихся индийских общинах или в более искусствен но развившемся коммунизме перуанцев) все гда может быть проведено различие между той частью труда, продукт которой входит в непосредственное индивидуальное потребле ние производителей и членов их семьи и,— оставляя в стороне часть, идущую на произ водительное потребление,— другой частью тРУДа... продукт которой всегда служит удов летворению общих общественных потребно стей...»
К, Маркс специально делает акцент на том, что уже дикари должны были «кроме труда, которого стоит присвоение существую щих в природе жизненных средств, затрачи вать труд на превращение других продуктов природы в средства производства...»2, что уже первобытный человек «отчетливо созна ет, что израсходованное на это (на изготов ление стрел, каменных молотков, топоров и т. п.— Д. Г.) время он употребил не на про изводство предметов потребления, т. е. что он
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II,
стр. 449—450.
2 Там же, стр. 417.
169
удовлетворил свою потребность в средствах производства и ничего более»
Итак, можно сделать вывод, что основопо лагающее положение К. Маркса о примате производства средств труда над производст вом средств существования, характерное для любого общественного производства, спра ведливо и для периода его зарождения1.2 На основе возникавшей совокупности работ по производству орудий (добывание сырья, его предварительная обработка, изготовление различных вспомогательных средств, созда ние самих орудий) совершалось перерожде ние орудийных деятельностей австралопите ков в относительно самостоятельное единство работ по производству средств существова ния.
Учитывая факт неразрывной связи обеих групп производства как по целям, так и тех нологии, можно сделать, мы полагаем, обо снованный вывод, что они возникали вместе и что к ним можно применить понятие коо перации, которое приведено в «Капитале» К. Маркса3. Правомерность тезиса, что за рождавшееся производство представляло со бой кооперацию, подтверждается, как мы уже видели, их тождественностью и огромным эт
нографическим и археологическим материа |
|
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 24, стр. 497. |
|
2 См. В. М. Вахта. |
К вопросу о структуре перво |
бытного производства. |
«Вопросы истории)), 1960, |
№ 7; его же: Папуасы Новой Гвинеи: производство и общество. Сб. «Проблемы истории докапиталисти ческих обществ». М., 1968.
3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 337.
170
лом. Обобщая его, К. Маркс отмечал, что ко операцию «в процессе труда...'мы находим на начальных ступенях человеческой культуры, например у охотничьих народов...» *.
Итак, зарождение постоянного производ ства орудий привело к образованию зачатков нового множества — первобытной коопера ции. Члены ее с помощью искусственных и естественных орудий совместно выполняли ряд работ, коллективно используя их резуль таты. Рассмотрим теперь особенности нарож давшейся кооперации и прежде всего ее структуру.
Специфика структуры нарождавшейся кооперации
Структура первобытной кооперации была значительно сложнее структуры стада авст ралопитеков. Среди разного рода отношений формировавшихся людей мы выделим два их типа — производственно-технические, сово купность которых составляла производствен но-техническую, динамическую структуру первобытного стада, и экономические, созда вавшие его экономическую структуру. Оста новимся вначале на первых.
Сам факт дифференциации возникавшей кооперации на более или менее определен ные виды постоянных трудовых деятельно стей предполагал необходимость каждоднев ного распределения по работам членов перво бытного стада. Другими словами, вместе с за чатками общественного производства должно1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 346.
171
было возникнуть разделение труда среди его участников. В письме к Л. Кугельману К. Маркс убедительно показал, что потреб ность общества в определенном количестве потребительных стоимостей вызывает обяза тельное распределение «общественного сово купного труда» по соответствующим рабо там и что такое распределение является всеобщим: «Очевидно само собой, что эта необ ходимость распределения общественного тру да в определенных пропорциях никоим обра зом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства,— изме ниться может лишь форма ее проявления» '.
Общественное (объективное по своему ха рактеру) распределение членов коллектива по работам не могло осуществляться стихий но, на основе субъективной по содержанию (животной) психики. Целесообразное еже дневное распределение формировавшихся людей могло совершаться лишь при осозна нии (пусть смутном и неполном) обществен ной необходимости его. Продвижение от ми ра биологических к миру общественных по требностей и превращение животной психики австралопитеков в человеческую, социаль ную — это две стороны одного и того же про цесса 21.
Отметим еще одну черту зарождавшегося разделения труда, которая сохраняет свое
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 32, стр. 460—461. 2 Подробнее см. Д. В. Гурьев. Предшествовал ли труд сознанию? «Вопросы философии», 1967, № 2; его же: О возникновении религиозного сознания.
«Вопросы философии», 1970, № 6.
172
значение (но уже в развитом виде) и в став шем первобытном производстве: в первобыт ной кооперации ее члены распределялись по только что возникавшим работам в соответст вии со своими физическими и психическими данными. А поскольку последние характер ны для целых групп особей (например, одно го пола или возраста), постольку эта ранняя форма общественного разделения труда полу чила название естественной.
0 существовании у формировавшихся лю дей разделения труда в соответствии с есте ственными особенностями индивидов свиде тельствует тот факт, что эта оставшаяся еще от австралопитеков форма сохранилась у всех известных первобытных народов. Как пока зали многочисленные наблюдения, в тасма нийских, австралийских и других племенах распределение их членов по работам осуще ствлялось не стихийно, а организованно, при чем в первую очередь в зависимости от при надлежности их к той или иной группе. Так, взрослые мужчины занимались в основном охотой, выделкой оружия, рыболовством и т. п., в то время как женщины обычно соби рали растительную пищу, воспитывали по томство, готовили пищу и т. д. О значитель ной обособленности таких групп говорят мно гочисленные запреты для их членов выпол нять работы других групп племени, суровые обряды (инициации) при переходе юношей в группу взрослых мужчин и т. д .'.
1 См. «Народы Австралии и Океании». М., 1956; «Народы Америки». М., 1959; Э. Тейлор. Первобыт ная культура. М., 1939, и др.
173