Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Не трудно заметить, что неизменное рас пределение членов первобытного стада по ра ботам вызывало вполне определенные произ водственные отношения. Они складывались внутри группы охотников в процессе охоты на крупных животных и между группами ин дивидов, выполняющих различные работы (например, между теми же охотниками и членами стада, занятыми хозяйственными ра ботами на стоянке).
Производственные связи формировавших ся людей непосредственно вырастали из со ответствующих отношений австралопитеков, о которых речь шла выше. Больше того, они вошли (в преобразованном виде) в эти новые отношения в качестве их основы, ибо, в ко нечном счете, представляли собой отношения аналогичных групп и тоже были направлены на удовлетворение насущных потребностей коллективов.
Поскольку в зачатках первобытного про изводства, как свидетельствуют факты, со хранялись те же самые виды деятельностей, что и в стаде австралопитеков, постольку продолжали существовать аналогичное рас пределение рабочей силы, средств труда по видам деятельности и соответствующие тех нологические отношения формировавшихся людей.
Но вместе с тем отношения, зарождавши еся в процессе производства, не могли не от личаться от аналогичных отношений австра лопитеков. Как и система работ в целом, взаимодействие индивидов в совместной тру довой деятельности осуществлялось в извест
ят
ной мере осознанно. Так, достаточно сложная и трудная деятельность по изготовлению ору дий труда осуществлялась, скорее всего, пер вобытными мастерами, а другие члены кол лектива должны были снабжать их необхо димым материалом, т. е. продуктами своего труда. Разумеется, что без определенного осознания необходимости вступать в такие производственно-технические отношения су ществование первобытного стада было бы просто невозможно.
Данная особенность рассматриваемых от ношений определялась и тем, что они основы вались на совместном использовании перво бытной техники, которая аккумулировала в себе социальную информацию. Раз средства труда создавались для достижения опреде ленных общественных целей, то использова ние их предполагало осознание обществен ной полезности орудий и необходимости сов местных действий для достижения общих целей.
Другая характерная особенность зарож давшихся технических отношений — это их объективность. Она определялась тем, что су ществование и развитие системы работ и пер вобытной техники совершалось независимо от зачатков сознания и воли формировавших ся людей. Каждое новое поколение перво бытных людей вовлекалось в уже функцио нирующую систему отношений, подчинение которым было обязательным для всех членов стада. -
Итак, возникновение зачатков системы работ и первобытной техники привело к оп
175
ределенному распределению рабочей силы в первобытных стадах, а вместе с тем и к за рождению нового, социального типа отноше ний между их членами в процессе совместно го производства. В отличие от биологических (которые мы называем субъективными и бес сознательными) отношений австралопитеков эти связи изначально характеризовались об щественной, объективной, сознательной при родой.
Рассмотренные выше отношения сущест вуют в процессе производства и выражают технологические связи его участников, поэто му их можно обозначить принятым в нашей литературе термином «производственно-тех нические отношения». В своей совокупности они образуют динамическую структуру пер вобытной кооперации, быстро реагирующую на изменения внешней среды.
Рассмотрим теперь процесс зарождения экономических отношений. Основа для их возникновения, как мы видели, существовала уже в стадах австралопитеков в виде отноше ний последних к предметам (прежде всего к орудиям) и по поводу их. Возникновение за чатков первобытной кооперации, производ ства необходимых для коллектива потреби тельных стоимостей должно было означать зарождение отношений собственности. Среди философов-марксистов и экономистов нет еще, правда, единого мнения относительно ее природы. Однако основные ее черты опре делены достаточно полно.
К. Маркс неоднократно подчеркивал сложность понятия «собственность». Он вы-
176
делил в ней две основные, неразрывно свя занные между собой стороны.
Одна из них — отношение производствен ного коллектива как субъекта собственности
кнеобходимым естественным и искусствен ным предметам и условиям производства как
кобъекту собственности. Эта сторона есть от ношение субъекта собственности к предме там как к своим. К. Маркс показал, что такое отношение совершается прежде всего в про цессе производства и представляет собой про изводительное использование предметов при роды. Поэтому он прямо отождествлял в дан ном аспекте производство и собственность.
Как показывают многочисленные факты, эта сторона собственности у первобытных на родов находила свое выражение в совместном производственном присвоении естественных условий труда (прежде всего земли) и соз данных предметов. «Поскольку, собственность является только сознательным отношением к условиям производства как к своим собствен ным... постольку она осуществляется только через само производство. Действительное присвоение совершается сперва не в мыслен ном, а в активном, реальном отношении к этим условиям...» 1
В классовом обществе данное отношение выступает уже как частное отношение инди видов к объекту собственности как к своему.
Другая сторона собственности, не так бро
сающаяся в глаза, но не |
менее |
существен |
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. |
Соч., |
т. 46, ч. I, |
стр. 482—483. |
|
|
177
ная,— это отношение между людьми по пово ду объекта собственности. На примере капи тала К. Маркс убедительно показал, что ка питалистическая собственность есть «не вещь, а общественное отношение между людьми, опосредствованное вещами» Легко заметить, что эта ее сторона прямо вытекает из первой: отношение субъекта собственно сти к вещам как к своим исключает такое же отношение к ним других субъектов — для них вещи являются чужими. Другими слова ми, присвоение предметов необходимо вызы вает отношения людей по их поводу. И наобо рот, последние обязательно подразумевают, в конечном счете, отношение к самим вещам как к своим (или чужим), а значит и характер процесса производства, производительного присвоения средств труда и его результатов.
Эти марксовы мысли о собственности, на до полагать, имеют прямое отношение и к процессу генезиса производства. Появление зачатков кооперации должно было означать зарождение и субъекта собственности (про изводственного коллектива) и объекта (ис кусственные и естественные предметы и ус ловия труда), а вместе с ними отношения людей друг к другу. Данные этнографии и археологии показывают, что по всей вероят ности уже в производственных коллективах неандертальцев существовали отношения по поводу предметов между группами их членов (охотниками, собирателями растений и др.) и, возможно, внутри их,
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 775.
178
Возникавшие отношения собственности были связаны с предшествовавшими им пред метными отношениями австралопитеков., о которых речь шла в предыдущей главе. Они выросли из последних и сохранили их в себе в качестве своей основы: ведь и отношения собственности представляют собой именно предметные отношения. Но отношения особо го рода...
Природа их была уже иной — социальной. Вследствие объективного характера нарож давшейся техники, отношения к ней и по по воду ее между членами возникавшего произ водственного коллектива также должны бы ли быть объективными, т. е. постоянными, устойчивыми, в известной мере чуждыми биологическим потребностям индивидов. Эти зарождавшиеся отношения собственности были противоположны случайным, субъек тивным предметным отношениям австралопи теков.
В свою очередь, общественная природа зарождавшегося производства и техники пре допределяла общественный характер отно шений формировавшихся людей к вещам и по поводу их. Даже продукты индивидуаль ной деятельности членов коллектива (напри мер, собранные растения или изготовленные орудия) приобретали все большее значение и: для других индивидов. Здесь уместно напом нить слова К. Маркса из «Святого семейства» о том, что «предмет, как бытие для человека,. как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к дру~
179
гому человеку, общественное отношение чело века к человеку» V
Определяющая роль становления соци ального предметного бытия для формирова ния отношений собственности возникавших людей заключалась, очевидно, и в том, что накапливавшаяся в создаваемых членами коллектива предметах социальная информа ция (общественное сознание) изначально (пусть на первых порах и в очень слабой сте пени) делала отношения индивидов к ним я по поводу их все более осознанными.
Не следует забывать, однако, что нарож давшиеся отношения вместе с тем сохраняли и черты животного происхождения, которые, как показывают данные этнографии и архео логии, существуют и в первобытном общест ве. Иными словами, они представляли собой отношения первобытные, а не какие-либо другие.
Первобытные отношения собственности включали в себя в основном непреобразованные, природные предметы и прежде всего землю, а также арсенал используемых орудий и сырья для производства средств труда. Дру гой характерной особенностью собственности стада и первобытной общины, связанной с животным миром, является опосредетвованность ее естественно сложившейся кровно родственной общностью членов производст венного коллектива. «...Это отношение к зем ле как к собственности трудящегося индивида..,— замечает К. Маркс,— сразу же
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 47.
180
опосредствовано естественно сложившимся...
существованием индивида как члена какойлибо общины, его естественно сложившимся существованием как члена племени и т. д.» 1 Данные этнографии показывают, что кровные связи и общее происхождение игра ли решающую роль в жизни индивида, так как лишь они давали право на получение оп ределенной доли общего продукта, а при из гнании из коллектива такое право терялось. К. Маркс сравнивал отношения собствен ности с отношениями индивидов к языку. «Его (первобытного человека.— Д. Г.) собст венность, т. е. отношение к природным пред посылкам его производства как к принадле жащим ему, как к своим собственным, опо средствованна тем, что он сам является естественным членом общины... В отношении отдельного человека, например, ясно, что он даже к языку как к своему собственному язы ку относится только как естественный член какого-нибудь человеческого коллектива. Язык как продукт отдельного человека — бес смыслица. Но равным образом и собствен
ность» 21.
Эта параллель очень глубока. И собствен ность и язык по отношению к индивиду объ ективны. Оба они, наряду с сознанием, со ставляют его человеческую, общественную сущность и неотделимы от него. Собствен ность и язык одинаково ограничены тесным мирком стада и рода. Только в его пределах
1 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Сод., т. 46, ч. I стр. 473. |
2 |
Там же, стр. 479. |
181