Файл: Гурьев, Д. В. Становление общественного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ную деятельность и стадность австралопите ков. Во-вторых, в результате такого преобра зования в первобытном стаде возникли цело стные, или интегративные свойства. В специ альной литературе не всегда учитывается значение этих свойств. Между тем, именно они придают новые системные черты компо нентам. Сам факт включения последних в за рождавшееся производство, совместное функ ционирование их внутри его придают особям и технике социальную сущность. Рассмотрим определяющее влияние целостных свойств на примере превращения индивидуальной дея тельности члена первобытного стада в тру довую.
К. Маркс впервые раскрыл сложную, про тиворечивую сущность труда как единства природной и социальной сторон. Труд как процесс потребления рабочей силы представ ляет собой взаимодействие человека и мате риальных предметов. «Сам человек,— отме чает К. Маркс,— рассматриваемый только как наличное бытие рабочей силы, есть пред мет природы, вещь... а самый труд есть мате риальное проявление этой силы» '. Именно благодаря такому материальному взаимодей ствию возникают необходимые для людей по требительные стоимости.
Согласно К. Марксу, труд индивида — не только механический, физический, химиче ский, но и биологический процесс, в котором человек как организм (самый развитый) по-1
1 К, Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 213—
214.
т
средством «расходования человеческого моз га, мускулов, нервов, рук и т. д.» активно воз действует на природу и тем самым добывает необходимые предметы.
Но не в перечисленных выше процессах усматривает К. Маркс сущность труда: она в его социальности, т. е. в его объективности, общественной значимости, осознанности. Эта сущность обусловлена, с одной стороны, сово купностью «физических и духовных способ ностей, которыми обладает организм» ', по зволяющих ему производить универсальные действия с предметами, усваивать социаль ную информацию, вступать в социальные от ношения с себе подобными. С другой сторо ны, и это главное, деятельность человека становится трудовой, социальной лишь при включении ее в систему работ, объединения (например, первобытного стада), когда она является звеном совокупного труда.
Только в таком случае деятельности инди видов приобретают общественный характер, ибо могут «удовлетворять определенную об щественную потребность и таким образом должны оправдать свое назначение в качест ве звеньев совокупного труда, в качестве звеньев естественно выросшей системы обще ственного разделения труда» 1.2
Объективная необходимость включения деятельности индивида в совокупный труд, ее общественное назначение проявляются в виде соответствующих идеальных целей и
1 К. Маркс жФ. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 178. 2 Там же, стр. 83.
191
воли работника. Вот почему К. Маркс видит главное отличие деятельности архитектора от пчелы и всех животных именно в наличии у него «целесообразной воли», идеальной, со знательной цели, «которая как закон опреде ляет способ и характер его действий и кото рой он должен подчинять свою волю» '.
Включение деятельности индивида в сис тему работ означает освоение им (в той или иной степени) накопленных обществом в средствах труда и технологии знаний, навы ков, умений, словом, общественного сознания данного коллектива людей. Только в этом случае возможно появление у него идеальной цели и программы действий, которые приво дят к общественно-полезным результатам, возможно общественно целесообразное ис пользование средств труда.
В целом, по К. Марксу, труд человека есть неразрывное единство противоположных сто рон: доставшейся от предков предметной, орудийной деятельности (без нее невозмож но создание необходимых для человека по требительных стоимостей, а следовательно, и само существование) и новой, социальной, выражающейся в общественных сознатель ных целях, воле, программах поведения.
Из этих двух сторон К. Маркс выделяет в качестве определяющей генетически более новую — социальную. Именно на основе сознательного отражения общественных потребностей, физических и иных свойств предметов человек своей собственной деятель-1
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.
192
ностью опосредствует, регулирует и контро лирует обмен веществ между собой и приро дой
Можно полагать, что и виды деятельности питекантропов должны были превращаться в осознанные, трудовые, ибо, как мы видели, в их стадах уже формировались система работ, общественное распределение членов стада по работам. Об этом свидетельствуют и данные этнографии: у всех известных первобытных народов, как и в патриархальных семьях, дея тельности индивидов «являются обществен ными функциями в своей натуральной фор ме ... так как индивидуальные рабочие силы с самого начала функционируют здесь лишь как органы совокупной рабочей силы...»12.
В нашей литературе по социогенезу до вольно широко распространено мнение, что человеческий труд является прямым следст вием усложнения телесного строения и дея тельности австралопитеков3. Слов нет, то и другое — необходимые моменты социогенеза. Но, как мы старались показать, их развитие само но себе не может объяснить возникно вение общественной, сознательной природы трудовой деятельности. Социальная сущность последней не в ней самой, как полагает М. Б. Туровский 4, так же как сознательные
1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 188.
2Там же, стр. 88.
3См. П. Ф. Протасеня. Происхождение сознания
иего особенности. Минск, 1959; Ю. И. Семенов. Как возникло человечество. М., 1966; М. Б. Туровский. Труд и мышление. М., 1983 и др.
4См. М. Б. Туровский. Труд и мышление, стр.
134.
7 Д. В. Г урьев |
193 |
цели труда не просто обусловливаются «миллиардным повторением деятельных ак тов по преобразованию предметов мира, кото рые сопровождали труд десятков тысяч поко лений» То и другое возникает и существует в деятельности индивида только потому, что она включена в совокупный труд коллектива. Даже применение общественных по своей природе средств труда само по себе не пре вращает деятельность в социальную: их мо гут постоянно применять, и весьма целесооб разно, антропоиды и другие высшие живот ные.
В свете изложенного представляется не правомерной мысль Ю. Н. Давыдова, что яко бы существовал «достаточно длительный период уже человеческой практики, хотя ни один участник этой практики не обладал еще логическим сознанием», что «производство первых орудий носило характер того же есте ственного (и, конечно, неосознанного) от правления первобытного стада в целом, как и коллективная забота о потомстве...» 1.2 По на шему мнению, автор не учитывает отмечен ных выше особенностей производства орудий и, в частности, неразрывную связь его с со циальной информацией, которая непрерывно накапливалась как в способах изготовления орудий, так и в них самих. Кроме того, без осознания общественной необходимости ору дий постоянное производство (и использова
1 П. Ф. Протасеня. Происхождение сознания и его особенности, стр. 112.
2 Ю. Н. Давыдов. Труд и свобода. М., 1962,
стр. 20.
194
ние) их принципиально невозможно, ибо оно само по себе прямо не ©вязано с удовлет ворением биологических потребностей инди вида и даже мешает ему.
Мы рассмотрели вопрос о сущности зачат ков первобытной кооперации. При всем их сходстве со стадом австралопитеков они пред ставляли собой начало качественно нового явления.
Конечно, следует учитывать, что зачатки кооперации не могли не отличаться от нее самой, так как основывались еще на чуждом им составе. Но в цепом, можно твердо пола гать, что зачатки первобытного производства, несмотря на их неразвитость и сходство со стадом австралопитеков, были в корне отлич ны от него как явление социальное. Они представляли собой действительное начало общества в отличие от стада австралопите ков, как начала потенциального. С появления зачатков кооперации начинается длительный процесс ее становления.
* *
*
Рассмотрев возникновение и сущность стада ранних формировавшихся людей, можно сделать следующие выводы относительно ха рактера становления сложных явлений вооб ще и первобытной кооперации в частности:
1. Потенциальное начало сложного явле ния не может сразу трансформироваться в него, а должно вначале стать зачатком его, действительным началом. Последнее являет ся закономерным этапом в становлении
7* |
195 |
сложных систем и знаменует собой начало собственно процесса становления.
2. Действительное начало отличается от потенциального тем, что в нем появляется специфическая часть, выражающая в еще не развитой, абстрактной форме сущность ново го явления (социальное поведение в перво бытном стаде, производство прибавочной стоимости в капиталистической кооперации). Эта его специфическая часть модифицирует все остальные стороны данного начала, опре деляет их место и роль. Поэтому его нельзя трактовать как промежуточное явление, пред ставляющее собой взаимодействие двух само стоятельных явлений — будущего и прошло го... Подобно капиталистической кооперации, знаменовавшей наступление капитализ ма, стадо питекантропов было явлением, ко торое выражало собой начало человеческого общества.
3. Как воплощение сущности нового явле ния (хотя еще в неразвитой, абстрактной форме) действительное начало представляет собой вполне определенное явление, чем от личается от начала потенциального, которое еще неопределенно, ибо не содержит в себе новой сущности. В то же время сущность дей ствительного начала и становления в целом можно понять, лишь уяснив значение начала потенциального, ибо оно делает возможным появление первого (действительного начала).
4. Действительное начало как объектив но-реальное явление, значительно сложнее
потенциального начала, ибо последнее не от брасывается, а постепенно включается в дей-
196
ствительное начало. (В одной из своих работ Гегель писал, что «поступательное движение
от того, что составляет начало, должно быть рассматриваемо как дальнейшее его опреде ление, так что начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него» *.)
Вместе с тем это начало абстрактно, не зрело. Ему предстоит еще длительный путь конкретизации, совершенствования, чтобы стать готовым явлением.
5. Действительное начало первобытной кооперации (как и любого сложного явле ния) внутренне противоречиво. Оно есть единство новой (еще абстрактной) сущности и исходного (потенциального) начала, в нед рах которого оно возникает и первоначально существует. Отсюда вытекает неизбежность борьбы нового со старым. Это противоречие и представляет собой, по нашему мнению, глав ную движущую силу дальнейшего процесса становления.1
1 См. Гегель. Соч., т. "V. М., 1937, стр. 55.
Г л а в а У
Становление первобытной кооперации
Процесс становления производства уже давно находится в центре внимания многих ученых, в том числе и философов. Однако до сих пор еще нет единого мнения о том, что считать сущностью этого процесса.
Так, некоторые археологи, подразумевают под процессом становления возникновение в стаде австралопитеков зачатков производства орудий труда, сознания, речи и тому подоб ных признаков общества'.
Б. Ф. Поршнев, напротив, полагал, что сущность процесса становления общества за ключается в появлении не примитивной тех ники, а в возникновении техники более раз-1
1 См. А. П. Окладников. Становление человека и общества. Сб. «Проблемы развития в природе и об ществе». М.—Л., 1958; Д. А. Крайнов. Некоторые вопросы становления человека и человеческого об щества. Сб. «Ленинские идеи в изучении первобыт ного общества, рабовладения и феодализма». М., 1970, и др.
198
витой, т. е. верхнепалеолитической, для которой характерны специально изготовлен ные средства труда для производства других орудий. Поэтому, по мнению Б. Ф. Поршнева, переходный период следует отнести в самый конец первобытного стада '.
Аналогичной точки зрения придержива ется Ю. И. Семенов. Он также считает дея тельность формировавшихся людей по изго товлению орудий отчасти рефлекторной, жи вотной. В соответствии с этим он трактует первобытное стадо как биосоциальный орга низм, развивающийся по биосоциальным зако нам. Суть процесса становления общества по этому должна, как он полагает, заключаться в ожесточенной борьбе человеческого содер жания с биологической формой, т. е. труда, общественных отношений, сознания с реф лекторной деятельностью, зоологическим ин дивидуализмом, рефлекторной психикой21.
Наиболее верно, на наш взгляд, процесс становления производства трактуют антропо логи. Под ним они подразумевают весь пери од цервобытного стада, начиная с питекант ропов (первый скачок) и кончая поздними неандертальцами, превратившимися в на стоящих людей (второй скачок). Этот период они рассматривают как позитивный процесс становления человеческого организма, труда, сознания, речи, культуры. Возникновение их
1 См. Б.Ф. Поршнев. Материализм и идеализм в вопросах становления человека. «Вопросы филосо фии», 1955, № 5.
2 См. Ю. И. Семенов. Как возникло человечест во. М,, 1966.
199