ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
Пожарная безопасность вагонов-ресторанов
икупе-буфетов
Сцелью повышения пожарной безопасности в ваго нах-ресторанах для облицовки стен, перегородок и
потолков применяются несгораемые или трудносгорае мые материалы. Участки, где расположены электроос ветительные и нагревательные приборы и аппараты, изолируются металлическими листами по асбесту, при чем в отдельных местах, не подвергающихся механичес кому воздействию (труднодоступность, маловероятность загорания), изоляция выполняется асбестовой тканью пли наклеенным асбестовым картоном без металличе ского листа.
Толщина слоя асбеста — не менее 5 мм, а для све тильников — не менее 3 мм.
Воздуховод вентиляционной установки изготавлива ется только металлическим, а его изоляция — из несго раемых или трудносгораемых материалов.
Дымовые трубы внутри вагона-ресторана изолиру ются или закрываются кожухом с воздушными прослой ками. Соединения труб с кожухом делаются из асбеста или стекловолокна. Дымовытяжные трубы водяного отопления выводятся через люк в крыше вагона, а крышка люка покрыта тепловой изоляцией.
Все провода независимо от их назначения и места расположения (низковольтные и высоковольтные) про
кладываются и стальных трубках или |
металлорукавах, |
||
а подвагонная |
магистраль |
напряжением 3000 В и ее |
|
ввод в вагон — в алюминиевых трубах. |
выключателям |
||
Подвод к |
светильникам, |
розеткам, |
и т. п. выполняется в полихлорвиниловых трубках, об мотанных стеклотканью.
В светильниках с лампами накаливания применяют ся стеклолакотрубки.
Места установки труб, металлических герметических рукавов, клеммных коробок, врезных штепсельных розе ток и выключателей, а также люминесцентных светиль ников изолируются от сгораемых конструкций вагона трудновоспламеняемым материалом (асбестовой тканью толщиной 2—3 мм). Наращивание проводов пайкой не разрешается.
Температура на поверхности наружных кожухов
83
|
|
|
|
|
любых |
электрообогре |
||||||
|
|
|
|
|
вателей |
в |
автоматиче |
|||||
|
|
|
|
|
ских режимах не долж |
|||||||
|
|
|
|
|
на превышать 60°С. |
|||||||
|
|
|
|
|
В конструкции внут |
|||||||
|
|
|
|
|
ренней облицовки |
пре |
||||||
|
|
|
|
|
дусмотрены |
люки |
для |
|||||
|
|
|
|
|
профилактического |
ос |
||||||
|
|
|
|
|
мотра |
электропровод |
||||||
|
|
|
|
|
ки |
и |
электрооборудо |
|||||
|
|
|
|
|
вания. |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Все вагоны-ресто |
||||||
|
|
|
|
|
раны и вагоны с купе- |
|||||||
|
|
|
|
|
буфетами |
|
должны |
|||||
|
|
|
|
|
иметь первичные сред |
|||||||
|
|
|
|
|
ства |
пожаротушения: |
||||||
|
|
|
|
|
в обоих тамбурах (зи |
|||||||
|
|
|
|
|
мой в большом |
и |
ма |
|||||
|
|
|
|
|
лом |
коридорах) — по |
||||||
|
|
|
|
|
одному |
пенному огне |
||||||
|
|
|
|
|
тушителю и в салоне у |
|||||||
|
|
|
|
|
распределительного |
|||||||
|
|
|
|
|
электрощита |
— один |
||||||
|
|
|
|
|
углекислотный |
огнету |
||||||
|
|
|
|
|
шитель. |
|
|
огнетуши |
||||
|
|
|
|
|
|
Пенные |
||||||
|
|
|
|
|
тели типа |
ОП-5 пред |
||||||
|
|
|
|
|
назначены |
для |
туше |
|||||
|
|
|
|
|
ния всех горючих ма |
|||||||
Рис. 33. Пенный огнетушитель: |
териалов |
и |
конструк |
|||||||||
/ — дно; 2 — ручка; |
3 — клапан |
резино |
тивных |
элементов |
ва |
|||||||
вый; -/ — пружина; |
5 — рукоятка |
клапа |
||||||||||
на; 6 —. шток; |
7 — крышка; 8 — спрыск; |
гонов-ресторанов и ва |
||||||||||
9 — гайка с |
мембраной; 10 — переход |
гонов |
с |
купе-буфета |
||||||||
ник горловины; |
II — стакан |
кислот |
||||||||||
ный; |
12 — корпус |
|
ми, |
кроме |
электриче |
|||||||
|
|
|
|
|
ского |
|
оборудования, |
находящегося под напряжением. Конструкция пенного огнетушителя типа ОП-5/ представлена на рис. 33.
Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа и, перевернув, огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара.
Углекислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-5; ОУ-8 служат для тушения загоревшихся твердых предметов,
84
Рис. 34. Углекислотный огнетушитель:
1— предохранитель; 2 — пломба; 3 — вентиль; |
4 — поворотный механизм с ра |
|
струбом; 5 — баллон; |
в — сифоновая трубка; |
7 — маховик вентиля; 8 — ру |
коятка; 9 — этикетка; |
10 — ннжннй хомут; И — опорный кронштейн; 12 — верх |
|
|
ний хомут |
|
а также электродвигателей, генераторов и других ап паратов, находящихся под напряжением.
Кислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-4 и ОУ-8 представляют собой баллон 5 (рис. 34), наполненный жидкой углекислотой и снабженный специальными вен тилем 3 и механизмом с раструбом 4.
Чтобы разрядить огнетушитель, нужно, держа левой рукой баллон, правой вращать против часовой стрелки ки до отказа маховик 7 (рис. 34), открывая тем самым вентиль. Раструб огнетушителя направляют на очаг пожара, учитывая, что длина струи газа 1,5—3 м.
85
Углекислотные огнетушители проверяются |
по |
весу |
|
не реже одного раза в три месяца, а |
гидравлическим |
||
испытанием баллона — через пять лет. |
раз в |
год |
на |
Пенные огнетушители проверяются |
качество растворов щелочной и кислотной частей, а гидравлическим испытанием баллона один раз в три года.
Дата зарядки, проверки и испытания огнетушителей с указанием лица, производившего эти работы, указы-' вается на корпусе огнетушителя или прикрепленной к нему табличке. Запорные и предохранительные устрой ства огнетушителей всегда должны быть запломбиро ваны.
В случае возникновения или обнаружения возгора ния работники вагона-ресторана или купе-буфета' обя заны:
немедленно остановить поезд стоп-краном, за исклю чением нахождения поезда в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допуска ющих эвакуацию посетителей вагона-ресторана и пре пятствующих организации тушения пожара. В этом случае поезд нужно остановить по проезде указанных мест;
через проводников соседних вагонов вызвать механи ка-бригадира поезда и директора вагона-ресторана;
организовать эвакуацию посетителей вагона-рестора на и купе-буфета и приступить к тушению пожара;
одновременно отключить источники и потребители электроэнергии в следующей последовательности:
все переключатели поставить в положение «Выключе но» (знак «О»); вывернуть или изъять с помощью ди электрической ручки предохранители 1, 3, 4 и 5 (рис. 35) в вагонах-ресторанах, выпущенных до 1970 г.
Для изъятия таких же предохранителей в вагонахресторанах, построенных после 1970 г., поворотную ручку в нижнем ящике распределительного шкафа следует сильно повернуть направо вверх так, ' чтобы сорвать пломбу. Откинуть крышку вниз. Обозначенные красными стрелками предохранители быстро изъять при помощи имеющихся там ручек выполненных из. диэлектрическо го материала.
С 1970 г. во воздуховодах вновь строящихся вагоновресторанов устанавливаются противопожарные заслонки.
86
Рис. 35. Обесточивание электрощита вагонаресторана:
1— предохранитель генератора; 2 — предохранитель ак
кумуляторной |
батареи; 3 — предохранитель электродвига |
||||
теля вентилятора; 4 — предохранитель |
цепи |
освещения |
|||
и подачи тока |
в |
магистраль |
(защита |
по+); |
5 — предо |
хранитель цепи |
освещения |
(защита по |
—); |
6 — диэлек |
|
|
|
трическая ручка |
|
|
Для перекрытия воздуховода нужно потянуть вниз опломбированную ручку, расположенную в потолке сле ва, рядом с дверью во втором салоне.
В случае невозможности ликвидации загорания свои ми силами, механик-бригадир поезда вызывает пожар ный поезд или местную территориальную пожарную команду. Одновременно он принимает меры к расцепке состава.
В Целях предупреждения возгорания запрещается: отправлять в рейс вагоны-рестораны с какими-либо неисправностями электрооборудования, отопления, неис правными или неукомплектованными средствами пожа
ротушения; оставлять работающее электрооборудование без
присмотра, а также включать неисправное оборудование; заменять перегоревшие предохранители до выяснения
87
и устранения причины ненормальной работы электрообо рудования; применять для растопки котлов и плит легковоспламеняющиеся или горящие жидкости;
применять спиртовые горелки, газовые отопительные приборы, электроплитки (кроме купе-буфетов), электро чайники;
хранить за котлом отопления и у плит дрова, обти рочные и другие горючие материалы;
отогревать открытым огнем (факелом), раскаленны ми углями, нагретым в топке металлическим прутом замороженные трубы водоснабжения, отопления и сливные патрубки;
растапливать котел и бойлер без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяж ными трубами или их разделками;
оставлять без надзора топящиеся котлы и плиты; выбрасывать на ходу поезда горящие угли, золу
или шлак; перевозить взрывчатые и отравляющие вещества, ке
росин, бензин, лигроин, спирт и другие легковоспламеня ющиеся жидкости.
Все эвакуационные выходы в вагонах-ресторанах во время движения поезда должны постоянно оставаться свободными.
Оказание первой помощи при производственных травмах
Для предотвращения несчастных случаев работники вагонов-ресторанов и купе-буфетов должны строго соб людать правила, нормы и инструкции, обеспечивающие безопасные условия труда на железнодорожном транс порте. Для них проводятся следующие инструктажи о правилах техники безопасности: вводный — для вновь поступивших или переведенных на новую работу; пов торный — систематически раз в полугодие; текущий — при комплектовании бригады, отправляющейся в рейс, или при нарушении правил техники безопасности. О про ведении инструктажа делается запись в специальном журнале по месту формирования рейсовой бригады.
Наиболее характерными случаями производственного травматизма в вагонах-ресторанах и купе-буфетах явля ются ожоги, порезы, ушибы. При несчастном случае срочно принимаются меры по оказанию первой медицин
88