Файл: Вагоны-рестораны и купе-буфеты..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пожарная безопасность вагонов-ресторанов

икупе-буфетов

Сцелью повышения пожарной безопасности в ваго­ нах-ресторанах для облицовки стен, перегородок и

потолков применяются несгораемые или трудносгорае­ мые материалы. Участки, где расположены электроос­ ветительные и нагревательные приборы и аппараты, изолируются металлическими листами по асбесту, при­ чем в отдельных местах, не подвергающихся механичес­ кому воздействию (труднодоступность, маловероятность загорания), изоляция выполняется асбестовой тканью пли наклеенным асбестовым картоном без металличе­ ского листа.

Толщина слоя асбеста — не менее 5 мм, а для све­ тильников — не менее 3 мм.

Воздуховод вентиляционной установки изготавлива­ ется только металлическим, а его изоляция — из несго­ раемых или трудносгораемых материалов.

Дымовые трубы внутри вагона-ресторана изолиру­ ются или закрываются кожухом с воздушными прослой­ ками. Соединения труб с кожухом делаются из асбеста или стекловолокна. Дымовытяжные трубы водяного отопления выводятся через люк в крыше вагона, а крышка люка покрыта тепловой изоляцией.

Все провода независимо от их назначения и места расположения (низковольтные и высоковольтные) про­

кладываются и стальных трубках или

металлорукавах,

а подвагонная

магистраль

напряжением 3000 В и ее

ввод в вагон — в алюминиевых трубах.

выключателям

Подвод к

светильникам,

розеткам,

и т. п. выполняется в полихлорвиниловых трубках, об­ мотанных стеклотканью.

В светильниках с лампами накаливания применяют­ ся стеклолакотрубки.

Места установки труб, металлических герметических рукавов, клеммных коробок, врезных штепсельных розе­ ток и выключателей, а также люминесцентных светиль­ ников изолируются от сгораемых конструкций вагона трудновоспламеняемым материалом (асбестовой тканью толщиной 2—3 мм). Наращивание проводов пайкой не разрешается.

Температура на поверхности наружных кожухов

83


 

 

 

 

 

любых

электрообогре­

 

 

 

 

 

вателей

в

автоматиче­

 

 

 

 

 

ских режимах не долж­

 

 

 

 

 

на превышать 60°С.

 

 

 

 

 

В конструкции внут­

 

 

 

 

 

ренней облицовки

пре­

 

 

 

 

 

дусмотрены

люки

для

 

 

 

 

 

профилактического

ос­

 

 

 

 

 

мотра

электропровод­

 

 

 

 

 

ки

и

электрооборудо­

 

 

 

 

 

вания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вагоны-ресто­

 

 

 

 

 

раны и вагоны с купе-

 

 

 

 

 

буфетами

 

должны

 

 

 

 

 

иметь первичные сред­

 

 

 

 

 

ства

пожаротушения:

 

 

 

 

 

в обоих тамбурах (зи­

 

 

 

 

 

мой в большом

и

ма­

 

 

 

 

 

лом

коридорах) — по

 

 

 

 

 

одному

пенному огне­

 

 

 

 

 

тушителю и в салоне у

 

 

 

 

 

распределительного

 

 

 

 

 

электрощита

— один

 

 

 

 

 

углекислотный

огнету­

 

 

 

 

 

шитель.

 

 

огнетуши­

 

 

 

 

 

 

Пенные

 

 

 

 

 

тели типа

ОП-5 пред­

 

 

 

 

 

назначены

для

туше­

 

 

 

 

 

ния всех горючих ма­

Рис. 33. Пенный огнетушитель:

териалов

и

конструк­

/ — дно; 2 ручка;

3 — клапан

резино­

тивных

элементов

ва­

вый; -/ — пружина;

5 — рукоятка

клапа­

на; 6 —. шток;

7 — крышка; 8 — спрыск;

гонов-ресторанов и ва­

9 — гайка с

мембраной; 10 — переход­

гонов

с

купе-буфета­

ник горловины;

II — стакан

кислот­

ный;

12 — корпус

 

ми,

кроме

электриче­

 

 

 

 

 

ского

 

оборудования,

находящегося под напряжением. Конструкция пенного огнетушителя типа ОП-5/ представлена на рис. 33.

Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа и, перевернув, огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара.

Углекислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-5; ОУ-8 служат для тушения загоревшихся твердых предметов,

84


Рис. 34. Углекислотный огнетушитель:

1— предохранитель; 2 — пломба; 3 — вентиль;

4 — поворотный механизм с ра­

струбом; 5 — баллон;

в — сифоновая трубка;

7 — маховик вентиля; 8 — ру­

коятка; 9 — этикетка;

10 — ннжннй хомут; И — опорный кронштейн; 12 — верх­

 

ний хомут

 

а также электродвигателей, генераторов и других ап­ паратов, находящихся под напряжением.

Кислотные огнетушители типа ОУ-2; ОУ-4 и ОУ-8 представляют собой баллон 5 (рис. 34), наполненный жидкой углекислотой и снабженный специальными вен­ тилем 3 и механизмом с раструбом 4.

Чтобы разрядить огнетушитель, нужно, держа левой рукой баллон, правой вращать против часовой стрелки ки до отказа маховик 7 (рис. 34), открывая тем самым вентиль. Раструб огнетушителя направляют на очаг пожара, учитывая, что длина струи газа 1,5—3 м.

85


Углекислотные огнетушители проверяются

по

весу

не реже одного раза в три месяца, а

гидравлическим

испытанием баллона — через пять лет.

раз в

год

на

Пенные огнетушители проверяются

качество растворов щелочной и кислотной частей, а гидравлическим испытанием баллона один раз в три года.

Дата зарядки, проверки и испытания огнетушителей с указанием лица, производившего эти работы, указы-' вается на корпусе огнетушителя или прикрепленной к нему табличке. Запорные и предохранительные устрой­ ства огнетушителей всегда должны быть запломбиро­ ваны.

В случае возникновения или обнаружения возгора­ ния работники вагона-ресторана или купе-буфета' обя­ заны:

немедленно остановить поезд стоп-краном, за исклю­ чением нахождения поезда в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допуска­ ющих эвакуацию посетителей вагона-ресторана и пре­ пятствующих организации тушения пожара. В этом случае поезд нужно остановить по проезде указанных мест;

через проводников соседних вагонов вызвать механи­ ка-бригадира поезда и директора вагона-ресторана;

организовать эвакуацию посетителей вагона-рестора­ на и купе-буфета и приступить к тушению пожара;

одновременно отключить источники и потребители электроэнергии в следующей последовательности:

все переключатели поставить в положение «Выключе­ но» (знак «О»); вывернуть или изъять с помощью ди­ электрической ручки предохранители 1, 3, 4 и 5 (рис. 35) в вагонах-ресторанах, выпущенных до 1970 г.

Для изъятия таких же предохранителей в вагонахресторанах, построенных после 1970 г., поворотную ручку в нижнем ящике распределительного шкафа следует сильно повернуть направо вверх так, ' чтобы сорвать пломбу. Откинуть крышку вниз. Обозначенные красными стрелками предохранители быстро изъять при помощи имеющихся там ручек выполненных из. диэлектрическо­ го материала.

С 1970 г. во воздуховодах вновь строящихся вагоновресторанов устанавливаются противопожарные заслонки.

86


Рис. 35. Обесточивание электрощита вагонаресторана:

1— предохранитель генератора; 2 — предохранитель ак­

кумуляторной

батареи; 3 — предохранитель электродвига­

теля вентилятора; 4 — предохранитель

цепи

освещения

и подачи тока

в

магистраль

(защита

по+);

5 — предо­

хранитель цепи

освещения

(защита по

—);

6 — диэлек­

 

 

трическая ручка

 

 

Для перекрытия воздуховода нужно потянуть вниз опломбированную ручку, расположенную в потолке сле­ ва, рядом с дверью во втором салоне.

В случае невозможности ликвидации загорания свои­ ми силами, механик-бригадир поезда вызывает пожар­ ный поезд или местную территориальную пожарную команду. Одновременно он принимает меры к расцепке состава.

В Целях предупреждения возгорания запрещается: отправлять в рейс вагоны-рестораны с какими-либо неисправностями электрооборудования, отопления, неис­ правными или неукомплектованными средствами пожа­

ротушения; оставлять работающее электрооборудование без

присмотра, а также включать неисправное оборудование; заменять перегоревшие предохранители до выяснения

87

и устранения причины ненормальной работы электрообо­ рудования; применять для растопки котлов и плит легковоспламеняющиеся или горящие жидкости;

применять спиртовые горелки, газовые отопительные приборы, электроплитки (кроме купе-буфетов), электро­ чайники;

хранить за котлом отопления и у плит дрова, обти­ рочные и другие горючие материалы;

отогревать открытым огнем (факелом), раскаленны­ ми углями, нагретым в топке металлическим прутом замороженные трубы водоснабжения, отопления и сливные патрубки;

растапливать котел и бойлер без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяж­ ными трубами или их разделками;

оставлять без надзора топящиеся котлы и плиты; выбрасывать на ходу поезда горящие угли, золу

или шлак; перевозить взрывчатые и отравляющие вещества, ке­

росин, бензин, лигроин, спирт и другие легковоспламеня­ ющиеся жидкости.

Все эвакуационные выходы в вагонах-ресторанах во время движения поезда должны постоянно оставаться свободными.

Оказание первой помощи при производственных травмах

Для предотвращения несчастных случаев работники вагонов-ресторанов и купе-буфетов должны строго соб­ людать правила, нормы и инструкции, обеспечивающие безопасные условия труда на железнодорожном транс­ порте. Для них проводятся следующие инструктажи о правилах техники безопасности: вводный — для вновь поступивших или переведенных на новую работу; пов­ торный — систематически раз в полугодие; текущий — при комплектовании бригады, отправляющейся в рейс, или при нарушении правил техники безопасности. О про­ ведении инструктажа делается запись в специальном журнале по месту формирования рейсовой бригады.

Наиболее характерными случаями производственного травматизма в вагонах-ресторанах и купе-буфетах явля­ ются ожоги, порезы, ушибы. При несчастном случае срочно принимаются меры по оказанию первой медицин­

88