ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
Рис. 21. Распределительный щит управления холодильными агрега тами вагона-ресторана с кондиционированием воздуха
различаются между собой. В вагонах, выпущенных по сле 1969 г., установлена лампа сигнализации реле ми нимального напряжения и изменены положения прибо ров включения холодильных агрегатов и испытательной кнопки. Принцип работы, обслуживание и включение холодильных агрегатов аналогичны щиту с пятью агре гатами (рис. 18).
43
г
3
4
При питании от ста ционарного источника на пряжением 50В с одно временной зарядкой ак кумуляторной батареи можно включить на это время все агрегаты. При
установке |
главного |
пере |
|||
ключателя |
освещения на |
||||
положение |
«1/2» |
.или |
|||
«1/1» |
|
агрегаты |
3 |
или |
|
4 могут |
работать в зави |
||||
симости |
от положения |
||||
многопозиционного |
пере |
||||
ключателя (рис. 21). |
|||||
В |
раздаточном |
отделе |
|||
нии |
всех |
вагонов-ресто |
ранов установлен распре делительный щит кухон ного оборудования (рис.
22).
В купе-буфетах специ альных распределитель ных щитов не имеется. Около каждого потре бителя электроэнергии предусмотрен пакетный переключатель или кно
почное управление с соответствующей защитой, если ее
нет на общем распределительном щите вагона.
Сигнализация и защита
Кроме ранее предусмотренных цепей сигнализации, с целью повышения пожарной безопасности и безопас ности движения вагонов-ресторанов с 1969 г. введены сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона, нагрева роликоподшипников колесных пар, а также защитные реле максимального и пони женного напряжения.
Аналогичной сигнализацией оборудуются вагонырестораны постройки прежних лет при их ремонте на
44
вагоноремонтных заводах. Сигнализация предназначе на для выявления замыкания отдельных цепей на кор пус вагона для систем напряжения 50 и ПО В.
Электрические схемы вагонов-ресторанов являются двухпроводными, т. е. они изолированы от корпуса ва гона. Нарушение изоляции электропроводки или акку муляторной батареи любого агрегата или прибора при водит к появлению тока утечки. Если изоляция наруше на в двух и более местах, то образуются «паразитные» цепи, не защищенные предохранителями. Токи утечки воздействуют на батареи, угольные столбы и т. д. и вы водят эти узлы из строя. В проводах малого сечения (1,5 кв. мм), но значительной длины (например, от щита до тамбура котельной стороны) токи утечки мо гут достигать достаточно больших величин, и это мо жет привести к перегрузке провода и его загоранию.
Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» всегда должна быть включена. На распределительном щите имеются по две лампы для каждой системы, включенных последовательно на напряжение аккумуля торной батареи, а средняя точка между ними зазем ляется на корпус вагона.
При отсутствии токов утечки лампы горят вполна кала. При нарушениях изоляции и возникновении тока утечки лампы будут гореть разным накалом. При замыкании плюсовых цепей вагона-ресторана нужно отключить все нагрузки, обесточить вагон изъятием пре дохранителей генераторов, аккумуляторных батарей и аварийного электроснабжения, вызвать поездного элек
тромонтера и механика-бригадира |
(начальника) поезда |
и довести вагон до пункта оборота |
или приписки. |
При замыкании минусовых цепей также отключа ются все нагрузки, вагон-ресторан обесточивается и производится переход на аварийное электроснабжение. Одновременно вызывается механик-бригадир (началь ник) поезда-для принятия мер.
Отправление вагона-ресторана в рейс при наличии любых замыканий на корпус вагона категорически за прещено.
Для своевременного выявления и постоянного кон троля за нагревом роликоподшипников все вагоны-ре стораны с 1968 г. при их строительстве и ремонте на вагоноремонтных заводах оборудуются сигнализацией
45
нагрева роликоподшипников колесных пар. Каждая букса вагона-ресторана оборудуется термодатчиками (рис. 23). При установке главного переключателя осве щения в любое рабочее поло жение («Дневная эксплуата ция»; «1/2»; «1/1») цепь тер модатчиков находится под на
пряжением.
В случае нагрева ролико
|
|
|
|
подшипников |
|
свыше |
|
90° С |
||||
|
|
|
|
легкоплавкий сплав |
(висмут — |
|||||||
|
|
|
|
50,1%, |
-свинец — 24,9, |
|
оло |
|||||
|
|
|
|
во — 14,2 |
и |
кадмий— 10,8%) |
||||||
|
|
|
|
расплавляется, |
разрывая |
цепь |
||||||
|
|
|
|
термодатчиков. |
Разрыв |
це |
||||||
|
|
|
|
пи |
сопровождается |
звонком |
||||||
|
|
|
|
и загоранием сигнальной лам |
||||||||
|
|
|
|
пы. |
срабатывании |
термо |
||||||
|
|
|
|
При |
||||||||
|
|
|
|
датчиков |
во |
время |
движения |
|||||
|
|
|
|
необходимо |
немедленно |
|
оста |
|||||
|
|
|
|
новить поезд стоп-краном (за |
||||||||
|
|
|
|
прещается |
останавливать |
по |
||||||
Рис. 23. Термодатчик: |
езд в тоннелях, на мостах, |
|||||||||||
виадуках |
и |
акведуках), |
вы |
|||||||||
/ — дополнительная |
изоля |
ставить красный сигнал |
(днем |
|||||||||
ция провода; |
2 — провода |
|||||||||||
электрической |
цепи |
термо- |
— флаг, |
|
ночью — фонарь), |
|||||||
датчика; |
3 — корпус |
термо- |
|
|||||||||
датчика; |
4 — уплотнительное |
проверить на ощупь рукой на |
||||||||||
кольцо; |
5 — изолирующая |
грев всех букс вагона-рестора |
||||||||||
втулка; |
6 — легкоплавкий |
|||||||||||
сплав; |
7 — изолирующая |
на и вызвать поездного элект |
||||||||||
шайба; |
8 — крышка |
термо- |
||||||||||
датчика; |
9 — букса |
ромонтера, |
|
механика-брига |
||||||||
машиниста, |
|
|
дира (начальника) поезда и |
|||||||||
которые будут |
действовать |
в соответствии |
с их должностными инструкциями.
Перед выездом вагона-ресторана в рейс цепи тер модатчиков должны проверяться искусственным разры вом цепи, специальной испытательной кнопкой, имею щейся на распределительном щите. При нажатии на испытательную кнопку должны звенеть звонок и гореть сигнальная лампа.
Все вновь строящиеся вагоны-рестораны начиная с 1969 г. оборудуются двумя реле максимального напря жения — РМН (расцепитель перенапряжения) для
46
цепей 50 и ПО В. Реле служат для отключения генера тора при перенапряжениях. Реле максимального напря жения всегда запломбировано,' и его включение разре шается только поздному электромонтеру или ме- ханику-бригадиру поезда после устранения причин срабатывания. Реле срабатывает при повышении напря жения в силовых цепях свыше 80+2 В (в цепи напря
жением |
50 В) |
и 185±4 В (в |
цепях |
напряжением |
110 5). |
защиты |
аккумуляторных |
батарей |
от разрядов |
Для |
с 1969 г. на всех вновь строящихся вагонах-ресторанах устанавливаются реле пониженного (минимального) напряжения.
Реле, установленное в цепях с напряжением 50 В, отключает все холодильные агрегаты при снижении на пряжения ниже 45 5. В цепях с напряжением ПО В реле отключает установку кондиционирования воздуха при снижении напряжения до 98 В. Обратное включе ние производится автоматически при повышении напря жения свыше соответственно 52 и 115 5. При пониже нии напряжения включаются соответствующие лампы на распределительных щитах.
Все потребители электроэнергии вагона-ресторана защищаются плавкими вставками и автоматическими предохранителями, расположенными, на распредели тельных щитах. Минусовые предохранители источников электроснабжения расположены под вагоном в специ альных ящиках. Предохранители установлены в плюсо вых и минусовых цепях. Предохранители большой мощ ности (генератора, батареи, компрессора) выполнены с ножевыми контактами (вагоны-рестораны, выпускаемые после 1964 г.). Все остальные плавкие предохраните ли — резьбовые. Предохранители генератора и аккуму ляторной батареи разрешается менять только на сто янке поезда.
Плавкие предохранители по своей конструкции под разделяются на пробочные с различными патронами и трубчатые. Во всех предохранителях при срабатывании сгорает плавкая вставка.
Величина тока уставки должна быть обозначена на
корпусе предохранителя, |
на |
распределительном |
щите |
|
около гнезда и выбита на |
самой |
плавкой вставке. |
||
При перегорании плавкой |
вставки |
она должна |
заме- |
47
пяться другой, рассчитанной на ту же величину тока. Установка предохранителей завышенной величины тока категорически запрещена. При повторном перегорании замена предохранителей производится только после определения его причин. Автоматические предохраните ли от плавких предохранителей отличаются легкостью восстановления и невозможностью установки «жучка». Большинство потребителей электроэнергии малой мощ ности в плюсовых и минусовых цепях в вагонах-ресто ранах и купе-буфетах защищаются автоматическими выключателями( предохранителями). Пользоваться ав томатическими предохранителями как обычными вы ключателями недопустимо. Нормальное (рабочее) по ложение автоматического предохранителя —■ включен ное. Величина тока срабатывания указывается на кор пусе предохранителя.
Вызывные и радиоустройства
На торцевых дверях вагона-ресторана установлены вызывные кнопки. При нажатии кнопки загорается сиг нальная лампа и звонит звонок. На сигнальной панели распределительного щита кухонного оборудования ука зан тамбур вызова. Выключение лампы — ручное, кнопкой. Звонок перестает звонить при отпуске вызыв ной кнопки тамбура. Звонок и лампа работают на на пряжении 50 В.
В салонах расположены по два типовых радиодина мика и выключатели громкости. Радиомагистраль и междувагонные радиосоединения — типовые для всех пассажирских вагонов. Радио работает от поездного радиопункта и обеспечивает передачу радиотрансляции и местного вещания.
Высоковольтное оборудование
Для работы вагонов-ресторанов в поездах с элект рическим отоплением напряжением 3000 В от контакт ной сети постоянного и однофазного переменного тока через электровозы все вагоны-рестораны, построенные после 1969 г., оборудуются подвагонной высоковольт ной электрической магистралью сечением 185 мм2 и междувагонными электрическими соединениями, кото-
48
рые размещены по диагонали, что обеспечивает воз можность электрического соединения с любым ваго ном. Включать или выключать междувагонные электри ческие высоковольтные соединения разрешается только поездному электромонтеру и механику-бригадиру по езда, имеющему специальное разрешение для работы на высоковольтных условиях, с помощью единого спе циального блокировочного ключа.
Высоковольтная магистраль и междувагонные сое динения выполнены по однопроводной схеме и всегда должны быть надежно заземлены.
Прочие потребители
К прочим потребителям электрической энергии от- ^ носятся: электрическое отопление напряжением 125 В постоянного тока от подвагонного генератора (элект рический калорифер и печи отопления) и электриче ский обогрев наливных и сливных патрубков системы водоснабжения.
Электрический калорифер мощностью 6 кВт и печи в салонах мощностью 4,8 кВт предназначены для обо грева салонов в переходное время года (осень, весна). Печи расположены вдоль боковых стен салонов.
Электрический калорифер установлен в воздуховоде и состоит из нагревательных элементов и прибора от ключения калорифера.
Этот прибор представляет собой кронштейн, к кото рому крепится плавкая вставка, выполненная в виде пластины из легкоплавкого материала, пластина вклю
чена в цепь управления вентилятора. Данный |
прибор |
||
крепится внизу воздуховода, а его |
плавкая |
вставка, |
|
отрегулированная на |
температуру |
плавления |
70° С и |
окрашенная в синий |
цвет, — между |
нагревательными |
|
элементами электрокалорифера. |
|
|
|
При прекращении |
работы вентилятора температура |
в воздуховоде возрастает, и плавкая вставка, расплав ляясь, рвет цепь питания электрокалорифера и преры вает его работу.
Водоналивной заправочный патрубок системы водо снабжения имеет электрический обогрев, обеспечиваю щий оттаивание льда на патрубке и свободную заправ ку водяного бака. Водоналивной патрубок снабжен тем-
49
= f=
---- -
z j
Рис. 24. Редукторно-карданный привод типа РК-1А:
/ — редуктор; 2 — кардакныП вал; 3 — генератор
пературным щупом, обеспечивающим вместе с системой электрического управления автоматическое выключение электрического обогрева в зависимости от температуры головки патрубка при оттаивании образовавшегося на нем льда. Обогрев необходимо включать за 30 мин до заправки.
Включение обогрева наливных труб осуществляется на распределительном' щите. При этом загорается сиг нальная лампочка. Выключение осуществляется авто матически или вручную.
Привод подвагонных генераторов
Каждый подвагонный генератор вагона-ресторана и вагона с купе-буфетом имеет редукторно-карданный привод. Генератор типа 23/07 работает в комплекте с редукторно-карданным приводом типа РК-1А от торца шейки оси (рис. 24). Привод состоит из промежуточ ной части буксы, редуктора 1, карданного вала 2 и обеспечивает работу генератора при скоростях движе ния до 160 км/ч.
Редукторно-карданный привод типа ЕЮК 160/1М от средней части оси применяется для вращения гене раторов ДУГГ 28В и служит для передачи мощности с оси колесной пары, на которой установлен редуктор, через карданный вал и сцепную муфту к генератору, подвешенному к раме вагона.
В процессе эксплуатации за редукторно-карданными приводами должен осуществляться постоянный кон троль, и перед отправлением вагона-ресторана или ва гона с купе-буфетом в рейс они должны осматривать
50
ся в депо или пунктах технического осмотра. На про межуточных станциях, где это возможно, проверяют нагревы подшипников и отсутствие утечек смазки. При обнаружении повышенного нагрева вызывают механи ка-бригадира (начальника) поезда для выяснения воз можности дальнейшего следования вагона.
При заклинивании привода вследствие выхода из строя муфт или подшипников демонтируют карданный вал и хранят его в тамбуре вагона. Питание потреби телей электроэнергии в этом случае осуществляется от аккумуляторной батареи или соседнего вагона.
При возникновении ненормального шума под ваго ном-рестораном или вагоном с купе-буфетом директор вагона-ресторана должен немедленно остановить поезд стоп-краном и сообщить по цепочке механику-бригади- ру (начальнику) поезда о случившемся. Из тамбура соседнего вагона со стороны лучшей видимости в сто рону машиниста локомотива подается красный сигнал: днем — развернутый красный флаг, ночью — красный огонь ручного фонаря.
Прибывшие механик-бригадир (начальник) поезда, поездной электромонтер и машинист обязаны тщатель но осмотреть колесные пары, редукторный привод, на дежность крепления всего подвагонного оборудова ния, выяснить причину шума и только после этого уста новить порядок дальнейшего следования.
V. КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА
Вентиляция
Всоответствии с санитарно-гигиеническими требо ваниями в вагонах-ресторанах постоянно осуществляет ся воздухообмен и подача свежего воздуха, для чего предусматривается нагнетательная (приточная) венти ляция.
Всистему вентиляции (рис. 25) входят: вентиляци онный агрегат (двигатель 17, два вентилятора 16); воз духовод 6, внутри которого размещены водяной 2 и
электрический 4 1 калориферы, воздухоохладитель 3 1 и
1 Только в вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха.
51