Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниженная рентабельность в размере соответственно 4 и 2% при среднем уровне 8% к себестоимости. В об­ щем выпуске продукции резко возрос удельный вес из­ делий более совершенных, отвечающих современному уровню требований. У предприятий появился новый, ценовый инструмент повышения эффективности обще­

ственного производства.

Опыт положительного влияния дифференциации нор­ мативного уровня рентабельности на технический про­ гресс получил свое дальнейшее развитие и распростране­ ние. В связи с проводимой государственной аттестацией качества выпускаемых изделий и делением их на три ка­ тегории качества рентабельность на уровне норматива стала устанавливаться для изделий первой категории ка­ чества, т. е. продукции, соответствующей по своим тех­ нико-экономическим параметрам и качеству изготовления современным требованиям народного хозяйства. Для высшей категории качества, продукция которой по своим технико-экономическим параметрам и качеству изготов­ ления соответствует высшим отечественным и зарубеж­ ным научно-техническим достижениям или превышает их и является конкурентоспособной на мировом рынке, уста­ навливается повышенная рентабельность. Пониженная рентабельность определяется для изделий второй катего­ рии качества.

При средней рентабельности, например по электродви­

гателям малой и средней мощности, в

12% рентабель­

ность для более прогрессивных двигателей

серий МТР,

МТКР и других установлена

на уровне

13—14%, а на

устаревшие серии А, АК. и т. п. — 8—9%;

при средней

нормативной рентабельности

металлорежущих станков

в 19% ее уровень на 52 типа морально устаревших стан­ ков составляет лишь 9,5%.

Думается, что и в дальнейшем следует расширять и совершенствовать этот прогрессивный метод стимулиро­

4*

99

вания технического прогресса. Под совершенствованием следует понимать, на наш взгляд, совершенствование критериев оценки высшей категории качества. Видимо, целесообразно не ставить в один ряд продукцию, соот­ ветствующую лучшим отечественным и мировым образ­ цам и превышающую эти образцы. Под высшей катего­ рией следует понимать лишь продукцию, превышающую лучшие отечественные и мировые достижения. Только при этом условии дифференциация нормативной рента­ бельности будет ориентировать на создание действитель­ но принципиально новой и высокоэффективной продук­ ции.

Потоварная дифференциация нормативной рентабель­ ности при установлении оптовых цен широко применяет­ ся и для товаров народного потребления. Она является одной из активных стимулирующих форм улучшения их качества, наиболее сильно влияет на увеличение произ­ водства прогрессивной продукции и прекращение выпус­ ка менее качественных изделий, пользующихся понижен­ ным спросом у покупателей. В период реформы оптовых цен в кондитерской промышленности РСФСР при сред­ ней рентабельности к себестоимости в размере 12% рентабельность изделий, пользующихся повышенным

спросом — шоколада, цукатов, глазированных

фрук­

тов,— была установлена

примерно на 3 пункта выше, а

на малоходовые товары

(карамели) — несколько

ниже.

В производстве пива повышенная рентабельность была установлена на более качественное бутылочное пиво, что незамедлительно сказалось на увеличении его выпуска. С целью роста производства плодово-ягодных вин из бо­ лее качественных сброженных и сброженно-'спиртован- ных соков на них также предусмотрена повышенная рен­ табельность по сравнению с винами, полученными из сульфитинированных соков. Повышенная рентабельность па более качественную продукцию установлена также в

100



макаронном производстве (на вермишель высшего сор­ та), в парфюмерно-косметической промышленности (на некоторые виды кремов н средств для ухода за волоса­

ми, духов) и т. п.

Известно, например, что с улучшением жизненного уровня населения и прежде всего улучшением жилищных условий, когда каждая семья находится в отдельной квартире, увеличивается спрос на холодильники с боль­ шим объемом холодильной камеры и соответственно уменьшается потребность в холодильниках меньшей ем­ кости. Для стимулирования производства более совре­ менных и емких холодильников типа «ЗИЛ», «Ока», «Минск» на них устанавливается и большая рентабель­ ность— примерно около 14% при средней рентабельно­ сти 10% к себестоимости продукции.

Потоварная дифференциация нормативной рента­ бельности производится и в тех отраслях легкой про­ мышленности, где установлен двойной норматив рента­ бельности. Так, например, в хлопчатобумажном произ­ водстве (в ткачестве) рентабельность к стоимости сырья и материалов дифференцирована от 1,5 до 3,5%, а к зат­ ратам на обработку в еще большем размере — от 25% на ремнп и ленты транспортерные до 140% на ткани типа бельтинг хлопчатобумажные. Прибыль в цену меланже­ вых тканей, например, включается в этом случае как сум­ ма прибыли, исчисленная исходя из стоимости сырья и материалов и норматива рентабельности по отношению к ней в размере 2,3% и исходя из затрат на обработку и норматива рентабельности по отношению к ним в раз­

мере 56%.

В то же время следует отметить, что по товарам на­ родного потребления потоварная дифференциация норма­ тивной рентабельности должна иметь относительно огра­ ниченное применение. Это объясняется слишком актив­ ным воздействием ее на производственно-хозяйственную

101

деятельность предприятий. Если в отраслях тяжелой промышленности потоварная дифференциация рентабель­ ности, целенаправленно и активно стимулирующая пред­ приятия одновременно и к выпуску новых, более про­ грессивных и высокоэффективных изделий и снятию с производства устаревших, не отвечающих современным требованиям, успешно выполняет свое основное назначе­ ние, то в отраслях, производящих товары народного по­ требления, дело обстоит несколько иначе. В силу имею­ щейся дифференциации в реальных доходах различных слоев населения предприятия должны выпускать весь имеющийся ассортимент товаров — и более качествен­ ные изделия, и повседневную, пусть менее качественную, но пользующуюся спросом населения продукцию. Широ­ кая потоварная дифференциация приведет к вымыва­ нию менее рентабельных, но нужных товаров, к заинте­ ресованности в выпуске лишь более качественных и вы­ сокорентабельных изделий.

Дальнейшее совершенствование исчисления норма­ тивного уровня рентабельности бесспорно окажет поло­ жительное влияние на повышение эффективности обще­ ственного производства, на выпуск продукции лучшего качества и ассортимента.

4.УРОВЕНЬ ЦЕН

ИПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ

СВОЙСТВА ИЗДЕЛИЙ

Цена должна не только наиболее объ­ ективно отразить всю многогранность качества, но и по­ стоянно стимулировать его дальнейшее совершенствова­ ние. Это достигается научно обоснованным определе­ нием уровня цен, который должен прежде всего возме-

102


стать всем нормально работающим предприятиям их обоснованные затраты по выпуску продукции опреде­ ленного качества и обеспечить необходимую для хозрас­ четной деятельности прибыль, а также постоянно заин­ тересовывать их в дальнейшем повышении качества, надежности и экономически целесообразной долговечно­ сти изделий, в постоянном расширении и обновлении номенклатуры выпускаемой продукции. Именно уровень цен, наконец, создает заинтересованность потребителей в приобретении и потреблении новой, более качествен­ ной продукции.

Новой называется продукция, которая изготавливает­ ся по новым стандартам, техническим условиям и рецеп­ там и впервые направляется для реализации потребите­ лям. В зависимости от степени новизны она подразде­ ляется на сравнимую и несравнимую, или, другими сло­ вами, имеющую аналоги среди выпускаемых изделий

ипринципиально новую, впервые осваиваемую в стране.

Кпринципиально новой должна относиться продукция,

не сопоставимая ни с какой

ранее

производившейся

и призванная удовлетворять

какую-то

новую потреб­

ность. Однако на практике такое деление весьма условно. По продукции производственно-технического назначения это изделия: удостоверенные (в целом или по важней­ шим конструктивным элементам) авторскими свидетель­ ствами, выданными Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР; изготовленные

по иностранным лицензиям и предусмотренные

в госу­

дарственном или министерском

плане

новой

техники

в разделе «Производство новых

видов

промышленной

продукции (промышленные серии)». По товарам народ­ ного потребления к такой продукции относятся изделия, изготовленные из новых видов сырья или по новой техно­ логии, с принципиальными изменениями в потребитель­ ских свойствах и в затратах на их производство, как, на­

103


пример, ткани с лавсаном, обувь из синтетической кожи, нетканые материалы и т. п.

Продукция производственно-технического назначения, имеющая аналоги среди выпускаемых изделий, подразде­ ляется в свою очередь на предназначенную к замене ра­ нее освоенной и однотипную, функционально однородную. Продукция, предназначенная к замене ранее освоенного производством изделия, призвана обеспечить в основных сферах применения удовлетворение одной и той же по­ требности. Речь тут идет лишь о замене устаревшего из­ делия новым, более качественным: устаревший и менее эффективный комбайн СК-3 заменяется новым и более совершенным СК-4; электромашинный преобразователь частоты новым, более прогрессивным полупроводнико­ вым преобразователем и т. п. Однотипная, функциональ­ но однородная продукция — это продукция, сходная по конструкции, химическому составу или структуре изго­ товления и назначения с ранее освоенной, но не предназ­ наченная для ее замены. Такая продукция призвана про­ должать или дополнять уже существующие однотипные виды изделий. Для нее характерно наличие закономер­ ной зависимости между потребительскими свойствами и затратами на производство, а значит, и ценами. В ка­ честве примера можно привести электрические машины, генераторы, подъемные краны, станки одного и того же типа, но различной, предположим, мощности. Если возни­ кает необходимость пополнить действующую серию элек­ трических машин более мощным типом электродвигателя, то эта новая продукция будет однотипной, функциональ­

но однородной, поскольку

она сходна по

конструкции

и технологии изготовления

с действующими

электромо­

торами, но предназначена для работы в более повышен­ ных режимах и не предназначена для замены ранее осво­ енных изделий.

В принципе подобное разграничение изделий, имею­

104

щих аналоги, можно отнести и к товарам народного по­ требления. Здесь также имеется связь между затратами, ценами и потребительскими свойствами изделий. Напри­ мер, цена костюмных чистошерстяных тканей зависит от ширины ткани, веса одного квадратного метра, номера пряжи по основе и утку; нормативы затрат на обработку новых тканей зависят от длины основной и уточной пря­ жи в 100 погонных метрах суровой ткани и т. п. Подоб­ ную продукцию можно считать однотипной, функциональ­ но однородной. С другой стороны, есть изделия, которые предназначены к замене ранее освоенных, поскольку постоянно выпускаются новые, более совершенные и ка­ чественные, скажем, холодильники, стиральные машины, часы, костюмы и т. п. взамен устаревших и не отвечаю­ щих современным требованиям и моде. Правда, это опре­ деление условно, поскольку не всегда в целях удовлетво­ рения потребностей всех слоев населения новая продук­ ция должна предназначаться к замене ранее освоенной с обязательным снятием последней с производства.

На однотипную, функционально однородную продук­ цию уровень цен определяется, как правило, при помощи нормативно параметрических методов. Методология их установления в основном одинакова для всех изделий. Методика установления цен на остальные виды продук­ ции, несмотря на общие методологические принципы, имеет некоторые особенности, что предопределяет необ­ ходимость раздельного рассмотрения порядка определе­ ния уровня цен на продукцию производственно-техниче­ ского назначения и товары народного потребления.

Определение оптовых цен на новую, более качествен­ ную продукцию производственно-технического назначе­ ния. Разработка уровня цен начинается на стадии проек­ тирования новой продукции. Выдавая задание на разра­ ботку нового изделия, потребитель обязан в качестве одного из обязательных параметров указать лимитную

105