ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ниженная рентабельность в размере соответственно 4 и 2% при среднем уровне 8% к себестоимости. В об щем выпуске продукции резко возрос удельный вес из делий более совершенных, отвечающих современному уровню требований. У предприятий появился новый, ценовый инструмент повышения эффективности обще
ственного производства.
Опыт положительного влияния дифференциации нор мативного уровня рентабельности на технический про гресс получил свое дальнейшее развитие и распростране ние. В связи с проводимой государственной аттестацией качества выпускаемых изделий и делением их на три ка тегории качества рентабельность на уровне норматива стала устанавливаться для изделий первой категории ка чества, т. е. продукции, соответствующей по своим тех нико-экономическим параметрам и качеству изготовления современным требованиям народного хозяйства. Для высшей категории качества, продукция которой по своим технико-экономическим параметрам и качеству изготов ления соответствует высшим отечественным и зарубеж ным научно-техническим достижениям или превышает их и является конкурентоспособной на мировом рынке, уста навливается повышенная рентабельность. Пониженная рентабельность определяется для изделий второй катего рии качества.
При средней рентабельности, например по электродви
гателям малой и средней мощности, в |
12% рентабель |
||
ность для более прогрессивных двигателей |
серий МТР, |
||
МТКР и других установлена |
на уровне |
13—14%, а на |
|
устаревшие серии А, АК. и т. п. — 8—9%; |
при средней |
||
нормативной рентабельности |
металлорежущих станков |
в 19% ее уровень на 52 типа морально устаревших стан ков составляет лишь 9,5%.
Думается, что и в дальнейшем следует расширять и совершенствовать этот прогрессивный метод стимулиро
4* |
99 |
вания технического прогресса. Под совершенствованием следует понимать, на наш взгляд, совершенствование критериев оценки высшей категории качества. Видимо, целесообразно не ставить в один ряд продукцию, соот ветствующую лучшим отечественным и мировым образ цам и превышающую эти образцы. Под высшей катего рией следует понимать лишь продукцию, превышающую лучшие отечественные и мировые достижения. Только при этом условии дифференциация нормативной рента бельности будет ориентировать на создание действитель но принципиально новой и высокоэффективной продук ции.
Потоварная дифференциация нормативной рентабель ности при установлении оптовых цен широко применяет ся и для товаров народного потребления. Она является одной из активных стимулирующих форм улучшения их качества, наиболее сильно влияет на увеличение произ водства прогрессивной продукции и прекращение выпус ка менее качественных изделий, пользующихся понижен ным спросом у покупателей. В период реформы оптовых цен в кондитерской промышленности РСФСР при сред ней рентабельности к себестоимости в размере 12% рентабельность изделий, пользующихся повышенным
спросом — шоколада, цукатов, глазированных |
фрук |
|
тов,— была установлена |
примерно на 3 пункта выше, а |
|
на малоходовые товары |
(карамели) — несколько |
ниже. |
В производстве пива повышенная рентабельность была установлена на более качественное бутылочное пиво, что незамедлительно сказалось на увеличении его выпуска. С целью роста производства плодово-ягодных вин из бо лее качественных сброженных и сброженно-'спиртован- ных соков на них также предусмотрена повышенная рен табельность по сравнению с винами, полученными из сульфитинированных соков. Повышенная рентабельность па более качественную продукцию установлена также в
100
макаронном производстве (на вермишель высшего сор та), в парфюмерно-косметической промышленности (на некоторые виды кремов н средств для ухода за волоса
ми, духов) и т. п.
Известно, например, что с улучшением жизненного уровня населения и прежде всего улучшением жилищных условий, когда каждая семья находится в отдельной квартире, увеличивается спрос на холодильники с боль шим объемом холодильной камеры и соответственно уменьшается потребность в холодильниках меньшей ем кости. Для стимулирования производства более совре менных и емких холодильников типа «ЗИЛ», «Ока», «Минск» на них устанавливается и большая рентабель ность— примерно около 14% при средней рентабельно сти 10% к себестоимости продукции.
Потоварная дифференциация нормативной рента бельности производится и в тех отраслях легкой про мышленности, где установлен двойной норматив рента бельности. Так, например, в хлопчатобумажном произ водстве (в ткачестве) рентабельность к стоимости сырья и материалов дифференцирована от 1,5 до 3,5%, а к зат ратам на обработку в еще большем размере — от 25% на ремнп и ленты транспортерные до 140% на ткани типа бельтинг хлопчатобумажные. Прибыль в цену меланже вых тканей, например, включается в этом случае как сум ма прибыли, исчисленная исходя из стоимости сырья и материалов и норматива рентабельности по отношению к ней в размере 2,3% и исходя из затрат на обработку и норматива рентабельности по отношению к ним в раз
мере 56%.
В то же время следует отметить, что по товарам на родного потребления потоварная дифференциация норма тивной рентабельности должна иметь относительно огра ниченное применение. Это объясняется слишком актив ным воздействием ее на производственно-хозяйственную
101
деятельность предприятий. Если в отраслях тяжелой промышленности потоварная дифференциация рентабель ности, целенаправленно и активно стимулирующая пред приятия одновременно и к выпуску новых, более про грессивных и высокоэффективных изделий и снятию с производства устаревших, не отвечающих современным требованиям, успешно выполняет свое основное назначе ние, то в отраслях, производящих товары народного по требления, дело обстоит несколько иначе. В силу имею щейся дифференциации в реальных доходах различных слоев населения предприятия должны выпускать весь имеющийся ассортимент товаров — и более качествен ные изделия, и повседневную, пусть менее качественную, но пользующуюся спросом населения продукцию. Широ кая потоварная дифференциация приведет к вымыва нию менее рентабельных, но нужных товаров, к заинте ресованности в выпуске лишь более качественных и вы сокорентабельных изделий.
Дальнейшее совершенствование исчисления норма тивного уровня рентабельности бесспорно окажет поло жительное влияние на повышение эффективности обще ственного производства, на выпуск продукции лучшего качества и ассортимента.
4.УРОВЕНЬ ЦЕН
ИПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ
СВОЙСТВА ИЗДЕЛИЙ
Цена должна не только наиболее объ ективно отразить всю многогранность качества, но и по стоянно стимулировать его дальнейшее совершенствова ние. Это достигается научно обоснованным определе нием уровня цен, который должен прежде всего возме-
102
стать всем нормально работающим предприятиям их обоснованные затраты по выпуску продукции опреде ленного качества и обеспечить необходимую для хозрас четной деятельности прибыль, а также постоянно заин тересовывать их в дальнейшем повышении качества, надежности и экономически целесообразной долговечно сти изделий, в постоянном расширении и обновлении номенклатуры выпускаемой продукции. Именно уровень цен, наконец, создает заинтересованность потребителей в приобретении и потреблении новой, более качествен ной продукции.
Новой называется продукция, которая изготавливает ся по новым стандартам, техническим условиям и рецеп там и впервые направляется для реализации потребите лям. В зависимости от степени новизны она подразде ляется на сравнимую и несравнимую, или, другими сло вами, имеющую аналоги среди выпускаемых изделий
ипринципиально новую, впервые осваиваемую в стране.
Кпринципиально новой должна относиться продукция,
не сопоставимая ни с какой |
ранее |
производившейся |
и призванная удовлетворять |
какую-то |
новую потреб |
ность. Однако на практике такое деление весьма условно. По продукции производственно-технического назначения это изделия: удостоверенные (в целом или по важней шим конструктивным элементам) авторскими свидетель ствами, выданными Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР; изготовленные
по иностранным лицензиям и предусмотренные |
в госу |
||
дарственном или министерском |
плане |
новой |
техники |
в разделе «Производство новых |
видов |
промышленной |
продукции (промышленные серии)». По товарам народ ного потребления к такой продукции относятся изделия, изготовленные из новых видов сырья или по новой техно логии, с принципиальными изменениями в потребитель ских свойствах и в затратах на их производство, как, на
103
пример, ткани с лавсаном, обувь из синтетической кожи, нетканые материалы и т. п.
Продукция производственно-технического назначения, имеющая аналоги среди выпускаемых изделий, подразде ляется в свою очередь на предназначенную к замене ра нее освоенной и однотипную, функционально однородную. Продукция, предназначенная к замене ранее освоенного производством изделия, призвана обеспечить в основных сферах применения удовлетворение одной и той же по требности. Речь тут идет лишь о замене устаревшего из делия новым, более качественным: устаревший и менее эффективный комбайн СК-3 заменяется новым и более совершенным СК-4; электромашинный преобразователь частоты новым, более прогрессивным полупроводнико вым преобразователем и т. п. Однотипная, функциональ но однородная продукция — это продукция, сходная по конструкции, химическому составу или структуре изго товления и назначения с ранее освоенной, но не предназ наченная для ее замены. Такая продукция призвана про должать или дополнять уже существующие однотипные виды изделий. Для нее характерно наличие закономер ной зависимости между потребительскими свойствами и затратами на производство, а значит, и ценами. В ка честве примера можно привести электрические машины, генераторы, подъемные краны, станки одного и того же типа, но различной, предположим, мощности. Если возни кает необходимость пополнить действующую серию элек трических машин более мощным типом электродвигателя, то эта новая продукция будет однотипной, функциональ
но однородной, поскольку |
она сходна по |
конструкции |
и технологии изготовления |
с действующими |
электромо |
торами, но предназначена для работы в более повышен ных режимах и не предназначена для замены ранее осво енных изделий.
В принципе подобное разграничение изделий, имею
104
щих аналоги, можно отнести и к товарам народного по требления. Здесь также имеется связь между затратами, ценами и потребительскими свойствами изделий. Напри мер, цена костюмных чистошерстяных тканей зависит от ширины ткани, веса одного квадратного метра, номера пряжи по основе и утку; нормативы затрат на обработку новых тканей зависят от длины основной и уточной пря жи в 100 погонных метрах суровой ткани и т. п. Подоб ную продукцию можно считать однотипной, функциональ но однородной. С другой стороны, есть изделия, которые предназначены к замене ранее освоенных, поскольку постоянно выпускаются новые, более совершенные и ка чественные, скажем, холодильники, стиральные машины, часы, костюмы и т. п. взамен устаревших и не отвечаю щих современным требованиям и моде. Правда, это опре деление условно, поскольку не всегда в целях удовлетво рения потребностей всех слоев населения новая продук ция должна предназначаться к замене ранее освоенной с обязательным снятием последней с производства.
На однотипную, функционально однородную продук цию уровень цен определяется, как правило, при помощи нормативно параметрических методов. Методология их установления в основном одинакова для всех изделий. Методика установления цен на остальные виды продук ции, несмотря на общие методологические принципы, имеет некоторые особенности, что предопределяет необ ходимость раздельного рассмотрения порядка определе ния уровня цен на продукцию производственно-техниче ского назначения и товары народного потребления.
Определение оптовых цен на новую, более качествен ную продукцию производственно-технического назначе ния. Разработка уровня цен начинается на стадии проек тирования новой продукции. Выдавая задание на разра ботку нового изделия, потребитель обязан в качестве одного из обязательных параметров указать лимитную
105