ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
цену. Лимитная цена — это максимально предельная це на, гарантирующая потребителю определенную экономию от применения новой продукции. Лимитные цены служат важным экономическим критерием при конструировании образцов новых изделий и выборе материалов, при оцен ке эффективности проектных решений, при решении воп роса о постановке новой продукции на серийное произ водство, для расчетов сметной стоимости объектов капи тального строительства в части потребляемых изделий и материалов, по которым отсутствуют утвержденные оптовые цены к моменту составления проектов и смет.
Разработчики лимитной цены несут ответственность за правильное ее определение; при постановке новой про дукции на серийное производство лимитная цена под тверждается предприятием-изготовителем. Если в ранее заданные технико-экономические параметры новой про дукции вносятся изменения в процессе конструирования или на стадии испытания опытного образца, соответствен но корректируется, по соглашению между заказчиком и разработчиком, и лимитная цена.
При определении лимитной цены учитываются воз можности снижения издержек производства (за период от выдачи технического задания до второго года серий ного производства новой продукции) в результате дейст вия научно-технического прогресса и роста на его основе производительности труда. Размер снижения устанавли вается в виде коэффициента удешевления (В), опреде ляемого с учетом темпов снижения себестоимости в от дельных отраслях народного хозяйства. В настоящее время для большинства отраслей этот коэффициент уста
новлен на уровне 0,8.
Лимитная цена определяется на все виды новой про дукции. На принципиально новую продукцию она уста навливается на основе укрупненных нормативов мате риальных и трудовых затрат; на однотипную, функцио
106
нально однородную, являющуюся продолжением пара метрического ряда, исходя из технико-экономических па раметров, включаемых в проектное задание, с учетом коэффициента удешевления; на предназначенную к заме не ранее освоенной — как произведение верхнего предела цены (Цвп) на коэффициент удешевления:
Цл = Цв„ -В1.
На стадии проектирования лимитные цены позволяют конструкторам отказаться от экономически невыгодных технических проектов, заставляют их искать и находить наиболее экономически обоснованные решения техниче ских задач и создавать только такую новую технику, которая способствовала бы снижению затрат живого и овеществленного труда. Ориентируя на максимальный народнохозяйственный эффект, лимитные цены осуще ствляют тем самым контроль за эффективностью новой техники и создают необходимые экономические условия, заинтересовывающие предприятия-изготовители в про изводстве и систематическом улучшении новой продук ции, а потребителей — в ее внедрении. Практическая за дача ценообразования заключается в превращении ли митных цен в обязательную начальную ступень ценооб разования, в категорическом запрещении принятия новой продукции к производству без определения лимитной цены, в исчислении оптовой цены в рамках первоначаль но определенной лимитной, ни в коем случае не превы шающей ее. Этому должна способствовать разработка соответствующих отраслевых инструкций по определе нию лимитных цен, в которых, исходя из особенностей той или иной отрасли народного хозяйства, должен экономи
1 П р и в о д и м ы е з д е с ь и в д а л ь н е й ш е м |
ф о р м у л ы и п ри м еры в о с н о в |
|
ном в з я т ы |
и з и н ст р у к ти в н ы х м а т е р и а л о в |
Г о ск о м и т ет а цен С о в е т а М и |
ни стров С |
С С Р . |
|
107
чески обоснованно определяться коэффициент удешевле ния (В), связанный со снижением издержек производства.
На принципиально новую продукцию, не имеющую аналогов среди выпускаемых изделий и впервые осваи ваемую в СССР, в период ее освоения и в первый период серийного производства устанавливаются временные оптовые цены. Временные цены исчисляются, исходя из плановой себестоимости впервые осваиваемой продукции, включающей дополнительные расходы и потери, связан ные с освоением, и рентабельности в размере, преду смотренном планом на данный год по основной продук ции, но не ниже 10% и невыше20% к себестоимости. Ес ли обоснованные повышенные затраты на производство новой продукции возмещаются за счет фонда освоения новой техники или единого фонда развития науки и тех ники, то они в себестоимость не включаются. С оконча нием срока действия временных цен вводятся постоян ные оптовые цены. Постоянные цены, утверждаемые вза мен временных, определяются на основе плановой себе стоимости второго года серийного выпуска для изделий, на которые временная цена действовала до одного года,
иплановой себестоимости третьего года серийного выпус ка, если временная цена действовала свыше одного года,
ипринятого для отрасли норматива рентабельности. Почти так же устанавливаются цены и на продукцию,
изготавливаемую по разовым заказам. Разовые цены определяются исходя из сметной калькуляции, отражаю щей все затраты на выполнение данного разового заказа, включая возмещение затрат по подготовке производства, и рентабельности в размере, предусмотренном планом на данный год по основной продукции предприятия-изгото вителя, но не ниже 10% и не выше 20% к плановой себе
стоимости.
На новую продукцию, имеющую аналоги среди выпус каемых изделий, сразу устанавливаются постоянные це-
108
ны. Ценообразование на такую продукцию осуществляет ся в рамках сложившейся системы цен. Действующие цены на аналогичную продукцию выступают в качестве базы новых цен. Уровень цен на новые изделия определя ется, исходя из действующих цен на заменяемую или ана логичную продукцию с учетом экономического эффекта от использования новой продукции. В расчете на единицу полезного эффекта, а также потребительной стоимости (производительности, мощности и т. п.) цены на новую продукцию должны быть ниже цен на ранее освоенные изделия. Это обеспечивает необходимое единство системы цен и целесообразных ценностных соотношений и преду преждает возможность экономически не оправданного удорожания новой продукции. Другими словами, в соот ветствии с требованиями хозяйственной реформы уро вень цен формируется в настоящее время с учетом сово купных затрат общества, слагающихся не только из те кущих и единовременных затрат, овеществленных в сред ствах производства, но и с учетом народнохозяйственной эффективности их использования.
Экономический эффект является объективным крите рием установления новых цен и в ценообразовании справедливо получил название распределяемый.
Исходя из имеющегося распределяемого экономиче ского эффекта устанавливается надбавка к оптовой це пе. Само название экономического эффекта «распреде ляемый» говорит о том, что он распредляетея в опреде ленной пропорции между производителем и потребите лем, т. е. делает новую продукцию взаимовыгодной как для изготовителя, так и для потребителя. Для изготовителя часть экономического эффекта в виде надбавки создает необходимые стимулирующие условия для дальнейшего совершенствования производства и выпуска новых изде лий, для потребителя эта выгода состоит в том, что появ ляется возможность быстрейшего внедрения новой про-
109
дукции в производство. Если бы весь эффект оставался либо у изготовителя, либо у потребителя, нарушилась бы равновыгодность сторон и создались условия, при ко торых либо изготовитель не был заинтересован в произ водстве новой продукции, либо потребитель в ее внедре нии. Именно распределение экономического эффекта яв ляется движущей силой производства и внедрения новой продукции, а следовательно, и технического прогресса.
В соответствии с типовой методикой1 определения оп товых цен на новую продукцию производственно-техниче ского назначения распределяемый экономический эффект (Эр) исчисляется как разность между верхним пределом
цены (Цвп) и суммой нижнего предела цены (Ц,т ) и плановых затрат на подготовку и освоение серийного производства нового продукта (30н), соизмеренной с ко эффициентом минимального превышения верхнего пре дела цены над суммой нижнего предела и затрат на под готовку и освоение (Км), т. е.
Эр= Цвп— (Ц,ш+3„„) • (1+Км).
Из формулы расчета распределяемого экономического эффекта наглядно видно, что для его определения необ ходимо предварительно рассчитать верхний и нижний пределы цены. Расчет верхнего предела цены произво дится по следующей приведенной в методике формуле:
Цвл |
= Цб |
Пн |
тб + Ец |
И б - |
|
и „ |
|
|
Пб |
Т„ + Е„ |
1 |
+ |
Е „ |
|
ЛК. |
||
|
|
|
Т„ |
|
|
|||
1 И м е ет с я в в и д у « М е т о д и к а о п ределен и я |
о п т о в ы х |
цен |
на новую |
|||||
п р о д у кц и ю |
п рои зводствен н о -техн и ческого назначени я » . |
М., |
П рейску - |
|||||
р а н т и з д а т , |
1974. Д л я |
к р атк о сти в д а л ь н е й ш е м она |
б у д ет н а з ы в а т ь с я |
|||||
типовой м етодикой . |
|
|
|
|
|
|
|
ПО
где Цб— прейскурантная (скорректированная) цена базисного продукта;
Пн и Пб — годовые объемы продукции, произведенные соответственно при помощи единицы нового и базисного продукта;
Тб и Тп — сроки службы с учетом морального износа или до первого капитального ремонта соот ветственно базисного и нового продукта;
Еп— нормативный коэффициент эффективности; Ин и Ио — текущие затраты потребителя на производ ство годового объема продукции при ис пользовании соответственно единицы нового
и старого продукта;
ДК — изменение сопутствующих капитальных за трат у потребителя в связи с использовани ем нового продукта вместо старого.
Формула верхнего предела позволяет учесть преиму щества новой техники по сравнению с заменяемой базис ной путем комплексного учета основополагающих фак торов и прежде всего таких, как повышение производи
тельности труда |
увеличение долговечности |
(срока службы) |
+ Е„ |
; экономия на текущих |
|
|
+ Ен |
|
Т„ |
эксплуатационных затратах за принятый срок служоы
_Иб- И„_ |
|
|
1 |
+ Ен |
и экономия на сопутствующих капиталь- |
т |
|
* Н
ных затратах у потребителя, связанных с использо ванием новой продукции (ДК ).
Ш
Цена верхнего предела находится в прямо пропорцио нальной зависимости от производительности нового из делия: чем выше производительность, тем выше и цена. Несколько иная зависимость цены верхнего предела от срока службы нового продукта. Поскольку всякое старе ние продукции связано с повышенными эксплуатацион ными расходами, то введенный в формулу нормативный коэффициент эффективности несколько сдерживает рост цены в связи с ростом сроков службы нового продукта, играя тем самым своеобразную роль утяжелителя. Если, например, срок службы нового изделия увеличивается с 10 до 20 лет, т. е. вдвое, то предельная цена при прочих равных условиях увеличится лишь на 25%
При расчете верхнего предела цены в качестве показате ля срока службы принимается, как правило, общий срок службы с учетом морального износа, а при невозможно сти его определения— срок службы до первого капиталь ного ремонта. При расчете показателей текущих за трат учитывается изменение только прямых затрат (заработной платы, затрат на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п.) и расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (без включения амортиза ционных отчислений). Изменение цеховых, общезавод ских и внепроизводственных расходов не учитывается. Последний элемент формулы верхнего предела стимули рует на экономию дополнительных капитальных затрат, сопутствующего оборудования, вызываемого использова нием нового продукта, поскольку всякое уменьшение этих затрат приводит к увеличению верхнего предела цены.
112