Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цену. Лимитная цена — это максимально предельная це­ на, гарантирующая потребителю определенную экономию от применения новой продукции. Лимитные цены служат важным экономическим критерием при конструировании образцов новых изделий и выборе материалов, при оцен­ ке эффективности проектных решений, при решении воп­ роса о постановке новой продукции на серийное произ­ водство, для расчетов сметной стоимости объектов капи­ тального строительства в части потребляемых изделий и материалов, по которым отсутствуют утвержденные оптовые цены к моменту составления проектов и смет.

Разработчики лимитной цены несут ответственность за правильное ее определение; при постановке новой про­ дукции на серийное производство лимитная цена под­ тверждается предприятием-изготовителем. Если в ранее заданные технико-экономические параметры новой про­ дукции вносятся изменения в процессе конструирования или на стадии испытания опытного образца, соответствен­ но корректируется, по соглашению между заказчиком и разработчиком, и лимитная цена.

При определении лимитной цены учитываются воз­ можности снижения издержек производства (за период от выдачи технического задания до второго года серий­ ного производства новой продукции) в результате дейст­ вия научно-технического прогресса и роста на его основе производительности труда. Размер снижения устанавли­ вается в виде коэффициента удешевления (В), опреде­ ляемого с учетом темпов снижения себестоимости в от­ дельных отраслях народного хозяйства. В настоящее время для большинства отраслей этот коэффициент уста­

новлен на уровне 0,8.

Лимитная цена определяется на все виды новой про­ дукции. На принципиально новую продукцию она уста­ навливается на основе укрупненных нормативов мате­ риальных и трудовых затрат; на однотипную, функцио­

106

нально однородную, являющуюся продолжением пара­ метрического ряда, исходя из технико-экономических па­ раметров, включаемых в проектное задание, с учетом коэффициента удешевления; на предназначенную к заме­ не ранее освоенной — как произведение верхнего предела цены (Цвп) на коэффициент удешевления:

Цл = Цв„ -В1.

На стадии проектирования лимитные цены позволяют конструкторам отказаться от экономически невыгодных технических проектов, заставляют их искать и находить наиболее экономически обоснованные решения техниче­ ских задач и создавать только такую новую технику, которая способствовала бы снижению затрат живого и овеществленного труда. Ориентируя на максимальный народнохозяйственный эффект, лимитные цены осуще­ ствляют тем самым контроль за эффективностью новой техники и создают необходимые экономические условия, заинтересовывающие предприятия-изготовители в про­ изводстве и систематическом улучшении новой продук­ ции, а потребителей — в ее внедрении. Практическая за­ дача ценообразования заключается в превращении ли­ митных цен в обязательную начальную ступень ценооб­ разования, в категорическом запрещении принятия новой продукции к производству без определения лимитной цены, в исчислении оптовой цены в рамках первоначаль­ но определенной лимитной, ни в коем случае не превы­ шающей ее. Этому должна способствовать разработка соответствующих отраслевых инструкций по определе­ нию лимитных цен, в которых, исходя из особенностей той или иной отрасли народного хозяйства, должен экономи­

1 П р и в о д и м ы е з д е с ь и в д а л ь н е й ш е м

ф о р м у л ы и п ри м еры в о с н о в ­

ном в з я т ы

и з и н ст р у к ти в н ы х м а т е р и а л о в

Г о ск о м и т ет а цен С о в е т а М и ­

ни стров С

С С Р .

 

107


чески обоснованно определяться коэффициент удешевле­ ния (В), связанный со снижением издержек производства.

На принципиально новую продукцию, не имеющую аналогов среди выпускаемых изделий и впервые осваи­ ваемую в СССР, в период ее освоения и в первый период серийного производства устанавливаются временные оптовые цены. Временные цены исчисляются, исходя из плановой себестоимости впервые осваиваемой продукции, включающей дополнительные расходы и потери, связан­ ные с освоением, и рентабельности в размере, преду­ смотренном планом на данный год по основной продук­ ции, но не ниже 10% и невыше20% к себестоимости. Ес­ ли обоснованные повышенные затраты на производство новой продукции возмещаются за счет фонда освоения новой техники или единого фонда развития науки и тех­ ники, то они в себестоимость не включаются. С оконча­ нием срока действия временных цен вводятся постоян­ ные оптовые цены. Постоянные цены, утверждаемые вза­ мен временных, определяются на основе плановой себе­ стоимости второго года серийного выпуска для изделий, на которые временная цена действовала до одного года,

иплановой себестоимости третьего года серийного выпус­ ка, если временная цена действовала свыше одного года,

ипринятого для отрасли норматива рентабельности. Почти так же устанавливаются цены и на продукцию,

изготавливаемую по разовым заказам. Разовые цены определяются исходя из сметной калькуляции, отражаю­ щей все затраты на выполнение данного разового заказа, включая возмещение затрат по подготовке производства, и рентабельности в размере, предусмотренном планом на данный год по основной продукции предприятия-изгото­ вителя, но не ниже 10% и не выше 20% к плановой себе­

стоимости.

На новую продукцию, имеющую аналоги среди выпус­ каемых изделий, сразу устанавливаются постоянные це-

108

ны. Ценообразование на такую продукцию осуществляет­ ся в рамках сложившейся системы цен. Действующие цены на аналогичную продукцию выступают в качестве базы новых цен. Уровень цен на новые изделия определя­ ется, исходя из действующих цен на заменяемую или ана­ логичную продукцию с учетом экономического эффекта от использования новой продукции. В расчете на единицу полезного эффекта, а также потребительной стоимости (производительности, мощности и т. п.) цены на новую продукцию должны быть ниже цен на ранее освоенные изделия. Это обеспечивает необходимое единство системы цен и целесообразных ценностных соотношений и преду­ преждает возможность экономически не оправданного удорожания новой продукции. Другими словами, в соот­ ветствии с требованиями хозяйственной реформы уро­ вень цен формируется в настоящее время с учетом сово­ купных затрат общества, слагающихся не только из те­ кущих и единовременных затрат, овеществленных в сред­ ствах производства, но и с учетом народнохозяйственной эффективности их использования.

Экономический эффект является объективным крите­ рием установления новых цен и в ценообразовании справедливо получил название распределяемый.

Исходя из имеющегося распределяемого экономиче­ ского эффекта устанавливается надбавка к оптовой це­ пе. Само название экономического эффекта «распреде­ ляемый» говорит о том, что он распредляетея в опреде­ ленной пропорции между производителем и потребите­ лем, т. е. делает новую продукцию взаимовыгодной как для изготовителя, так и для потребителя. Для изготовителя часть экономического эффекта в виде надбавки создает необходимые стимулирующие условия для дальнейшего совершенствования производства и выпуска новых изде­ лий, для потребителя эта выгода состоит в том, что появ­ ляется возможность быстрейшего внедрения новой про-

109


дукции в производство. Если бы весь эффект оставался либо у изготовителя, либо у потребителя, нарушилась бы равновыгодность сторон и создались условия, при ко­ торых либо изготовитель не был заинтересован в произ­ водстве новой продукции, либо потребитель в ее внедре­ нии. Именно распределение экономического эффекта яв­ ляется движущей силой производства и внедрения новой продукции, а следовательно, и технического прогресса.

В соответствии с типовой методикой1 определения оп­ товых цен на новую продукцию производственно-техниче­ ского назначения распределяемый экономический эффект (Эр) исчисляется как разность между верхним пределом

цены (Цвп) и суммой нижнего предела цены (Ц,т ) и плановых затрат на подготовку и освоение серийного производства нового продукта (30н), соизмеренной с ко­ эффициентом минимального превышения верхнего пре­ дела цены над суммой нижнего предела и затрат на под­ готовку и освоение (Км), т. е.

Эр= Цвп— (Ц,ш+3„„) • (1+Км).

Из формулы расчета распределяемого экономического эффекта наглядно видно, что для его определения необ­ ходимо предварительно рассчитать верхний и нижний пределы цены. Расчет верхнего предела цены произво­ дится по следующей приведенной в методике формуле:

Цвл

= Цб

Пн

тб + Ец

И б -

 

и „

 

 

Пб

Т„ + Е„

1

+

Е „

 

ЛК.

 

 

 

Т„

 

 

1 И м е ет с я в в и д у « М е т о д и к а о п ределен и я

о п т о в ы х

цен

на новую

п р о д у кц и ю

п рои зводствен н о -техн и ческого назначени я » .

М.,

П рейску -

р а н т и з д а т ,

1974. Д л я

к р атк о сти в д а л ь н е й ш е м она

б у д ет н а з ы в а т ь с я

типовой м етодикой .

 

 

 

 

 

 

 

ПО



где Цб— прейскурантная (скорректированная) цена базисного продукта;

Пн и Пб — годовые объемы продукции, произведенные соответственно при помощи единицы нового и базисного продукта;

Тб и Тп — сроки службы с учетом морального износа или до первого капитального ремонта соот­ ветственно базисного и нового продукта;

Еп— нормативный коэффициент эффективности; Ин и Ио — текущие затраты потребителя на производ­ ство годового объема продукции при ис­ пользовании соответственно единицы нового

и старого продукта;

ДК — изменение сопутствующих капитальных за­ трат у потребителя в связи с использовани­ ем нового продукта вместо старого.

Формула верхнего предела позволяет учесть преиму­ щества новой техники по сравнению с заменяемой базис­ ной путем комплексного учета основополагающих фак­ торов и прежде всего таких, как повышение производи­

тельности труда

увеличение долговечности

(срока службы)

+ Е„

; экономия на текущих

 

+ Ен

 

Т„

эксплуатационных затратах за принятый срок служоы

_Иб- И„_

 

1

+ Ен

и экономия на сопутствующих капиталь-

т

 

* Н

ных затратах у потребителя, связанных с использо­ ванием новой продукции (ДК ).

Ш

Цена верхнего предела находится в прямо пропорцио­ нальной зависимости от производительности нового из­ делия: чем выше производительность, тем выше и цена. Несколько иная зависимость цены верхнего предела от срока службы нового продукта. Поскольку всякое старе­ ние продукции связано с повышенными эксплуатацион­ ными расходами, то введенный в формулу нормативный коэффициент эффективности несколько сдерживает рост цены в связи с ростом сроков службы нового продукта, играя тем самым своеобразную роль утяжелителя. Если, например, срок службы нового изделия увеличивается с 10 до 20 лет, т. е. вдвое, то предельная цена при прочих равных условиях увеличится лишь на 25%

При расчете верхнего предела цены в качестве показате­ ля срока службы принимается, как правило, общий срок службы с учетом морального износа, а при невозможно­ сти его определения— срок службы до первого капиталь­ ного ремонта. При расчете показателей текущих за­ трат учитывается изменение только прямых затрат (заработной платы, затрат на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п.) и расходов по содержанию и эксплуатации оборудования (без включения амортиза­ ционных отчислений). Изменение цеховых, общезавод­ ских и внепроизводственных расходов не учитывается. Последний элемент формулы верхнего предела стимули­ рует на экономию дополнительных капитальных затрат, сопутствующего оборудования, вызываемого использова­ нием нового продукта, поскольку всякое уменьшение этих затрат приводит к увеличению верхнего предела цены.

112